Орфограммы в загадках
учебно-методическое пособие на тему
Материал "Орфограммы в загадках" помогает мне разнообразить работу на уроке. В зависимости от тематики загадки содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Использование загадок дает возможность сконцентрировать внимание на наиболее трудной орфограмме. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orfogrammy_v_zagadkah.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Орфограммы в загадках
Материал "Орфограммы в загадках" помогает мне разнообразить работу на уроке. В зависимости от тематики загадки содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Использование загадок дает возможность сконцентрировать внимание на наиболее трудной орфограмме. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операции.
При разгадывании загадок:
формируется любовь к народному творчеству, родному языку; ребенок вводится в мир народной поэзии, получая эстетическое наслаждение; мобилизуются умственные силы, так как разгадывание является своеобразной гимнастикой; развиваются находчивость, сообразительность, быстрота реакции; расширяется кругозор, обогащается словарный запас, развивается речь.
Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, рассуждению и доказательству.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Сочетания жи-ши
1. Сами крошки,
Боятся кошки:
Под полом живут,
Туда всё несут.
(Мыши.)
2. Ползун ползёт,
Иголочки везёт.
(Ёжик.)
3. Два берёзовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их... (лыжи).
4. С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые...(снежинки).
5. Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф.
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он... (жираф).
6. Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.
(Кувшинки.)
7. Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных.
Запах крепок и душист,
А её зелёный лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отгадай!
(Душица.)
8. На четыре ноги
Надевали сапоги.
Перед тем как надевать
Стали обувь надувать.
(Шины.)
9. Растёт зеленый кустик,
Дотронешься - укусит.
(Шиповник.)
10. Если дождик, мы не тужим
Бойко шлёпаем по лужам.
Станет солнышко сиять -
Нам под вешалкой стоять.
(Калоши.)
Сочетания ча-ща, чу-щу
1. Ночь. Но если я захочу,
Щёлкну раз - и день включу.
(Выключатель.)
2. Пять амбарушек -
Одни ворота.
(Перчатка.)
3. Не шит, не кроен,
А на ниточке сборен.
(Чулок.)
4. Идут, идут,
А всё тут да тут.
(Часы.)
5. Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
(Туча.)
6. Чёрненько,
Горяченько,
А все любят.
(Чай.)
7. Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает.
(Щука.)
8. Горит столб,
А дыму нет.
(Свеча.)
9. Из горячего колодца
Через нос водица льётся.
(Чайник.)
10. Стоит Антошка
На деревянной ножке,
Руки из палки,
В руках мочалки.
(Огородное чучело.)
Сочетания чк, чн, нч
1. Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу?
(Очки.)
2. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
3. А ну-ка, ребята,
Кто отгадает:
На десятерых братьев Двух шуб хватает.
(Рукавички.)
4. Стальной конёк по белому
Полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет
(Ручка)
5. Спят мирно дочки
В фанерном домочке.
У сонь, у тихонь
В головках огонь.
(Спички.)
6. Что это у Ванечки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
А ниточка в воде.
(Удочка.)
7. Рос шар бел,
Ветер дунул -
Шар улетел.
(Одуванчик.)
8. Золотое решето
Чёрных домиков полно;
Сколько чёрненьких домков,
Столько беленьких жильцов.
(Подсолнечник.)
9. В лесу вырезана,
Гладко вытесана.
Поёт - заливается.
Как называется?
(Дудочка.)
10. Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Остановила вас -
Закончила рассказ.
(Точка)
Удвоенные согласные
1. Стою на крыше
Всех труб выше.
(Антенна,)
2. По асфальту едет дом,
Ребятишек много в нём,
А над крышей дома вожжи,
Дом без них ходить не может.
(Троллейбус.)
3. Плещет тёплая волна
В берега из чугуна.
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате?
(Ванна.)
4. Этот глаз - особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
(Фотоаппарат.)
Непроизносимые согласные
Доброе, хорошее
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
(Солнце)
2. Крутая гора,
Что ни шаг, то дыра.
(Лестница.)
Парные согласные
1. Маленькие лапки,
А в лапках царапки.
(Кошка.)
2. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь.)
3. Красна девица в темнице,
А коса на улице.
(Морковь.)
4. Сама не ем,
А людей кормлю.
(Ложка.)
5. В воде купался,
А сух остался.
(Гусь.)
6. Стоят в лугах сестрички:
Золотой глазок,
Белые реснички.
(Ромашка.)
7. Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы -
Нет под шапкой головы.
(Гриб)
8. На дворе горой,
А в избе водой.
(Снег.)
9. Бьют Ермилку
По затылку.
Он не плачет,
Только носик прячет.
(Гвоздь.)
10. Сидит Игнатка на грядке
Весь в заплатках.
Кто его потрогает,
Тот и заплачет.
(Лук.)
11. В полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.
(Утюг.)
12. Трещит, а не кузнечик,
Летит, а не птица,
Везёт, а не лошадь.
(Самолёт.)
Безударные гласные
1. Днём спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
(Сова.)
2. Два Егорки
Живут возле горки,
Живут дружно,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для 10 класса "Орфограммы в приставках"
Правописание приставок...
Конспект урока русского языка в 5 классе с использованием ИКТ и технологии процессуального мониторинга на тему "Орфограммы гласные и согласные"
Данный урок разработан в соответствии с программой по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской (Москва, "Дрофа", 2001).Тема урока: "Орфограммы гласные и согласные (повторение изученного в началь...
Урок-улей «Повторение изученных орфограмм по разделу «Имя существительное»
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Исходя из этого, я выбрала нетрадици...
тест по русскому языку(орфограммы гласные)
подготовка к экзамену...
«Орфография. Орфограмма. Типы орфограмм»
Разработка будет полезна учителям русского языка и литературы, преподающим в 5 классе....
Урок по русскому языку: Диктант по изученным орфограммам- буквой Ё и О после буквы шипящего в корне слова и ранее изученным орфограммам
Урок контроля. Ученик учиться владеть различными видами аудирования, писать слова с изученной орфограммой....
Загадки. Логические загадки с подвохом
Загадки. Логические загадки с подвохом...