ОРКЕСТР В ДЕТСКОМ САДУ
методическая разработка на тему
Программа обучения детей игре на музыкальных инструментах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkestr_v_detskom_sadu.docx | 50.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРКЕСТР В ДЕТСКОМ САДУ
Пояснительная записка
Исполнительство на детских музыкальных инструментах -важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в дошкольных учреждениях наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.
Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Цель программы - помочь детям активно войти в мир музыки, сделать ее естественной и потому необходимой в жизни ребенка, постоянно действующей волшебной силой, под воздействием которой дети способны раскрыть творческие способности. Музыка поможет им «научиться яснее мыслить и глубже чувствовать, становиться настоящим человеком» (Д.Б.Кабалевский).
Задачи программы:
1. Расширять музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес и любовь к музицированию.
2. Формировать музыкальные способности: чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух.
3. Развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию.
4. Уметь слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре.
5. Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра.
6. Формировать целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.
Для успешного решения перечисленных задач необходимо наличие многих факторов:
• квалифицированная подготовка музыкального руководителя (знать методические приемы в работе с детьми по обучению их игре на детских музыкальных инструментах);
• умение музыкального руководителя правильно и эффективно организовать занятие;
• правильный выбор инструментов, содержание их в рабочем состоянии.
Основными критериями при выборе инструментов для детского оркестра должны быть: простота при музицировании, чистый строй, достаточно громкий звук. В данной программе, кроме ударных инструментов, используется комплект инструментов Карла Орфа (ксилофон-альт, ксилофон-сопрано, металлофон, колокольчик-альт, колокольчик-сопрано).
Количество инструментов, необходимое для занятий, зависит от их наличия и поставленных задач. Следует заранее позаботиться о всем необходимом оборудовании для организации занятий с детьми (подставках для инструментов, удобных стульях для исполнителей, исправных палочках для ударных инструментов, удлинителях и соединительных шнурах для электромузыкальных инструментов).
Педагогу необходимо досконально знать каждый инструмент, входящий в состав оркестра (его диапазон, регистры, тембры, силу звука, динамические и технические возможности и другие индивидуальные свойства), и несомненно владеть приемами игры на каждом инструменте.
При обучении игре на ксилофоне, металлофоне и колокольчике (хроматическом и диатоническом) постановка рук одинакова. Поэтому осваивать их можно одновременно. Инструмент ставят на специальную подставку или стол, соответствующий росту ребенка. Кисти рук с молоточком, как и сам инструмент, должны находиться немного ниже уровня пояса исполнителя. При более низкой постановке ребенок наклоняется к инструменту и горбит спину, при высокой - поднятые руки будут напрягаться и быстро уставать.
Ручка молоточков кладется на среднюю фалангу указательного пальца и придерживается большим пальцем. Конец ручки должен свободно «ходить» в ладони. Такое положение обеспечивает при ударе о пластинку свободный отскок молоточка, при котором возникает яркий, звонкий звук. Если же молоточек зажат в руке, звук получается глухой, невыразительный.
Влияет на качество звука и место удара, поэтому играть следует по центру пластинки. Замах для удара должен быть кистевой, запястье и кисть свободны. Необходимо следить, чтобы ребенок не производил удар всей рукой от плеча. При правильной постановке рук и свободном без напряжения ударе руки во время игры не должны уставать.
Добиться ровного, одинакового удара обеими руками поможет следующее упражнение. Поставив правый молоточек на пластинку «соль», а левый - на «до», играть неспеша, чередуя правую и левую руки.
Затем по тем же пластинкам нужно играть одновременно обеими руками, сохраняя нужный темп. Оба эти приема надо отрабатывать в медленном темпе, а затем постепенно ускорять его.
Эффектно звучит глиссандо, при котором молоточек скользящим движением проводится по ряду пластинок.
Для осознания соотношений длительностей звуков применяется моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть - , восьмые - , половинка - , целая - ). Для того чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе с подтекстовкой длительностей.
При разучивании мелодии на инструментах с определенной высотой звучания целесообразно дать детям элементарные знания по музыкальной грамоте: названия нот и их расположение на нотоносце и на инструментах. Прежде чем разучить мелодию на инструменте, необходимо, чтобы ребенок ее запомнил, имел представление о ее движении (вверх, вниз, на одном звуке, скачки на разные интервалы), самостоятельно пропел, воспроизвел ритмический рисунок, показал движение мелодии рукой. Для лучшего запоминания желательно использовать наглядные пособия (фланелеграф, нотный стан).
В работе с оркестром (ансамблем) музыкальные руководители в основном пользуются готовыми инструментовками, опубликованными в детских сборниках. Зная некоторые правила инструментовки, они могут сами, исходя из характера музыки, определить состав оркестра, выбрать группы солирующих инструментов, уточнить, каким инструментам поручить различные элементы фактуры (мелодию, аккомпанемент, ритмическое сопровождение).
Соотношение количества инструментов определяется по яркости тембров. Тихих мелодичных инструментов должно быть больше, чем звонких и ударных.
При распределении партий в оркестре необходимо учитывать интересы и способности детей. Более сложные партии мелодических инструментов поручить тем, кто достаточно легко подбирает мелодии по слуху. Исполнение ритмического рисунка мелодии, метрической пульсации доверять детям, имеющим хорошее чувство ритма.
Игре в оркестре (ансамбле) предшествует большая, кропотливая индивидуальная работа с каждым исполнителем. Необходимо привлекать детей самостоятельно высказываться о музыке, отмечая ее выразительную и изобразительную стороны, предложить с учетом характера, настроения музыки самим подобрать соответствующие инструменты.
Ансамблевая игра требует слаженности исполнения: ритмичности и общей музыкальной выразительности. Поэтому следует побуждать детей прислушиваться к своей игре и игре товарищей, слышать фортепианную партию, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроение, выраженное в музыке, одновременно начинать и заканчивать игру, внимательно слушать музыкальные фразы, отмечая смену частей, вовремя вступать после пауз.
В работе со всем оркестром необходимо соблюдать принцип индивидуального подхода, занятия вести тактично и доброжелательно, стараясь заинтересовать каждого ребенка самим процессом игры на детских музыкальных инструментах.
Исполнение на музыкальных инструментах может сопровождать различные виды детского творчества: пение, танец, игра. Оркестр своим многотембровым звучанием украсит любой номер на празднике.
Синтез различных видов музыкально-исполнительской деятельности детей - музицирование в оркестре, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры - способствует их наиболее быстрому и разностороннему музыкальному развитию.
Программа рассчитана на детей средней, старшей и подготовительной к школе групп детского сада и состоит из пяти разделов:
1. Знакомство с инструментами и оркестрами.
2. Элементарная музыкальная грамота.
3. Упражнения при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
4. Игра в оркестре (ансамбле).
5. Творческие задания.
Занятия проводятся один раз в неделю с подгруппой 10-12 детей: в средней группе 20-30 мин, в старшей и подготовительной к школе группах по 30-40 мин.
Задачи по возрастным группам
Средняя группа (4-5 лет). Обогащать опыт восприятия музыки. Воспитывать интерес к детским музыкальным инструментам, желание научиться играть на них. Воспитывать чувство ритма, различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду. Научить правильным приемам звукоизвлече-ния. Играть индивидуально и в ансамбле. Развивать творчество. Знакомить с оркестровым звучанием.
Старшая группа (5-6 лет). Играть знакомые песни, попев-ки индивидуально и в ансамбле (оркестре), соблюдая общую динамику, темп. Своевременно вступать и заканчивать игру. Развивать творчество. Побуждать к активным самостоятельным действиям. Знакомить с оркестровым звучанием.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет). Уметь самостоятельно организовать небольшой оркестр (ансамбль). Играть по одному и в ансамбле, своевременно вступая и заканчивая свою партию. Играть с динамическими оттенками. Знакомить с оркестровым звучанием.
Средняя группа
Период | Программное содержание | Музыкальный репертуар | |
I раздел. Знакомство с инструментами и оркестрами | |||
1 квартал | Познакомить детей с ударными (ритмическими) инструментами (погремушкой, бубном, барабаном, колокольчиком). Рассказать о конструктивных особенностях этих инструментов, показать приемы игры на них | ||
II квартал | Продолжать знакомить детей с простейшими ударными (ритмическими) инструментами (деревянные ложки, деревянные палочки, маракасики). Познакомить с мелодическим ударным инструментом - металлофоном. Рассказать о конструктивных особенностях инструмента, показать приемы игры. Познакомить детей с оркестром русских народных инструментов | ||
III квартал | Познакомить с конструктивными особенностями и приемами игры на ударных ритмических инструментах (кастаньеты, треугольник, трещотка, тарелки). Продолжать знакомить детей со звучанием оркестра русских народных инструментов | ||
II раздел. Элементарная музыкальная грамота | |||
1 квартал | Дать представление о высоких и низких звуках, о динамике музыки (тихо - громко) | «Птица и птенчики» Е.Тиличеевой; «Тихие и громкие звоночки» Р.Рус-тамова | |
II квартал | Познакомить с метроритмической организацией музыки (метрический пульс, сильная доля, темп) | «Полька» М.Глинки; «Поезд» Н.Метлова; «Маленький вальс» Д.Кабалевского | |
III квартал | Объяснить понятия «долгие и короткие звуки» та та ти-ти та Познакомить с понятием «пауза» | ||
III раздел | Упражнения при обучении игре на детских музыкальных инструментах | ||
1 квартал | Учить детей: - играть на колокольчиках различной высоты, отмечая сильную долю такта; - выполнять простейший ритмический рисунок хлопками, используя знакомые ударные (ритмические) инструменты (погремушка, бубен, барабан, колокольчик): | «Колокольчики звенят» В.Моцарта; «Чей колокольчик» М.Раухверга; «Птица и птенчики» Е.Тиличеевой; «Полька» М.Глинки; «Петушок», рус.нар.мелодия; «Тихие и громкие звоночки» Р.Рустамова; «Тише-громче в бубен бей» Е.Тиличеевой | |
II квартал | Учить детей: - отмечать на ударных (ритмических) инструментах (деревянные ложки, маракасики, деревянные палочки) сильную долю такта, метрическую пульсацию; - играть простейшие ритмические рисунки: JJJJI Jj Л |; - ускорять и замедлять темп при игре на ударных инструментах; - играть через звук и на двух близлежащих звуках; - воспроизводить на ударных инструментах ритм простых потешек и стишков | «Полька» М.Глинки; «Аннушка», чеш.нар.песня; «Марш» Т.Попатен-ко; «Вальс» С.Майкапара; «В садике» С.Майкапара, «Поезд» Т.По-патенко «Кукушка», «Андрей-воробей», рус.нар.песни; «Месяц Май» Е.Ти-личеевой | |
III квартал | Учить детей: - играть на металлофоне поступенное движение мелодии вверх и вниз; - передавать на знакомых музыкальных инструментах простой ритмический рисунок мелодии; - уметь в движении показать паузу (разводят руками или присаживаются) Продолжать учить передавать на ударных (ритмических) инструментах метрическую пульсацию и сильную долю | «Лесенка» Е.Тиличеевой; «Василек», рус.нар.песня; «Зайка», рус.нар.песня; «Андрей-воробей» рус.нар.песня. «Гавот» Ф.Госсека; «Часики» М.Вольфензона; «Бульба», белорус, нар. мелодия | |
IV раздел. Игра в оркестре (ансамбле) | |||
1 квартал | Учить детей вместе начинать игру на ударных инструментах после музыкального вступления и заканчивать игру вместе с окончанием звучания музыки. Соблюдать общий темп и динамику | «Маленькие музыканты» В.Семенова; «Тихие и громкие звоночки» Р.Рустамова; «Игра с погремушками» Ф.Флотова | |
II квартал | В шумовом оркестре вместе вступать и заканчивать игру, слышать двухчастную форму музыки. Соблюдать общий темп и динамику | Грамзапись любой русской народной мелодии; «Колесико», латыш, нар.танец, обработка И.Арсеева | |
III квартал | Своевременно вступать и заканчивать свою партию, соблюдая общий темп и динамику. Слышать смену музыкальных фраз, предложений, частей | Грамзапись любой русской народной мелодии; «Полька» М.Глинки; «Музыкальная шкатулочка» С.Майкапара | |
V раздел. Творческие задания | |||
1 квартал | Учить детей: - на любом музыкальном инструменте передавать ритмический рисунок своего имени; - передавать хлопками, постукиванием, игрой на одном звуке ритм слов, имен, фраз; - выполнять конструктивные импровизации на погремушке, бубне, барабане | ||
II квартал | Исполнять импровизацию «Дождик» (на металлофоне). Передать различным ритмическим рисунком имя друга (Оля - Оленька, Коля - Коленька и т.д.). Звукопод-ражать голосам животных и птиц. Конструктивные импровизации на деревянных ложках, металлофоне, деревянных палочках, маракасиках | ||
III квартал | «Подыграй музыканту» - уметь придумать свой ритмический рисунок и подыграть музыкальному сопровождению На музыкальных инструментах попытаться изобразить движения различных животных (ходит медведь, прыгает зайчик, поет птичка и т.д.) Конструктивные импровизации на кастаньетах, треугольнике, трещотке, тарелках |
Старшая группа
Период | Программное содержание | Музыкальный репертуар |
I раздел. Знакомство с инструментами и оркестром | ||
Сентябрь -октябрь | Рассказать о звуках окружающего мира, о возникновении музыкальных инструментов. Познакомить с оркестром детских музыкальных инструментов: ударные (ритмические), ударные «мелодические», духовые, пневматические. Познакомить с инструментами К.Ор-фа: колокольчик-сопрано, колокольчик-альт, металлофон, ксилофон-сопрано, ксилофон-альт | Использовать любые звуки окружающего мира, записанные на аудиокассету |
Ноябрь -декабрь | Познакомить с симфоническим оркестром: струнной группой (скрипка, альт, виолончель, контрабас), ударной группой (барабан, литавры, тарелки, треугольник) | П.Чайковский. Фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» |
Январь -февраль | Продолжать знакомить с симфоническим оркестром: духовой группой (труба, валторна, тромбон, фагот, флейта и др.) | С.Прокофьев.Симфоническая сказка «Петя и волк»* |
Март -апрель | Познакомить с народными инструментами: гармоника, балалайка, домра, гусли, трещотка, коробочка, баян и др. Познакомить с оркестром русских народных инструментов | Русские народные мелодии**: «Пастушок играет на рожке», «Пойду ль , выйду ль я», «Полянка» и др. |
* Здесь и далее см.: Беседы о музыкальных инструментах: Аудиокассета / Сост. О.П.Радынова. - М., 1997. <2 ** Дети слушают музыку: Грамзапись: Пособие для воспитателей.
Период | Программное содержание | Музыкальный репертуар | ||
II раздел. Элементарная музыкальная грамота | ||||
Сентябрь -октябрь | Познакомить с понятиями: музыкальные и немузыкальные звуки, звуки высокие и низкие, долгие и короткие; темп; длительное ; динамика | |||
Ноябрь -декабрь | Познакомить с понятиями: сильная доля, пульс музыки; размер 2/4; пауза гамма; тоника Познакомить с записью ритмов | |||
Январь -февраль | Закреплять пройденные понятия Познакомить с размером 3/4, объяснить пульсацию и выделение сильной доли в размере 3/4 Знакомить с новыми понятиями «мажор», «минор», «затакт» Познакомить с записью ритмов в размере 3/4: Объяснить, что такое вступление, заключение | |||
Март -апрель | Закреплять пройденный материал Познакомить с размером 4/4, пульсацией и выделением сильной доли в размере 4/4 Познакомить с записью ритмов в размере 4/4 Объяснить понятия «октава», «целая нота» | |||
Май | Повторение и закрепление пройденного | |||
III раздел. Подготовительные упражнения | ||||
Сенбярь-октябрь | Знакомить с различными приемами игры на детских музыкальных инструментах В произведениях различного характера и темпа слышать и отмечать метрическую пульсацию на деревянных палочках, бубне, треугольнике Выделять сильную долю такта Работать над ритмами: На металлофоне играть поступенное движение мелодии вверх и вниз. Игра через звук | Марши А.Филиппенко, С.Прокофьева, А.Жилинского, Н.Метло-ва; польки П.Чайковского, М.Глинки; А.Спадавеккиа; «Итальянская полька» С.Рахманинова; «В садике» С.Майкапара | ||
Ноябрь-декабрь | Выделять сильную долю на слух и в игре на детских музыкальных инструментах Работать над ритмическими эталонами: Знакомить с тактированием и дирижированием на 2/4 Передавать чередование метроритмического пульса и сильной доли такта Играть простейшие партитуры в размере 2/4: Играть гаммы вверх и вниз Играть простые попевки на одном, двух звуках индивидуально и в ансамбле | «Звенящий треугольник» Р.Руста-мова; «Немецкая песенка» П.Чайковского; «Игра со звоночками» Ю.Рожавской; «Этюд с музыкальными инструментами» Ф.Госсека; «Полька» М.Глинки, «Аннушка», чеш.нар.мелодия «Лесенка» Е.Тиличеевой; «Андрей-воробей», рус.нар.песня; «Небо | ||
III раздел. Подготовительные упражнения | ||||
Январь -февраль | Учить детей определять на слух размеры 2/4 и 3/4. В игре «Ритмическое эхо» учить детей без ошибок повторять ритмический рисунок, исполненный педа- | Вальсы П.Чайковского, Ф.Шопена, Р.Шумана, Э.Грига; «Экосез» Л.Бетховена; «Менуэт» И.Баха; | ||
гогом Работать над ритмическими эталонами в размере 2/4 | латвийская народная полька | |||
Выделять сильную долю Играть и петь гаммы До-мажор Тактировать и дирижировать на 3/4 Играть попевки индивидуально и в ансамбле Уметь читать партитуры в размере 3/4: | «Скок, скок, поскок», рус.нар.песня; «Василек», рус.нар.песня; «Игра с погремушками» С.Майка-пара; «Сорока-сорока», рус.нар. попевка | |||
Март -апрель | Передавать метроритмическую пульсацию и сильную долю Определять на слух размеры 2/4, 3/4 и 4/4 Выделять сильную долю | «Танец маленьких лебедей» П.Чайковского; «Киска» М.Дюбуа; «Натали и Дед Мороз» М.Дюбуа; «Танец дикарей» Е.Накада; «Тамбурин» Ж.Рамо | ||
Май | Повторение и закрепление пройденного материала. | |||
IV раздел. Игра в оркестре (ансамбле) | ||||
Сентябрь - октябрь | Учить детей: - играть простейшие партитуры в размере 2/4 индивидуально, небольшими подгруппами и в ансамбле (оркестре); - играть в ансамбле простые песенки и попевки, соблюдая общий темп, динамику и настроение; - индивидуально разучивать партии | Грамзапись любой русской народной мелодии «Вот какие чудеса» А.Филиппенко; «Часики» М.Вольфензона | ||
Ноябрь-декабрь | Играть в шумовом оркестре. Учить своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий темп, динамику и настроение музыкального произведения Играть оркестровые партии индивидуально, небольшими группами и в составе оркестра. | Русские народные песни: «Василек», «На зеленом лугу», «Зайчик»; «Часики» М.Вольфензона; «Вальс петушков» И.Стрибогга | ||
Январь-февраль | Играть индивидуально и в ансамбле простые песенки и попевки Играть гаммы в различных ритмических вариантах Разучивать партии индивидуально и небольшими группами Играть небольшими группами инструментов Играть всем оркестром, соблюдая темп, динамику, одновременно начинать и заканчивать исполнение | «Старинная французская песенка» П.Чайковского | ||
Март-апрель | Играть индивидуально по партиям и небольшими группами инструментов Играть всем оркестром, исполняя знакомые песенки и попевки, передавая их различный характер звучания | |||
Май | Повторение и закрепление пройденного Подготовка и проведение концерта |
V раздел. Творческие задания | ||
Сентябрь -октябрь | Прохлопать, простучать, сыграть на инструменте ритмический рисунок слов, имен, фраз, стихов Звукоподражать голосам животных и птиц Передавать конструктивные импровизации различных музыкальных инструментов Уметь отгадать звучание музыкального инструмента i и повторить ритмический рисунок | |
Ноябрь -декабрь | Уметь подыграть музыканту Импровизация «Дождик». Импровизация сказки «Теремок» Сочинить ритмический рисунок, песенку на заданный текст | |
Январь -февраль | Импровизации на ударных (ритмических) инструментах Играть в оркестре Проговаривать различные тексты в определенном размере Играть с дирижером | |
Март -апрель | Импровизации на «мелодических» ударных инструментах Исполнять импровизации с треугольником, румбой, кастаньетами Подыграть музыканту Импровизация «Гроза» Отзовись, кого зовут Сочинить сопровождение | |
Май | Закрепление и повторение пройденного |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий городского мероприятия для детских садов: «Детский альбом» П.И. Чайковского.
Сценарий предназначен для проведения и ознакомления детей 4-8 летнего возраста с музыкой композитора П. И. Чайковского. Номера были показаны с помощью интеграции предметов, объедененных между со...
Методическая разработка спортивного праздника в МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития воспитанников № 51 « Олимпийцы в детском саду»
Спортивный праздник для детей стершей группы...
"Опыт работы МБДОУ детского сада № 32 г. Каменск - Шахтинский с детьми и родителями по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма"
Опыт работы МБДОУ детского сада № 32 г. Каменск - Шахтинский с детьми и родителями по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма....
Я иду в детский сад! Адаптация ребенка в детском саду.
Принятию решения отдать ребёнка в дошкольное учреждение, как правило, предшествуют раздумья, тревоги родителей: «Как ребенок будет привыкать к детскому саду? Как он адаптируется к новым людям, новым у...
Конспект - занятия "Оркестр в детском саду"
Конспект-занятие "Оркестр в детском саду"Цель: Формирование у детей умений и навыков в игре на детских музыкальных инструментах, развитие творческих способностей.Задачи:1. Формировать у дете...
Конспект открытого музыкального развлечения в старшей группе «Оркестр в детском саду»
Оркестр в детском саду. Музыкальное развитие дошкольниковНазначение: Оркестровый номер предназначен для детей дошкольников 5-6 лет. Его могут использовать музыкальные руководители, воспитатели и...
Рабочая программа "Программа коррекционно-развивающей работы детского сада детского сада для детей с ОНР, ФФН"
Рабочая программа "Программа коррекционно-развивающей работы детского сада детского сада для детей с ОНР, ФФН"...