Интерактивное путешествие по общесадовскому проекту "Мы как дольки апельсина - все дружны и неделимы". Знакомство с народом "Ханты - Манси".
презентация урока для интерактивной доски на тему

Исакова Гульнара Камалпашаевна

Закреплять представление о традиционном убранстве хантыйской избы, воспитывать интерес к коренному народу Ханты и Манси, познакомить с декоративно-прикладным искусством обско-угорских народов; закрепить знание детей о национальной одежде через небольшие описательные рассказы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnoe_puteshestvie_hanty_i_mansi.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомство с народом Ханты – Манси»

Цель: закреплять представление о традиционном убранстве хантыйской избы, воспитывать интерес к коренному народу Ханты и Манси, познакомить с декоративно-прикладным искусством обско-угорских народов; закрепить знание детей о национальной         одежде через небольшие описательные рассказы.

Задачи:

Образовательные: обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов Ханты – Манси, продолжать знакомство детей с фольклором коренных народов (сказками, загадками, играми), познакомить с одним из основных промыслов ханты и манси-рыболовство.

Развивающие: развивать логическое мышление, образное мышление, упражнять в отгадывании загадок.

Воспитательные: воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей.

Интеграция образовательных областей (условные обозначения): познание, социализация, физическое развитие.

Формы и методы: рассматривание иллюстраций, обсуждение, беседа, подвижные игры

Оборудование:иллюстрации, презентация.

Этапы

Действия участников образовательных отношений.

Центры активности.

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

РППС

Организационный момент.

Ведущий1

- Здравствуйте ребята! Как я рада вас видеть в этот солнечный прекрасный день в нашем уютном зале. А собрались мы для того, чтобы продолжить наше путешествие по нашему краю, по малой родине.

Ребята, скажите, как называется наш край? Кто коренные жители Югры? Ребята, а что это за музыка? Что вы слышите?

Ответы детей

Слайд 1 «Тайга»Звучит хантыйская музыка

Слайд 2

Вводная часть. Подведение к теме НОД.

Появление девушки  в национальном костюме

Ведущий 2

Ведущий 1

Ведущая 2

Физминутка «Чум»

Ведущая 1

Ведущая 2

-Я, жительница Югры. На территории Югры живут  люди  разных  народов. Ребята, вы знаете люди каких народов живут в Югре? А  коренные жители – это народы ханты и манси. На мне костюм хантыйской женщины. Я знаю, как звучит приветствиена хантыйском языке:

«Сайрын Коталум!            Белый светлый день вам!

Пасе олынсим  ком!    Живите долго милые мальчики!

Пасе олынсимнэ!      Живите долго милые девочки!

Народ Хантов очень гостеприимный. И я хочу вас пригласить в гости в хантыйский дом. А вот и их жилище.

-Ребята, как называется жилище хантов? (чум) Чум похож на шалаш. Делают его из жердей, а вверх покрывают оленьими шкурами. Чум ханты часто разбирают и перевозят на другое место.Чум зимой укрывают оленьими шкурами, а летом берестой (корой березы).Чум собирают и разбирают женщины.  Летом и зимой чум перевозят на санях.

Ребята, давайте с вами сыграем в игру, которая так и называется «чум»

- Вставайте возле своих стульчиков и повторяйте за мной.

Чум, чум, круглый дом. (руки над головой)

Побывайте в чуме том! (покружиться)

Гости явятся едва-

(останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота)

В печку прыгают дрова.

Печка жарко топится (прыгают)

Угостить торопится (хлопают в ладоши)

Ладушки, ладушки. Круглые оладушки! (имитация лепки оладушек)

-Молодцы ребята, хорошо отдохнули. А мне пора идти ягоды собирать

-Югорская земля богата дикоросами

Ребята, а вы знаете какие ягоды и грибы растут на Югорской земле?

-А это мы сейчас проверим,отгадав загадки. Отгадывайте загадки, а отгадки вы увидите на экране.

В лес ходили мы не зря –

На болотных кочках

Ягод цвета янтаря

Там набрали сочных.

Так и просится в лукошко

Эта чудная ... (Морошка)!

Свежа, красна, полезна, вкусна:

И морозить, и мочить, и варенье варить,

И в морс годится - не даст простудиться.

В лес иди-ка - там ягодка... (Брусника).

Эту ягодку найдете

Не в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка,

Красненькая… (Клюковка)

Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины — ... (Черника)

Грибнику его наряд
Станет лучшей из наград.
Бугорком к земле прилип,
Ловко прячась, ...
(Белый гриб)

Я родился в день дождливый 

Под осиной молодой, 

Круглый, гладенький, красивый, 

С ножкой толстой и прямой.

(Подосиновик)

Под березой старичок,

На нем бурый колпачок,

И пиджак с пестринкой,

А сапожки - с глинкой.

(подберезовик)

Из ягод народ ханты пекут пироги, а вот грибы они в пищу не употребляют.

Ответы детей

Ответы детей

Дети выполняют действия  в соответствии с текстом

Дети отгадывают загадки

Слайд  3( чум)

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Основная часть.

Беседа, отгадывание загадок

Ведущая 1

Ведущая2

ИГРА «Рыбалка»

Ведущий1

Ведущая 2

Ведущая1

-Хантыйский народ очень трудолюбивый. Они трудятся на своих угодьях. А вот кого они разводят, вы узнаете, отгадав мою загадку:

По мхам он ходит и траве,

Носит лес на голове.

Рогами защищается –

От врагов спасается. (Олень)

-Кроме оленеводства народ ханты занимается рыболовством. Рыбу ловят и в озёрах и в реках.

-Ребята, я приглашаю вас на рыбалку.

- Как называется эта рыба? (из нее можно приготовить уху)

- Как называется эта рыба? (из нее можно приготовить мясной пирог)

- как называется эта рыба? (из нее можно приготовить строганину)

- как называется эта рыба? (эту рыбу можно закоптить)

- кто знает, как называется эта рыба? (

-

С вами поиграем в игру «Озёра – реки».

-Хантыйские женщины очень трудолюбивые, они настоящие рукодельницы: шьют одежду, сумочки, украшают их красивыми узорами  орнаментами.Орнамент –как сказка, может рассказать любую историю мастерицы. Есть орнаменты, обозначающие животных, рыб, растения. Символы солнца, луны, звезды и многое другое. Самые главные – это оленьи рожки, символ медведя, беличьи  и заячьи  ушки, голова щуки и налима.

-А для вашего хоровода дружбы я приготовила куклу хантыйского народа, зовут её Хейро. В переводе с хантыйского означает – солнце.

- Из чего сшита одежда? (Из меха) (показ куклы в национальном костюме).Это меховая одежда называется малица. Малица шьётся из оленьего меха. Народ ханты очень талантливы. Они делают очень красивые изделия из меха. Женщины расшивают одежду их оленьего меха, рукавицы. (Показывает несколько изделий из меха, расшитые бисером), а на ногах ханты носят унты. Одежда из оленьего меха тёплая и красивая.

Хантыйский народ очень мудрый, они любят сочинять сказки о добре, о семье, о суровом быте. Вы любите сказки? Сейчас  посмотрим  сказку «Кукушка»,а почему она так называется, мы узнаем из сказки. А покажут нам ее дети старшей группы «Колокольчик»

-Почему женщина заболела?

-Как дети заботились о больной матери?

-Почему мать превратилась в кукушку?

Дети ловят рыбу

Дети играют в игру

Ответы детей

Показывает сказку старшая «Б» группа

Ответы детей

Слайд 11(картинка оленя)

 Музыка для игры

Слайд 12, 13

Заключительная часть.

Рефлексия.

Итог занятия.

-Ребята, вам понравилось в гостях? Но нам пора прощаться. Посмотрите, какое на севере яркое солнце. А чтобы нам сохранить тепло солнца, надо произнести заветные слова: «Мы как дольки апельсина - все дружны и неделимы»

Ответы детей

Слайд 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостинная "Поэзия и сказания народов ханты и манси"

Знакомство с творчеством народов ханты и манси, просмотр тематических мультфильмов, открывающих особенности поэзии народов севера....

Презентация "Одежда народов ханты и манси"

Данная Презентация раскрывает особенности в одежде обско- угорских народов, и рассказывает о практическом семинаре "Ровдуга"....

Доклад «Этнокультурное образование детей через знакомство с традиционными праздниками народов ханты и манси»

В данной статье рассматривается этнокультурное образование детей на примере детского традиционного праздника "Трясогузки"...

Исследовательская работа "Семантика чисел и их смысловая роль в русских народных сказках и в сказках народов ханты и манси".

В ходе работы оригинально решаются вопросы в области словесности, связанные с анализом  художественного текста: через интепретацию семантики чисел в русских народных сказках и в сказках народов х...

Народы Ханты- Манси

урок изо в 7 классе...

Сочинение о роли культуры в жизни человека, семьи, общества, государства. «Самобытная культуры народов ханты и манси»

Конкурсная работа  для участия в издании книги «Ступени осознания  культурного кода»...