Пояснительная записка к "Методическому семинару"
материал на тему

Трякина Александра Николаевна

Пояснительная записка содержит описание  педагогического опыта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._seminar.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Трякина А.Н., учитель иностранного языка

МОУ «Средняя  школа №37»

г. Саранск, Республика Мордовия

Креативный подход при обучении чтению на уроках немецкого языка

Добрый день! Меня зовут Александра Николаевна, я  учитель немецкого языка, работаю в школе 7 лет.  За время работы в школе я начала замечать, что ученики готовы к многозадачности и самостоятельной деятельности в обычной жизни. Что это значит? Параллельно  с выполнением домашнего задания они активно пользуются интернет - ресурсами, социальными сетями, слушают иностранные песни, но когда они приходят в класс, эти чудесные способности исчезают. И учитель, разговаривая с учениками, часто им кажется иностранцем, приехавшим из другой страны и говорящим на другом языке с акцентом. В процессе обучения иностранным языкам большое место занимает чтение, потому что этот вид речевой деятельности является наиболее устойчивым из приобретаемых иноязычных навыков и умений. Чтение помогает обогатить словарный запас ученика, разнообразить высказывания монологического и диалогического характера. Также следует добавить, что чтение - это наиболее реальная форма использования приобретенной в школе языковой компетенции. Ученик может заниматься этим самостоятельно (слайд 1,2).

Роль чтения в формировании личности школьника возрастает от этапа к этапу обучения. Особенно велика роль чтения в старших классах. Старшеклассники проявляют большой интерес к политическим, историческим событиям не только в нашей стране, но и за рубежом, к достояниям науки, техники, к жизни молодежи различных стран и, прежде всего, стран изучаемого языка, тем самым приобщаясь к чтению художественной, научно-популярной литературы, а также газет, журналов на иностранном языке. И поэтому я сформулировала следующую проблему: у нас в классах недостаточно развита среда как способ активизации самостоятельной  и познавательной деятельности учащихся (слайд 3). Отсюда возникает идея, чтобы поддержать интерес к предмету и обеспечить стремление учащихся к овладению немецким языком, следует постоянно искать средства активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся, соответствующей возрасту, уровню интеллектуального развития языковой подготовки, их жизненным интересам.  И решить эту задачу  можно  с помощью креативного подхода при обучении чтению (слайд 4).  Как я пришла к такому выводу? Что повлияло на становление моего опыта? В первую очередь, это ФГОС, а также всевозможные региональные сетевые площадки, Гете-институт, методические центры, которые помогают становлению молодого педагога (слайд 5).  

 ФГОС  предъявляет следующие требования к результатам обучения, которые могут быть удовлетворены, в том числе средствами иностранного языка: школа должна воспитывать учащегося как субъекта межкультурного взаимодействия, развивать его познавательные и созидательные способности, толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, формировать мировоззрение, основанное на диалоге культур. Это ставит перед школой новые задачи (слайд 6).   .

Итак, актуальность моей  темы. Большая практическая значимость чтения в изучении немецкого языка и определенные трудности в обучении данному виду речевой деятельности обозначили актуальность данной темы (слайд 7).  

Организация обучения на основе креативного подхода означает, что все методические решения учителя, например, организация учебного материала, использование тех или иных приемов, способов, упражнений должны преломляться через призму творческих способностей обучаемого – его потребностей, мотивов, активности, интеллекта и других индивидуально – психологических особенностей .

Адресованные ученикам вопросы, задания в условиях креативного подхода  стимулируют его личностную, интеллектуальную, речевую активность, поддерживают и направляют его речевую деятельность без излишнего фиксирования внимания на промахи и ошибки. Тем самым осуществляется не только учет индивидуально – психологических особенностей учащихся, но и дальнейшее развитие учащихся, его познавательных процессов, личностных качеств и т. д. (слайд 8).  

Реализацию креативного подхода можно представить:

- применение разнообразных форм работы для активизации внимания учащихся (чтение по цепочке, по абзацам, выделение главной мысли из абзаца, составление ассоциограммы перед прочтением по названию текста);

- осуществления дифференцированного подхода в обучении, дающего возможность каждому ученику в полной мере проявить свои творческие способности в соответствии со своими интересами (серия иллюстраций к тексту для пересказа);

- тщательного продумывания оснащения урока с целью создания зрительной опоры для лучшего понимания прочитанного (иллюстрации, видео, карточки, пазлы и т.д.);

- организации внеклассной работы по предмету (конкурсы, соревнования, игры, читательский вечер) (слайд 9).

Необходимо стремиться сделать чтение для восприятия учащихся приятным и полезным занятием.  Очень важно постоянно увлекать учащихся процессом чтения, подкреплять их интерес к изучаемому языку и непрерывно развивать сформированные ранее учения и навыки. В старшей школе учащимся можно предоставить максимум самостоятельности, как бы выключая учителя из поля зрения группы при сохранении его активной контролирующей и руководящей должности.

Лучше понять текст при чтении помогают:

- вводное слово учителя (отношение учителя к тематике текста);

- дополнительная информация;

- видео по данной теме;

- четкая целевая установка;

- подготовительные задания и упражнения (слайд 10).

В этом случае выполнение заданий приобретает коллективный характер, что очень важно для формирования дружеских отношений. Кроме того, в процессе коллективной деятельности легче преодолеваются многие трудности, и сама деятельность становится более эмоционально насыщенной. Формы и методы работы должны приносить интеллектуальное и эстетическое удовлетворение, быть разнообразными, целенаправленными, содержательными, логически связанными друг с другом. Совершенствование умений и навыков извлечения информации из текстов на старшем этапе изучения иностранного языка повышает роль чтения в формировании личности и ставит перед учителем проблему поиска форм и методов, обеспечивающих тесное взаимодействие дидактического и воспитательного аспектов в обучении (слайд 11)..

В числе креативных способов  проработки материала чтения используются:

- сжатое изложение материала;

- поиск ключевых предложений, выражающих отношение автора к событиям и действующим лицам (можно в духе соревнования: кто первый найдёт, тот получает балл, эти баллы суммируются и влияют на оценку за урок);

- выписывание из текста слов и предложений, которые понадобятся для обсуждения прочитанного (кто больше и точнее);

- обращение внимания на употребление временных форм глаголов и согласования времен;

- перевод выписанных на доску (карточку) слов и выражений, опираясь на контекст, в котором они употреблены (кто точнее и быстрее);

- нахождение в тексте эквивалентов следующим словосочетаниям (кто быстрее и т. д.) (слайд 12).

Помимо выбора материалов, соответствующих интересам и уровню языковой подготовленности учащихся, необходима соответствующая целевая установка и система заданий творческого характера, которые бы подкрепляли желание учащихся работать над текстом.

Методическое мастерство учителя здесь проявляется в хорошем знании интересов школьников и подборе текстов и заданий, отвечающих их внутренним потребностям, умении варьировать виды деятельности, обеспечивать готовность учащихся участвовать в ней. В этом плане можно порекомендовать задания, стимулирующие интерес школьников к прочтению текста:

- прочитайте заголовок,

- определите, о чём пойдёт речь в тексте, какие он вызывает ассоциации.

- просмотрите начало текста и постарайтесь догадаться, чем закончится.           прочитайте текст до конца и узнайте, совпало ли дальнейшее развитие событий с вашими предположениями.

- просмотрите тексты и определите, о чём в них идёт речь. Отберите из них наиболее понравившийся текст.

- вы собираетесь совершить путешествие в Германию или в другую немецко-говорящую страну. Выберите из предложенных текстов тот, который лучше всего поможет вам в подготовке к поездке.

- приехав в страну изучаемого языка, вы оказались в затруднительном положении в связи с незнанием… Найдите правильное решение проблемы в предложенном тексте.

- просмотрите тексты (прочитайте заголовки текстов) и определите, какой из них поможет вам:

  1. в выборе жизненного пути;
  2. в подготовке к занятиям по любимому предмету;
  3. в дальнейшем профессиональной деятельности;
  4. в определении планов на лето и т. д.

-  по первым абзацам текста определите, о чём пойдёт речь в нём, какой конец описываемых событий вы можете предсказать.

- вы являетесь специалистом в области… Постарайтесь в кратчайший срок без использования словаря разобраться в предоставленной вам информации и сделать по ней сообщение на немецком языке или русском языке (зависит от уровня языковой подготовки учащихся) (слайд 13).

  В целях повышения активности учащихся и развитии креативного мышления мы рекомендуем использовать некоторые приемы, стимулирующие их интерес к предстоящей деятельности. В качестве таких приемов могут быть использованы установочные задания, направляющие внимание учеников на решение поставленных задач.

Многие тексты могут являться основой для формирования умений и навыков устной речи. Вполне естественно желание учащихся высказаться, обменяться мнением по прочитанному тексту, если он соответствует их духовным запросам, пробуждает мысли и чувства, ставит перед ними определённые проблемы. В этом случае будут уместны креативные послетекстовые задания, которые будут стимулировать речевую активность учащихся, носить коммуникативный характер. В качестве речевых стимулов могут выступать такие творческие задания:

  Представьте себя в роли главного действующего лица (его                                      друга). Как бы вы поступили на его месте?

  Представьте, что вы - очевидец происшедших событий. Расскажите о них вашему другу

  Расскажите, что вам понравилось в рассказе.

Хотели бы вы, чтобы у него был другой конец? Какой?

  Можете ли вы представить себя в роли действующих лиц? Кто из них вам больше нравится? Почему?

  Укажите на плюсы и минусы описываемой ситуации.

  Вообразите, что ваш друг оказался в такой ситуации. О чём бы вы его спросили в первую очередь? Как посоветуете поступить?

  Ваш друг просит у вас совета, какую профессию ему выбрать после окончания школы. Поговорите с ним на эту тему, сошлитесь в качестве примеров на прочитанный вами текст о профессиях (слайд 14).

  В целях создания положительного, эмоционального настроя многие используют такие креативные методы, как занимательные игры и соревнования.

«Лучший знаток языка» Учащиеся должны записать на карточках эквиваленты новых слов или выражений, которые употреблены в прочитанном тексте. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее справится с заданием. Дополнительные очки получают учащиеся, записавшие самые необходимые для обсуждения текста или его пересказа слова.

«Справочное бюро». Участники игры должны быстро посмотреть тексты, сообщить «туристам» интересующую их информацию о стране изучаемого языка (слайд 15).

Я рада видеть, как мои ученики показывают высокие результаты на конкурсах по переводу художественных текстов, на олимпиадах по немецкому языку. Кроме того, наблюдается положительная динамика развития познавательных УУД по результатам итоговых тестов в каждом учебном модуле и повышение качества знаний по итогам диагностических работ по подготовке к ОГЭ (слайд 16).

Подводя итог моей первой попытки обобщения опыта, следует отметить, что работа по решению поставленной проблемы продолжается (слайд 17).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к конкурсному заданию «Методический семинар»

Тема методического семинара «Использование исследовательской деятельности учащихся для формирования УУД»...

Пояснительная записка описания опыта работы "методический семинар"

Пояснительная записка содержит опыт работы. Конкурное задание "Методический семинар" конкурса "Учитель года Дона - 2016"...

Пояснительная записка к методическому семинару

Краткая пояснительная записка...

Пояснительная записка к методическому семинару

Пояснительная записка к методическому семинару...

пояснительная записка к методическому семинару

Пояснительная записка к методичекому семинару...

Пояснительная записка и презентация к конкурсному заданию "Методический семинар"

Конкурсное задание "Методический семинар" на тему "Системно - деятельностный подход как условие формирования исследовательских навыков учащихся"...

пояснительная записка в методическому семинару

использование ИКТ на уроках англ языка...