Использование современных образовательных технологий в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья
статья
Работа посвящена проблеме использования современных образовательных технологий в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование современных образовательных технологий в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Вопросы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становятся актуальнее в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе, с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в социуме. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы.
На современном этапе развития нашего общества все большее значение приобретает необходимость строить образовательный и воспитательный процессы на основе личностно-ориентированного обучения, основанного не только на изучении психологических индивидуальных особенностей учащихся, но и творческом подходе к обучению и развитию каждого ребенка, использовании рекомендуемых ФГОС второго поколения технологий в обучении.
Таким образом, мы сформулировали проблему: как организовать обучение детей с ОВЗ на базе общеобразовательной школы с использованием современных образовательных технологий?
Цель исследования – выделить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования современных образовательных технологий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования – процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – современные образовательные технологии для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для исследования познавательной мотивации и познавательной сферы у обучающихся были организованы две группы детей: (8 человека) – экспериментальная, (6 человек) – контрольная. Всего в исследовании принимали участие 14 детей в возрасте от 11 до 14 лет.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие заметные и ощутимые отклонения от нормального психического и физического развития. Они вызваны серьезным врожденным или приобретенным дефектом, и в силу этого нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.
Использование современных образовательных технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке кон-курентоспособных граждан.
Современные образовательные технологии – это технологии, которые составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Благодаря современным образовательным технологиям учащиеся овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Однако внедрение современ-ных образовательных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью.
Для достижения цели работы и доказательства гипотезы мы обратились к проведению эмпирического исследования, в рамках которого были проведены констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента, с целью выявления учебной мотивации и уровня сформированности познавательных процессов.
На констатирующем этапе эксперимента было проведено исследование учебной мотивации и уровня сформированности познавательных процессов.
Формирующий этап проводился с целью проверки эффективности использования современных образовательных технологий в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках формирующего этапа эксперимента были использованы современные образовательные технологии в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Целью этих технологий стало развитие учебной мотивации и уровня познавательной сферы лиц с ограниченными возможностями здоровья. В качестве основных образовательных технологий применялись здоровьесберегающие, игровые и информационно-коммуникативные технологии.
На контрольном этапе эксперимента мы провели повторное исследование учебной мотивации и уровня познавательной сферы у учащихся из контрольной и экспериментальной групп по тем же методикам.
Результаты показали следующее:
- в процессе учебной деятельности учебная мотивация у учащихся может меняться: повышаться, понижаться или оставаться неизменной. Так у учащихся экспериментальной группы, после проведённых уроков с использованием современных образовательных технологий, произошло повышение учебной мотивации. Результаты представлены на экране.
- исследование уровня сформированности познавательных процессов показало, что в экспериментальной группе повысился уровень развития внимания: не стало обучающихся с низким уровнем, выросли показатели среднего и выше среднего уровней. В контрольной группе тоже произошли изменения, но незначительные.
- исследование долговременной памяти показало, что у обучающихся экспериментальной группы повысился средний уровень долговременной памяти. В контрольной группе изменений не произошло.
- исследование логической и механической памяти показало, что в экспериментальной группе повысился средний уровень смысловой и механической памяти и понизился низкий уровень. В контрольной группе произошли изменения только в развитии механической памяти – повысился средний и понизился низкий уровни механической памяти.
- Из результатов исследования кратковременной памяти видно, что в экспериментальной группе уровень нормы кратковременной памяти повысился. В контрольной группе изменений не произошло.
- Из результатов исследования словесно-логического и наглядно-образного мышления видно, что в экспериментальной группе выросли высокий и средний уровни мышления. В контрольной группе изменений не произошло.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что использование современных образовательных технологий в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья способствует развитию познавательной сферы и повышению мотивации к изучению предмета.
Таким образом, задачи исследования выполнены, основная гипотеза: что применение современных образовательных технологий в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать развитию познавательной сферы и повышению мотивации к изучению предмета - доказана.
В качестве перспективы развития темы исследования можно продолжить разработку программы внеурочной деятельности по формированию учебной мотивации и развитию познавательной сферы для лиц с ограниченными возможностями здоровья и проверки ее эффективности на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные компьютерные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
В докладе рассматриваются вопросы использования ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. По закону, эти дети имеют равные права со всеми на получение образования. Создание...
Информационные компьютерные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
В докладе рассматриваются вопросы использования ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. По закону, эти дети имеют равные права со всеми на получение образования. Создание...
Статья "Организация взаимодействия участников образовательного процесса дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"
Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с ограниченными возможностями, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, найти се...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Учителю и ученикам недостаточно использования презентации просто как иллюстрации к объяснению материала. Эффективнее всего использование на уроках интерактивных презентаций, которые делают учеников не...
отчет о использовании современных образовательных технологий (развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии обучения, использование метода проектов и др.)
В статье описаны основные современные образовательные технологии в работе воспитателя ДОУ....
Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь кор...
Выступление на МО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Выступление на МО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...