" Как избежать конфликта"
план-конспект занятия (8 класс) по теме
Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыками мирного решения конфликтов. Следствием этих конфликтов становятся нервозность детей, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.
Дети спорят, ссорятся, в связи с этим возникают конфликты, в которых не все могут найти правильный выход из сложившейся ситуации.
Поэтому данная тема актуальна всегда, а для детей подросткового возраста особенно.
Сопроводительная презентация повышает познавательный интерес учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shvartskov_l.n.docx | 33.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Анжеро-Судженского городского округа
« Школа-интернат №18»
Конспект внеклассного занятия
« Как избежать конфликта»
Составила:
Шварцкоп Л.Н.
Пояснительная записка
Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыками мирного решения конфликтов. Следствием этих конфликтов становятся нервозность детей, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.
Дети спорят, ссорятся, в связи с этим возникают конфликты, в которых не все могут найти правильный выход из сложившейся ситуации.
Поэтому данная тема актуальна всегда, а для детей подросткового возраста особенно.
Сопроводительная презентация повышает познавательный интерес учащихся.
Конспект внеклассного занятия» Как избежать конфликта»
Цель: формирование благоприятной атмосферы в классе, сплочение классного коллектива.
Задачи:
расширить представления о различных вариантах человеческого общения;
развивать такие личностные качества, как рефлексия, эмпатия, толерантность;
обогащать словарный запас;
воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Словарь: конфликт, сотрудничество, мирные переговоры, компромисс.
Оборудование:
- Презентация и медиапроектор.
- Плакаты; » конфликт», » сотрудничество» ,» мирные переговоры».
- Карточки с описанием проблемных ситуаций.
Ход занятия:
Психологический настрой.
– Ребята, соберите две « осколочные» картинки. ( Дети делятся на две группы.)
1 –я группа – конверт с « осколочной» картинкой хорошего поступка.
2 –я группа – конверт с « осколочной» картинкой конфликта между школьниками.
- Что изображено на картинках?
- Какие это поступки?
Беседа.
-Могут ли быть у всех одинаковые поступки, убеждения, взгляды?
-Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.
Давайте поиграем в игру. Каждый из вас встаёт и говорит свою отличительную черту характера, начиная со слов: “Я отличаюсь от других людей тем, что Я …”
- Так как мы отличаемся друг от друга, давайте подумаем, как мы можем существовать рядом, чтобы всем было комфортно?
Нужно быть добрым, например, прежде чем обратиться к человеку, улыбнуться ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки. Нужно быть отзывчивым, уметь радоваться успехам и переживать неудачи не только свои, но и товарищей по классу. Прийти на помощь товарищу, не дожидаясь, пока тебя об этом попросят и т.д.
- А всегда ли, получается, понимать друг друга?
- К чему может привести ситуация, когда люди не понимают друг друга?
- А у вас бывают ссоры с друзьями или с родителями только потому, что кто-то кого-то неправильно понял? (Ответы детей)
- Человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым.
- Как вы думаете правильно ли поступают те, кто выясняет отношения с кулаками?
- А как бы вы назвали такое общение?
Определение темы и учебной задачи.
- Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «конфликт», причинами возникновения конфликта и способами, с помощью которых можно избежать его.
- Вы знаете, что такое «конфликт»?
Если мы обратимся к толковому словарю Ожегова С.И., то «конфликт– это столкновение, серьёзное разногласие, спор».
Ребята, а как вы думаете, из-за чего может произойти конфликт?
(Дети могут привести свои примеры: жадность, эгоизм, зависть, из-за вспыльчивого характера, желание показать своё «Я», казаться «крутым»).
Содержательный компонент. (Поисковая деятельность)
Анализ ситуаций. Работа по карточкам.
Детям предлагается в проанализировать конфликты, определить причины их возникновения.
А) Карточка № 1. – Вова, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Максим.
- Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Вова и убежал.
А Максим даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.
Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками?
Б) Карточка № 2. На соревнованиях мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки. Почему возник конфликт?
Основные причины возникновения конфликтов:
- неумение слушать;
- непонимание;
- неумение договориться;
- несдержанность;
- нежелание идти на уступки.
ФИЗМИНУТКА
- Вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Правая рука ,левое ухо, встали ,левая рука,
Нос, сели.( повторяем несколько раз)
- Теперь, когда вы знаете, что такое конфликт, умеете анализировать и определять причины конфликтов, пришло время узнать, как избежать конфликта?
- Самый лёгкий и общедоступный способ – юмор.
Игра: «Ответ с улыбкой».
- Можно обойти конфликт, если ответить улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой.
- Разыграем ситуации, где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать спору стать конфликтом.
- На перемене играя ты нечаянно наступил(а) на ногу рядом стоящему однокласснику. Твои действия? Реплика должна быть с улыбкой.
- Вы получаете записку с вашим именем: «А + В= Любовь». Ваша реакция. (записка)
- Разрешение конфликта – дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации.
- «Глупые ссорятся, а умные договариваются».
Путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом.
- Приходилось ли вам уступать кому-нибудь? Трудно это было?
Некоторые считают, что предложить помириться первым – значит проявить слабость характера. А как вы думаете? (Можно выслушать ситуации из жизни учащихся, когда им удалось разрешать конфликт с помощью взаимных уступок, путем компромисса.)
- Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.
- Уступка - один из способов выхода из конфликта.
- Существует много способов положительного разрешения конфликтов. Я предлагаю вам поработать в группах, выбрать слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликтов. (Уступать друг другу, уважать друг друга, уметь ставить себя на место другого, сочувствовать, договариваться, драться, обратиться к какому-нибудь авторитетному человеку за советом, ссориться, спорить, кричать друг на друга) (слова на карточках)
Правила выхода из конфликта.
Уступать друг другу. Уважать друг друга. Уметь ставить себя на место другого. Сочувствовать. Договариваться.
- Я желаю всем вам и себе, чтобы в нашей жизни как можно меньше было конфликтов. А если даже они произойдут, то главное - чтобы они всегда разрешались только положительно. Согласны? (Да.)
Рефлексия.
Сегодня я узнал (-а), что…( Сегодня я научился (-лась) …
Вы хоть и взрослые, но все-таки ещё дети, у вас вся жизнь впереди, важно для вас уметь ладить с людьми, не конфликтовать.
- Спасибо за активное сотрудничество, умение серьезно думать, рассуждать и доказывать
Литература.
1. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2003.
2. Билык Н. И. Спутник классного руководителя: 5–7 классы. — Волгоград: Учитель, 2007.
3. Диреклеева Н. И. Классные часы по теме «Нравственность». — М.: 5 за знания, 2006.
4.Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании [Текст]: хрестоматия по курсу.
5.Дульнев, Г. М. Учебно - воспитательная работа во вспомогательной школе [Текст]/ Г.М.Дульнев.- М.: Просвещение, 2005. -165 с.
6. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры): 7–8 классы / Авт.-сост. И. А. Зайцева, Н. А. Догадова. — Волгоград: Учитель, 2005.
7.Классные часы: 9 класс / Авт.-сост. Н. Г. Колодезнева и др. — Волгоград: Учитель, 2006.
8. Щербакова И. А.Формирование правосознания и воспитание гражданской ответственности у глухих учащихся. – М., 1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как избежать конфликтов
Существует ряд простых правил...
Классный час "Как избежать конфликтов?"
Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в д...
Родителям - как избежать конфликтов в семье
Понимаем ли мы своих детей? За конфликтом в семье чаще всего стоит нежелание понять ребенка, увидеть себя его глазами, неумение анализировать свои действия и их последствия, сотрудничать с ним ...
Буклет для подростков "Как избежать конфликтов с родителями"
Буклет знакомит учащихся с основными правилами избегания конфликтов со взрослыми и интересными фактами из истории....
"Как избежать конфликтов в семье"
Полезные материалы к родительским собраниям и консультациям...
Как избежать конфликтов с ребенком?
Каждый из нас имеет свои пристрастия, вкусы, суждения. И ваш ребенок, каким бы маленьким он ни был, — не исключение. Не ущемляйте его права, ведь он — личность....
Как избежать конфликтов с подростками?
Советы родителям во избежание конфликтов с детьми....