Вводное занятие. Виды декоративно-прикладного творчества.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Попкова Елена Геннадьевна

Введение в дополнительную образовательную программу «В стране рукоделия".

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества»

План-конспект  занятия на тему:

« Вводное занятие. Виды декоративно-прикладного творчества»

 

 

 Попкова Елена Геннадьевна

педагог дополнительного образования

 

2017 г.

Пояснительная записка.

Данное занятие является вводным  по дополнительной образовательной программе «В стране рукоделия»  и знакомит учащихся с несколькими видами декоративно-прикладного творчества, в частности, с историей появления и развития техники росписи ткани, ее видами, материалами и инструментами для работы, перспективами обучения. Широкое использование наглядных материалов (работы воспитанников и педагога, наглядные пособия, использование интернет-ресурсов для презентации темы), творческий практикум  позволяют представить материал ярко, доступно и грамотно.  

Тема занятия: «Введение в дополнительную образовательную программу «В стране рукоделия»

Тип занятия: вводное комбинированное (информативно-практическое)

Вид занятия: игра - заочное путешествие, творческий практикум

Форма организации занятия: коллективно – групповое.

 Цель:

создание комфортных условий для формирования у ребенка мотивации к изучению техник декоративно-прикладного творчества  для реализации творческих потребностей.

Задачи:

воспитательные:

  • воспитывать нравственную культуру;
  • воспитывать социально-позитивное поведение;

развивающие:

  • развивать познавательный интерес и общий кругозор;
  • развивать познавательный интерес к видам декоративно-прикладного творчества;
  • развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству  как способу профориентации;

обучающие:

  • сформировать начальные знания по батику;
  • познакомиться с материалами и инструментами для росписи ткани;
  • познакомиться с  правилами  по технике безопасности при росписи по ткани.

Организация занятия: дети организованы в 3 группы, рабочее место каждой группы  - 2 стола, объединенных в «квадрат», на столах – общие наборы для батика, бумажные салфетки, кисти, чистые бейджи, фломастеры, бумажные цветы 2-х оттенков.

Планируемые результаты: через наблюдение, работу с дидактическим материалом, практическую деятельность обучающиеся познакомятся с историей росписи по ткани, творческими работами,  освоят начальные знания в технике «холодный батик», что сформирует у них мотивацию   к изучению техник декоративно-прикладного творчества.

Оборудование:

техническое оснащение:

  • мультимедийный комплекс (проектор, экран, компьютер);
  • музыкальный комплекс;
  • для росписи по ткани: краски «Батик» по шелку 3 набора, кисти «синтетика» средний размер , 3 панно из белого креп-шелка  с нанесенным заранее рисунком-контуром, несколько баночек для воды, бумажные салфетки;
  • бумажные декоративные цветы 2-х оттенков оранжевого цвета по количеству  детей;
  • фломастеры, чистые бейджи.

дидактический материал:

  • выставка работ обучающихся прошлых лет;
  • музыкальная тематическая коллекция;
  • презентация «Знакомьтесь, батик!»

Ход занятия.

1. Приветствие. Психо – эмоциональный настрой:

-организация внимания: 

Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Елена Генадьевна, и сегодня, по загадочному стечению обстоятельств, я стану вашим экскурсоводом! Нам  предстоит   необычное путешествие! Но сначала давайте с вами познакомимся! Пожалуйста, возьмите на ваших столах фломастеры и бейджи, разборчиво напишите свое имя и прикрепите так, как вам удобно. Итак, мой бейдж напоминает вам мое имя и отчество, а я вижу ваши имена!          

-  объявление темы  и цели занятия, мотивация:

 Наше путешествие сегодня  - это знакомство с несколькими видами декоративно-прикладного творчества.  Я надеюсь,  что к концу сегодняшнего путешествия вы будете уверены, что каждый из вас может заниматься декоративно-прикладным творчеством и стать немного мастером или художником! ( На экране -  титульный слайд)

3. Презентация  (презентация,  представление выставочных работ и творческий практикум).

Давайте представим, что мы с вами находимся на огромном тихоокеанском лайнере и впереди уже видны острова Индонезии! Это остров Ява! (слайд 2). 

Посмотрите, нас приветствуют местные жители! (слайды 3,4 .)

В знак уважения и дружеского расположения они дарят нам великолепные гирлянды цветов! Давайте украсим себя ими! Вы почувствовали себя   желанными гостями?

Только вот вопрос: почему именно сюда я привезла вас? Да потому, что остров Ява является древнейшим центром батика, росписи ткани, вида творчества, который я люблю больше всего! Росписью ткани занимались и  индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы. Но слово «батик» именно  яванского происхождения, в переводе обозначает «рисование горячим воском» и известно еще с 13 века.

( слайд 5, 6 ) Посмотрите на яркие нарядные костюмы местных жителей! Они расписаны вручную одним из способов росписи – горячим воском.                  

( слайд 7) Воск наносился на ткань с помощью специального приспособления – «чантинга», маленькой медной посудины с загнутым носиком, через который выливался горячий воск (показать чантинг)

(слайд 8) Позже стали использовать ажурные металлические  решетки из проволоки, такие своеобразные штампы, которые опускали в горячий воск, а затем прижимали к ткани. Под воском ткань сохраняла свой первоначальный цвет, а остальную поверхность окрашивали в другой цвет.   Известно  более 10 000 яванских узоров, которые считаются традиционными! Батик так важен до сих пор, что члены местной королевской семьи на все праздники одеваются в костюмы из ткани, расписанной вручную!

Вы, наверное, скажете: «Если существует горячий батик, то должен быть и холодный батик»!  И вы будете абсолютно правы!  

(слайд 9) Здесь рисунок наносится на ткань с помощью специального резервирующего состава, который не дает смешиваться краскам при дальнейшей росписи (показать «резерв» разных цветов и видов)

(слайд 10) Более того, есть роспись, которая называется «узелковый» батик и «свободная роспись ткани! «Узелковый батик»  – это скорее крашение ткани, завязанной в различные узлы.

(слайд 11) А «свободная роспись» – это почти как рисование акварелью на бумаге.                      

( слайд 12) Все эти виды росписи используют для оформления одежды: шарфов, платков, туник  и для оформления интерьера.  Посмотрите на работы наших учащихся!  Как они прекрасны и разнообразны!  

(показать работы с выставки)

( слайд 13) И хочу вам заметить: вы можете сами придумать рисунок для росписи или  использовать готовый, если вы не уверены в своих изобразительных способностях! Хотите, я докажу вам это? Я предлагаю вам расписать ткань в технике «холодный» батик по готовому рисунку. Скажите, кто-то из вас запомнил, что такое «холодный» батик? (ответы детей) 

На ваших столах приготовлены  материалы для росписи. Каждой группе я предлагаю расписать цветы внутри контура (используйте подсказку - небольшое условие расположения цветов – это маленький секрет, который раскроется в конце занятия!)

Но прежде чем мы начнем работать – внимание! Несколько слов о технике безопасности! Как вы думаете, какие правила нам нужно соблюдать?  (ответы детей)

Итак,

- будьте аккуратны  в работе, не спешите;                                                              

- будьте внимательны  друг к другу;

- осторожнее обращайтесь с красками по ткани;                                                                      

 - по всем вопросам обращайтесь к педагогу.

        4. Игровой перерыв (разминка), проводится перед творческим практикумом.

 Каждый художник во время работы тоже разминается. Давайте попробуем! Работа у нас будет вооот такая широкая (руки в стороны), вооот такая высокая (руки вверх), левый угол далекоооо ( потянуться влево-вверх), правый угол еще дальше ( потянуться вправо-вверх)! А потом мы свою работу помнем вот так (руки сцепить в замок и повращать в суставах), и вот так выбросим! (кисти рук встряхнуть несколько раз). 

Нет, ребята, мы с вами ни мять, ни выбрасывать свои работы не будем! Это только шутка – разминка!

Творческий практикум. Педагог рассказывает и показывает  как наносить краску на ткань (каждому выбрать один цвет, снимать  излишки краски с кисти, отступить от края контура, кисть держать более вертикально).                              

Давайте посмотрим, что же у нас с вами получилось! Смотрите, это и есть наш секрет: если соединить  все три работы в ряд, то получится та самая цветочная гирлянда  уважения, гостеприимства и доброжелательности! И окрашена она в цвета радуги, радугу творчества. И это не случайно! Ведь сегодня вовремя нашей экскурсии мы узнали только один вид декоративно-прикладного творчества, а изучать в нашей программе будем и другие: «художественную обработку кожи», «тестопластику»! Но это будут совсем другие истории!

5.Рефлексия.

Подводя итоги нашего занятия, я хочу задать вам вопросы. Но не спешите отвечать на них, подумайте! А когда решите, то выберите яркий цветок, если вам понравились, или более бледный, если  вас что-то смутило или не устроило и украсьте им   мое  «сердце».  

Итак,                                                                                                                  

- понравилось ли вам наше путешествие?                                                              

- понравилось ли вам вид творчества «батик»?  

- хотелось бы вам достичь определенных успехов в этом виде творчества?

( дети прикрепляют свои «цветы»  на «сердце» из красного картона)

Я рада, что мое сердце сегодня согрето яркими цветами ваших положительных эмоций и впечатлений! Спасибо!

  Я предлагаю наши сегодняшние работы, нашу цветочную гирлянду  подарить  Дому детского творчества,  как знак уважения и благодарности!

6. Домашнее задание: Я хочу предложить вам небольшое домашнее задание  - попробуйте сами узнать, что означают слова «кожаная пластика», «тестопластика»! А теперь – до свидания!

Литература:

Аллахвердова Е.Л «Батик. Глина. Дерево. Домашнее рукоделие» ООО «Издательство Астрель»                                                                              

 Баранов С. П. Сущность процесса обучения. — М., 1981.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика:  Учебник для вузов. – Сб.Питер. 2000

Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. — М., 1989

Зайцева О. «Батик» Москва «АСТ» 2008

«Искусство батика» - ООО «Издательство Астрель» 2004.

Люцкевич Д. Роспись по стеклу. – М.: Эксмо, 2007.

Синеглазова М.О. «Распишем ткань сами». –М.: Профиздат, 2000.

Хансен Б.«Роспись по шелку для начинающих» Внешсигма,1997.

 Интернет- ресурсы

ru.wikipedia.org

batikgifts.combatik

narodko.ruarticle/bati/

artbatik.ru

batik-center.ru



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»

«Свободная роспись по ткани                                             с применением солевого раствора»

Составитель: Е.Г. Попкова

2021 год

Тема: Свободная роспись с применением солевого раствора.

Цель занятия: Познакомить учащихся с технологией росписи солевого раствора.

Задачи:

Обучающая: 

- обучить техническим приемам в росписи солевой и акварельной техник.

Развивающая:

 - развивать умения и навыки в солевой и акварельной росписи у учащихся.

Воспитательная:

 - воспитывать наблюдательность, интерес к изобразительному искусству и декоративно-прикладному искусству.

Методы проведения занятия: Объяснение нового материала, практическая работа учащихся.

Оборудование: Ткань (шёлк), пяльца, эскиз, краски по ткани,   соль, кисти беличья №2, №5, вода, палитра, перчатки, фартук.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Подготовка к занятию

Приветствие. Проверка численности учащихся. Подготовка рабочего места

2.  Сообщение темы урока. Свободная роспись с применением солевого раствора.

Техники свободной росписи на ткани:

а) Свободная роспись по солевому раствору;

б) роспись “по сырому”;

в) роспись “сухая кисть”.

В одной работе можно совместить несколько техник свободной росписи.

Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.

Свободная роспись подобна акварельной живописи, с той разницей, что работа выполняется на ткани, натянутой на подрамник.

Свободная акварельная роспись - производится  на основе солевых  растворов  или акварельных грунтов, которые наносятся на натянутую ткань, а потом расписываются  красками. Соляная основа хороша тем, что не дает растекаться жидкой краске по ткани и позволяет работать свободными мазками.

Суть способа заключается в пропитке ткани солевым раствором (или раствором крахмала), который препятствует растеканию краски по ткани, позволяя делать роспись свободными мазками.

Натянутую на подрамник ткань в зависимости от характера рисунка либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введен раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски, дает возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом .Роспись производят при помощи кистей различной величины(либо ватных тампонов ), более или менее пропитанных краской, благодаря чему можно выполнять сочные, насыщенные цветом или полутоновые мазки различного характера. Если рисунок требует мелких разработок - деталей, берут более мелкую кисть(либо тампон делают с тонким заостренным концом).

Приготовление солевого раствора: 2 столовые ложки на стакан воды. Разведите соль в горячей воде, в стеклянной или эмалированной посуде, все кристаллики соли должны раствориться. 

Нанести на ткань предварительный рисунок мягким карандашом, если вы будете делать детализированную роспись. Загрунтовать натянутую ткань широкой кистью ( флейц) с обеих сторон, если был нанесен предварительный рисунок.

Если его нет, ткань можно смочить в растворе, а затем натянуть на раму, высушить, перенести рисунок.

Создание эффектов солью или мочевиной.

Для работы потребуется разная по размеру соль - крупные кристаллы, средние и мелкие. Соль может заменить мочевина, она дает совершенно другой результат за более короткий промежуток времени. Эффект этой техники основан на свойстве соли поглощать влагу. Если вы положите кристаллы соли на только что прокрашенную ткань, то увидите, что соль начнет впитывать воду. Вместе с водой соль притягивает и содержащиеся в ней пигменты, то есть краску, в результате краска как бы вытравливается, становится светлее, в некоторых местах даже обесцвечивается, цвета смешаются , возникают причудливые контуры, абстрактные узоры. Результат всегда будет разный, все зависит от влажности ткани, состава красителей и концентрации состава соли. Эту технику лучше всего использовать, как дополнение к любой другой, а не как самостоятельную. Например, в солевой технике можно сделать фактуру кувшина в натюрморте и т.д. Результат зависит от зернистости соли, т.е. от величины ее кристаллов, и от фактуры ткани. Предугадать конечный итог работы в этой технике практически невозможно, поэтому сколько раз вы примените эту технику, столько новых открытий сделать для себя.
Мелкая соль на влажном шелке, например, создаст изящную структуру рисунка, многочисленные, близко расположенные друг к другу относительно темные участки пигментных скоплений, крупная соль - узоры с четкими цветовыми смещениями.
Действие соли можно чуть-чуть подкорректировать. Для этого на только что положенный крупные кристаллы соли нанесите по капельке воды - от большого количества воды получатся разводы. Форму узоров можно менять с помощью соли, если между кристаллами соли осторожно нанести по капельке краски разного цвета. Тогда проявятся цветовые смещения, зависящие от концентрации соли, типа ткани и способности красителей к растекаемости.
Мочевина дает аналогичный результат, но краситель почти полностью выедается этим химикатом. Если на каждую горошинку мочевины, положенную на только что покрытую красителями ткань, нанести осторожно капельку другого цвета, то через некоторое вы увидите сказочный результат., напоминающий вспышки фейерверка.
Обработанные солью и мочевиной участки ткани сложно прокрасить заново.
После высыхания ткани осторожно снимите кристаллы соли или мочевины.

2.Последовательность выполнения практической работы:

1.Выполнение цветного эскиза на А4(любые цветные материалы: акварель, гуашь,темпера, акварельные карандаши).

2.Загрунтовать ткань, ткань перед этим должна быть подготовлена к росписи

3.Перенести рисунок на ткань.

4.Прокладка больших цветовых пятен широкой кистью, перетекания из цвета в цвет, роспись можно дополнить эффектами солью или мочевиной, подсушить.

5.Проработка росписи детальная более мелкими кистями.

6.Снять с рамы, закрепить роспись проглаживанием утюгом

7.Через сутки работу аккуратно постирать, щадящая стирка в тёплой воде, просушить, погладить, оформить работу.

3. Выводы по теме «Свободная роспись с применением солевого раствора».

«Солевая техника» настолько доступна, что позволяет работать в любом формате на любой плоскости. Эту технику отличает особое колористическое благородство.   Это – геометрические, растительные, фигуративные и иные изобразительные мотивы.

4. Поведение итогов.

1.Уровень овладения приемами свободной росписи;

2. Выразительность  композиции;

3. Аккуратность в выполнении работы.

Рефлексия:

- Понравилось вам занятие?

- О какой новой технике вы сегодня узнали?

- Какие новые термины узнали?

- С какими трудностями столкнулись?

 5. Уборка рабочего места. Выставка работ.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по выполнению панно в технике " Холодный батик"

Разработаны педагогом дополнительного образования

МБОУ ДО ДДТ п. Сосновское, Нижегородской области

 Попковой Еленой Геннадьевной

Последовательность изготовления панно.

  1. Перенос рисунка на ткань карандашом.

  1. Резервирование рисунка.

                             

  1. Высушивание резерва.
  2. Окрашивание изображения.
  3. Окрашивание фона.
  4. Рассыпание соли на фон.

                               

  1. Высушивание работы.
  2. Снятие окрашенной ткани с подрамника (пялец).
  3. Натягивание окрашенной ткани на жесткую основу.
  4. Оформление рамкой.

                               

  1. Декорирование контуром по ткани и другими материалами.

             



Предварительный просмотр:

Мастер класс «Чудеса из кожи»

 

разработала педагог дополнительного образования

Попкова Елена Геннадьевна

Тема: Декоративная обработка кожи. Цветы из кожи.

Цели и задачи:

- Обмен практическим опытом по внедрению в технологический                                

процесс вторичного сырья.

          - Ознакомить слушателей мастер-класса со способами декоративной                 обработки кожи, изготовлением цветов из кожи.

- Изготовить розу из кусочков натуральной кожи.

- Показать, что такие мастер-классы я провожу совместно для детей и  родителей.

             

     Материалы и инструменты: кожа, трафареты, ручки, свеча, ножницы,

пинцеты, клей, готовая рамка для панно.

    Добрый день уважаемые коллеги, мы рады приветствовать Вас в стенах нашего Дома детского творчества!

    Меня зовут Попкова Елена Геннадьевна,  педагог дополнительного образования. Я работаю с детьми по образовательной программе «В стране рукоделия», одним из разделов которой является «Кожаная пластика».

    Мне очень приятно  видеть Вас на моем мастер-классе под названием «Чудеса из кожи». Сегодня я Вас ознакомлю с технологией изготовления цветов с использованием вторичного сырья, кусочков натуральной кожи. Как вы думаете, где же взять этот замечательный материал для поделок?

 

 Можно использовать ненужные старые кожаные вещи: плащи, куртки, сумки, сапоги и др. Используя кожу вышедших из моды вещей, вы сможете смастерить немало полезных и нужных вещей, приятно удивив своих близких, а сами испытаете радость творчества.

  Изделия из натуральной кожи всегда актуальны и модны, в наше время они пользуются большим спросом, они послужат украшением любого интерьера, рабочего стола, послужат в качестве подарка. Это картины, декоративно-оформленные рамки, вазочки, бутылки, различные аксессуары.

   Существует несколько способов декоративной обработки кожи, это жмурка, обмотка и обтяжка изделий, термическая (тепловая) обработка кожи, аппликация.

    Сегодня мы с Вами познакомимся с тепловой обработкой кожи. Я хочу Вам предложить изготовить цветок из кожи - розу. И вы сами ощутите своими руками процесс изготовления работы.

   

     Перед началом работы напоминаю о технике безопасности при работе с ножницами, со свечой. Ножницы передаем кольцами вперед, не размахиваем; осторожно обращаемся со свечой, она должна быть на  подставке, вокруг нее не должно быть лишних вещей; осторожно обращаемся с клеем, прежде чем положить на стол, закручиваем его; все происходит под моим контролем, после работы помещение проветриваем.

   Итак, 1й этап работы - изготовление шаблонов (я вам их уже приготовила).

            2й этап – по шаблонам обводим и вырезаем лепестки. (3маленьких и 6 больших), (в процессе рассказываю о покраске кожи).

  3й этап – тепловая обработка кожи. Края лесков обрабатываем над пламенем свечи, чтобы они стали выгнутыми и приобрели нужную форму.

  4й этап – сборка и склеивание деталей, лепестки приклеиваем к заранее заготовленной середине (начиная с самого маленького).

        5й этап – из полученных цветов составляем композицию на основе, приклеиваем.

        Панно готово.

        

     Итог мастер класса.                                                                                                                

   Вызвала ли работа интерес и желание украсить свой интерьер такими неординарными вещами или сделать оригинальные подарки для друзей и близких?

     И в конце хотелось бы сказать, что к сожалению современный ритм и образ жизни родителей, суета и спешка, теснота или роскошь современных квартир, почти исключили из жизни родителей и ребенка проводить совместный досуг и я активно привлекаю родителей к участию в таких творческих мастер-классах. Так как совместная деятельность родителей и детей способствует более близкому общению, улучшению взаимопонимания, развиваются творческие способности всех членов семьи, родители больше знакомятся с деятельностью педагогов, с жизнью детей в объединении, наблюдают за их общением, развитием, создает положительную атмосферу в объединении, позволяет установить доверие между родителями и педагогами.                                                                                

     Спасибо за внимание, очень приятно было с вами поработать, всего вам доброго!                                        



Предварительный просмотр:

Мастер - класс «Изготовление открытки в технике айрис-фолдинг»

Тема: « Изготовление открытки в технике айрис - фолдинг (радужное складывание).

Цель: Расширить кругозор детей. Изучить технику радужного складывания в технике айрис - фолдинг.

Метод обучения:

1. Словесный (устное изложение, анализ задания);

2.Наглядный (показ образцов, рассмотрение, наблюдение, работа по образцу);

3. Практический (изучение основ техники айрис - фолдинг).

Задачи:

     1. Научить детей вырезать ровные полоски из цветной бумаги, правильно и аккуратно складывать композицию, подбирать цветовые оттенки для оформления открытки.

     2. Научить  работать со схемой изделия.

     3. Формировать умение пользоваться ножницами, клеем и скотчем (клейкой лентой).

     4. Декорировать открытку дополнительными деталями (кружевом, лентами, стразами,  бусинами, контурами).

     5. Развивать пространственное мышление, умение видеть красоту, уметь создавать композицию.

Организационный момент:

  1. Подготовить схемы изображения.
  2. Примеры поэтапной работы по схеме
  3. Готовую открытку в технике айрис - фолдинг

Оборудование и материалы:

    - цветная бумага, картон

    - клей ПВА, скотч

    - ножницы

    - линейка

    - карандаш простой

    - дополнительный декор (кружево, бусинки и т.д.)

    - схема изображения рисунка.

                                                       

Основная часть

  1. Приветствие

Здравствуйте, ребята! Сегодня  мы изучим новую технику работы с бумагой. Называется она – айрис-фолдинг, что означает радужное складывание.

  1. Приготовить рабочее место, расположить с левой стороны стола материалы и инструменты для работы.
  2. Повторить технику безопасности работы с ножницами, клеем.

Прежде, чем приступить к работе с ножницами, давайте вспомним, как нужно  

обращаться с ними? Конечно же, необходимо выполнять следующие правила:

- на столе ножницы должны лежать в сомкнутом виде;

- передавать ножницы нужно кольцами вперед;

- нельзя ронять ножницы на пол;

- обращаться с ножницами нужно осторожно, чтобы не пораниться и не поранить рядом сидящего соседа.

  1. Рассказать историю техники айрис – фолдинг.

     Айрис-фолдинг - голландская техника, радужное складывание, которая позволяет создавать удивительные композиции. Эта техника рукоделия пока малоизвестна в России. Она не такая сложная, как кажется на первый взгляд, главное быть внимательным и аккуратным.

     Айрис-фолдинг используют для украшения открыток, фотоальбомов, обложек для книг, фоторамок, эта техника создает эффект объемного изображения, поэтому работы смотрятся необычно.

     Рисунок складывается в результате наклеивания бумаги под определенным углом в виде закручивающейся спирали. Мы, своего рода заменяем краски на цветную бумагу. Эта техника проста, но в то же время требует внимания, аккуратности и усидчивости. Рисунки в айрис фолдинге делаются с помощью айрис шаблонов (схем). В айрис фолдинге можно использовать специальную бумагу для этой техники, обычную цветную, бархатную, упаковочную для подарков, цветную фольгу, в общем у кого на сколько хватит фантазии.

     Посмотрите примеры таких ярких открыток. (Выставить  готовые открытки на стол для  наглядности).

Сегодня ребята мы выполним открытку в такой технике.  

  1. Выбираем основу открытки, шаблон будущего изображения.

Примеры шаблонов:

     

  1. Вырезаем шаблон (схему) изображения рисунка по контуру.
  2. Схему приложить к основе открытки обвести карандашом, и аккуратно вырезать изнутри так, как показано на образце.
  3. Определившись с цветами начинаем нарезать бумагу полосками шириной 2 см, длинной 20 см (ширина и длинна полосок зависит от размеров шаблона, необходимо учесть и запас бумаги, т.к. полоски будут накладываться друг на друга). Нарезанные полоски сгибаем вдоль на 1/3 или пополам.
  4. Нарезаем полоски цветной бумаги (7шт.) шириной 3 см, длиной 10 см., складываем,  как показано на примере.
  5. С помощью скотча приклеиваем айрис шаблон на лицевую сторону фона основы открытки. Скрепляя с обеих сторон кусочками скотча.
  6. Шаблон имеет цифры и линии. Линии означают границу для раскладки бумаги, а цифры- последовательность ее наклеивания. На шаблонах печатают перечень цифр с указанием цвета, например: цвет А и перечень цифр , цвет В и т.д. и т.п., цвет выбирается по вашему желанию.
  7. Начинаем нашу радужную раскладку. Прикладываем полоску (линией сгиба к центру) к цифре 1 (раскладка всегда начинается с единицы и продолжается по возрастанию цифр) оставляем припуск по сторонам, отрезаем и с обеих сторон полоски наносим клей ( клей наносится аккуратно, т.к. может выступить на лицевую сторону и испортить желаемый результат ), приклеиваем, и так продолжаем до середины, не забывая менять цвета бумаги. Середину IRIS можно заклеить любой яркой бумагой, либо подобрать по цвету.
  8. Изнаночную сторону, т.е. где производилась раскладка, заклеиваем листом бумаги такого же формата, как и фон (прячем наши наклеенные полоски).
  9. Переворачиваем, убираем шаблон и... КРАСОТА!
  10. Теперь немного фантазии, декорируем открытку разными предметами декора.

 

 Итог урока:

      1.Этот вид техники работы с бумагой хорошо  развивает мелкую моторику, усидчивость и терпение.

     2.Формирует: пространственное мышление, фантазию, воображение. Приобретаются навыки работы с цветом, материалами  и инструментами.

Опрос учеников:

    1.Ребята, почему, по вашему мнению, эта техника называется радужное складывание?

    2.Какие цвета бывают на настоящей радуге?

    3. Вам понравилось работать в этой технике?

    4. Ребята, вам понравился наш мастер-класс?

    5. Что вы узнали нового?

Выставка  работ учащихся.  

Благодарю за работу. Молодцы ребята!  

Всем спасибо!

 



Предварительный просмотр:

ВИДЫ ТЕХНИК ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА (ИСКУССТВА)

* Техники, связанные с использованием бумаги:

1. Айрис фолдинг («Радужное складывание») – техника складывания бумаги. Появилась в Голландии. Техника требует внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффектные открытки или украшать странички памятного альбома (скрапбукинг) интересными декоративными элементами.

2. Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.

3. Гофротрубочки — так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.

4. Квиллинг (от англ. quilling — от слова quil «птичье перо») - искусство бумагокручения. Возникло в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.

Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587

4. Орига́ми (с яп. букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага.

Виды:

- Киригами— вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: киру — резать, ками — бумага.

Pop-up — целое направление в искусстве. Эта техника сочетает элементы техник.

- Киригами и Вырезания и позволяет создавать объемные конструкции и открытки, складывающие в плоскую фигуру.

- Кусудама (с яп. букв. «лекарственный шар») — бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе (например, кусудама на нижнем фото полностью склеена, а не сшита). Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка.

Искусство кусудамы происходит от древней японской традиции, когда кусудамы использовались для фимиама и смеси сухих лепестков; возможно, это были первые настоящие букеты цветов или трав. Само слово представляет комбинацию двух японских слов кусури (лекарство) и тама (шар). В настоящее время кусудамы обычно используют для украшения или в качестве подарков.

Кусудама является важной частью оригами, в частности как предшественница модульного оригами. Её часто путают с модульным оригами, что неверно, так как элементы, составляющие кусудаму, сшиты или склеены, а не вложены друг в друга, как предполагает модульное оригами.

- Оригами из кругов - складывание оригами из бумажного круга. Обычно затем из сложенных деталей склеивается аппликация.

- Оригами модульное - создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами — придумана в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.

5. Папье́-маше́ (фр. papier-mâché «жёванная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель.

В Федоскино, Палехе, Холуе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры.

Вы же можете декорировать заготовку из папье-маше не только красками, расписывая как известные художники, а используя декупаж или ассамбляж.

6. Скрапбу́кинг, скрэпбу́кинг (англ. scrapbooking: scrap — вырезка, book — книга, букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.

Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга — сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.

Специальным образом декорированный фотоальбом состоит из отдельных листов, каждый из которых представляет законченную мысль, выраженную фотоколлажем. Обычно такой альбом охватывает какую-то одну тему: свадьбу, юбилей, рождение ребёнка, каникулы на море и так далее.

Следует заметить, что скрапбукинг не ограничивается созданиями классических альбомов— в коллекциях мастеров скрапбукинга встречаются также альбомы-аккордеоны, альбомы в виде домиков, альбомы в виде коробочек/корзиночек, и даже отдельные открытки (так называемый кардме́йкинг или кардмэ́йкинг, англ. cardmaking, букв. «изготовление открыток»). Существует и так называемый «цифровой скрапбукинг», использующий для оформления и украшения фотографий различные программные вычислительные средства (универсальные графические редакторы или специализированное программное обеспечение, предназначенное для обработки фотографий и обрамления рамками различного вида и формы).

Работу по созданию альбомов упрощает множество шаблонов, заготовок самых разных форм, использующие различные виды креплений (кольца, ленты, пружинки). Можно и самому изготовить заготовку, вырезав её из плотного картона, в виде силуэтов сердечка, замка, домика, цветочка и других декоративных элементов.

В скрапбукинге существует интересное направление «стимпанк» - викторианский стиль, слегка переработанный, в духе эпохи Шерлока Холмса. Особенностью этого стиля является несколько сумрачное настроение, темные тона, смешанные с блестящими деталями, много металлического и «техничного», «индустриального» на вид.

7. Тиснение (другое название «эмбоссинг») — механическое выдавливание, создающее изображения на бумаге, картоне, полимерном материале или пластике, фольге, на пергаменте (техника называется «пергамано», см.ниже), а также на коже или на бересте, при котором на самом материале получается рельефное изображение выпуклого или вогнутого штампа при нагреве или без него, иногда с дополнительным использованием фольги и краски. Тиснение осуществляется в основном на переплетных крышках, открытках, пригласительных билетах, этикеток, мягких упаковок и пр.

Этот вид работ может определяться многими факторами: усилием, фактурой и толщиной материала, направлением его порезки, макетом и другими факторами.

Виды:

- Пергамано - пергаментная бумага (плотная вощёная калька) обрабатывается инструментом для тиснения и в процессе обработки становится выпуклой и белеет. В этой технике получаются интересные открытки, также эту технику можно применить для оформления скрапстранички.

- Текстурирование - нанесение изображения с помощью клише на гладкий материал, как правило, металлизированную бумагу, с целью имитации тиснения фольгой. Также применяется для имитации кожи определенных пород (например, клише с рисунком, имитирующим кожу крокодила и т. д)

8. Торцевание - вид бумажного творчества, заключающийся в создании аппликативной мозайки, создаваемой из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.

Существует торцевание на пластилине. Также есть торцевание на шишках. * Техники, связанные с плетением:

Человек научился плетению гораздо раньше, чем гончарному делу. Сначала он плёл из длинных из гибких ветвей жилище (крыши, изгороди, мебель), всевозможные корзины для разных нужд (колыбели, туеса, повозки, черпухи, лукошки) и обувь. Человек научился заплетать волосы в косы.

С развитием этого вида рукоделия появлялись всё более разные материалы для применения. Оказалось, что плести можно из всего, что попадается: из лозы и камыша, из верёвок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера, из газет.... Появились такие техники плетения, как лозоплетение, плетение из бересты и камыша, фриволите, узелковое плетение макраме, плетение на коклюшках, бисероплетение, ганутель, плетение шнуров кумихимо, кольчужное плетение,плетение сеток, индейское плетение мандала, их имитации (плетение из бумажных полос и фантиков, плетение из газет и журналов)...

Как оказалось, этот вид рукоделия популярен до сих пор, ведь применяя его, можно сплести множество красивых и полезных вещей, украсив ими наш дом.

1. Бисероплетение, как и сам бисер, имеет многовековую историю. Древние египтяне первыми научились плести из бисерных нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками женские платья. Но лишь в Хв начался настоящий расцвет бисерного производства. Долгое время венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. Мастера и мастерицы украшали бисером одежду и обувь, кошельки и сумочки, чехольчики для вееров и очёчники, а также и другие изящные вещицы.

С появлением в Америке бисера, коренные жители начали использовать его вместо традиционно- индейских привычных материалов. Для ритуального пояса, колыбели, налобной повязки, корзины, сетки для волос, серёжек, табакерок..

На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, унты, головные уборы, оленью упряжь, солнцезащитные кожанные очки...

Очень изобретательны были наши прабабушки. Среди огромного разнообразия нарядных безделушек встречаются удивительные предметы. Щёточки и чехлы на мел, чехольчики на зубочистку (!), чернильницу, перочистку и карандаш, ошейник для любимой собачки, подстаканник, кружевные воротники, пасхальные яйца, шахматные доски и многое-многое-многое другое.

2. Ганутель — эксклюзивное мальтийское рукоделие. Именно в монастырях Средиземноморья сохранилась до сих пор эта техника создания красивых цветов для украшения алтаря.

В ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки для обмотки деталей, а также бусинки, жемчуг или бисер. Блестящие цветы получаются изящными и лёгкими.

В ХVIв спиральную проволоку из золота или серебра называли по-итальянски «canutiglia», а по-испански «canutillo», на русском языке вероятно это слово трансформировалось в «канитель».

3. Макраме (от арабск. — тесьма, бахрома, кружево или от турецк. — шарф или салфетка с бахромой) — техника узелкового плетения.

Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII—IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.

4. Плетение кружева на коклюшках. В России до сих пор известны — Вологодский, Елецкий, Кировский, Белевский, Михайловский промыслы.

5. Фриволите — это плетеное узелковое кружево. Его также называют челночным кружевом, поскольку плетется это кружево специальным челноком.

* Техники, связанные с росписью, различными видами живописи и создания изображений:

Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств, рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам), преимущественно из линий и штрихов.

Например: рисунок углём, рисунок карандашом, рисунок тушью и пером...

Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами.

Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, картон, бумага, обработанные поверхности стен, и т. д. В том числе к живописи относят и выполненные красками изображения на декоративных и церемониальных сосудах, поверхности которых могут иметь сложную форму.

1. Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесенными на ткань (шёлк, хлопок, шерсть, синтетику), не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.

Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись, свободная роспись с применением солевого раствора, шибори.

Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово «ba» — означает хлопчатобумажная ткань, а «-tik» — «точка» или «капля». Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать.

Роспись «батик» издавна известна у народов Индонезии, Индии и др.. В Европе — с ХХ века.

2. Витраж (лат. Vitrum — стекло) — это один из видов декоративного искусства. Стекло или иной прозрачный материал является основным материалом. Из глубокой древности начинается история витражей. Изначально стекла вставлялись в оконный или дверной проем, затем появляются первые мозаичные картины и самостоятельные декоративные композиции, панно, выполненные из цветных кусочков стекла или расписанные специальными красками по простому стеклу.

3. Выдувание – техника, основанная на выдувании краски через трубочку (на лист бумаги). Эта древняя техника являлась традиционной как для творцов древних изображений (использовались костяные трубочки).

Современные трубочки для сока ничем не хуже в применении. Они помогают выдувать узнаваемые, необычные, а порой фантастические рисунки из небольшого количества жидкой краски по листу бумаги.

4. Гильоширование - техника выжигания ажурного узора по ткани вручную с помощью выжигательного аппарата была разработана и запатентована Зинаидой Петровной Котенковой.

Гильоширование требует аккуратности в работе. Она должна быть выполнена в единой цветовой гамме и соответствовать орнаментальной стилистике заданной композиции.

Салфетки, панно с аппликациями, закладки для книг, платочки, воротнички - всё это и много другое, что подскажет ваша фантазия, украсит любой дом!

5. Граттаж (от французского gratter — скрести, царапать) - техника царапанья.

Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель).

6. Мозаика — одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.

Может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы, пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки, стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термо-мозаика, тетрис-мозаика, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки), стружки от карандаша, птичьи пёрышки и т.д.

7. Монотипия (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток) - одной из простейших графических техник.

По гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна пропускать воду) — делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

8. Нитяная гра́фика (изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) — графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания ещё можно использовать бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки.

9. Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.

10. Печать.

Виды:

- Печатание при помощи губки. Для этого подойдет и морская губка, и обычная, предназначенная для мытья посуды.

В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон — узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов...

- Штамп (штамповка). В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон — узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов и т.д.

11. Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность») — стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Оптическое смешение трех основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный — зеленый, синий — оранжевый, желтый — фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов. Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.

Основоположником стиля явился Жорж Сера.

Другое название пуантилизма — дивизионизм (от лат. divisio — разделение, дробление).

12. Рисование ладошками. Маленьким детям трудно пользоваться кисточкой для рисования. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.

13. Рисование отпечатками листьев. Собрав различные опавшие листья, намажьте каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой Вы собираетесь оставить оттиск, может быть цветной или белой. Прижмите лист окрашенной стороной к листу бумаги аккуратно снимите его, взяв за "хвостик" (черешок). Этот процесс можно повторять раз за разом. И вот, дорисовав детали, у Вас уже летает над цветком бабочка.

14. Роспись. Один из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства.

Вот некоторые из них:

- Жостовская роспись — старинный русский народный промысел, возник в начале XIX века, в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи. Жостовские подносы расписывают от руки. Обычно на чёрном фоне изображают букеты цветов.

- Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

- Хохломская роспись — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

15. Энка́устика (от др.-греч. «искусство выжигания») — техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.

*Техники, связанные с шитьём, вышивкой и использованием тканей:

Шитье - разговорная форма от глагола "шить", т.е. то, что шьется или сшито.

1. Вышивка.

Вышивка многогранна - простой крестик и болгарский крестик, художественная, русская, прямая и косая гладь, хардангер, темари, гобелен, Punch Needle (ковровая вышивка), вышивка лентами, прошва, золотое шитьё, Владимирский верхошов, цветная перевить, декоративные швы, мережка, качалочки, кафасор, зерновой вывод, выкалывание, набирание, вырезание, ришелье, имитация вырезания, поверхница, низь, штамповка двусторонняя, счётная, китайская, ручная филейная и гипюрная вышивки.

Техника "punch needle" - это продергивание нити или ковровая вышивка.

Вышивка крестиком – создание крестика, который получается путем наложения двух стежков. Первый стежок - из левого нижнего угла в правый верхний. Второй поверх первого, - из правого нижнего угла в левый верхний. Порядок наложения стежков должен быть одинаковым для всех крестиков. 2. Пэчворк, Квилт, Квилтинг или Лоскутное шитьё - это народное декоративно-прикладное искусство, с многовековыми традициями и стилистическими особенностями. Это техника, использующая кусочки разноцветных тканей или вязанных элементов геометрических форм для соединения в покрывале, блузке или сумке.

Виды:

- Артишок – разновидность пэчворка, получившая своё название из-за сходства с плодами артишока. У этой техники есть и другие названия — «зубчики», «уголки», «чешуйки», «перья».

По большому счёту в этой технике все сводится к складыванию вырезанных деталей и пришиванию их на основу в определенной последовательности. Или же, используя бумагу, составлять (наклеивая) различные панно округлой (или многогранной формы) на плоскости или в объёме.

Нашивать можно двумя способами: острие заготовок направлять к центру основной детали, либо к ее краям. Это если шить плоское изделие. У изделий объемного характера — острием к более узкой части. Складываемые детали не обязательно вырезаются в форме квадратиков. Это могут быть и прямоугольники, и круги. В любом случае мы встречаемся со складыванием вырезанных заготовок, следовательно, можно утверждать, что эти лоскутные техники принадлежат к семейству лоскутного оригами, а так как они создают объем, то, следовательно, и к «3d» технике.

- Крэйзи-квилт. Недавно столкнулась и с такой разновидностью. По-моему, это мультиметод.

Суть заключается в том, что изделие создаётся из сочетания различных техник: пэчворк+вышивка+роспись и т.д.

3. Цумами Канзаши. В основе техники Цумами лежит оригами. Только складывают не бумагу, а квадратики натурального шелка. Слово «Tsumami» означает «защипнуть»: мастер берет кусочек сложенного шелка, используя щипчики или пинцет. Лепестки будущих цветов затем наклеиваются на основу.

Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров.

* Техники, связанные с вязанием:

Что же такое вязание? Это процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы).

1. Вязание на вилке. Интересный способ вязания крючком с помощью специального приспособления - вилки, изогнутой в форме буквы U. В результате получаются легкие, воздушные узоры.

2. Вязание крючком (тамбурное)- процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка, создавающий не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Узоры вязания состоят из разных сочетаний петель и столбиков. Правильное соотношение — толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки.

3. Простое (европейское) вязание на спицах позволяет комбинировать несколько видов петель, что создаёт простые и сложные ажурные узоры.

4. Тунисском вязании длинным крючком (одновременно могут участвовать как одна, так и несколько петель для создания узора).

5. Жаккардовое вязание - узоры вывязываются на спицах из нитей нескольких цветов.

6. Филейное вязание – имитирует филейно-гипюрные вышивки по специальной сетке.

7. Гипюрное вязание (ирландское или брюссельское кружево) крючком.

* Техники, связанные с обработкой дерева и древоподобных материалов:

1. Выжигание по дереву - несложное и увлекательное занятие среди художественных ремёсел, которое тесно связано с традициями русского народного творчества. В настоящее время существует несколько способов выжигания: пирография (горячее рисование), пиротипия (горячее печатание), выжигание в горячем песке или на огне, увеличительным стеклом на солнце, выжигание кислотой и трением на токарном станке.

Лучше всего подходит для выжигания липа, ольха, тополь или каштан.

2. Выпиливание. Одним из видов является выпиливание лобзиком. Украшая свой быт и жилище удобными для повседневной жизни изделиями ручной работы или детскими игрушками, вы испытываете радость от внешнего вида и удовольствие от процесса их создания.

3. Резьба — вид декоративно-прикладного искусства. Является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом.

* Другие самодостаточные техники:

1. Аппликация (от лат. «прикладывание») - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев… Такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения - коллаж.

Также существуют:

- Аппликация из пластилина - пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи.

- Аппликация из «ладошек».

- Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки.

Ассамбляж (фр. assemblage) — техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, аппликативно скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Иногда применяется и к другим произведениям, от фотомонтажа до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего визуального искусства не вполне устоялась.

3. Бумажный туннель. Оригинальное английское название этой техники tunnel book, что можно перевести как книжный или бумажный туннель. Суть техники хорошо прослеживается из английского названия tunnel — туннель — сквозное отверстие. Многослойность составляемых «книжек» (book) хорошо передает ощущение туннеля. Возникает трёхмерная открытка. Кстати, эта техника удачно сочетает разные виды техник, такие как — скрапбукинг, аппликация, вырезание, создание макетов и объёмных книг. Она чем-то сродни оригами, т.к. направлена на складывание бумаги определённым образом.

Первый бумажный туннель был датирован серединой ХVIII в. и являлся воплощением театральных сцен.

Традиционно бумажные туннели создаются в память о каком-либо мероприятии или продаются в качестве сувениров для туристов.

4. Вырезание — термин очень широкого понимания.

Вырезают из бумаги, из пенопласта, из поролона, из бересты, из пластиковых бутылок, из мыла, из фанеры (правда, это уже называется выпиливание), из фруктов и овощей, а также из других разных материалов. Применяют различные инструменты: ножницы, макетные ножи, скальпель. Вырезают маски, шапочки, игрушки, открытки, панно, цветы, фигурки и многое другое.

Виды:

- Вырезание силуэтное - это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких подробностей и как бы в движении.

- Вырезание симметричное. При симметричном вырезании мы повторяем контуры изображения, которые должны точно вписываться в сложенную пополам плоскость листа бумаги, последовательно усложняя очертание фигуры, чтобы правильно передавать в аппликациях внешние особенности объектов в стилизованном виде.

- Вытынанка - искусство вырезания ажурных узоров из цветной, белой или чёрной бумаги существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага. А такой вид вырезания стал называться цзяньчжи. Это искусство распространилось по всему миру: Китай, Япония, Вьетнам, Мексика, Дания, Финляндия, Германия, Украина, Литва и многие другие страны.

- Карвинг (см.ниже).

5. Декупаж (от французского decoupage —существительное, «то, что вырезано») — это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Китайские крестьяне в XIIв. стали таким образом декорировать мебель. А помимо вырезанных картинок из тонкой красочной бумаги, стали покрывать её лаком, чтобы выглядело, как роспись! Так, вместе с красивой мебелью в Европу попала и эта техника.

Сегодня самый популярный материал для декупажа — это трёхслойные салфетки. Отсюда и другое название — «салфеточная техника». Применение может быть абсолютно безграничным — посуда, книги, шкатулки, свечи, сосуды, музыкальные инструменты, горшки для цветов, флаконы, мебель, обувь и даже одежда! Любая поверхность — кожа, дерево, металл, керамика, картон, текстиль, гипс — должны быть однотонным и светлыми, т.к. рисунок, вырезанный из салфетки должен быть хорошо виден.

6. Карвинг (от англ. carvу - резать, вырезать, гравировать, нарезать; carving - резьба, резная работа, резной орнамент, высеченная фигура) в кулинарии - это наипростейшая форма скульптуры или гравировки по поверхности изделий из овощей и фруктов, столь недолговечных украшений стола.

7. Коллаж — творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу, холст или в цифровом варианте. Происходит от фр. papier collée — наклеенная бумага. Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении - смесь различных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов, фрагменты, собранные на одной плоскости.

Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.

8. Конструктор (из лат. constructor «строитель») - многозначный термин. Для нашего профиля это набор сопрягательных деталей. т.е деталей или элементов некоего будущего макета, информация о котором собрана автором, проанализирована и воплощена в красивое, художественно выполненное изделие.

Конструкторы различаются по типу материала - металл, дерево, пластмасса и даже бумага (например, бумажные оригами модули). При сочетании разносортных элементов возникают интересные конструкции для игр и весёлого времяпровождения.

9. Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, солёному тесту, снежному комку, песку и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. Это один из базовых приёмов скульптуры, который предназначен для освоения первичных принципов этой техники.

10. Макет — это копия объекта с изменением размеров (как правило уменьшенная), которая выполнена с сохранением пропорций. Макет так же должен передавать основные признаки объекта.

Для создания этого уникального произведения можно использовать различные материалы, всё зависит от его функционального назначения (выставочный макет, подарочный, презентационный и т.д.). Это может быть бумага, картон, фанера, деревянные брусочки, гипсовые и глиняные детали, проволока.

Вид макета - модель - это действующий макет, который изображает (имитирует) какие-либо существенные особенности оригинала. Причём, внимание концентрируется на определённых сторонах моделируемого объекта или в равной степени детализации оного. Модель создают, чтобы использовать, например, для наглядно-модельного обучения математике, физике, химии и других школьных предметов, для морского или авиа клуба. В моделировании применяют разнообразные материалы: воздушные шарики, легкая и пластичная масса, воск, глина, гипс, папье-маше, солёное тесто, бумага, пенопласт, поролон, спички, нитки для вязания, ткань…

Моделирование — это создание такой модели, которая достоверно близка к оригиналу.

"Моделями" называются те макеты, которые действуют. А модели, которые не действуют, т.е. "стрендовые" - обычно называют макетом.

11. Мыловарение. В качестве сырья для получения основного компонента мыла могут использоваться животные и растительные жиры, жирозаменители (синтетические жирные кислоты, канифоль, нафтеновые кислоты, талловое масло).

12. Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов (металл, камень, глина, дерево, гипс, лёд, снег, песок, поролон, мыло). Методы обработки — лепка, высекание, литьё, ковка, чеканка, вырезание и др.

13. Ткачество- производство из пряжи ткани и текстиля.

14. Фильдцевание (или фильцевание, или валяние) – валяние шерсти. Бывает «мокрое» и «сухое».

15. Плоская чеканка - это один их видов декоративно-прикладного искусства, в результате выбивания на пластине определённого орнаментального рельефа, рисунка, надписи или круглого фигурного изображения, порой близкого к гравировке, создаётся новое художественное произведение.

Обработка материала осуществляется при помощи стержня - чекана, который стаивтся вертикально, по верхнему концу которого бьют молотком. Перемещая чекан постепенно проявляется новая форма. Материал должен обладать определённой пластичностью и способностью изменяться под воздействием силы.

В заключение следует отметить, что деление (объединение по какому-либо признаку) большинства техник условно (субъективно), а многие техники прикладного творчества являются мультитехниками, т.е.сочетают несколько видов техник.

 



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема занятия: «История. Приготовление соленого теста. Хранение и сушка готовых изделий»
 Цели и задачи: 
1. Сформировать понятие о работе с соленым тестом, специальные умения и навыки в изготовлении изделий из него. Историческая справка.
2. Научить технологической последовательности изготовления и обработки изделий из соленого теста.
3. Дать основные способы изготовления изделий.
4. Научить самостоятельной работе с инструкционными картами.
5. Воспитывать творческое начало личности, эстетический вкус.
6. Развивать творческое мышление, моторные навыки, самостоятельность.
Оборудование: компьютер, наглядный материал, инструменты, образцы готовых изделий, инструкционные карты, готовое тесто и т.д.
  I. Организационный момент.
   Лепка – очень увлекательное занятие.  Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры – все это можно сделать своими руками.
При работе с соленым тестом  развиваются художественные способности, наблюдательность, чувство линии, формы, пропорцииВ процессе работы осваиваются основные приемы изготовления элементов композиций. 
Немаловажную роль играет и то, что необходимые материалы доступны, экологически чисты. Поделки из соленого теста прочны и дешевые. Сделанные вручную вещи высоко ценятся в современном мире.
Историческая справка.
Поделки из соленого теста – очень древняя традиция. 
В Китае, с 17 века, делали марионетки для кукольных представлений.
В Гималаях использовали для изготовления жертвенных культовых фигур.
В Эквадоре - это один из художественных промыслов (тесто окрашивалось).
На западе Испании на торжествах в честь Богоматери на алтарь приносят хлебные венки.
В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышными орнаментами.
В Польше, Чехии, Словакии очень популярны картины из теста.
На Руси, когда вошло в обычай праздновать Новый год, люди дарили друг другу фигурки, изготовленные из соленого теста. Глубокие корни имеет

мастерство приготовления пряников. До сих пор в Астраханской области пекут фигурки из теста, называемые «козули».

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для творчества. Этому занятию дали название - тестопластика.

II. Основная часть
I. Материалы и инструменты.
Материалы: мука, соль, клей, вода, краски, приспособления.
Рецепт приготовления соленого теста: мука: соль: вода = 2: 1: 0.5, то есть 2 стакана муки, 1 стакан соли, 125 мл воды.
Рабочие инструменты и приспособления: стеки, скалки, ситечко, кисточки, карандаши, фольга, пуговицы, ткань и т.д. Все, что подскажет собственная фантазия. 
II. Технология изготовления изделий из соленого теста: 
1.Приготовление теста. 
2.Лепка.

3. Сушка .
4. Окрашивание.
5. Лакирование.
1. Приготовление теста – смешать в подходящей посуде все ингредиенты, тщательно вымесить тесто. Оно должно получиться однородным, эластичным, крутым. При необходимости в мягкое тесто добавить муку и соль.
2. Лепка – лепить или вырезать изделия, фигурки нужно сразу на твердой поверхности ,  разделочной доске, тогда обратная сторона изделий останется ровной и не будет деформироваться.
3. Сушка и обжиг – способы сушки: в духовке электроплиты или газовой плиты, на воздухе, комбинируют. Сушат на белых и черных противнях. Просушивают изделия на малом огне до зарумянивания, затем противень перемещают с верхней полки на среднюю.  Мы будем сушить при комнатной температуре на разделочной доске. Изделие считается высушенным, если при постукивании по нему пальцем звук звонкий.
4
Окрашивание – перед тем как раскрашивать изделие, их обычно грунтуют белой масляной краской, после высыхания красят гуашью.
5. Лакирование – используют как жидкий, так и густой прозрачный лак. Под защитным слоем лака краски не будут осыпаться, крошиться, выцветать.


III. Последовательность обучения изготовлению деталей, изделий:
Изготовление мелких орнаментальных деталей – важный этап работы перед переходом к сложным композициям. Он приучает к аккуратности, тщательности при изготовлении деталей. Мелкими орнаментальными деталями можно украсить практически любое изделие. Резать и раскатывать тесто лучше и удобнее на клеенке или разделочной доске. Инструменты обязательно должны быть сухими.
Соединять при помощи воды.

При оформлении использовать шарики из теста, бисер, бусины.

III. Практическая часть:

 Технология изготовления деталей, изделий:
а) изготовление цветов, ягод, фруктов, листиков и т.д.
б) составление композиций из них.
 ТБ при выполнении практической части:
- до работы – надеть фартук; подготовить рабочее место;
во время работы – осторожно обращаться с колюще-режущими предметами, красками, водой.
- после работы – убрать рабочее место.

 IV.Рефлексия:

- Вам понравилось занятие?

- Что нового узнали на занятии?

- С какими трудностями столкнулись?

Спасибо за занятие!

 



Предварительный просмотр:

Конспект занятия: Техника «Торцевание».

 

Тема занятия: Техника «Торцевание».

Цель: познакомится с техникой изготовления изделий в технике «торцевание».

Задачи:

образовательные:

  • способствовать формированию представления о виде аппликации в технике «торцевание»;
  • познакомить с техникой выполнения объёмного торцевания;

развивающие:

  • развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию обучающихся;
  • совершенствовать мелкую моторику рук;

воспитательные:

  • формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Вид занятия: Изучение нового материала (индивидуальная, групповая форма организации)

 

Учебное материальное обеспечение:

  • цветная гофрированная бумага, нарезанная на квадраты 2x2 см;
  • клей;
  • торцовочный инструмент;
  • влажные салфетки;
  • эскиз.

        Методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный метод, метод самостоятельной работы.

План проведения занятия, расчёт времени по этапам:

1. Организационный момент

2. Целевая установка

3. Изложение нового материала

4. Практическая работа

5. Физкультминутка

6. Продолжение практической работы

7. Подведение итогов.

Ход занятия

Подготовительный этап

Организационный момент. На столах разложен необходимый для работы материал,  образцы работ.

Здравствуйте, ребята!  Сегодня у нас новая тема, мы познакомимся с техникой «Торцевание».

Посмотрите,  какие на выставке представлены интересные работы и все они выполнены в технике «торцевание».  

Основной этап. 

Изложение нового материала 

Ребята, посмотрите внимательно на столы, какие материалы вы видите? (Ответы детей). Все эти материалы необходимы для изготовления  работ в технике «торцевание».

Что же такое «Торцевание»?

Торцевание – это один из видов бумажной аппликации, его еще называют «радужное складывание», когда с помощью палочки и маленького квадратика бумаги создаются трубочки-торцовки.

 (презентация).

А как выполняются «торцовки» я вам сейчас покажу, посмотрите внимательно:

  1. Берёте квадрат из бумаги.

2. Кладём на указательный палец квадратик.

3.  Прижмите его центр торцовочным инструментом.

4. Накрутите бумагу вокруг торцовочного инструмента.

5. Получившуюся торцовку, не снимая с палочки, обмакните в клей и приклейте на основу.

6. Следующие торцовки приклеивают рядом с первой. Бумажки должны плотно прилегать друг к другу и покрывать основу по контуру.

Практическая работа.

Прежде чем мы приступим к выполнению задания, давайте с вами познакомимся с правилами техники безопасности при работе с торцовочным инструментом и клеем.

При работе с торцовочным инструментом запрещено:

  • размахивать руками, чтобы не поранить себя или соседа;
  • подносить к лицу;
  • При работе с клеем вытираем руки влажными салфетками.

Ребята, давайте с вами попробуем сделать торцовку:

  • возьмите в руки бумажный квадрат
  • положите квадрат на указательный палец
  • в другую руку возьмите торцовочный инструмент
  • поставьте его в центр квадрата
  • сомните квадрат и прокатайте палочку между пальцами
  • получилась торцовка, покажите все свои работы
  • опустите аккуратно конец торцовки в клей
  • поставьте её на основу, прижмите
  • аккуратно уберите торцовочный инструмент
  • каждую следующую торцовку приклеивайте рядом с предыдущей. Старайтесь ставить торцовки плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.

Физкультминутка. 

Ребята, а теперь вам необходимо сделать эскиз для работы.

Давайте его нарисуем.

 Педагог помогает в создании эскизов,  ведёт индивидуальную работу с каждым ребёнком, оказывает индивидуальную помощь, при необходимости осуществляет повторный показ приёмов торцевания.

Продолжение практической работы. Педагог оказывает помощь.

Ребята, заканчиваем выполнение работы.

Приступаем к уборке рабочего места.

Итоговый этап.

Рефлексия, подведение итогов.

Вы сегодня познакомились с новой техникой работы с бумагой.

Наше занятие подходит к завершению.

  • Вам понравилось выполнять задание?
  • С какой новой техникой мы с вами познакомились?
  • С какими трудностями столкнулись?
  • Вам понравилось занятие?

(Ответы детей).

 

Спасибо, ребята! Увидимся на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проектной деятельности на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Большинство исследователей, затрагивающих проблему ...

Занятие по декоративно-прикладному творчеству "Разноцветные цепочки"

На занятии закрепляются навыки вырезания ножницами, работы с клеем; дети учатся делать цепочки из разноцветной бумаги; развивабтся творческие способности, память, мелкая моторика рук; воспитывается ус...

Презентация "Виды декоративно-прикладного творчества"

Виды декоративно-прикладного творчества. Краткое описание. Картинки....

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Новые виды декоративно-прикладного творчества на занятиях «Рукодельница»

Человек издревле стремился украсить свое жилище и при изготовлении любой вещи думал не только о практическом применении, но и о красоте. Декоративно-прикладное искусство складывалось веками, секреты м...

Презентация "Современные виды декоративно-прикладного творчества"

В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычайный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неогранич...