Информационный час «Земля в опасности»
классный час на тему

Четвергова Любовь Николаевна

Формирование ответственного отношения к нашему общему дому- планета Земля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zemlya_v_opasnosti.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационный час

«Земля в опасности»

Подготовила и провела

Воспитатель Четвергова Л.Н.

Цель: 

Формирование ответственного отношения к нашему общему дому- планета Земля.

Задачи:

 - Продолжать знакомить воспитанников с последствиями воздействия человека на природу.

- Воспитывать экологическую культуру.

- Развивать познавательную активность, творческое мышление.

(Вступительное слово воспитателя.)

Ребята,  мы подошли к тому рубежу, когда нужно серьезно задуматься о том, что значит природа для человека, а человек для природы.

Человек так долго необдуманно пользовался природными ресурсами, что наша планета Земля оказалась в опасности.

Задымленное тысячами труб небо, варварски вырубленные леса, мутные отравленные ядовитыми стоками воды рек и озёр. А жить в нём не только нам, сегодняшним, но и тем, кто будет после нас.
Мы живем странно, неправильно. Охраняем ценное, а бесценное не охраняем. Если природе становиться плохо, непременно будет плохо и нам, людям. 
Всё чаще мы слышим
 слово «экология. Человечество стоит на пороге глобального экологического кризиса. Меня, как и весь народ, волнует этот вопрос. Посмотрите эти слайды и вы увидите страшную картину нашей планеты. (просмотр слайдов)

 «Экологическая катастрофа» для человечества так опасна, как и ядерная. Поэтому для нас нет заботы более серьёзной, чем найти силы, средства, чтоб спасти природу. Многие ученые еще в прошлом веке  обратили внимание на взаимодействия человека и природы, на необходимость предвидеть отдалённые последствия преобразующей деятельности человека в окружающей среде.

Будущее планеты – за нами, нашей заботой и нашим разумом. Этой актуальной экологической теме и посвящается наш информационный час. 

 Эпиграфом я взяла слова Антуан де Сент-Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету». 
1 ведущий: Экологическая катастрофа – это словосочетание знакомо сейчас всем. Перед человечеством стоит много нерешённых проблем, но одна из главных экология и здоровье. Человечество берёт, а точнее отбирает у природы ежегодно десятки миллиардов тонн веществ и материалов на свои нужды. Растения планеты уже не в состоянии активно перерабатывать углекислый газ, выделяемый при сжигании топлива. К тому же с огромной скоростью исчезают леса. Всё чаще гибнут леса от вырубок, пожаров, грязного воздуха, всё больше городов в завесах смога.

Трудно представить себе Землю без лесов. Лес – чудесное творение природы.

Почему мы с лесом дружим,
Для чего он нужен людям?

Лес – наше богатство. 
Лес – это зеленый наряд нашей Земли. 
Там, где лес всегда чистый воздух.
Лес – это дом для зверей и птиц. 
Лес – это наш друг. Задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

 Поэтому надо охранять и беречь лес. И хотя на земле много лесов, но мы должны с вами помнить и знать, что ни одно деревце нельзя срубать зря.

А все ли люди бережно относятся к лесу?

2 ведущий: Все мы: люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы - живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Например, такой: всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить одно какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится.

Люди долго не подозревали об этом. И безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушают законы природы. Недавно мы это поняли. И для того, чтобы все-таки сохранить природу, а заодно и самим уцелеть (ведь человек сам часть природы!), люди стали очень серьезно изучать законы живой природы.

3 ведущий: Природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. ( просмотр слайдов)

Первый закон: «Всё связано со всем». Для того, чтоб показать действие этого закона, приведу такие факты:

- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

 Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

4 ведущий: 

Моя планета человеческий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком?
Где сточная канава – океан?!
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: « Больше не могу!»


Многие серьёзные специалисты в тревоге. Они указывают на распространившиеся повсюду « опухоли»: огромные нефтяные пятна на поверхности океанов, трупы рыб в отравленных реках, завесу смога над городами, птицы в мазуте

Словно гигантские «гнойники» на теле Земли - свалки.

Они вызывают боль и отвращение. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. Человеку свойственно в процессе деятельности оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. За одну человеческую жизнь его накапливается очень много. И как человек поступит с ними – зависит от его культуры и воспитанности. Или он сбросит его здесь или – в отведенное для мусора место. Продолжительность разложения отходов: 

Автобусный билет – 1 месяц.
Кожура банана – до 6 месяцев.
Бумажный стаканчик — до 5 лет.
Консервная банка — 10 лет.
Шерстяной носок — 1 год.
Деревянная палка — 4 года.
Деревянная окрашенная доска — 13 лет.
Алюминиевые, пластиковые бутылки – более 500 лет.
Стеклянные бутылки — никогда.

«Шрамы» на Земле – асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать Землю. «Спаси!!!» - просит природа. «Помоги!!! » - умоляет она. 

5 ведущий: 

Сейчас речь пойдет о воде.

. Вода – одно из самых ярких чудес природы.

В стакане чая у вас вода, в арбузе – вода, огурец на 90% из воды.

Тело человека на 3\4 состоит из воды. Вода всегда рядом с нами, мы привыкли к ней, и поэтому не считаем чудом.

Посмотрите на глобус Земли. Океан, покрывающий нашу планету, - это вода. Тучи, облака, туманы несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это тоже вода. Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снежные шапки гор, зимний рисунок на оконном стекле - и это вода. Вода существует одновременно в твердом, жидком и газообразном состоянии.

Вода обладает огромной силой: прорывает плотины, сметая все на своем пути. Наводнения заливают и разрушают города и поселки. Неожиданно на берег обрушиваются гигантские волны – цунами. И в то же время вода – добрый друг и помощник человека. Человечество использует воды Мирового океана строя приливные электростанции, без воды немыслима ни одна сфера производства. Воду – драгоценный дар природы, можно назвать живой кровью, которая создает жизнь там, где её не было. Голубые артерии рек, озера и пруды несут нам живительную влагу - пресную воду. С давних пор человек селился вдоль водоемов. Вода обеспечивала людям пропитание и удобные пути сообщения.

. Россия находится на втором месте в мире по запасам воды после Канады. Наша страна обладает пятой частью мировых запасов пресной воды. И это делает Россию одной из самых богатых в этом отношении государств мира. На ее территории находятся сотни рек, озер и прудов. Её омывают несколько океанов и множество морей.

Безумная эксплуатация природных вод в наше время становится причиной истощения благодатной влаги. В реки, моря и океаны сбрасываются отходы человеческой деятельности – промышленные и бытовые стоки, это ведет к истощению водных ресурсов. Один метр кубический грязной воды портит 10 м3 чистой! Достаточно 12,5г нефтепродуктов на 1000 л чистой воды, чтобы сделать ее непригодной для питья, орошения и технического водоснабжения. А очистить воду от нефтепродуктов – дело сложное и дорогое.

Беречь необходимо не только воду рек, озер и морей, но и ту воду, которая бежит из водопроводных кранов наших домов. Помните:

- Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды.

- Наполнив ванну наполовину, вы используете не менее 150 литров чистой воды.

- Разовый смыв в туалете уносит в канализацию 8-10 литров воды.

- Из оставленного открытым водопроводного крана выливается за час около 1000 литров воды.

Во все времена вода считалась бесценной влагой жизни. И хотя далеко позади те годы, когда брать ее приходилось в речках, прудах, озерах и нести за несколько километров к дому на коромыслах, стараясь не расплескать ни капельки, по-прежнему бережно относится к воде человек, заботясь о чистоте природных водоемов, о хорошем состоянии колодцев, колонок, водопроводных систем.                                      

6 ведущий:  Известный писатель Михаил Михайлович Пришвин сказал: «Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка - я не поверю и воздуху. И лес без зверей с одними людьми – не лес…

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные звери - будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице - воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

И чем чище вода, тем лучше экология, что от качества воды зависит здоровье человека и животных, а грязная и отравленная вода - это смертельная угроза для всего живого. 80% заболеваний в стране вызваны низким качеством воды.  

  Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории.

(Заключения)

Воспитатель: Каждый из нас мечтает о благополучии. Благополучие – это не только крыша над головой, автомобиль, красивая одежда. Благополучие немыслимо без здоровой пищи, без чистого воздуха, чистой воды, без радующего глаз пейзажа, без цветов и пения птиц. Мудрость состоит в том, чтобы сегодня, предрешая завтрашний день, помнить об этом. Будущее Земли в руках людей.

Настало время каждому осознать, что мы живём в озоновом одуванчике, что наша Земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от солнца. Человек должен понять: всё живое имеет одинаковое право на существование. У природы все равны, все для нее любимые дети: и человек, и тоненькая гусеница, и крошечная божья коровка. Человеку лишь кажется, что безмолвное выпадение из ткани жизни какой- либо ниточки несущественно. Заблуждение! «Ткань» становится менее прочной и менее яркой, и возвратить потерянное невозможно.
В настоящее время природе нужна реальная созидательная помощь озеленять, очищать, отмывать, спасать. Беречь и приумножать богатства нашей родной Земли - долг каждого. От всех нас в целом и от каждого в отдельности зависит, будут ли звучать птичьи голоса, будут ли дышать прохладой прозрачные родники, будет ли плескаться рыба в чистой воде рек и озёр, будет ли над нами синева неба.

Подведение итогов информационного часа: (рефлексия)

Ребята! Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор? Какие факты вас удивили? Какое впечатление у вас осталось после знакомства с материалами информационного часа? 

 Президент РФ В. Путин считает, что «вопрос об экологии нужно поставить на первое место, т. к. от этого зависит наше здоровье, будущее наших детей». И я призываю вас, относитесь к природе сознательно, ответственно. Проявите свою причастность к её сохранению.

Помните:

Земля - единственная планета,
На которой возможна жизнь!
Давайте сохраним ее для будущего поколения! Судьба планеты в наших руках! 

Литература:

1.Барабанова Г. В. Страницы родной природы: сценарий с элементами

викторины // Читаем, учимся, играем. — 2009. — № 11. — C. 68–71.

2. Криксунов Е. А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология: 9 класс – М.: Дрофа, 1995 г. – 240с.

3. Шарапова Т. И. Берегите землю, берегите!: викторина // Читаем, учимся, играем. — 2009. — № 9. — C. 88–91

Интернет-ресурсы

1. https://yandex.ru/images/search?text

2. http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2012/05/18/klassnyy-chas-priroda-ne-proshchaet-oshibok

3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/01/05/zemlya-zashchity-prosit-u-lyudey


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная конференция "Планета Земля в опасности"

Разработка для проведения экологического вечера. Некоторые моменты можно использовать при проведении уроков по биологии или экологии....

"Мир вокруг нас. Земля в опасности"

Методическая разработка отражает глобальные проблемы окружающей среды. может быть использована на интегрированных уроках английского языка и  экологии....

Земля в опасности

Презентация на тему "Земня в опасности" к разделу "Проблемы экологии" для 8 класса к учебнику М.З. Биболетовой "Enjpy English"...

Воспитательский час на тему: "Планета Земля в опасности"

Цели:- бережное отношение и любовь к родной природе;-формировать нравственный аспект защиты экологии.-корригировать речь, память , внимание, мышление....

Воспитательский час на тему: "Планета Земля в опасности"

Цели:- бережное отношение и любовь к родной природе;-формировать нравственный аспект защиты экологии.-корригировать речь, память , внимание, мышление....

Презентация "Планета Земля в опасности" для урока немецкого языка в 5 классе

Презентация содержит лексику по теме "Что нужно сделать для планеты Земля?" в 5 классе на уроке немецкого языка....

Методическая разработка открытого занятия дисциплины Иностранный язык (английский) "The Earth is in Danger" ("Земля в опасности")

Методическая разработка открытого занятия дисциплины Иностранный язык (английский) "The Earth is in Danger" ("Земля в опасности").Тема: Природа, экология....