Фестиваль педагогического мастерства-2018 Описание опыта
материал на тему
Предварительный просмотр:
КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
«УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2018»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «Описание опыта работы»
Черных Татьяна Александровна, учитель технологии
МБОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»
ТЕМА ОПЫТА
«Формирование технологического мышления при изучении предметной области «Технология» через современные педагогические технологии»
Актуальность опыта :
Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. В связи с введение ФГОС изменились цели образования, разрабатываются новые учебные программы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. И качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. Целью изучения предмета «Технология», в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта, является развитие у обучающихся познавательных интересов, технологического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей.
В жизнедеятельности любого общества особое место занимают экономическая сфера и сфера материального производства. А важнейшим условием для их развития является наличие технологически грамотных специалистов, которые смогли бы реализовать практически все научные достижения в различных областях. Умение мыслить, искать новые, нестандартные решения - это качество, без которого немыслим эффективный труд в сферах науки, производства, обслуживания. Технологическая грамотность одна из приоритетных компетенций современного человека.
Проблема формирования технологического мышления обучающихся составляет основу процесса обучения, является педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, коммуникабельных, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема формирования технологического мышления.
На мой взгляд, большей эффективности в формировании технологического мышления обучающихся можно добиться, используя опорные конспекты, технологию критического мышления, прием кроссенс, ситуационные задачи, проектную деятельность, дизайн изделия.
Цель: обобщение эффективных приемов и элементов инновационных технологий, способствующих формированию технологического мышления.
Задачи:
- Повысить собственный уровень теоретического осмысления темы и ее практической реализации.
- Осуществить практическое применение отобранных приемов.
- Проанализировать результаты эффективности используемых приемов для формирования технологического мышления.
Обоснование авторской идеи.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для индивидуального развития учащегося, повышения его творческой деятельности через широкое применение на уроках технологии современных образовательных технологий.
Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся, в создании системы применения методов и приёмов, нацеленных на формировании технологического мышления учащихся.
Моя личная концепция, как автора данного опыта, состоит в оптимальном сочетании традиционных и активных методов и форм обучения, предусматривающих применение элементов современных образовательных технологий.
Научная основа опыта.
Технологическое мышление определяется В.Д. Симоненко как мыслительная способность человека к преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей для блага "человека-общества-среды", обобщенное и опосредованное отражение индивидом научно-технической сферы.
Схема технологического мышления проста: Потребность - Цель - Способ - Результат. Данная схема наглядно показывает этапы процесса от возникновения потребности до получения результата. Кроме того, схема технологического мышления позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов, начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая построением индивидуальной образовательной и профессиональной траектории, построением карьерных и жизненных планов.
Механизм развития технологического мышления – переход от уровня к уровню технологического мышления в результате столкновения с проблемными ситуациями в технологической деятельности, в ходе разрешения которых активизируется мыслительная деятельность обучающихся.
Уровни технологического мышления: репродуктивный и продуктивные рационализаторский, изобретательский, характеризующие последовательное усложнение и расширение мыслительных умений.
Технологичность опыта (описание системы работы).
Формирование технологической грамотности обучающихся происходит именно на уроках технологии, путем развития технологического мышления, потому что только предмет «Технология» объединяет в себе знания всех известных наук, потому что в основе его практико-ориентированная направленность, т.е. учащиеся учатся создавать конкретный готовый продукт (изделия из различного материала).
Использование на уроке новых информационных и педагогических технологий, комплексное преобразование учебного процесса создает условие для развития активной творческой и исследовательской деятельности учащихся, а также технологической грамотности учащихся. В результате моей работы в школе я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении и формировании технологического мышления обучающихся можно только путем повышения интереса к своему предмету. Для этого я использую на уроках современные педагогические технологии, приемы и методы, способствующие развитию технологического мышления и творческой личности.
Из достаточно обширного количества новых педагогических технологий, разработанных, опробированных и систематизированных корифеями отечественной и зарубежной педагогики, для меня наиболее приемлемыми стали следующие технологии, приемы и методы: технология критического мышления, прием кроссенс, ситуационные задачи, проектная деятельность, опорные конспекты, дизайн изделия.
На уроках технологии обучающие учатся разрабатывать модель и создавать её при помощи конструирования, моделирования и технологии изготовления изделий. В процессе обучения я стараюсь создать необходимые условия, вооружаю школьников необходимыми технологическими знаниями и практическими умениями. В результате этого процесса учащиеся проходят путь от незнания к знанию, от неумения к умению. При изучении учебного предмета «Технология» учащиеся должны не только научиться изготавливать простые изделия, но и знать всю технологическую обоснованность его изготовления, должны уметь решать технологические задачи.
Одним их самых важных путей развития технологического мышления является творческий проект. Это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, учащиеся постигают всю технологию решения задач - от постановки вопроса до представления результата. Что в свою очередь развивает технологическое мышление учащихся.
Выбирая тему проекта и выполняя его, учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Так, в разделе «Кулинария» 6 класс при выполнении проекта «Солдатская каша» (Приложение 1)главной задачей учащихся было выяснить, в чем секрет солдатской каши, ее рецепт и на примере этого показать сверстникам, как важно, чтобы в рационе каждого школьника главным продуктом была каша. Это активизировало учащихся на познавательную, творческую деятельность, самостоятельный поиск информации. При изучении раздела «Оформление интерьера» в 5 классе учащиеся работают над созданием проекта по теме «Планирование кухни-столовой», где каждый участвует в создании кухни своей мечты. А в 8 классе при изучении этого же раздела девочки пробуют себя в роли дизайнеров, где необходимо не только создать дизайн– проект, но и самим подобрать и изготовить предмет интерьера, составив технологическую карту данного изделия (Приложение 2), что и способствует формированию технологического мышления. Для 9 класса мною разработан элективный курс «Профессия дизайнер» (Приложение 8), где учащиеся разрабатывают дизайн в программе «КОМПАС-3D», также разработана дизайн – студия «Наш стиль» (Приложение 9).
Перед выбором темы проекта я предлагаю минимальное количество примерных тем. Упор делаю на то, чтобы учащихся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна. В разделе «Кулинария» я знакомлю девочек с правилами сервировки стола к завтраку, учу разным приемам складывания салфеток. Итоговым занятием является творческий проект «Праздничный завтрак» или «Завтрак для моей семьи». У учащихся возникает потребность самим сделать сюрприз для родителей.
Большой выбор проектов появляется у учащихся при изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество».Например, проект «Создание оригинальных подарков посредством техники вязания крючком или спицами». Со слов ученицы: «Каждый раз, осваивая новые приемы работы, я все больше экспериментирую и изобретаю. Вязаные цветы – хорошее подспорье для дизайнера. Из вязаных цветов можно составить красивый букет, украсить головные уборы, одежду, обувь и многое другое, а созданные изделия в лоскутной технике – еще один подарок, сделанный своими руками».
Проект выполняется по определенному плану. Я предлагаю подойти к каждому пункту проекта творчески. Например, в пункте проекта «Разработка идей» учащиеся должны рассмотреть известные идеи и, наряду с ними, придумать ещё и свои модели, рецепты. При выполнении проектов должна быть выполнена практическая работа. Упор делается на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами. Интересна тема «Бутерброды» при изучении которой девочки, создавая свои проекты, разрабатывают и представляют не только разнообразные настоящие бутерброды из продуктов, но и создают муляжи, похожие на настоящие (Приложение 3). Такие модели бутербродов долго хранятся, служат своеобразным наглядным пособием на дальнейших уроках. Большое внимание уделяю оформлению проектов. Необходимо поощрять любую творческую фантазию, проекты должны быть яркими, красочными.
Применяя на уроках технологии метод проектов, я помогаю учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию материалов, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы, формируя знания, умения и навыки, прививая интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует их становлению как будущих специалистов и граждан.
Мною разработаны рекомендации «Использование метода проектов при обучении технологии в основной школе». (Приложение 4).
В зависимости от темы, я как можно чаще предлагаю учащимся творческие работы. В 5-7 классах при изучении темы «Свойства тканей» даю задание не просто составить коллекцию тканей, а выполнить работу в виде творческой композиции. Тему «Интерьер» в 6 классе изучаем, выполнив макет комнаты. Девочки с увлечением работают дизайнерами, оформляя интерьер комнаты, украшая окна шторами.
Технология развития критического мышления заинтересовала меня, потому что она является основой нравственного и эмоционального воспитания личности, а также способствует развитию творческих способностей учащихся, что ведет к формированию технологического мышления. Данная технология представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания. Конструктивную основу технологии критического мышления составляет базовая модель трёх стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление − рефлексия». Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.
Поделюсь опытом применения приёмов педагогической технологии развития критического мышления учащихся на отдельных этапах уроков технологии в 5классе по направлению «Технологии ведения дома», которые позволяют развивать творческую активность обучающихся и технологическое мышление: инсерт, «круги по воде», синквейн, «ключевые слова», «ассоциация».
Я считаю, что написание синквейна на уроке − это свободное творчество, способствующее развитию творческих способности учащихся, их мышление и воображение.
Примеры синквейнов:
Проект.
Выполнимый, творческий.
Конструируем, кроим, шьём.
Проект позволяет много достичь.
Деятельность.
Кулинария.
Разнообразная, национальная!
Готовить, украшать, сервировать.
Искусство приготовления пищи.
Блюда.
Приём «Ключевые слова»
1) Озвучивание темы;
2) Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать определения;
3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов. Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты.
Приём «Ассоциация»
1) Озвучивание темы;
2) Ответы на вопросы:
-О чём может пойти речь на уроке?
-Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «—»?;
3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.
Приём «Взаимоопрос»
Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала.
Мною было разработано методическое пособие в помощь учителю технологии «Современный урок технологии», где более подробно описаны приемы технологии критического мышления ( Приложение 5).
Так же одним из средств развития технологического мышления учащихся является проблемное обучение. Проблемное обучение направлено на развитие способности не только к творческой деятельности и потребности в ней, но и на развитие технологического мышления учащегося. Например, урок на тему: «Оформление блюд» раздела «Кулинария». Для того чтобы предоставить учащимся возможность рассуждать и мыслить самостоятельно, я задаю вопрос, тем самым создавая проблемную ситуацию: «Для чего необходимо оформление блюда перед подачей на стол?» Учащиеся дают массу всевозможных ответов, при этом они прорабатывают вопрос «Как технологически правильно и быстро можно оформить приготовленное блюдо перед подачей его к столу?». Таким образом, сформировав потребность в оформлении готового блюда, учащиеся сами ставят цель и ищут способы получения результата
На уроке я часто использую прием «Кроссенс». Кроссенс – это некая загадка, ребус, головоломка, он прекрасно выступает как форма нетрадиционной проверки знаний по предмету. Применение кроссенса разнообразно, так на уроке я его использую:
- при формулировке темы и цели урока;
- при изучении нового материала, в качестве постановки проблемной ситуации;
- при закреплении и обобщении изученного материала;
- при подведении итога работы на уроке, включить как рефлексию.
Полностью урок можно построить в форме кроссенса, то есть девять элементов кроссенса могут представлять собой структуру урока. Чаще я использую кроссенс в качестве творческого домашнего задания. Так, на уроке технологии в разделе «Кулинария» 5 класс по теме «Физиология питания» предлагаю составить кроссенс, где ключевым словом является правильное питание.
В приложении 6 представлено разработанное мною методическое пособие «Использование активизирующих приемов обучения в современной школе (кроссенс)», где представлены примеры кроссенсов (Приложение 11).
Для формирования технологического мышления и чтобы облегчить учащимся усвоение технологии изготовления одежды, я разработала раздаточные пособия - альбом по моделированию фартука, ночной сорочки, юбки. Учащимся очень нравиться работать с этими альбомами, особенно при разработке новых моделей одежды. Также использую на уроках различные по темам фланелеграфы (Приложение 12)
На своих уроках я применяю ситуационные задачи. Суть их применения заключается в том, что я предлагаю учащимся осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы и развивает творческое мышление. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Следует отметить, что предлагаемые некоторыми авторами ситуационные задачи не рассчитаны на их использование в рамках урока, так как для их решения требуется много времени.
В настоящих рекомендациях, в качестве вариантов я предлагаю упрощенные примеры ситуационных задач для использования на уроках технологии для учащихся 5 класса по направлению «Технологии ведения дома» к разделу «Кулинария» (Приложение 7).
Использование на уроках опорных конспектов помогает развивать техническое мышление и технологическую грамотность даже тех учениц, которые считаются слабоуспевающими.
Опорный конспект – это лист с изображением отдельных символов (рисунков, их частей, технологических требований). Усвоив смысл символов, ученик легче запоминает материал, грамотно излагает, быстрее воспринимает новое. Символическое обозначение должно быть осознано, подводить к нему надо постепенно.
Пример: учащимся предлагается рассмотреть образцы ручных и машинных строчек и ответить на вопросы:
- на что похожа ручная (машинная) строчка?
- из скольких деталей состоит данный образец?
- как сложены детали между собой? и т.д.
Таким образом, постепенно формируется своеобразный словарь технологических терминов. При изучении нового материала учащиеся овладевают соответствующими символами, повторяя уже известные. Объяснение можно построить по – разному:
- расшифровать написанные на доске (карте) символы, по аналогии с уже известными, выясняя смысл новых
- самим составить опорный конспект, исходя из объяснения учителя, или рассмотрев образец
Пример: стачной шов, запошивочный, двойной, обтачной и др.(Приложение 10)
Опорный конспект позволяет:
- овладеть специальной технической терминологией
- выполнить практическую работу при пошиве самостоятельно как при отставании, так и при опережении
- соблюсти технологические требования
- осознанно овладеть специальной технической терминологией
- осуществить самоконтроль
Развитие технологического мышления является сложным процессом, протекает достаточно сложно и зависит от общего интеллекта, практических навыков, способностей человека к техническому мышлению и прочих факторов. В условиях развития технологичного общества, быстрой смены технологий человеку необходимо быть профессионально мобильным, готовым к возможной смене в течение жизни различных видов профессиональной деятельности. Умение мыслить, искать новые, нестандартные решения - это качество, без которого немыслим эффективный труд в сферах науки, производства, обслуживания. Поэтому у школьников необходимо воспитывать творческое отношение и к практической деятельности, и к будущей профессиональной деятельности в целом. Именно этому и способствует формирование технологического мышления.
6. Результативность педагогической деятельности:
Результативностью своей работы считаю повышение интереса к учебной деятельности, формирование положительной динамики мотивации обучающихся к учению, что является одним из важных факторов в формировании технологического мышления.
Стабильность результатов оценок по учебному предмету:
Класс | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 | ||||||
обуч. | кач-во | ср. балл | обуч. | кач-во | ср. балл | обуч. | кач-во | ср. балл | |
6б,7б,8б. | 100% | 100% | 5 | 100% | 100% | 5 | 100% | 100% | 5 |
6в,7в,8в. | 100% | 100% | 4,9 | 100% | 100% | 4,9 | 100% | 100% | 5 |
7а,8а,5а | 100% | 100% | 4,9 | 100% | 100% | 4,9 | 100% | 100% | 4,9 |
7б,8б,6а | 100% | 100% | 5 | 100% | 100% | 5 | 100% | 100% | 5 |
Мною было проведено тестирование среди учащихся на определение уровня творческого потенциала. Диагностика позволяет оценить уровень творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения, что способствует формированию технологического мышления.
Результаты тестирования в 2015-2016 уч .г.
Результаты тестирования в 2016-2017 уч.г.
На основе сравнительного анализа диагностики получены данные: на начало и конец учебного года имеются общие показатели развития творческих способностей обучающихся, выраженные в процентном соотношении и представленные в виде диаграммы в цветном изображении. Все это позволяет мне вносить коррективы в программу, формы и методы обучения.
Данная диагностика позволяет отметить рост творческого развития учащихся (независимо от первичного уровня подготовки), через использование на уроках современных образовательных технологий.
Теоретическое представление собственного педагогического опыта:
Дата | Тема | Где представлен опыт |
28.08.2014. | «Применение информационно-коммуникационных технологий в учебной и внеурочной деятельности» | РМО |
20.05 2015 | «Технология развития критического мышления» | РМО |
24.12.2015 | «Метод проектов как современная образовательная технология, обеспечивающая реализацию ФГОС нового поколения на уроках технологии». | Научно-практическая Интернет-конференция. ИРОСТ |
17.05.2017. | «Использование активизирующих приемов обучения в современной школе (кроссенс)» | РМО |
03.11.2017 | «Структура урока технологии в соответствии с ФГОС» | РМО |
Февраль 2018 | Статья «Использование современных приёмов и методов на уроках технологии с целью развития творческих способностей обучающихся». | I Международный фестиваль педагогических идей «Образовательные технологии современного педагога». г.Минск |
Практическое представление собственного педагогического опыта:
Дата | Тема | Где представлен опыт |
Март ,2017 | Мастер-класс «Использование активизирующих приемов обучения в современной школе (кроссенс)» | муниципальный |
Октябрь, 2017 | Урок в соответствии с требованиями ФГОС. | Открытый урок в 5а классе. |
Таблица результатов участия обучающихся
в олимпиадах, конкурсах, конференциях
Учебный год | Название мероприятия | Статус мероприятия (муниципальный, региональный, федеральный, международный) | Ф.И.О. обучающегося | Результат участия |
2014-2015 | «Коляда, коляда,отворяй ворота» | Международный конкурс рисунков и поделок | Глухова Алёна | победитель |
Всероссийская олимпиада по технологии | федеральный | Волосникова Женя Ефименко Лиза | 1 место 1 место | |
Школьная научно-практическая конференция проект «Солдатская каша» | школьный | Афанасьева Анастасия | 2 место | |
«Новогодний сувенир» | муниципальный | Кузьмина Анастасия Глухова Алёна | участник участник | |
«Шедевры своими руками» «Петуховские звёздочки» | муниципальный муниципальный | Афанасьева Анастасия Умрихина Екатерина | победитель участник | |
2015-2016 | Всероссийская олимпиада по технологии | Всероссийский | Власова Мария ВечеркоАлина. Сысолятина Алина. | 2 место 2 место 1 место |
Конкурс декоративно-прикладного искусства «Цветик семьяцветик» | муниципальный | Овчаренко Аня Власова Маша Цехановская Катя Вьюшкова Лиза | 3место 2 место 3 место 3 место | |
Конкурс декоративно-прикладного искусства «Южный полюс» | Всероссийский | Умрихина Катя | участник | |
2016-2017 | Областной конкурс «Технолог 21 века» проект «Оформление и дизайн гостиной в классическом стиле» | ИРОСТ | Цехановская Катя | участник |
«Петуховские звездочки» | муниципальный | Кузьмина Настя | лауреат 3 степени | |
Конкурс рисунков «Животные Красной книги» | Всероссийский | Стенникова Мария | участник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогически совет - фестиваль педагогического мастерства под девизом "Без творчества нет учителя"
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильно...
Педагогически совет - фестиваль педагогического мастерства под девизом "Без творчества нет учителя"
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильно...
Фестиваль педагогического мастерства 2020 год. "Мой педагогический опыт работы ", "Влияние хорового пения в развитии творческих способностей ребенка" Владимирова Р.Т.
quot;МКОУД" ДШИ с. Сафакулево 2020.тема : "Влияние хорового пения на развитие детей"Цель: Показать важность хоровго пения в развитии творческих способностей ребенка...
Фестиваль педагогического мастерства 2020 год. Эссе: " Мое педагогическое послание профессиональному сообществу".
Эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу" 2020 год....
Распространение опыта на фестивале педагогических идей
Данная работа была написана для выступления на фестивале педагогических идей...
Презентация опыта по теме "Стратегия смыслового чтения на уроках биологии" представлена на II открытый региональный фестиваль педагогических идей и инноваций «Оренфест» номинация «Лучшие методические находки»
II открытый региональный фестиваль педагогических идей и инноваций «Оренфест» номинация «Лучшие методические находки». Данная презентация опыта раскрывает важность обучени...
Представление опыта Фестиваль педагогического мастерства - 2023
Представление опыта для Фестиваля педагогического мастерства 2023 года....