Логопедическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста
учебно-методический материал на тему

Смирнова Светлана Анатольевна

Протоколы логопедического обследования детей 4-5 лет по Стребелевой,  речевого развития детей 5-7 лет и детей младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол логопедического обследования детей 4-5 лет с использованием пособия Е.А.Стребелевой

«Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»

1. Обследование звукопроизношения (С 2-14).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

2. Обследование звуко-слоговой структуры слова (С 15).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

3. Обследование состояния фонематического восприятия (С 16-19).

Предложите ребенку поиграть в «попугая». Вы говорите, а попугай повторяет.

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

па – ба, на – га, ба – на, га – да, та – да, ка – га, та – на, ва – та, мя – ма, ба – ма.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где миска? Где мишка?

Картинки: мишка – мышка, уточка – удочка, корка – горка, бочка – почка, трава – дрова.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где рак? Где лак?

Картинки: рак – лак, суп – зуб, чашки - шашки, вечер - ветер, глаза - гроза, коза - коса, чеснок - щенок, миска - мишка, малина – Марина, цветик – Светик.

4. Обследование состояния фонематического анализа синтеза (С 20).

Выделение заданного звука из слов.
Выделение [м] («мычание телёнка») или [р] («моторчик») из слов: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

5. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи (С 21 – 22).

Проверяем объем и точность понимания значения слов.

Понимание различных грамматических форм (по картинкам):

  • дифференциация единственного и множественного числа существительных
    Картинки: чашка – чашки, гриб – грибы, мяч – мячи.
  • дифференциация предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за, над, перед, около, по) Где гусеница?

Понимание словосочетаний и простых предложений.

Покажи - палочкой карандаш, карандашом палочку.

Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.

6. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи (С 23-37).

  • Активный словарь.

Существительные. Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет – игрушки, посуда, животные; с 5 лет – те же и обувь, овощи, фрукты, семья.
Назвать геометрические фигуры.

Глаголы. Что делает? (по картинкам)

(Птица – летает, рыба – плавает, змея – ползает, лягушка – прыгает, самолет – летает, лодка – плывет, машина – едет, собака – лает, кусает, ест, играет…)

Прилагательные.
«Назови цвета».
Подбор определений к слову: еж - какой?, солнце – какое?, конфета – какая? носки – какие? и т.д.

  • Состояние словоизменения.

Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. Игра «Один – много» (по картинкам).

Картинки: стол – столы, шар – шары, мяч – мячи, рука – руки, кукла – куклы, дерево – деревья, лев – львы, стул – стулья.

Употребление имён существительных в косвенных падежах без предлога.
У меня есть карандаш. У меня нет карандаша. Я рисую карандашом.

  • Состояние словообразования
  • Образование названий детёнышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки.

7. Обследование связной речи (С 38-40).

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку (серию сюжетных картинок) и рассказать, что на ней (них) нарисовано.



Предварительный просмотр:

Протокол обследования устной речи

Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________

Дата рождения, возраст (лет, мес.)_____________________Время обследования________

Строение и подвижность артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ)_______________________

Зубы(диастема(щель между верхними резцами),кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов), крупные_________________________________________________________________________

Прикус прогнатия(выступание верхней челюсти), прогения(выступание нижней челюсти), боковой открытый прикус, передний открытый прикус, норма_________________________________________

Небо(твердого, мягкого): излишне низкое твердое небо, уплощенное,»готическое», куполообразное; укороченное мягкое небо, раздвоение маленького язычка, норма______________________________

Язык: излишне толстый, не уменьшающийся во рту, излишне узкий, укороченная подъязычная связка, маленький, норма________________________________________________________________

Подвижность артикуляционного аппарата

Для губ: вытянуть вперед-покой_________________________оскал-покой________________________

 круговое движение губ хоботком_______________________поднять вверх верхнюю губу опустить_________________________________ вниз нижнюю губу_____________________________

Для языка: показать широкий язык________________________узкий язык_______________________

Лакательные движения языком___________________________пощелкать языком________________

Присасать к твердому небу_______________________________________________________________

Состояние общей и мелкой моторики

  • Попрыгать на одной ноге, на обеих ногах.
  • По команде логопеда «Раз» одновременно поставить ноги на ширине плеч, руки на пояс_____________________________________________________________________________
  • Положить обе ладони на стол и раздвинуть пальцы(«пальчики поссорились»), сдвинуть их вместе(«Пальчики помирились»). Повторить 5-6 раз;
  • Поочередно поднимать от стола большие пальцы обеих рук, указательные, средние, безымянные, мизинцы. Повторить 5-6 раз._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние звукопроизношения

Инструкция: «Повтори за мной предложение».

Бабушка сушила мокрое белье на веревке.

(если выявляются дефекты звукопроизношения, то предлагаются слова)

Инструкция: «Повтори за мной слова».

Собака – маска – нос_________________щука-вещи-лещ__________________

Сено – василек – высь________________чайка-очки-ночь_________________

Замок – коза________________________рыба-корова-топор_______________

Зима – магазин______________________река-варенье-дверь_______________

Цапля – овца – палец_________________лампа-молоко-пол_______________

Шуба – кошка – камыш______________лето-колесо-соль_________________

Жук – ножи_________________________

Свистящие(характер нарушений)

Шипящие(характер нарушений)

С

Ш

С '

Ж

З

Ч

З '

Щ

Ц

Сонорные (характер нарушений)

Другие звуки (характер нарушений)

Л

Л '

Р

Р '

Состояние слоговой структуры слова

Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

  • Повтори слова

Светофор _____________________сковорода_____________________фотограф___________________

Вертолет _____________________велосипед_____________________автомобиль_________________

Парикмахер __________________мотоциклист___________________

  • Повтори предложение

Мальчики слепили снеговика_____________________________________________________________

Водопроводчик чинит водопровод_________________________________________________________

Волосы подстригают в парикмахерской_____________________________________________________

Саше понравился пластмассовый кораблик_________________________________________________

У девочки Дины котенок Тима.____________________________________________________________

Регулировщик стоит на перекрестке._______________________________________________________

Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

Проверка состояния фонематического восприятия

  • Повтори за мной слоговые ряды и слова

та-да-та ____________________________                        да-та-та ___________________________

ка-га-га ____________________________                        га-га-ка ___________________________

па-ба-па____________________________                       ба-ба-па___________________________

кот-год-кот______________________________ том-ком-гном _____________________________

том-дом-ком____________________________ мак-бак-так _______________________________

Состояние фонематического анализа и синтеза

  • Скажи, какой первый звук в слове

А – Аня, аист, астра_____________

О – осы, Оля, окна______________

И – Ира, ива, ил________________

У – улица, уши, Уля_____________

  • Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце)

С – сад_____________________фокус______________________лиса_____________________

К – кошка____________________окно______________________мак_____________________

  • Определение последовательности звуков в слове САНИ (МАК, СОК)

Какой звук ты слышишь в начале слова сссани?__________

 Какой звук ты слышишь после звука с? и т.д_____________

Фонематический синтез

  • Составь слова из звуков

[с],[а],[д]__________________[д],[о],[м]___________________[р],[у],[к],[а]_________________

[п],[о],[ч],[к],[а]_______________

  • Фонематические представления

Подбери слово на заданный звук. Инструкция: «Назови слово со звуком [с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ]». (отобрать картинки, в названии которых имеется данный звук.

Например, на звук  [с ]: самолет, стакан, сыр, сумка, сосна_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности словарного запаса

Исследование номинативного словаря

  • Назови, какие ты знаешь?

•овощи_____________________________________________________________________

•фрукты ____________________________________________________________________

•одежда ____________________________________________________________________

•обувь ______________________________________________________________________

•мебель_____________________________________________________________________

•времена года _______________________________________________________________

•транспорт __________________________________________________________________

•дикие животные_____________________________________________________________

•домашние животные _________________________________________________________

•птицы _____________________________________________________________________

•цветы______________________________________________________________________

•деревья ____________________________________________________________________

•грибы _____________________________________________________________________

•ягоды _____________________________________________________________________

•профессии _________________________________________________________________

  • Назови предмет по его описанию

Инструкция: «Как называется предмет, в котором варят суп?_________________________

Как называется предмет, которым копают землю?__________________________________

Как называют место, на котором выращивают овощи?_______________________________

  • Знание обобщающих слов

Яблоко, груша,банан, слива_____________________________________________________

Картофель, помидор, огурец_____________________________________________________

Платье, кофта, юбка, майка______________________________________________________

Кеды, сапоги, тапки, кроссовки___________________________________________________

Диван, кровать, шкаф, кресло______________________________________________________

Зима, весна, лето, осень__________________________________________________________

Автобус, мотоцикл, машина, ______________________________________________________

Лиса, заяц, волк, медведь_________________________________________________________

Корова, лошадь, коза, свинья______________________________________________________

Сорока, дятел, воробей___________________________________________________________

Мак, роза, василек_______________________________________________________________

Береза, сосна, рябина____________________________________________________________

Маслята, подберезовик, сыроежка__________________________________________________

Малина, земляника, смородина, ежевика____________________________________________

Повар, маляр, врач_______________________________________________________________

  • Подбор синонимов

Радость ________________________печаль___________________________________________

Врач___________________________шофер____________________________________________

Исследование атрибутивного словаря

  • Подбор определений к словам:

Например: Туча черная

Лес _____________________________________дом____________________________________

Небо ___________________________________дорога___________________________________

Мама __________________________________книга____________________________________

  • Подбор относительных прилагательных

Стол какой(деревянный), а стакан?»

Вата_________________________________замок_______________________________________

Ранец _______________________________шуба________________________________________

Ваза ________________________________снег_________________________________________

Ремень______________________________море________________________________________

Мед________________________________лист_________________________________________

  • Подбор антонимов

широкий ____________________ длинный _________________ высокий ___________________

весёлый _____________________ светлый _________________ больной ___________________

прямой _____________________ сухой ____________________  холодный _________________

Исследование предикативного словаря

  • Называет действия. Кто как передвигается?

Собака _________________________лошадь__________________________________________

Ворона _________________________человек_________________________________________

Червяк __________________________бабочка________________________________________

Рыба ___________________________черепаха________________________________________

  • Кто как голос подает?

Собака __________________утка________________________петух________________________

Гусь_____________________ворона_____________________лошадь______________________

Жук_____________________кошка______________________волк_________________________

  • Действия людей различных профессий

Маляр___________________________портной_________________________________________

Врач_____________________________парикмахер_____________________________________

Летчик___________________________тракторист______________________________________

Исследование грамматического строя речи

  • Исследование способности словоизменения

  • образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа:

множ.число им.пад.

множ.число родит.пад.

стул

ведро

воробей

дом

пчела

ухо

утёнок

окно

  • Образование существительных множественного числа

Дом-дома-домов

Дерево-________________________________________________________________________

Яблоко_________________________________________________________________________

Окно-окна-окон

Марка_________________________________________________________________________

Стол___________________________________________________________________________

Шар___________________________________________________________________________

Книга_________________________________________________________________________

Вишня_________________________________________________________________________

  • Согласование прилагательных с существительными

(используются предметные картинки. Образец: шар-красный, чашка-красная, платье-красное.)

Шарф____________________________Шапка_________________________________________

Пальто___________________________

  • Образование названий детенышей

у кошки ____________________ у собаки __________________ у свиньи ___________________

у медведя ___________________ у зайца _________________ у лисы_____________________

у коровы ___________________ у лошади __________________ у овцы_____________________

у мыши ____________________ у лягушки _________________ у курицы __________________

Исследование способности словообразования

  • образование уменьшительно-ласкательной формы:

дом______________________ ёлка ______________________ Женя _______________________

стул_____________________гриб _______________________ Костя _______________________

кровать__________________ложка______________________кукла________________________

  • образование прилагательных от существительных

Дерево-деревянный

Резина________________________стекло__________________хрусталь___________________

Кожа_________________________железо__________________шелк______________________

Бумага_______________________кружево_________________

  • образование глаголов префиксальным способом

Инструкция: «Покажи где мальчик пришел……..?!»

Шел (пришел, ушел, подошел, дошел)

Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит)

Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает)

  • образование притяжательных прилагательных

У зайца хвост заячий, а у волка?_____________________________________________________

 У лисы?_________________________________________________________________________

У зайца голова заячья, а у волка?____________________________________________________

У лисы?_________________________________________________________________________

  • Согласование существительных с числительными

- 1 -

ухо

- 2 -

- 5 -

помидор

стул

ручка

Обследование связной речи

  • составление рассказа по картинке__________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • составление рассказа по серии картин ________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • пересказ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        



Предварительный просмотр:

Протокол

обследования детей младшего школьного возраста

Дата поступления ребенка___________________________________________________________________________

Фамилия,имя___________________________________________________Возраст_______________________________

Домашний адрес, телефон______________________________________________________________________________

Беседа с ребенком

1. Как тебя зовут?_____________________________________________________________________________________

2. Знаешь ли ты свою фамилию?________________________________________________________________________

3.Сколько тебе лет?___________________________________________________________________________________

4. Как зовут твою маму(папу, бабушку, дедушку)__________________________________________________________

5. Где ты живёшь?(На какой улице?)_____________________________________________________________________

6. Есть ли у тебя брат, сестра?__________________________________________________________________________

7.Как ее(его) зовут?___________________________________________________________________________________

8.Сколько ей(ему) лет?________________________________________________________________________________

9. Кто из вас старше?__________________________________________________________________________________

10.Где работает папа(мама)?____________________________________________________________________________

11.Чем занимаются на своей работе?_____________________________________________________________________

I. Устная речь

Виды заданий

Звук

Критерии оценки: пропуск, искажение, замена: изолированно, в слогах, словах (в начале, середине, конце), предложениях, связной речи.

Звукопроизношение

Звукопроизношение.

Свистящие:                       Шипящие:                                  Сонорные:                                  Другие:

[СС/] __________                 [Ш] ______________             [ЛЛ/] ______________              (ф,к,х…)

[ЗЗ/] ___________                 [Ж] ______________             [РР/] ______________

[Ц] ____________                 [Ч], [Щ] __________

Фонематические процессы

  • Повтори звуки парами

[с-ш] ___________________________________  [л-р] ________________________________________

[з-ж] __________________________________  [к-г]_________________________________________

[с-з] ___________________________________ [ш-ж]________________________________________

[в-ф____________________________________ [п-б]_________________________________________

  • Повтори ряд слогов:

да-та-та   _______________   га-ка-га   _______________  

ба-па-ба  _______________   ла-ра-ра _____________

за-са-за   _______________   жа-за-жа  _______________

ша-жа-ша ______________   фа-ва-фа _______________

  • Покажи,где

Коса-коза_______бочка—почка________ крыса – крыша  _____дрова-трава_______рожки-ложки________

 Фонематический анализ:

Определить в слове

Первый звук

Последний звук

Кол-во звуков

Последовательность звуков

Определение места звука

ум

Сом

2-

Каша

3-

Волк

м\у [р-б]-

Труба

Перед [л]-

Матрос

5-      , перед [р]-

Дверь

4-

Фонематический синтез: 2 класс   

К,о,т________м,а,к__________д,о,к _________р,у,к,а___________ш,у,б,а___________к,р,а,н____________

с,у,м,к,а___________п,о,л,к,а_______________ш,а,п,к,а______________

Составь слова из звуков

А,р,ш__________д,м,ы____________и,ш,а,н__________о,м,д_____________у,б,ш,а_____________

Подбери слово на заданный  звук

   [С] ___________ [Ш] ____________  [Л] ______________ [Ж] ______________[З] _______________  

  Подбери слово на заданный звук с указанием его места в слове (начало,середина,конец)

[СС/] _________________________________________[Ш] _______________________________________  [РР/]  _________________________________________[ДД/]______________________________________                       

Назови слова

в которых 3 звука:________________________________________________________________________

в которых 4 звука: ________________________________________________________________________

в которых 5 звуков: _______________________________________________________________________

Сколько слов в предложении

День был теплый. _____________ Желтые листья падают на землю. ______________________________

Осенью часто льют дожди. ___________ Из леса вышел старик с большой корзиной. _______________

Зимой в поле уныло дует ветер. _______Медведь нашел под большим деревом глубокую яму. _______

Слово

Критерии оценки: понимание инструкции, лексическая адекватность, грамматическое оформление, звуковое оформление, темп выполнения.

Предмет и его части

стул (ножки, сиденье, спинка)_________________________________________________________________

чайник (крышка, ручка, носик, донышко)_______________________________________________________

Слоговая структура слова

Повтори

Строительство__________________серпантин________________часовщик__________________

Сквозняк________________аквалангист__________________космонавт___________________

Макулатура_________________сковорода____________________экскаваторщик_____________________

Назови по картинкам

Дерево_____________аквариум________________мотоциклист_____________________регулировщик

Фотоаппарат__________________почтальон__________________вентилятор___________________

Повтори предложения

Милиционер стоит у светофора _______________________________________________________________

Экскурсовод проводит экскурсию по городу____________________________________________________

Троллейбус остановился на перекрестке________________________________________________________

Утром на деревьях защебетали ласточки__ _____________________________________________________

Часовщик чинит часы _______________________________________________________________________

Обобщение, исключение

  • Подбери обобщающее понятие:                         Выбери лишнее слово, объясни свой выбор:

Берёза, дуб, ель____________________                         «ель» ________________________________________

Мак, одуванчик, ромашка____________                       «одуванчик» __________________________________

Собака, корова, коза_________________                      «собака» _____________________________________

классификация

транспорт_______________________________________________________________________________ профессии__________________________________________________________________________________насекомые _____________________________________________________________________________  

Домашние животные _______________________________________________ ______________________

Дикие животные _________________________________________________________________________

Домашние птицы ___________________________________________________________________________

Метафоры

  • Какой человек, если у него:

«светлая голова»_________________________________ «каменное сердце»_________________________ «золотые руки»_______________________________

Синонимы

  • Подбери слово с одинаковым значением:

Ребята (дети)______________________                          товарищ (друг)________________________________

Жестокий (злой)___________________                          знойный (жаркий)_____________________________

Светить (сверкать)_________________                           скакать (прыгать)_____________________________

Сильный (крепкий)_________________                          Боец (воин)__________________________________

Спешить ____________________________Жестокий _____________________________

Антонимы

  • Подбери слово с противоположным значением:

Лето _______________      День ____________Широкий ____________   Мелкий _________________

Говорить ___________    ненавидеть _______________веселый    _______________друг ___________

широкий  _____________________шум_____________________ссориться   _____________________

большой______________________больной__________________радоваться _____________________

злой _________________________свет _____________________спать__________________________

сладкий   ____________________ _сухой    _____________________ хвалить ____________________

Словообразование

  • Образуй существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов:

нос ____________________стул ________________рука __________________  

птица __________________утка ________________ведро ___________________  

сумка __________________стол ________________воробей__________________

цветок __________________ведро _______________шар _____________________

Детёныши животных:

У козы -

У собаки –

У волка -

У лошади –

У утки -

У курицы –

У лисы –

У свиньи -

У льва –

У коровы -

У белки –

У овцы –

Кто как кричит?

Корова___________________ лягушка__________________ утка ________________________

собака____________________воробей__________________ гусь ________________________

лошадь __________________ кошка ____________________ мышь_______________________

Кто как передвигается?

змея____________________комар ____________________ заяц _________________________

бабочка _____________________ гусеница _________________уж _________________________

рыба ______________________ лягушка ____________________ птица______________________

Название предметов по описанию (образное восприятие)

Длинная, оранжевая, треугольная, сладкая, сочная, овощ? _________________________________

Желтый, овальный, кислый, фрукт? ____________________________________________________

Маленькая, быстрая, проворная _______________________________________________________

Загадка: «Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.

                 На меня они глядят, молока они хотят.» __________________

Название профессий:

Чинит часы (кто?) _______________________ Стену красит? _________________________________

Почту разносит? _________________________ За садом ухаживает? ___________________________

Ухаживает за лошадьми? __________________ Проверяет билеты ? ____________________________

Образование прилагательных от существительных

Подбор прилагательных к имени существительному):

солнце (какое?)_____________________________________________________________________

апельсин (какой?)___________________________________________________________________

лиса (какая?)_______________________________________________________________________

облака (какие?) _____________________________________________________________________

 Образование относительных прилагательных. (кукла из бумаги – бумажная)

 шляпка из соломы – ___________________варенье из сливы - ______________________________

горка изо льда - _______________________ платье из шерсти - ______________________________

салат из моркови - _____________________ варенье из яблок - _______________________________

лист клена - __________________________ одеяло из пуха - _________________________________

Образование качественных прилагательных (лису за хитрость называют хитрой; если днем жара, то день жаркий)

 волка за жадность называют __________________ зайца за трусость называют __________________

 за верность называют ________________________за смелость называют _______________________

если днем холодно, то день____________________если идет дождь, то погода ___________________

Образование притяжательных прилагательных (у собаки лапа – собачья)

У волка лапа _______________________

Клюв у петуха ______________________

У медведя лапа _____________________

Гнездо у орла ______________________

  • Образуй глаголы:

Читатель ______________ переводчик _______________ регулировщик______________ пахарь______________повар_______________учитель_______________

  • Образуй сложные слова

«лист и падать»_______________ «лес и парк»______________«разный и цвет»__________________

Рыбу ловит _____________________________ Пчел разводит _______________________________

Землю копает ___________________________ Пешком ходит _______________________________

Лес рубит ______________________________ Трубы чистит ________________________________

Словоизмене ние

  • Измени слово: ед.ч – мн.ч. – много чего?- дом-дома-домов

Яблоко_____________много чего?______________ окно  ____________много чего?______________       ухо  _____________много чего?____________Дерево ______________много чего?__________________

Лоб   ___________много чего?________________Глаз ____________много чего?________________     

Употребление предлогов

В______________, НА_____________, ИЗ____________, СО _____________, ПЕРЕД ______________, ПОД _____________, НАД _______________, ИЗ-ПОД _______________, ИЗ-ЗА ________________, ОКОЛО ________________, МЕЖДУ _____________________.

Согласование имен числительных с именами существительными в роде и числе:

1 мяч                                    2 ___________________    5 _____________________

1 ключ                             2 ___________________    5  _____________________

1  пуговица                     2  __________________     5   _____________________

1 карандаш                     2  __________________     5   _____________________

Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки, явления:

ваза ___________________________________________корни________________________________________________  пылесос _______________________________________аквариум _____________________________________________ тротуар _______________________________________ винегрет _____________________________________________   клумба _______________________________________ сердитый _____________________________________________ зазеленело____________________________________ гремит ________________________________________________

Предложение

Критерии оценки: понимание инструкции, лексическая адекватность, грамматическое оформление, звуковое оформление, темп выполнения (подчеркнуть)

Завершение

  • Закончи

Собака зарычала, потому что…________________________________________________________________

Я бродил у реки до тех пор, пока…_____________________________________________________________

Игорь промочил ноги, потому что _____________________________________________________________

Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что ____________________________________________

Верификация

  • Исправь

Коза принесла корм девочке.__________________________________________________________________

Вода питается растением._____________________________________________________________________

Из варенья будут варить ягоды.________________________________________________________________

Собака вышла в будку. _______________________________________________________________________

По морю плывут корабль. ____________________________________________________________________

У кошки родились котенки. __________________________________________________________________

Добавление

  • Вставь пропущенный предлог:

Цветы растут ________ берёзой.      Мальчик спрятался ________ деревом.

Рыбак сидит _________ берегу.        Пастух подошёл _______ реке.

Деревья шумят ______ветра.  Чайка летит ___________водой.

Составление по опорному слову

  • Составь предложение со словом:

«лес»_____________________________________________________________________________________

«плывут»___________________________________________________________________________________

«полевые»__________________________________________________________________________________

  • Составь из слов предложение

Книга, девочка, читать_______________________________________________________________________

Удочка, рыбак, рыба, ловить__________________________________________________________________

Щебетать, птицы, роща, весело, в______________________________________________________________

Инверсия (временная, пространственная)

  • Скажи                                                                            Покажи:

Оля старше Наташи, кто младше?_______  Где кошка догоняет мышку____Где кошку догоняет мышка___                            

Серёжа выше Коли, кто ниже?__________Петей нарисован Витя, покажи где Петя, а где Витя___________          

Текст

Критерии оценки: понимание инструкции, смысловая содержательность, цельность, грамматическое оформление, лексическая адекватность, звуковое оформление, темп выполнения (подчеркнуть).

Рассказ по ассоциации

(тест Эббингауза)

  • Подбери подходящее слово:

Прошла дождливая ________________. Закончилась и снежная ___________. Наступила ____________. Вот и пришло тёплое _________________. Светит _______________. Дует _______________. Дети идут гулять в ______________. Там они слушают пение  ________________. Они собирают ______________. Вдруг небо становится ______________, Оно покрывается _________________. Дети торопятся вернуться _________________.Но прежде чем они успели прийти, разразилась ___________________. Дети постучались в один _________________, чтобы укрыться от сильного _______________, т.к. у них не было с собой ____________________, и их одежда совсем  _______________.

Рассказ по серии картинок

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рассказ по сюжетной картинке

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пересказ

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Невербальные процессы

Профиль латеральной организации

  • Ведущая рука (П/Л)_____ (брось мяч, забей молотком гвоздь, похлопай, подними пуговицу, сотри с доски, подними руку при ответе)
  • Ведущий глаз (П/Л) _____(посмотри в калейдоскоп, прицелься, посмотри через отверстие в листке)
  • Ведущее ухо (П/Л)_____ (сними трубку телефона и послушай, оглянись назад, когда тебя позовут, возьми раковину и послушай шум моря, послушай как идут часы)

Ориентировка во времени

Перечисли

Времена года, их последовательность: _________________________________________________________

Дни недели, их последовательность: ________________________________________________________

Время суток: ____________________________________________________________________________

Моторная зрелость

А)символические движения  «погрози пальцем»_________«помани пальцем»_____________

Б)обследование кинетики

  • «кулак—ребро—ладонь»(выполняется 3 раза)__________________________
  • «пересчёт пальцев»(с указательного, с мизинца)_________________________

В)обследование кинестезии

  • способность ощущать движения пальцев (ДП): пальцы выпрямлены  и сомкнуты вместе, ладонь повёрнута от себя(1)________,большой палец поднят вверх, остальные собраны в кулак(2)________,указательный палец выпрямлен ,остальные собраны в кулак(3)________,пальцы выпрямлены и сомкнуты, указательный и средний пальцы раздвинуты(4)________, указательный палец и мизинец выпрямлены, остальные собраны в кулак(5)_________,средний палец лежит поверх указательного, остальные собраны в кулак(6)__________, указательный и средний пальцы выпрямлены и раздвинуты ,остальные касаются друг друга кончиками(7)_________.
  • способность ощущать движения артикуляционного аппарата (ДАА): улыбнуться(1)________,надуть щёки(2)________,вытянуть губы трубочкой(3)________,округлить губы(4)________,кончиком языка подвигать по внутренней стороне одной щеки, потом по другой(5)________, широкий мягкий язык распластать на нижней губе «лопата»(6)________,кончиком языка коснуться сначала верхней губы ,затем нижней(7)__________,коснуться кончиком языка сначала одного уголка рта, затем другого(8)______,высунуть узкий      язык(9)_________

Состояние слухо-моторных координаций

  • III—III—III, I—III—I ______________________________________________
  • под счёт «раз-два, раз-два»__________________________________________
  • II--- (два сильных удара—три слабых)_________________________________

Память речеслуховая

  • Повтор 10 слов:

Стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.

  • Повтор предложения:

Серёжа встал, оделся, умылся, позавтракал, взял портфель, пошёл в школу.___________________________________________________________

  • Повтор текста:

Было жаркое лето. Дети пошли в лес за грибами. В лесу их застала гроза. Лил сильный дождь. Дети укрылись в шалаше.

Восприятие оптико-пространственное.

  • Наложение контуров__________________________
  • Составление орнаментов_______________________

Строение органов артикуляционного аппарата

Губы______________ (толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма)

Зубы____________________________ (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма)

Челюсти__________________ (норма, прогения, прогнатия)

Прикус_________ (норма, открытый боковой, открытый передний, перекрестный, ассиметрия прикуса)

Твердое нёбо____________________ (норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

Мягкое небо__________________________ (норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)

Язык____________________________________ (обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий)

Подъязычная связка _______ (обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области)

Кончик языка _______________ (норма, истонченный, широкий, толстый, раздвоенный)

Позиция языка в полости рта ______ (правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит па дне полости рта, при фонации в межзубном положении)

 Подвижность органов артикуляционного аппарата

Губы_________________________ (достаточно подвильные, малоподвижные, не удерживает «улыбку», «трубочку»; тонус — понижен, повышен, смешанный, норма)

Язык ____________ (подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, недостаточный объем движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, девиация — отклонение языка в сторону, не удерживает язык «лопаткой», тремор — подергивание, изменение цвета; тонус — понижен, повышен, смешанный, норма)

Саливация___________ (норма, повышенная)

Состояние дыхательной и голосовой функций тип физиологического и речевого дыхания (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное)_________ характер голоса (обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный)

Выразительность речи______________ (разборчивая, выразительная, неразборчивая, смазанная, с незначительной назализацией, назализованная, разборчивость снижена, монотонная, нечеткая) 

Дата_______________ Логопед ______________________________

Заключение  учителя-логопеда.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Диплом 2 ст., 2010 г.

В докладе раскрывается система работы с детьми, имеющими речевые нарушения с применением аппарата биологической обратной связи (БОС - логотерапевтический). Основа работы - обучение детей диафрагмально...

презентация к докладу "Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

В презентации показаны факторы, отрицательно влияющие на речь ребенка, раскрыты цели, задачи, система работы с применением аппарата БОС-логотерапевтический...

Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания

У детей попадающих в социально-реабилитационный центр, как правило, не сформированы простейшие культурно-гигиенические, хозяйственно-бытовые навыки и умения, представления о профессиональных о...

Протоколы психолого-педагогического обследования ребенка дошкольного и младшего школьного возраста учителем-дефектологом

Протоколы психолого-педагогического обследования детей от 2 до 12 лет учителем-дефектологом...

Протоколы логопедического обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста

Методики логопедического обследования устной и письменной речи...

Логопедический тренажёр «Автоматизация звуков речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста» (комплект ЛОГОПЕДА для Android) электронное дидактическое пособие

   Логопедический тренажёр «Автоматизация звуков речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста» (комплект ЛОГОПЕДА для Android) электронное дидактическое пособие ...

Логопедический тренажер «Учи Новые Слова» «Развитие лексического словаря у детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Электронный комплект ЛОГОПЕДА) электронное дидактическое пособие

Логопедический тренажер «Учи Новые Слова» «Развитие лексического словаря у детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Электронный комплект ЛОГОПЕДА) электронное дидактич...