Выступление на педсовете
материал на тему
Выступление на педсовете "Учебная мотивация как показатель качества образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_po_teme.docx | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете по теме «Учебная мотивация как показатель качества образования».
09.01.2018г.
Учитель истории и обществознания Озёрнова Е.А.
«Нельзя человека научить на всю жизнь,
его надо научить учиться всю жизнь»
(педагогическая истина)
Одна из актуальных проблем образования сегодня – учебная мотивация.
В настоящее время у школьников наблюдается слабая мотивация к учению. Причин этого множество. Снижение мотивации определяется отсутствием интереса к изучаемому предмету, перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся.
Основным фактором, определяющим качество обучения, является мотивация Это звено, которое соединяет элементы, определяющие дееспособность и мощность личностного интеллектуального запаса формирования знаний, умений, навыков.
Мотив в переводе с латинского обозначает проводить движение, толкать.Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотив - авангардная, несущая основную нагрузку функции «деятельности».
Мотивация – это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность.
Мотивация - совокупность побуждений к деятельности.
Мотивация – это циклический процесс непрерывного взаимного воздействия, преобразования, в котором субъект и ситуация взаимно влияют друг на друга, результатом чего становится то или иное поведение.
При изучении мотивации встает вопрос, что является ее движущей силой. Что, в свою очередь, формирует мотивацию?
Отвечая на возникший вопрос нужно отметить, что на формирование положительной мотивации ребенка влияет не только педагог, но и непосредственно родитель и сам ученик, т. е. работа по формированию мотивации должна быть в тандеме.
Выбор вида мотивации зависит от многих факторов: темы урока, уровня подготовленности и эмоционального настроя класса, технических возможностей школы и даже психологических аспектов взаимодействия учителя и учащихся. Но безусловно одно: мотивация – не эпиграф к уроку, она важная составляющая элемент урока. К мотивации можно возвращаться в ходе занятия, на этапе рефлексии, сформулировать на ее основе домашнее задание. И, конечно, мотивация должна использоваться в системе уроков, а не от случая к случаю, иначе теряется всякий смысл.
При подготовке к урокам, я ставлю перед собой следующие задачи:
- Создавать педагогические ситуации общения на уроках, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, творчество;
- Активизировать познавательную деятельность учащихся
- Содействовать созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, создавать ситуацию успеха на уроке, повышать учебную мотивацию.
- Обеспечивать деятельностный характер учения через включение учащихся в самостоятельное познание окружающего мира, овладение практическими способами работы с информацией;
- Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ.
Первые минуты общения учителя и ученика должны вызвать неподдельный интерес у последнего к изучаемому материалу и процессу обучения в целом. Системная работа в таком направлении приведет к ожидаемому результату. Стимулировать желание школьника нужно на основе сочетания жизненной ситуации, его опыта, задач урока, учитывая психологические особенности ученика.
Важно почувствовать увлечения и кругозор детей и через них перейти к мотивации. Доступность решения поставленной проблемы порождает радость и желание лидировать в ходе всего урока. К примеру, при изучении темы «Олимпийские игры» в 5 классе я держала в руке мяч, теннисную ракетку и ребятам задала вопрос: « Что у меня в руках? Как вы думаете, почему сегодня я принесла спортивный инвентарь? Какое главное спортивное событие ожидает наша страна и весь мир? Где и когда пройдут Зимние олимпийские игры? Хотите узнать, откуда берут свое начало олимпийские игры?» Такое начало урока побудило детей к дальнейшей активной деятельности в ходе урока.
Урок обществознания в 6 классе по теме «Правила и нормы поведения в обществе», начался с того, что прошли по коридору 2 –го этажа, посмотрели стенды на стенах, затем пришли в класс и я спросила ребят: «Как вы должны себя вести в то время, когда идут уроки у всех, а у вас уже закончились? Какой праздник мы будем вскоре встречать? Как вы готовитесь к нему? Существуют ли отличия в поведении на школьном празднике и в повседневной жизни? Давайте попробуем составить правила поведения в общественных местах». Т.О., создаётся проблемное задание, которое решается в течение урока, используя учебный и дополнительный материал.
Я часто на уроках использую дополнительные источники, распечатанные на каждом столе. Так на уроках обществознания в 9 классе, например по теме «Правонарушения и юридическая ответственность», изучив теорию, решаем практические задачи в парах, группах, определяя правонарушение и наказание, затем даю задание придумать аналогичные правонарушения, за которые последуют такие наказания, ребята активизируются практически все и задают вопросы по жизненным ситуациям. Даю высказываться всем желающим, а таковых всегда много, все знают, что активность на уроке поощряется.
Практикую такие методы поощрения, как, например вспомнить изученные ранее понятия и их определения, не все повторяют записи уроков дома, но есть ребята, которые или повторяют или хорошо запоминают. Я сразу в таких случаях говорю, что кто ответит, тому оценка «5». Это, я считаю, стимулирует ребят. Быстро вспоминают и отвечают сейчас в 7 классе С. Никулин, в 6 классе Н. Яурова. Серёжина оценка «4» за четверть близка к «5», а у Насти за вторую четверть уже «5». Постоянно напоминаем на уроках, как я им говорю, правило №1; умение слушать другого, дать высказаться, не перебивать. Ребята постарше знают об этом, учимся этому с пятиклассниками, которые практически все хотят высказаться, стараюсь дать возможность им это сделать, они знают, если ошибутся, им помогут и не боятся высказываться, тем самым «отсиживающихся» становится гораздо меньше.
Усилению интереса способствуют занимательность изложения (примеры, опыты, факты), необычная форма преподнесения материала (вызов удивления), эмоциональность речи учителя, познавательные игры, ситуации спора и дискуссии, анализ жизненных ситуаций (связь с повседневной жизнью учащихся). Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика активизирует ребят.
Например, в печатной тетради по обществознанию в 5 классе было задание – составить вместе с родителями смету (список расходов) ребёнка на месяц на примере своей семьи. Затем нужно было сделать вывод о том, какую долю доходов семья тратит на нужды пятиклассника. На уроке, обсуждая, мы с ребятами пришли к выводу, что от некоторых, совсем не важных расходов можно отказаться, говорили о разных способах помощи своей семье. Отрадно, что практически все говорили о помощи родителям по хозяйству, по дому. (Масленникова Вика сказала, что откажется от больших расходов на лаки, маникюр)
На этапе завершения урока применяю:
- опрос-итог - задаю вопросы, побуждающие к рефлексии урока;
- отсроченная отгадка - даю загадку в конце урока или в течение урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
На этапе предъявления домашнего задания:
- «идеальное задание» предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию); (Саша Сударев в 5 классе по теме «Первобытные охотники и собиратели» смастерил дома и принёс на урок истории орудие труда первобытного человека из камня, за что получил «5»)
- «альтернативное задание» - предлагаю разноуровневые д/з , ученик вправе выбрать сам какое задание он выполнит
- творческое домашнее задание - нарисовать герб семьи, генеалогическое древо;
- домашнее задание на двоих.
- опережающие задания
Использование всех вышеперечисленных методов и приемов «педагогических техник», дает положительный результат для побуждения к действию ученика не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, пробуждая в нем интерес к изучаемому предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете
Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...
Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.
Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...
Выступление на педсовете
Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....
Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.
Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...
Презентация к новому выступлению на педсовете
ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...
Презентация к новому выступлению на педсовете
ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...
Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...