Организация комплексной коррекции отклонений в развитии и реабилитации детей в ОУ учреждении Специальная (Коррекционная) Начальная Школа-Детский сад «Весёлый дельфин»
статья на тему

Цель работы и приоритетные направления деятельности ОУ С(К)НШДС "Веселый дельфин". Медико-реабилитационная работа. Физкультурно-оздоровительная и двигательная реабилитация. Логотерапевтическая работа. Психолого-педагогическая коррекция и поддержка. Использование методики биологической обратной связи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Секция:  Условия успешной социализации детей с особыми нуждами и находящихся в трудной  жизненной ситуации.

Тема. Организация  комплексной коррекции отклонений в развитии и реабилитации детей в ОУ учреждении Специальная (Коррекционная) Начальная Школа-Детский сад «Весёлый дельфин»

Детский-сад – начальная школа одна полифукциональная модель как целостная система обеспечения комфортности и успешности обучения и реабилитации.

Основной контингент ОУ Специельная (Коррекционная) Начальная Школа-Детский сад «Весёлый дельфин» составляют дети, имеющие патологию в развитии опорно-двигательного аппарата. У детей наблюдается плоскостопие I -III степеней, вальгусная деформация конечностей, мышечная гипотония, парезы и парапарезы, деформация грудной клетки, сколиоз, нарушение осанки.

        Анамнестические данные указывают на наличие у детей проявлений органического поражения ЦНС и перинатальной энцефалопатии, которые проявляются различными синдромами. Наиболее характерными   являются астено-невротический синдром, церебрастенический синдром, синдром гиперактивности, синдром нарушения внимания,  судорожный синдром,  синдром нарушения сна, гипертензионно-гидроцефальный синдром (повышение внутричерепного давления),  синдром ликвородинамических нарушений, синдром навязчивых движений, двигательные синдромы: синдром двигательных нарушений,  миатонический синдром, синдром мышечной дистонии и др.

 

Цель работы ОУ С(К)НШДС «Весёлый дельфин»: обеспечение социальных психологических предпосылок, эффективной интеграции детей в социально-культурную среду.

Приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения С(К)НШДС «Весёлый дельфин» являются:

        -  квалифицированная коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, речевого и психо-социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

- обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу.

        -  регулирование социальных процессов в различных социумах воспитанников с помощью педагогических, психологических, медико-социально реабилитационных методов.

Направление деятельности образовательного учреждения:

- образование детей с ограниченными возможностями развития;

-личностное развитие детей, социализация и интеграция детей в социо-культурную среду.

-комплексная коррекция отклонений в развитии и реабилитации;

 

Медико-реабилитационная работа.   

Работа в медико-реабилитационном отделении осуществляется специалистамиузкого профиля: педиатром, неврологом, офтальмологом, ортопедом, физиотерапевтом, психиатром.

Два раза в год специалисты проводят диагностику и назначают лечение. В медико-реабилитационном отделении: физиокабинет, массажный кабинет, кабинет охраны зрения, процедурный кабинет, кабинет функциональной диагностики.

В физиокабинете дети могут получить  следующие процедуры: электропроцедуры, УЗТ (ультрозвуковая терапия), УВЧ (терапия ультровысокой частоты), ЭЭС (электросон), ДДТ (терапия дио – динамическими токами), теплолечение парафино – озокеритовыми аппликациями.

Кабинет охраны зрения  также 2 раза в год осуществляет диагностику зрения детей. Воспитанники и обучающиеся по назначению врача – специалиста получают ортоптическое лечение с использованием «засветов заднего полиса», скиоскопических линеек, гимнастики для мышц глаз и др.

В процедурном кабинете -  инъекцирование и медикаментозное лечение.         

Физкультурно – оздоровительная и двигательная реабилитация.

В С (К) НШ – ДС «Весёлый дельфин» работает 3 инструктора по лечебной физической культуре.

Инструкторы проводят групповые занятия по лечебной физкультуре и  лечебному плаванию, занятия в  индивидуальной форме   с детьми, имеющими показания и назначения врачей – специалистов. Во время занятий детям с нарушением опорно– двигательного аппарата проводят коррекцию методом Биологической Обратной Связи (БОС), в том числе:

  • Плоскостопие;
  • Сколиозы 1 – 2 степени;
  • Контрактуры лучезапястного и голеностопного суставов.

Логотерапевтическая работа

В ОУ работает 8 учителей логопедов.

Коррекционно – логопедическая работа проводится с детьми, начиная с 3-х лет, и продолжается до окончания начальной школы.

Два раза в год специалисты проводят диагностику речевого развития. По данным результатов обследования строится индивидуальная работа с каждым ребёнком.

Основные направления в работе:

- коррекция звуковой стороны речи

- развитие словарного запаса

- развитие грамматического строя речи

- развитие связной речи

- коррекцию нарушений речи методом Биологической Обратной Связи (БОС) а именно: заикание, логоневрозы, дислалия, дизартрия, дисграфия, дислексия, речевая тревога, нарушение темпа речи.  

Психолого – педагогическая коррекция и поддержка 

В учреждении работает 3 педагога – психолога.

Осуществляется индивидуальная и групповая коррекционно – развивающая работа с детьми по следующим направлениям:

- общее развитие интеллектульных возможностей детей;

- развитие эмоциональной и личностной сферы детей;

- развитие коммуникативных умений.

- коррекция психо-эмоциональной сферы методом Биологической Обратной Связи (БОС).

Педагоги- психологи проводят развивающие тренинги для родителей, для родителей с детьми, воспитателей и педагогов по различным направлениям.    

         

Существующая система коррекционной помощи детям с нарушениями речи в нашем образовательном  постоянно развивается и совершенствуется с учетом современных педагогических и технических достижений   Поиск наиболее эффективных методов и приемов в коррекции детей является одной из приоритетных задач.  

С сентября 2009 года в нашем ОУ  применяется новая методика обучения с применением биологической обратной связи, сущность которой состоит в обучении пациента управлению физиологическими функциями собственного организма с помощью специального аппаратно-программного обеспечения БОС. Новый сформированный тип диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной величиной дыхательной аритмии сердца затем используется для обучения ребенка новым  навыкам.

 Метод биологической обратной связи (БОС) является интенсивно развивающимся направлением в медицине, а в последние годы активно внедряется и в педагогической практике. С помощью  данного метода человеку через  электронные приборы (датчики) мгновенно и непрерывно предоставляется информация о физиологических показателях деятельности его внутренних органов (сердца, дыхательной системы) посредством световых или звуковых сигналов обратной связи. Опираясь на эту информацию, человек может научиться произвольно, изменять эти в обычных условиях неощущаемые параметры.

 В образовательном учреждении на данный период функционирует три аппарата биологической обратной связи – логотерапевтический, коррекции психоэмоционального состояния, ЭМГ – БОС для коррекции двигательных нарушений. В 2010  в коррекционный процесс внедрён аппарат по коррекции зрительных нарушений.

Работу  проводят специалисты - БОС, прошедшие специальное обучение в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Обучение прошли 5 специалистов: 2 учителя-логопеда,  один педагог-психолог, один инструктор ЛФК, врач – офтальмолог.

Всего кабинетах БОС  на лечебно-профилактическом курсе находились  8 человек (Бос -логотерапевтический), 5 (БОС опорнодвигательный), 2 (БОС- психоэмоционального состояния

Кабинет психоэмоционального состояния

Цель: Корректировать работу функциональных систем собственного организма, развивать навыки самоконтроля и саморегуляции

Основная задача Кабинета психоэмоционального состояния: Выработка навыка психоэмоциональной релаксации:

Задачи:

 - Овладеть навыками нервномышечного расслабления

-  Оптимизировать работу сердечнососудистой системы путём выработки диафрагмально-релаксационного дыхания

 - научиться самостоятельно преодолевать и купировать болезненные проявления, восстановить высокую работоспособность, хорошее самочувствие и настроение, спокойствие и уверенность в своих силах.

БОС – опорнодвигательный

Основная задача метода – обучение саморегуляции

Задачи:

  1. Коррекция нарушений опорнодвигательного аппарата благодаря обеспечению постоянного контроля за функциональным состоянием мышц.
  2. обучение управлению функцией мышц с помощью специальных устройств

                                              БОС - логотерапевтический

Цель работы: совершенствование и коррекция речевых нарушений детей, функционального состояния  детей с ограниченными возможностями здоровья по методу биологической обратной связи.

 Задачи:

1. Формирование диафрагмально – релаксационного типа дыхания (ДРД) у   воспитанников, как нового дыхательного стереотипа, стереотипа и нового функционального состояния организма.

2. Устранение избыточного, психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время речи.

3. Координация работы речеобразующего аппарата: дыхания, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе.

Навык диафрагмально – релаксационного типа дыхания по методу ДАС – БОС позволяет:

  • оптимизировать реабилитационный процесс;
  • сформировать новое функциональное состояние организма человека;
  • улучшить общее состояние;
  • достигнуть положительной динамики со стороны поведения;
  • подготовить пациента к формированию нового речевого стереотипа.

 

Для внедрения новой технологии специалистами- БОС составлен перспективный план работы на год, который включал в себя изучение специальной литературы по методу биологической обратной связи, о системе дыхательных упражнений и их влиянии на состояние здоровья, развития детей и взрослых. Была спланирована консультационная работа с педагогами и родителями: беседы, практические занятия по обучению технике диафрагмального дыхания без БОС, просмотры занятий с детьми, ознакомление родителей с результатами работы.

После ознакомления с методом биологической обратной связи, с каждым  педагогом образовательного учреждения было проведено десять  БОС – тренингов с целью формирования навыка диафрагмально – релаксационного дыхания. Полученный навык помог понять  технику ДРД и  включиться в процесс по проведению дыхательной гимнастики с детьми. Специалистами БОС была организована работа по  подбору и систематизации дыхательных упражнений для детей всех возрастных групп и изготовлению дидактических пособий.

         

Последовательность работы на тренажёре БОС- логотерапевтический.

После проведения обследования были составлены индивидуальные дифференцированные схемы проведения лечебно-коррекционного курса методом   БОС. С каждым ребенком было проведено до от 30 занятий. Первые занятия продолжались  5-7 мин, время сеансов постепенно увеличивалось, доходя до 15-25 мин. Занятия строились по следующей схеме: 15-20 мин – работа над дыханием по методу БОС, в процессе которой достигалось комфортное состояние ребёнка (без речевого материала или с ним, в зависимости от этапа работы). Речевой материал подбирался с учетом  автоматизированных звуков. Занятия на тренажёре БОС проводили 3 раза в неделю.   В течение коррекционного курса, проводимого у детей  на аппарате  БОС параллельно проводили работу по формированию артикуляционных укладов, постановке звуков, развитию фонематического восприятия.

        На первом занятии мы знакомили  ребёнка  с техникой диафрагмального дыхания без БОС. Ознакомительное упражнение проходило  лёжа на полу, организованное в виде игры. Такая «психологическая» настройка помогала быстрее переходить на новый тип дыхания. Для этого  ребёнку на живот клали кораблик.  Мотивировали его тем, что благодаря правильному дыханию кораблик «поплывет» по морским волнам. С помощью беседы  помогали ребёнку «нарисовать» морскую картинку: «Куда плывет корабль? Какой груз он везет? И есть ли на корабле юнга? Где плывет корабль? По морю? Море большое. На нем волны, которые то опускаются (выдох), то поднимаются (вдох)».

После знакомства с техникой диафрагмального дыхания без  БОС с каждым ребёнком было проведено 7-10 занятий  направленных на формирование у пациента диафрагмально - релаксационного типа дыхания (ДРД) по методу биологической обратной связи (БОС),  с использованием сюжетов компьютерной программы «Cardio 2.1. Logo».

Работа с пациентом начиналась с базового сюжета «Столбик». В этом сюжете используются два вида обратной связи: световая и звуковая. «Столбик» – это сигнал обратной связи по частоте сердечных сокращений (ЧСС), высота которого увеличивается пропорционально увеличению ЧСС на вдохе и уменьшается также пропорционально уменьшению ЧСС на выдохе. Величина столбика - разница между пороговыми значениями ЧСС. Изменение высоты столбика сопровождается изменением тона звукового сигнала, повышающегося на вдохе и понижающегося на выдохе. По данному принципу работа продолжали и в других сюжетах.

Наибольший интерес у детей вызвал сюжет «Анимация», так как в нём присутствует игровая основа. В  сюжете  «Забор»  детей привлекало наличие и смена разнообразных картинок.

Работу над основными компонентами речи проводили постепенно, используя сюжет «Открывание». Сначала ребенок на выдохе произносил изолированные гласные звуки, затем слоги, слова, предложения, тексты. В дальнейшем полученные в результате БОС - терапии умения и навыки правильной речи закреплялись в спонтанной речи без участия приборов биологической обратной связи.

Проводить с дошкольниками работу на основе чтения слов, предложений и текста не представляется возможным, так как дети ещё не умеют читать. Поэтому использовали приём «отражённой речи», когда пациенты  произносят речевой материал, за специалистом БОС. У дошкольников работу  с использованием программы «Cardio 2.1. Logo» заканчивали на сюжете «Открывание» (где дети читали за взрослым слоги и слова) и продолжали произношение  стихотворений, текстов на выдохе   без  аппарата БОС. С младшими школьниками сеансы проводились до окончания полного курса.

В результате проведённой работы у детей наметилась положительная динамика:

  • Нормализовались физиологические показатели частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, длительности выдоха  вне речи и, что особенно важно, во время речевых нагрузок.
  • Улучшилось качество речевого дыхания (исчезло придыхание, выдох стал более длительным, плавным и равномерным), фонации (устранилась твердая атака голоса), артикуляции (стала более пластичной, четкой и координированной).
  • Сократился период автоматизации поставленных звуков.
  •  Уменьшились психологические и судорожные речевые запинки.
  •  Наблюдается положительная динамика со стороны общего состояния: дети стали более спокойными, устранено избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение, уменьшился  уровень невротизации и тревожности, в том числе и речевой, повысилась  самооценка.

         

Таким образом, метод БОС в сочетании с традиционными методами комплексного коррекционного воздействия дает возможность проводить занятия с детьми, имеющими  речевые нарушения, используя прием «обходных путей». Это, несомненно, расширяет возможности практических логопедов.

Использование методики биологической обратной связи позволяет решить задачу реабилитации и социальной адаптации лиц с проблемами в общении на качественно более высоком современнее уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закревская О.В. Развивайся, малыш. Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста

В пособии предлагается система педагогической помощи детям раннего возраста с отставанием и отклонениями в развитии. Она предусматривает пошаговое обучение ребенка, уровень развития которого соответст...

Cоздание и развитие комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с отклонениями в развитии

Специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии, необходимо информировать родителей о том, что чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной работы, тем у...

Рабочая программа Специального (коррекционного) начального общего образования по чтению и развитию речи 1 класс

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения обучения гр...

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Здоровье человека является основополагающим условием социального и экономического развития общества, и в тоже время это самая главная ценность любого государства. Человек должен осознать, что он ...

"Нарисуй узор" методика организации и проведения реабилитационного (коррекционного) занятия по социализации детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях

Используя, частично заполненные, шаблоны варежек, дети находят свои пары, а потом молча, не разговаривая, а только объясняясь жестами и поступками, должны нарисовать пару варежек....

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Здоровье человека является основополагающим условием социального и экономического развития общества, и в тоже время это самая главная ценность любого государства.Человек должен осознать, что он сам в ...