Совершенствование речевой культуры педагога как условие профессионального роста
статья на тему

Кутепова Ольга Владимировна

Статья о необходимости совершенствования речевой культуры педагога как социально значимом требовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_kultura_pedagoga.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование речевой культуры педагога как условие профессионального роста

  В условиях перехода на новые государственные стандарты, которые предусматривают воспитание ребёнка как  гражданина своей страны, нельзя не говорить о воспитании любви к своему языку и гордости за него.

В. В. Путин сказал: «Русский язык – не только средство общения миллионов людей, говорящих на нём и знающих его. Это концентрация нашего духовного богатства». Эти слова  позволяют видеть, как важна  для россиян возможность самовыражения на своём языке, чувство сопричастности  к  великой русской культуре посредством языка.

Психологи утверждают, что все мы родом из детства. Наши нравственные ориентиры  и ценностные установки закладываются в нежном возрасте. Поэтому  именно у педагога  серьёзная и почётная роль – «нести культуру в массы». Для этого сам он должен быть высококультурным человеком.

Речевая культура – неотъемлемая составляющая общей культуры человека. Неслучайно в «Профессиональном стандарте педагога» коммуникативная компетенция названа  одной из важнейших.  Развитие речевой культуры педагогов в наши дни выступает как социально значимое требование. Обществу необходим преподаватель, имеющий высокий профессиональный уровень, способный к созданию комфортного климата в учебно-воспитательном процессе, обладающий высоким уровнем речевой культуры для того, чтобы осуществлять полноценное общение с воспитанниками, коллегами и родителями. Подтверждение этим словам можно увидеть в работе известного психолога  Е. П. Ильина: «Одним из слагаемых мастерства учителя является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот при прочих равных условиях – уровне знаний и методическом мастерстве – достигает больших успехов в учебно-воспитательной работе».

Педагог во время образовательно-воспитательного процесса вольно или невольно оказывает воздействие на речевое поведение обучающихся  и их родителей, поэтому ему важно осознавать свою ответственность не только за то, что он говорит, но и как он говорит. Не сомневаясь в том, что каждый  учитель обладает высоким уровнем речевой культуры (вне зависимости от его специализации), всё же предлагаем вспомнить о том, что язык – постоянно меняющаяся, обновляющаяся среда. Как же в этих условиях оставаться знатоком языка, не будучи преподавателем – филологом? Наверное, «обычный» педагог успокоит себя тем, что всего знать невозможно. А хороший будет стремиться к постоянному совершенствованию, саморазвитию.

Чтобы достичь идеала, нужно иметь чёткое представление о нём. Какие же качества присущи «хорошей речи»?

  1. Уместность (соответствие ситуации общения и возрасту собеседников). Чем младше он, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи.
  2. Эмоциональность.

Она достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи – тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.

  1. Точность.

 Знание языка позволяет выбрать нужное слово из словарного ряда и тем самым достичь точности выражения, строгого соответствия речи передаваемому содержанию.

  1. Логичность.
  2. Выразительность.

Умелое применение пословиц, поговорок, крылатых слов, метафор, гипербол делает речь учителя сочной, эмоциональной, поднимает настроение учащихся. Конечно, пользоваться надо только теми речевыми средствами, которые доступны пониманию детей данного возраста.

  1. Чистота.

Засоряют речь и так называемые слова–паразиты. Употребленные без необходимости, по привычке, для заполнения пауз, они являются "сором" в речи. Часто такими словами становятся: значит, ну, вот,  так сказать, типа  и т.п.

В литературной речи не допускаются просторечные слова. Обычно это грубоватые слова отрицательно-оценочного содержания, свойственные простой, непринужденной устной речи.

  1. Богатство.
  2. Правильность.

Речевая грамотность предполагает знание зафиксированных словарями, закреплённых,  общепризнанных  правил функционирования единиц языка,   владение ими.

«Заговори, чтобы я тебя увидел»,- предлагал Сократ. Действительно, по речи человека можно определить его возраст, социальное положение, уровень интеллекта. Речевой портрет личности скажет об этой личности даже больше, чем можно себе представить.

Как же изменить этот портрет, сделать его лучше? У учёных – филологов ответ один: почаще заглядывать в  лингвистические словари.

Не сбрасывая со счетов их замечательный совет, понимаем, что для достижения значительного  успеха  необходимо создание  в ОУ целого ряда организационно-методических условий:

планирование работы по совершенствованию речевой культуры в листах самообразования;

проведение семинаров по культуре речи;

мастер-классы от преподавателей филологических специальностей;

консультационная работа названных специалистов;

создание стендовых презентаций «Говорим правильно» и т.д.

Мы уверены, что данные мероприятия могут быть включены в комплекс мероприятий по реализации образовательного проекта «ТЕМП» как влияющие на повышение качества естественно-математического и технологического образования. Современной школе как никогда нужны грамотные преподаватели, умеющие не только оперировать цифрами и формулами, но и способные доходчиво объяснить научный материал, стать  для учащихся непререкаемым авторитетом во всех сферах своей деятельности, человеком высокой культуры.

В романе в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина мы читаем: «Как уст румяных без улыбки, / Без грамматической ошибки / Я русской речи не люблю». Этот афоризм цитируется как формула самоутешения (извинения) в случае какой-либо допущенной погрешности против правил русского языка. Мы, конечно же, понимаем, что это всего лишь  шутка нашего великого классика, поскольку в его трудах ошибок практически  нет. Он тщательно работал над точностью и выразительностью своей речи. «Его пример – другим наука», в частности, нам, педагогам, есть смысл работать над совершенствованием своих речевых навыков, т.к., по словам учёных, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки», которые встречаются в нашей речи.

Литература

 1.Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений.- СПб, 2009.

 2. Культура речи: нормы русского языка: Учебное пособие /Сост. Н.Б. Руженцева. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

3. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций./Н. А. Сенина, Н. А. Гурдаева; под ред. Н. А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2014.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

индивидуальная образовательная программа, как условие профессионального роста педагога

Выступление на педагогическом совете школы знакомит слушателей с тем как я создавала свою индивидуальную образовательную программ.Рассказывает о сути программы, ее разделах, а также алгоритме ее напис...

Организация системы методической работы как условие профессионального роста педагога

Методическая работа в школе будет успешна, если все педагоги школы заинтересованы в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больш...

Индивидуальная образовательная программа как условие профессионального роста педагога

Что такое "Индивидуальная образовательная программа"? Для чего она нужна и как правильно ее составить? Ответы на эти вопросы содержатся в данной статье...

Самообразование как условие профессионального роста педагога

Самообразование как условие профессионального роста педагога...

«ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА»

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА»...

Самообразование как условие профессионального роста педагога

Самообразование педагога. Зачем оно нужно?...

Статья Инновационная методическая работа как условие профессионального роста педагогов

В данной статье показано  значение методической работы как условия  профессионального роста педагогов. Раскрываются  инновационные подходы в организации  методической работы в гимн...