Преемственность групповой психологической и тренинговой работы
статья на тему

Самуйлович Александр Анатольевич

При сплочении коллектива класса в соответствии с требованиями ФГОС по воспитанию учащихся общеобразовательных школ возможны варианты комплексного подхода с использованием групповых психологических техник и тренинговых приемов в работе педагогов с коллективом учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ГРУППОВОЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ

Самуйлович Александр Анатольевич

педагог-психолог первой квалификационной категории

МАОУ Гимназия№8 «Лицей им. С. П. Дягилева»

Командообразование зачастую осуществляется с применением тренинговых приемов без достаточного учета как индивидуальных психологических особенностей учащихся, так и закономерностей формирования группы и коллектива.

Самая частая ошибка, в последнее время звучащая несколько реже, но, тем не менее, остающаяся популярной: чем больше лидеров, тем лучше. К сожалению, количество лидеров в коллективе или группе, тем конфликтнее ситуация, так как основная функция и жизнедеятельности, и выживания коллектива, базируется на исполнителях. Вот их-то и должно быть как можно больше.

Также крайне редко учитывается, что любой коллектив живет по очень жестким внутренним биологическим законам. Ведущим среди них является закон непроизвольного позиционирования, и связан он не только с социальными принципами, но и с биологическими инстинктами, рефлекторной направленностью деятельности.

Помимо этого – коллектив и психологическая группа развиваются по несколько разным закономерностям, так как любая психологическая группа стремится к внутреннему развитию, росту, а коллектив – к достижению социально значимой цели. Иначе говоря, группа стремится жить по психологическим принципам, а коллектив – по биосоциальным.

Поэтому хотелось бы остановиться на практических моментах образования группы с целью переноса их в сплочение коллектива.

Первым этапом деятельности группы является ознакомление – знакомство друг с другом, внешней обстановкой, с возможностями деятельности. За этим следует самый важный этап – позиционирование, от него зависит дальнейшее существования группы. Для членов группы это самый нелегкий этап, в частности – определение лидера. Лидеру нужны исполнители его инициатив, среди которых есть представители особой позиции – координаторы, осуществляющие прямую связь между инициативой и ее реализацией. Третьим, заключительным этапом, является этап конструктивного взаимодействия, цель которого зависит от потребностей каждого члена группы, группы как самостоятельного психологического образования в целом, а также от внешних условий, которые чаще всего имеют соревновательный характер.

Коллектив также проходит через эти этапы, но крайне редко учитывается этап позиционирования, во время которого может формироваться социальная цель и приемы ее достижения. На практике нами осуществлялись два направления командообразования с использованием внтуригрупповых психологических тенденций.

Первое – формирование «ядерных» групп со стандартом личностно-ориентированного роста, которые затем в коллективе класса реализовали на практике оптимальное позиционирование, адекватное лидерство и творческую исполнительскую практику с внутренним контролем.

Второе – использование преобразованных для коллективного исполнения внутригрупповых приемов взаимодействия.

Конкретными примерами являются: «Строительство школы»: с первого класса мы начинали строить школу из нравящихся нам материалов, с тем, что нам в ней нужно, используя любимые цвета… Однако не совсем школа получалось, и в конечном счете приходилось делиться на команды строителей, архитекторов, художников, педагогов, учащихся, да и столовую как забудешь. В результате сюжетная игра превращалась в деловую с учетом лидерства, позиционирования, с исполнительной дисциплиной, внутренним и внешним контролем (предлагались и формировались варианты приемной комиссии).

Также в качестве конкретного примера можно привести «Эволюционные игры», в которых жизнь оказывалась на другой планете, под водой, на межпланетной станции. Члены коллектива в этих случаях приобретали возможность «обновить» отношения, посмотреть на них со стороны, определить важность цели и обретали самостоятельность в социально значимом целеполагании.

Таким образом, реализуя приемы оптимального психологического взаимодействия с учетом социальной значимости коллективной деятельности, удавалось достичь оптимального уровня командной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настроение - на "отлично"! Групповое психологическое занятие.

Обучение методам конструктивного общения и осуществлению самоконтроля. Формирование эмоционально-волевого развития....

Методические рекомендации для работы с учащимися «Комплекс упражнений психогимнастики для тренинговой работы с группой».

Разработка данного комплекса базировалась на результатах научных исследований Захарова В. П., Хрящева Н. Ю., Матюшкина А. М., Ярошевского М. Г.. В данном комплексе даются конкретные упражнения, к...

Тренинговая работа с педагогами, как способ формирования межкультурной компетентности

в статье рассматриваются трудности педагогов при работе в полиэтническом пространстве, виды и измерения межкультурной компетентности, работа психолога по повышению компетентности....

Методическая разработка. Программа групповых психологических занятий для подростков, учащихся 1 курса и П-групп «Я и мир вокруг меня».

Методическая разработка. Программа групповых психологических занятий для подростков, учащихся 1 курса и П-групп «Я и мир вокруг меня». ...

Групповая психологическая диагностика

Здесь представлен тематический материал групповой диагностики....

Программа групповых психологических занятий с подростками «Формула профессии»

Чтобы сделать правильный профессиональный выбор подростку необходимо ориентироваться в мире профессий, знать какие требования предъявляет профессия к человеку, надо изучить свои индивидуальные особенн...

Применение игровых платформ в индивидуальной и групповой психологической работе

Применение игровой платформы в работе педагога - психолога Платформа - это "игровая оболочка" для разнообразных психологических работ (Битянова  М.Р.) Автор игровых платф...