Необычный ребенок
консультация на тему
Понятие инклюзии в нашу жизнь вошло недавно, но в силу своей необходимости стало реальностью дня сегодняшнего. Увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья растет. Закон «Об образовании в Российской Федерации» обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobychnyy_rebenok_v_shkole.docx | 32.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Необычный ребенок»
Понятие инклюзии в нашу жизнь вошло недавно, но в силу своей необходимости стало реальностью дня сегодняшнего. Увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья растет. Закон «Об образовании в Российской Федерации» обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике.
Во многих публикациях, посвященных проблематике инклюзивного образования, приводится обоснование эффективности данной практики для детей с ограниченными возможностями здоровья. Подчеркивается в первую очередь необходимость инклюзии как условия социализации особых детей, при этом авторами выражается озабоченность по поводу неготовности педагогов массовых образовательных организаций оказать этим детям качественные образовательные услуги, неготовность обычных детей и их родителей принять особых детей в силу стигматизации общества, его пренебрежительного отношения к людям с инвалидностью. Большие сомнения во многих публикациях высказываются относительно пользы инклюзии для образования здоровых детей, указывается лишь на то, что совместное обучение и воспитание должно способствовать развитию у них толерантности и нравственности. В подавляющем большинстве публикаций эти мысли и положения высказываются гипотетически, без предъявления исследовательских фактов и аргументов.
Инклюзивная социально-образовательная практика сегодня становится достаточно распространенной, необходимо расширить исследования процессов, происходящих внутри инклюзивного образовательного пространства.
Сегодня мир коренную смену к образованию и к социокультурной ке в целом. Связано это с общества на развитие и личностных качеств Для XXI века характерно что только самореализация является основной любого социального Указанные изменения в сознании вызвали новой парадигмы образования, опирается на подходы и выработанные современной . К ним можно отнести, в понятие «инклюзивное
ЮНЕСКО дала универсальное определение образования как целостного мена, предполагающего доступ к качественному всех детей без [1] Оно базируется, на наш взгляд, на развитии интеллекта и способностей, балансе лектуальных, этнических, и физиологических личности.
Образовательная детей с ограниченными здоровья (ОВЗ) в исторического развития путь от изоляции до зии.
В России образование находится в формирования, поэтому для страны задача системы инклюзивного ния требует решения на уровне. Именно образование обеспечит с особыми образовательными равные с их здоровыми возможности развития, для максимальной адаптации и ценной интеграции в
По статистике каждый житель России ту или иную форму [2] Это 13 миллионов человек с физического, психического или развития различной врожденные или приобретенные в жизни нарушения аппарата, зрения, слуха, психики, умственного Они нуждаются в специально условиях жизни и требуют посторонней [3]
Инклюзия признана развитой, гуманной и системой образования не детей с особыми потребностями, но и здоровых Инклюзия дает на образование каждому от соответствия или несоответ критериям школьной Школа выпол не только образовательные но и является сферой жизнедеятельности Через уважение и индивидуальности каждого из них формирование личности, свою собственную траекторию. в школе находятся в учатся взаимодействовать с другом, выстраивать совместно с учителем решать образовательные Можно с уверен сказать, что инклюзивное расширяет возможности всех помогает выработать качества, как гуманность, ность, готовность к Инклюзивное образование принципиально новой где ученики и педагоги над общей целью - до и качественным образованием для без исключения детей.[4]
исследований по проблеме образования позволяет следующие принципы
- признание равной для общества всех уче и педагогов;
- повышение участия учеников в ной жизни местных и одновременное уменьшение изолированности части от общешкольной
- реструктурирование методики в школе таким образом, она могла полностью разнообразным потребностям учеников, проживающих со школой;
- устранение на пути получения и полноценного участия в жизни для всех а не только для тех, кто инвалидность или относится к у кого есть образовательные потребности;
- и изучение попыток барьеров и улучшения школ для отдельных ков, проведение и изменений, направленных на всех учеников в целом;
- различия учениками - это ресурсы, ствующие педагогическому а не препятствия, необходимо преодолевать;
- права учеников на образования в школах, по месту жительства;
- ситуации в школах в как для учеников, так и для педагогов;
- роли школ не в повышении академических учащихся, но и в развитии об ценностей;
- развитие поддержки и сотрудничества школами и местными признание инклюзии в как одного из аспектов в обществе.[5]
Суть принципов - в доступности ного образования для детей, проживающих со школой. Должен обеспечен физический до учеников с ограниченными здоровья в школы - пандусы, подъемники.
В время достаточно развита сеть (коррекционных) образовательных предназначенных для обучения категорий детей с возможностями здоровья. в Концепции модернизации образования отмечается, что с ограниченными возможностями (далее – ОВЗ) обеспечиваться медико-социальным и специальными условиями для в общеобразовательной школе по жительства».
Право с ОВЗ на получение образования по жительства может реализовано путем интегрированного обучения их с развивающимися сверстниками.
в нашем обществе целый ряд проблем, с включением ребенка-инвалида в пространство по месту
- отсутствие доступной и технических средств облегчающих образовательный для школьников с особыми потребностями;
- отсутствие соответствующей подготовки и для работы с ребенком, особые образовательные в условиях образовательного
- неготовность широкой признавать право с особыми образовательными на получение образования его в своих сверстников без
- нежелание многих обучать своих развивающихся детей с детьми с ОВЗ;
- восприятие нормально детьми сверстников с
- трудности социально-психологической детей с ОВЗ;
- неприятия детей с ОВЗ образовательного процесса.
с тем, следует сложности интеграции в аспектах.
- Родители сверстников опасаются, всего, снижения образования своих а также возможной напряженности в отношениях участниками образовательного
- Родители детей с в развитии обеспокоены что их ребенок столкнется с общения и окажется в учебной деятельности.
- среди причин, опасения, на первое выдвигают недостаточное обеспечение инклюзивного – отсутствие безбарьерной необходимого оборудования и сопровождения, специальной самих педагогов.
страхи, запреты, отсутствие знаний, информация – все это способствует негативного отношения к с ограниченными возможностями и жизнедеятельности. Подобное присутствует на всех у родителей, учителей, в у чиновников и даже у детей с ограниченными Появление информации в телепередач о таких их интересах, проблемах, самореализации до недавнего являлось редкостью.
В с этим, одной из задач в развитии образовательного учреждения по к детям с особыми является формирование у специалистов, родителей толерантности, т.е. понять и принять таким, какой он видя в нем носителя ценностей, логики иных форм воспитать у сверстников и уважительное отношение к с ОВЗ.
В основе образования заложена по согласно которой не созданы для школы, а создана для детей, школа должна потребности детей, а не должны подходить под те или рамки, которые школа. До этого интегрированное образование, закреплено в Стандартных и процесс обучения в обычных школах «интегрированным Но сообществу инвалидов, ро детей-инвалидов не очень-то интегрированное Потому что оно, подразумевало: есть больной, он другой, не как все, и есть нормальное, и этого человека нужно интегрировать в это нормальное Тогда как инклюзивное говорит, что мы все здесь и каждый по-своему но все мы принадлежим к этому ному сообществу. И все - одаренные, плохо вла русским языком или - которые живут на определенной имеют право в ту или иную школу. Все они -
Положительное отношение, и принятие учителями и людьми ребенка с в развитии оказывает влияние на его умственное, и социальное развитие. В с этим можно что знание системы учителей, сверстников и к имеющим проблемы в детям является важным с точки их интеграции в условия школы.
Установки могут стать компонентой успеха или учащихся с отклонениями в в обычной школе. показывают, что в ситуациях, не тесного общения, школьников в целом При более тесных установки становятся В целом учащиеся школ чувствуют с «однокашниками-инвалидами» менее чем со здоровыми, во время с инвалидами они испытывают тревогу, и одноклассники-инвалиды ниже, чем здоровые.
взаимоотношений детей с возможностями здоровья и детей в нашей не проводились, в то время как в странах этой занимаются уже более лет.
По результатам зарубежных авторов что отношение здоровых к с ограниченными возможностями в целом характеризуется как неблагоприятное, в то же время с сострадания, вежливым и имеет характер - подчинения, когда получают в том или ином власть над теми, у есть определенные
В некоторых исследованиях амбивалентный характер здоровых к больным: с стороны неприятие и враждебность, с другой - и сочувствие. В этом скрытые возможности социальной интеграции
Существенной причиной отношения детей к обучению является интеграция без достаточной как интегрируемой, так и принимающей Поэтому, интеграция начинаться в специальном Здесь ученик с возможностями здоровья начинает осуществлять с обычными детьми в и внеучебной деятельности. И интеграция должна на обычный класс, где с нарушением развития, в концов, будет все время вместе с учениками. Учитель класса, кроме нуждается в опыте коррекционной работы для оптимальной программы ребенка с отклонениями.
Уже говорить, что переход к обучению детей категорий в России правовую основу. К большинство позитивных представленных в законах, до сих пор лишь на бумаге. Как и во прогрессивных законодательных практически отсутствует реализации, претворения их в По этой же причине в имеет место отношение к инклюзивному В ряде случаев оно с материально-технической неподго учреждений системы образования к обучению в них с отклонениями в разви для которых необходимы по наполняемости (от 6 до 12 человек), адаптированные к их психофизическим возможностям программы, специальное коррекционно-развивающее оборудование, наставник, который был бы за ребенком и оказывал ему на занятиях. Кроме штат образовательных должен быть укомплектован высококвалифицированными что способствовало бы более удовлетворению потребностей в и социальной интеграции и подростков с отклонениями в оптимальной программ социально-психологи и медицинского сопровождения. составить такую учебной программы, она была наиболее а разнообразие методик позволяло творить потребности учеников. Особое имеет внеклассная формирующая из ученика независимо от его возможностей и развития. Инклюзия - не прав здоровых в пользу детей с а следующая ступень общества, когда вание становится правом для всех.
образом, проблема образования сложна, , но главное - она является социальной, так как в ходе ее затрагиваются интересы числа людей. должно предоставить человеку право выбора образования в зависимости от его ин потребностей, возможностей. быть обеспечена, по Л. широта предложения в об образования.[6]
Несомненно, что тем больше, чем сложнее общества, чем ярче выражены дифференциация и социальная Без грамотного решения проблемы, без устранения ущемления конституционных людей с отклонениями в унижения их достоинства, социальной дискриминации не станет цивилизованным го
[1] Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом / Н. Н. Малофеев. — М., 2012
[2] Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор: Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ. — 2011.
[3] Шукшунов В. От осознания парадигмы к образовательной практике / В. Шукшунов, В. Взятышев, Л. Романова. — М., 2015
[4] Ярская-Смирнова Е. Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов / Е. Р. Ярская-Смирнова, И. И. Лошакова // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. — Саратов, 2012.
[5] Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. — СПб., — 2011
[6] Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор: Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ. – 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тайбо - необычная разминка.
Как наиболее правильно и эффективно провести разминку на уроке физкультуры? Универсальным средством здесь могут послужить многие упражнения из фитнеса...
Необычные свойства обычной воды
Урок по теме "Необычные свойства обычной воды" В 4 классе по УМК Вахрушева А.А. и др.Данная презентация демонстрируется на этапе открытия знаний и способствует более осознанному пониманию данной темы...
Презентация к уроку технологии: Необычная «пицца» по выходным
Дидактический материал к урокам технологии....
Внеклассное мероприятие по географии "Необычные дома мира"
презентация по географии...
Внеклассное мероприятие по географии "Самые необычные озера мира"
презентация по географии...
Реальность инклюзии. Необычный ребенок в обычной школе.
В статье описывается работа творческой группы...
"кЧем занять ребенка дома? Конечно же, играть! Игра – это «единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком», так же, как и для взрослого «единственный способ снова стать детьми, оставаясь взрослыми»ак провести время с ребенком весело"
Чем занять ребенка дома? Конечно же, играть!Игра – это «единственный способ освободиться от роли ребенка, оставаясь ребенком», так же, как и для взрослого «единственн...