Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка
методическая разработка на тему

 

Словосочетание новые образовательные стандарты не сходит с уст педагогов в последние годы. Но все ли имеют исчерпывающую информацию об этом явлении в школьной жизни? Все ли знают, как изменилась и ещё изменится жизнь участников образовательного процесса с приходом к «власти» новых школьных законов? Что такое ФГОС нового поколения и чем они отличаются от прежних стандартов? В чём новизна подхода к обучению по новым стандартам?

В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход.

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют следующие цели обучения иностранному языку:

1.   Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная / межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.

2.   Развитие личности учащихся.

3.   Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка

                                                      Доклад Злоказовой Л.Е., учителя английского языка      

                                МБОУ СОШ № 125 с углублённым изучением математики

на городском методическом семинаре 27 февраля 2015 г.

В одной из школ США Билл Гейтс, выступая перед старшеклассниками,  говорил об 11 вещах, которым не учат в школе. Главная мысль миллиардера заключалась в том, что воспитание в духе политкорректности создало поколение детей, которые оторваны от реальности и в будущем не смогут выжить в суровом мире.

11 правил,

которым подростков не учат в стенах школы.

 

Правило 1.

Жизнь несправедлива – привыкните к этому!

 

Правило 2.

Миру наплевать на вашу самооценку. От вас ждут ДОСТИЖЕНИЙ ДО того, как вы почувствуете себя уверенно.

 

Правило 3.

Вы не будете получать 60 000 долларов в год сразу после окончания школы. Вы не станете вице-президентом компании со спутниковым телефоном в машине, прежде чем заработаете на них.

 

Правило 4.

Вы считаете, что учитель слишком требователен? Подождите, когда станете начальником вы.

 

Правило 5.

Жарить гамбургеры - ниже вашего достоинства? Ваши дедушки и бабушки, продавая котлеты, использовали другое слово – они называли это Возможностью.

 

Правило 6.

Не вините ваших родителей, если вы «сели в лужу», не надо хныкать, УЧИТЕСЬ на своих ошибках.

 

Правило 7.

Родители не всегда были такие скучные, как вам сейчас кажется. Может быть, постоянная забота о вас сделала их такими? Они вас кормят, одевают, постоянно слушают, какие вы замечательные. Так что прежде чем критиковать поколение своих родителей, вычистите сортир в собственной комнате.

 

Правило 8.

Быть может в вашей школе некорректно открыто называть неудачника неудачником. А может, в вашей школе их вообще не осталось – но только не в жизни. В некоторых школах уже невозможно остаться на второй год, потому что дают столько попыток, сколько вам требуется для правильного ответа (сдать экзамен). Это не имеет ничего общего с реальной жизнью.

 

Правило 9.

Жизнь не поделена на семестры. У вас не будет летних каникул и найдётся немного работодателей, которые заинтересованы в том, чтобы вы нашли себя. Вам придется делать это самим в свое свободное время.

Правило 10.

В телевизоре не показывают НАСТОЯЩУЮ жизнь.  В действительности людям обычно приходится ходить на работу, а не сидеть за столиком в кафе целый день.

 

Правило 11.

Будьте обходительны с зубрилками и ботаниками. Не исключено, что вскоре вы будете работать на одного из них.                                                                                                                                  

Билл Гейтс

В наше время перед каждым выпускником встает проблема поиска и определения своего места в конкурентной внешней среде, востребованы такие качества личности, которые не формирует традиционная школа, основанная на догматическом и жестком руководстве организационным и учебно-воспитательным процессами.

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббард  (Американский писатель, художник, философ).

Китайская мудрость гласит:

«Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь»

Педагогическая практика на протяжении столетий ищет согласие между формально-функциональной составляющей обучения, построенного на ведущей роли учителя в предоставлении готовых знаний, которые закрепляются в большей степени за счет эксплуатации памяти, и школой развивающей, нацеленной на свободу, право выбора, самостоятельность, неформальное общение, самовыражение и высшую человеческую потребность в самореализации, в умении не брать готовые знания, а умении их добывать, пользуясь современными методами и средствами информации.

Жизнь меняется. Никто не может предугадать, какие знания и умения понадобятся нынешнему ученику – завтрашнему выпускнику в будущем. Значит, обучаться, развиваться, совершенствоваться и приобретать новые умения и навыки в разных областях знаний необходимо в течение всей жизни. То есть, во главе угла перед школой встаёт задача: развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Предметное содержание багажа знаний перестает быть центральной частью стандарта. Мы просто меняем приоритеты, не отказываясь от предметного обучения.

Словосочетание новые образовательные стандарты не сходит с уст педагогов в последние годы. Но все ли имеют исчерпывающую информацию об этом явлении в школьной жизни? Все ли знают, как изменилась и ещё изменится жизнь участников образовательного процесса с приходом к «власти» новых школьных законов? Что такое ФГОС нового поколения и чем они отличаются от прежних стандартов? В чём новизна подхода к обучению по новым стандартам?

В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход.

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют следующие цели обучения иностранному языку:

  1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная / межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.
  2. Развитие личности учащихся.
  3. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, а также образа окружающего мира и ценностно-смысловых приоритетов личностного морального выбора.

Другими словами, универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые и доступные или просто привычные, удобные ему самому средства и способы их достижения, уметь самостоятельно контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты по критериям, определённым им самим, оговоренным заданием, учителем, условиями среды.

Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках, развивать в основной школе и совершенствовать в старшем звене. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

Личностные результаты

Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор

Регулятивные универсальные учебные действия

Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность

Познавательные УУД

Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире

Коммуникативные УУД

Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми

Я бы хотела предложить вам памятки по УУД. Вы сможете использовать их при выполнении следующего задания: при просмотре мультипликационного фильма определите, развитию каких УУД эта анимация может способствовать.

Что значит: формировать УУД?

В широком значении формирование УУД – это формирование желания сознательного, осознанного, устойчивого желания к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового для каждого субъекта социального опыта.

     В более узком (психологическом значении) УУД – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих осознание им своей гражданской и культурной идентичности, формирование и развитие социальной компетентности, воспитание толерантности, формирование и развитие способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая саму организацию учебного (образовательного) процесса.

 Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?», «Можно ли и как сделать это лучше?», «Где можно ещё об этом прочитать?».

Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

Изучение иностранного языка способствует:

  • общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса;
  • развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;    развитию письменной речи;
  • формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.

Иностранный язык обеспечивает, прежде всего, развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося: диалоги этикетного характера;

Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий — формирования гражданской и культурной идентичности личности, доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

Изучение иностранного языка способствует развитию общеучебных познавательных действий, например, смыслового чтения (понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана).

Формирование личностных УУД происходит ежеминутно, ежеурочно через задания и речевые ситуации, ориентированные на нравственное воспитание школьников: доброжелательность, трудолюбие, самостоятельность, ответственность, взаимопомощь, нравственно-этическое оценивание; выбор и саморегулирование своего поведения, речи и общения; обсуждение ситуаций, требующих морального выбора; развитие умений избегать конфликтов, вести себя обдуманно, учитывать мнение окружающих; развитие умений достойно представлять свою страну и малую родину на английском языке, понимать и с уважением относиться к различным традициям, обычаям, особенностям мировоззрения и поведения различных народов.

УУД направлены на достижение планируемых результатов. Различают три группы планируемых результатов:

1. Личностные результаты – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни.

2. Предметные результаты – лежат в основе изучения самого предмета: формирование и совершенствование иноязычной  коммуникативной  компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение  лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний в коммуникативной сфере, чтении, говорении, аудировании, письменной речи).

3. Метапредметные результаты – центральной составляющей является формирование у учащихся умения определять цели и пути их достижения, основы самоконтроля и умения организовать сам процесс овладения знаниями, работать с источниками и самой информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные или, так называемые, надпредметные понятия, то есть стоящие над предметами и являющиеся универсально и важными, жизненно необходимыми, для каждого обучающегося.

Нам всем предстоит много работы, будут ошибки, трудности, доработки, но мы всё равно освоим и УУД, и метапредметные результаты, будем организовывать проектную и внеклассную деятельность.

В качестве лирического отступления хочу предложить вам «Уроки бабочки», как показывает практика, все воспринимают их по-своему, но всем нравится.

Уроки бабочки

Я просила сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильной.

Я просила мудрости…  А жизнь дала мне проблемы для разрешения.

Я просила богатства…  А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я могла работать.

Я просила возможность летать…  А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевала.

Я просила любви…  А жизнь дала мне людей, которым я могла помогать в их проблемах.

Я просила благ…  А жизнь дала мне возможности.

Я ничего не получила из того, о чем просила.

Но я получила всё, что мне было нужно.

Желаю плодотворного сотрудничества, интересных идей, вдохновения и осмысления своей причастности к созданию новой школы – школы будущего, где ученики действительно будут хотеть учиться и самосовершенствоваться, пусть под руководством учителя, но с большим желанием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психотехнические игры как средство формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка в рамках ФГОС

В данной работе представлено теоретическое обоснование применения психотехнических игр для формирования универсальных учебных действий учащихся....

Мастерская «Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися кон...

ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...

Статья "Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе"

В статье раскрыты основные отличия урока современного типа от традиционного урока. В работе описаны те универсальные учебные действия, которые формируются на разных этапах урока. Даны конкретные приме...

Формирование универсальных учебных действий на уроке английского языка

Презентация направлена на показ способов формирования УУД на уроках английского языка к УМК Английский в фокусе...

Использование современных информационных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.Технология ТОГИС

Основные результаты применения технологии ТОГИС - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовывать. планировать и осуществлять решение возникших задач, провести ...