Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их устранения»
статья на тему
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости - надо узнать причины ее порождающие!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ с. Семеновка»-филиал ОШ с. Чиганак
Аркадакского района Саратовской области
Выступление на тему
Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их устранения»
Подготовила
Алпатова Надежда Евгеньевна
учитель ИЗО и географии
2018 г.
Начнем с того, что рассмотрим мнения специалистов, т.е. психологов и педагогов, по данному вопросу. Каков же их взгляд на эту проблему?
Нельзя сказать, что проблема неуспеваемости - это проблема, появившаяся у современной школы. Над поиском ее решения уже давно работают многие педагогики и психологи.
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости - надо узнать причины ее порождающие! В каждом конкретном случае причина индивидуальна. Но психологи говорят, что есть и общие причины, характерные для определенного круга школьников. Каковы же они? Педагоги обычно называют нежелание учиться и отсутствие познавательных интересов, дурное влияние семьи и улицы и т.д. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей.
Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. К внешним причинам в первую очередь относятся социальные причины, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы, а также - несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, пробелы в знаниях и т.д.)
Сейчас как никогда актуально отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т.д., т.к. общество растеряло способы борьбы с ним, а создавать их заново очень сложно.
Итак, внешними причинами неуспеваемости являются:
1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе).
2. Несовершенство учебного процесса.
3. Отрицательное влияние семьи, улицы.
Одной из самых главных внутренних причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей, также - низкое развитие интеллекта.
К внутренним причинам следует отнести и проблему отсутствия мотивации учения, и проблема слабого развития волевой сферы у школьников. Об этом писал известный русский педагог К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т.к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".
Итак, внутренними причинами неуспеваемости являются:
1. Дефекты здоровья современных школьников.
2. Слабое интеллектуальное (умственное) развитие, вызванное как приобретенными патологиями развития, так и генетически обусловленное.
3. Отсутствие мотивации к учению.
4. Слабое развитие волевой организации ученика.
Таким образом, в реальной жизни школьника переплетается целый ряд причин. И дело не только в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд.
Одна из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ, – это работа со слабоуспевающими учащимися. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения. Задача нашей школы - «не упустить, не потерять» учащихся с низкими учебными возможностями. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости - надо узнать причины ее порождающие!
В каждом конкретном случае причина индивидуальна. Но психологи говорят, что есть и общие причины, характерные для определенного круга школьников. Каковы же они? Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. К внешним причинам в первую очередь относятся социальные причины, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы, а также - несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, пробелы в знаниях и т.д.)
Сейчас как никогда актуально отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т.д., т.к. общество растеряло способы борьбы с ним, а создавать их заново очень сложно.
Главными из внутренних причин неуспеваемости, по мнению исследователей детской психологии, являются:
– дефекты здоровья школьников, т.е. слабое общее физическое развитие, наличие хронический заболеваний.
– задержка психического развития, часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
– низкое развитие интеллекта;
– отсутствие устойчивой положительной мотивации учения;
– слабо развитая волевая сфера. На последнюю у нас как-то не принято обращать особого внимания, а между тем именно воля и усидчивость играют очень важную роль в учебной деятельности. Об этом еще писал К.Д. Ушинский: “Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно, и придется многое, что надобно будет взять силой воли”.
К числу внешних они, в первую очередь, относят причины социального плана, а именно снижение ценности образования в обществе.
К числу внешних относятся и такие, как:
- несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, преобладание производящей деятельности, перегрузка, несформированность приемов познавательной деятельности, проблемы в знаниях);
- отрицательное влияние семьи, друзей, социальной среды и т.д.
Таким образом, в реальной жизни школьника туго переплетается целый ряд причин. И дело не только, как считает большинство педагогов, в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Хотелось бы показать возможные пути предупреждения и ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Работу с неуспевающими учащимися провожу в несколько этапов.
Первый этап – диагностический.
Второй этап – методико – отборочный
Третий этап – тренировочно - технологический.
Четвертый этап – итогово – контрольный.
Пусть всем нам поможет в работе мысль великого писателя Льва Николаевича Толстого о том, что важно не то, где мы находимся, а то, куда движемся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины неуспеваемости и способы ее устранения
Размышления на тему, почему те или иные учащиеся неуспешны в изучении математики, и о том, как сделать процесс обучения математики более результативным....
Неуспеваемость учащихся. Причины и пути преодоления неуспеваемости
Дипломная работа...
Классный час "Причины конфликтов и пути их устранения"
В основу классного часа положен мультфильм Гарри Бардина "Конфликт", что позволяет активизировать детей к диалогу, высказыванию своих предположений, мнений. В конспекте даётся гиперссылка на сайт, отк...
Причины неуспеваемости школьников, пути ее преодоления
в помощь учителю...
Разработка педсовета на тему "Диагноз: неуспеваемость. Причины неуспеваемости и пути преодоления"
Разработка нетрадиционного педсовета....
Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования. Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их устранения
Доклад на тему: "Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования. Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их ус...
Доклад "Внешние и внутренние причины неуспеваемости"
Выступление на ШМО...