"Речевая культура педагога ДОУ"
консультация по теме
Консультация на тему: "Говорим правильно"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_rechevaya_kultura_pedagoga_dou.ppt | 2.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой! Аристотель
Вопросы культуры речи в профессиональной сфере стали особенно актуальны в настоящее время. Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи. Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей. Культура речи педагога – важнейшее качество его профессионально педагогической деятельности. Актуальность
Профессионализм педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи педагогов и всех окружающих. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Что такое культура речи? Культура речи – это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями и содержанием. Культура речи как наука – специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка, как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.
Требования к качеству речи педагога ДОУ: Правильность Точность Логичность Чистота Выразительность Богатство Уместность
Правильность — соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. Речь педагога должна быть грамотной: - следует разбираться в особенностях своей речи, - учитывать ее ошибки и погрешности, - бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
— отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов. Чистота
— особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора. Выразительность
— умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи. Богатство
— употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.). Уместность
Невербальная культура общения педагога К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести: правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его!!! Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.
Самые распространённые ошибки в речи педагогов: - «ложить» вместо «класть», «свекла» вместо «свёкла», «придумай слово» вместо «назови или припомни», «ихние» вместо «их», «нету» вместо «нет», «оделися» вместо «оделись», «позв О ним» вместо «позвон И м» и др.; - побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево», «конечно» вместо «конешно»); - забывают о том, что слова: гель, шампунь, тюль - мужского рода; - частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»); - засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, между прочим, понимаешь, так сказать и т.д.); - использование в речи слов, педагогических терминов, не понятных детям, без уточнения их значения (Например: «Сейчас будем заниматься дидактическими играми»); - монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания; - ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми; насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами; - многословие, наслоение лишних фраз, деталей; использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов.
Правила речевой культуры педагога ДОУ Педагог должен: говорить внятно, правильно произносить все звуки родного языка, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе; строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах; связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития; говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения; в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, говорить со скоростью около 120 слов в минуту; использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы); использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.
Поведение, речь педагога, его внешний облик – все является образцом для детей. Поэтому, знание указанных выше требований к педагогам, соблюдение и постоянное совершенствование качества своей речи — это залог успешной работы по качественному речевому и нравственному развитию детей в ДОУ. Кто владеет культурой речи, тот достигает больших успехов не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Вывод
Литература 1. Колосова И.В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения / И.В. Колосова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009. - №3. 2. Скворцов Л.М. Культура русской речи. Словарь-справочник / Л.М. Скворцов. – М.: Издательство «Знание», 1995. – 256 с. 3. Словарь-справочник по культуре устной и письменной речи / Сост. М.Б. Елисеева Б.М. Золик, А.Б. Черепнин, 1996. – 32 с.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект "Речевая культура и речевая агрессия"-9 класс
Этот урок - итог проектной деятельности с учащимися 9-го класса по изучении словарного запаса школьников и взрослого населения, разговор о бережном использова...
Речевая культура современного педагога
Культура речи педагога - важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности. Этому и посвящена статья, в которой представлены основные типы речевых культур учителей в современной...
Культура речевого общения педагога
Данная статья расскрывает тему культуры речевого общения как одного из немаловажных факторов воспитанности педагогов....
Сообщение "Речевая культура как основная составляющая личности педагога"
Выступление на традиционных гимназических Педагогических чтениях...
«Повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах профессиональной речевой культуры»
Умеем ли мы говорить? Один педагог говорит всегда тихо, другой, как правило, кричит; третий говорит медленно и нудно; четвертый каждую фразу начинает с «Ну вот, значит, это...», пяты...
Совершенствование речевой культуры педагога как условие профессионального роста
Статья о необходимости совершенствования речевой культуры педагога как социально значимом требовании...
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...