классный час "Права и обязанности школьника"
классный час (8 класс) на тему

 

Классный час " Права и обязанности школьника " в старших классах. На классном часе обсуждаем обязанности и права  школьника. Изучаем документы, в которых говорится о правах и обязанностях школьника.Обыгрываем различные ситуации.

Цель: - воспитание правовой грамотности учащихся

 - учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя»;

 - формировать коммуникативные умения школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoe_vospitanie_shkolnika.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Правовое воспитание школьника.

Мероприятия по правовому воспитанию в старших классах

Учащиеся  старших классов — вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь. Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя. Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.

Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно.

Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.

Формы мероприятий, направленных на просвещение старших школьников:

  • Беседа;
  • Тематический классный час;
  • Информационные плакаты (лучше, если их делают сами ученики);
  • Игры, конкурсы, викторины;
  • Экскурсии;
  • Выставки, наглядная агитация;
  • Встречи – лекции с представителями социальных структур;
  • Родительский всеобуч.

Примерная тематика классных часов по формированию правовой культуры

  • Что такое закон? (Правила в нашей жизни, Правила поведения в школе, Устав школы)
  • Правовое государство (Понятие правового государства).
  • Права человека и порядок в обществе.
  • За что ставят на учет в полицию?
  • Правопорядок в школе. За что ставят на внутришкольный учет?
  • Давление среды (наркотики, алкоголь, сигареты).
  • Правонарушение и наказание (Поступок-проступок-преступление).
  • Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним.
  • Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?
  • Ответственность за употребление и распространение наркотических средств и алкогольной продукции.
  • «Умей сказать «нет»

Беседа “Я и право”

Познавательная беседа “Ваши права и обязанности”

Беседа «Административное право. Правонарушения. Взыскания»

Классный час «Ребенок и закон»

Классный час «Поступок и ответственность»

Классный час «Права ребенка»

Классный час «Как вести себя в общественном месте»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы Школа №1

Классный час «Права и обязанности школьника»

        Учитель: Маслова И.М.

Комсомольск-на-Амуре

2018

Классный час «Права и обязанности школьника»

Цель: - воспитание правовой грамотности учащихся

 - учить учащихся определять, что такое «можно», а что такое «нельзя»;

 - формировать коммуникативные умения школьников.

Учитель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.

 1  На доске вывешены таблички с определениями:

Права

Обязанности

Долг

Ответственность

Свобода

Класс должен дать свою версию этих определений.

Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.

Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).

 

2 В каких документах говорится о правах и обязанностях человека? –

 Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.

3 Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности.) На доске 2 столбика.

Права школьника.

  • право на бесплатное образование
  • право на получение дополнительного образования
  • право на охрану жизни и здоровья
  • право свободы выражения своих убеждений
  • право посещать мероприятия
  • право на защиту
  • право на отдых
  • право пользоваться библиотекой
  • право избирать и быть избранным
  • право на обучение по индивидуальным программам
  • право на выбор образовательного учреждения
  • право вступать в общественные организации
  • право на уважение собственного достоинства.

Обязанности школьника:

  • добросовестно учиться
  • беречь школьное имущество
  • уважать учащихся и работников школы
  • выполнять устав школы
  • выполнять правила внутреннего распорядка.

 4 Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей     (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).

 5

  Сценка из школьной жизни

Раздаются слова на листочках. Ребята разыгрывают сценку.

Командир:- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: - Не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня:-Вика , Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Учитель: Ваня, ты уже который понедельник не готов к уроку!

Ваня:-Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю») :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель:-Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: - Он подставил мне подножку.

Мальчик: - А он не имеет право унижать моё достоинство

Назовите обязанности, которые должны были выполнять герои сценки.

Назовите права, которые нарушались.

6  Пословицы на доске. Подберите к пословицам статьи.

Пословицы:

  1. Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
  2. Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
  3. Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
  4. Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
  5. При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье)
  6. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
  7. Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
  8. Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
  9. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
  10. Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  11. Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
  12. Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд) 

Вывод: уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.

 «Живи по закону, поступай по совести». чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;

заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;

Литература

  • 1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Комментарий к статьям 5 и 6. – М.: Институт государства и права Российской Академии наук, 1997.
  • 2. Европейская конвенция о защите прав человека, 2001.
  • 3. Декларация и программа действий в области культуры мира. Информационный центр ООН, Весь Мир. М.: 1999.
  • 4. Декларация принципов терпимости. ЮНЕСКО.
  • 5. Международные акты о правах человека. Сборник документов. «ИНФРА-М – НОРМА», М.: 2000. – 784 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданские права и обязанности школьников

Гражданско- правовое восспитание - сегодня одина из актуальнейших проблем. Данное мероприятие поможет заинтересовать школьников младшего возраста в изучении данного вопроса....

Права и обязанности школьников

В данном разделе указаны все права и обязанности, которые должны выполняться учащимися для получения в полной мере необходимого образования...

Права и обязанности школьника

Материал подходит для проведения классного часа...

Классный час "Права и обязанности школьников"

Знакомство с основными правами и обязанностями детей...

Классный час "Права и обязанности школьника".

Кто прежде всего проявляет беспокойство, пытается уберечь детей от неприятностей, создать все необходимые для  развития  ребенка условия, защитить его  интересы и права? Конечно,  ...

Классный час: «Права и обязанности школьника»

Разработан и проведен социальным педагогом МБОУ «СОШ №12» г.Ангарска Шишовой Ольгой Васильевной1. Познакомить с основными законами - Конституцией России;  Декларацией прав Ребенка; Ко...