Моя педагогическая философия
материал по теме
Предварительный просмотр:
Венглинская Марина Валерьевна, МАОУ Верхнезейская СОШ, Амурская область
Номинация: «Мой профессиональный выбор»
Ф.И.О. Венглинская Марина Валерьевна
Должность: учитель географии, биологии и информатики МОУ Верхнезейская СОШ
Адрес: Амурская область, Зейский район, п.Верхнезейск, ул.Центральная, д.57 «А», кв.20
Название работы: Моя педагогическая философия
Аннотация: Мой профессиональный выбор пал на тяжелый 1991 год…Развал СССР, в стране неразбериха, тяжелая студенческая жизнь, талонная система, отсутствие стипендии. Выучилась. Профессиональная деятельность началась в 1996 году. Разгар экономического кризиса, напряженность на работе, долгие месяцы без зарплаты, которая была настолько низка, что позволяла еле сводить концы с концами. Выжили, работаем. И вы знаете, ни разу о своем жизненном выборе не пожалела, потому что детская любовь и признательность, слова благодарности за те знания и участие в судьбе, которые мы несем - все это очень перевешивает ту чашу весов, на которой находится забота государства об Учителе.
Школу нужно приспособить к детям, а не детей к школе
Александр Нилл
2003 год. Откровения с дневником.
Птичка села не ветку и радостно запела. От ее пения на душе светло и уютно. Срабатывает привычка: по голосу и оперению пытаюсь определить отряд и представителя. Но что это? Пение становится требовательным, мелодия сменяется бесконечным и резким «пи-пи-пи». И вовсе это не птичка, а пресловутый китайский будильник, который своим «пи-пи» мертвого поднимет. И я не исключение. Прихлопываю кнопочку и вскакиваю. Труба зовет. Начинается очередной рабочий день, счастливый день, потому что весь день я буду кому-то нужна, просто необходима. Сначала своему сыну Лёшику, который без меня наденет колготки обязательно задом наперед, потом дочери Насте, умоляющей (в последний раз) выслушать стихотворение, выученное к уроку чтения, затем мужу Андрею, которому срочно нужно найти неизвестно куда затерявшиеся водительские права. А когда я переступлю порог школы, то нужна буду сразу всем: лаборанту, готовящему опыт к уроку, коллегам - кавээнщикам (за ночь нужно было придумать репризу), девчонкам из школьного клуба «Варвара-краса, длинная коса», готовящим посиделки к масленице, руководителю вокальной группы «Любава» (я еще и пою!), завучу, ученикам (они, наивные, думают, что с утра «хвосты» спихнуть проще) и всем, всем, всем. И вот, вращаясь в этой «сумятице буден», я понимаю, что именно это мне и нужно, без этого я задыхаюсь, как рыба, выброшенная на берег. Мне просто необходимо быть всегда нужной, востребованной. Это мой главный жизненный стимул.
В школе мне нравится абсолютно все: и жизнь, как в муравейнике, и общение с коллегами (это ж надо умудриться провести малый педсовет за обедом в школьной столовой!), и, главное, уроки. Общение с детьми очищает, окрыляет, заставляет учиться самому. Мне кажется, чтобы было на уроке единение ученика и учителя, нужно принимать ребёнка таким, каков он есть, а не подгонять его под общую линию стандарта. Принять не значит смириться. Потихоньку, по чуть-чуть из урока в урок тянуть, дотягивать до нужного уровня, но делать это очень осторожно, не ломая, не круша, а созидая. Учителю хочется уважения от детей. Оно может быть казенным, обязательным, а может быть настоящим, душевным. Как его завоевать? А надо просто любить детей: и вихрастого «пятачка», и хулиганистого подростка, и выпускницу с боевой раскраской на лице. А как важно уважать их, видеть в них личности!
Конечно, любой учитель хочет, прежде всего, иметь умных, талантливых учеников. Да они все такие, только у некоторых этот талант зарыт так глубоко, что он сам о нем не догадывается, а других ум направлен совсем не в ту сторону. Вот и сумей раскопать и повернуть.
Из всего сказанного мной многие могут сделать вывод, что я кручусь как белка в колесе, мне вовсе не до учеников с их проблемами, личной жизнью, успехами и неудачами. Нет! Я всегда нахожу время пообщаться лично с тем, кому это необходимо, своим женским, материнским, учительским сердцем чувствую, кому и как я нужна. Хочется, чтобы ребенок приходил ко мне с простой, но, ох, какой непростой просьбой «Давайте поговорим». Хочется его груз переложить на свои плечи, увидеть, как сквозь слезы пробивается улыбка, поднимается гордо голова.
Я сейчас открою свои самые сокровенные, самые кощунственные, наверное, мысли: во-первых, мне совсем не важно, сколько процентов преподанных мною знаний ученик вынесет из школы, применит в жизни - ведь жизненный опыт научит всему этому его проще и быстрее; во-вторых, я не люблю оценки, не хочу их ставить на уроке - ведь они зачастую разрушают гармонию урока, разводят ученика и учителя, рвут ту ниточку единения, которая и так не всегда прочна. Дети разговорились, заспорили, нарисовали, обозначили, создали, изобрели - нате вам за это «от трех до пяти». И…прерван полет.
Я понимаю, что нужна объективность, конкретность, но душа протестует. Когда оцениваю знания, ставлю себя на место каждого конкретного ученика, взвешиваю все, даже то, завтракал он сегодня или нет, а потом оцениваю и все равно каждый раз боюсь ошибиться.
А как замечательно на уроках дать детям возможность совершить открытие! Настроены микроскопы, приготовлены препараты, да и дети по-особому ведут себя: готовятся к открытию. Затаив дыхание, склонив русые, темные, рыжеволосые головы, наблюдают, и вот оно – от возгласов не удержать! Блестят глаза, интерес предельный - это ли не бальзам на сердце?! Такие уроки всегда радуют, хочется работать еще лучше.
Есть дети, которых я называю «звездочками». Они впитывают в себя всю информацию с урока, умеют анализировать и сопоставлять, делать выводы и творить, одним словом, одаренные дети. К ним и отношение поневоле особое, хочется развивать их способности, заинтересовать. Какие творческие задания я им придумываю - сама иногда не представляю, как выполнить. А они – запросто! Их мало, но эти дети -потенциал нашей Родины, и наша задача сохранить их такими же любознательными, творческими, думающими. Как в заповеди «Не упусти».
Я преподаю в школе географию и биологию, науку о жизни. Я учу детей жить, выживать в наше нелегкое время, хочу научить их понимать взаимозависимость всего живого, хрупкость и значимость нашего мира, хочу научить их любить жизнь. Я верю в своих учеников.
2009 год. Шесть лет спустя…
Да, 13 лет прошло с тех пор, как я, окончив институт, пришла в свою школу в качестве преподавателя. Пришла среди зимы, после новогодних праздников. Меня никто никому не представлял, ко мне присматривалось руководство школы. И отведя биологию в шестом классе, я спешила на уроки к Николаю Федоровичу, учителю географии с 40-летним стажем. Кажется, это было вчера. Помню, как преподаватель истории спросил меня шутливо: «А тебя мальчишки за косы не дергают?» (к слову сказать, у меня тогда были две толстые косы до пояса). Я посмеялась, вспомнив, как старшеклассники, думая, что я новенькая в их класс, пытались со мной познакомиться. Через полгода я ассистентом Николая Федоровича принимала у них экзамены. Грустные добрые воспоминания…
Летят годы, но лица детей тех самых первых моих классов - они до сих пор четкие, до сих пор вспоминаю и веселые моменты и грустные. Каждый учитель, наверное, в какой-то мере живет воспоминаниями и одновременно надеждами на светлое будущее. В этих воспоминаниях мы черпаем силы для своей работы, когда от безысходности и усталости просто опускаются руки. Все та же работа, те же стены, добрые коллеги, надежное плечо любящего мужа, понимание детей… А разбег, который я взяла когда-то в таком недалеком и одновременно близком девяносто шестом, разбег остался прежним… Я даже не знаю, на сколько я себя ощущаю в годах? Утром, полная сил (целых пять часов сна!), лечу на работу и мне как будто 20 лет. Весь день в школе, заботы (а их с годами почему-то становится все больше и больше), суета, кабинет информатики (пришлось освоить профессию учителя информатики), школьный сайт, Интернет, подготовка Юбилея школы… А вечером, в сумерках тащишься домой, сгорбившись, как будто тебе уже 60, с диким чувством вины за ужин, приготовленный не тобой и уроки детей, проверенные тоже не тобой. Дорогие мои, простите меня! Я не могу жить иначе, но я верю, что это временные трудности. Вот отправим сайт на конкурс и…Ой, там, кажется конкурс методических разработок… Но вы же у меня молодцы? Алешка совсем самостоятельный. Учится в третьем классе, а решает задачки по химии за восьмой класс. А Настиными достижениями гордится не только вся наша большая семья, но и весь район - картины и рисунки занимают призовые места на самых разных уровнях. Я горжусь вами, родные мои!
В этом году я выпустила свой первый выпуск. Двадцать четыре человечка пошли шагать по взрослой жизни. Расплакалась на день Учителя, прочитав среди многих СМС-к одну от Ленки «Всегда буду Вас помнить, любить и скучать…» Милые мои девчонки и мальчишки! Я верю, что из вас выйдут настоящие люди в этой жизни! Верю, что все то доброе и светлое, что было в вас заложено, благодатно прорастет. Другого смысла в своей жизни я просто не вижу.
Год 2018… За плечами 22 года работы в школе. Вроде не так много, но ох как и немало… Последние 8 лет учителем работаю, совмещая любимую профессию с должностью директора школы. Что изменилось в жизни? Теперь у меня ответственность не только за качество знаний по своему предмету, но и в целом за все, что происходит в школе: кадры, экзамены, поступление выпускников, канализация, крыша, ремонты, энергосбережение, проверки надзорными органами, предписания, прокуратура, налоговая и можно до бесконечности еще перечислять все то, что сегодня лежит в основном по сельским школам России на женских плечах… Выросли дети, дочь студентка 5 курса, скоро пойдет во взрослую самостоятельную жизнь, а у сына выбор предстоит в этом году, после сдачи выпускных экзаменов… Рядом – мои коллеги, надежный и дружный коллектив, рядом понимающий муж, смирившийся 23 года назад с женой-училкой. Обидело меня высказывание в начале учебного года в адрес директоров, ведущих учебные часы: «Мы вас не рассматриваем как учителей». Но я хочу возразить, что мы, не смотря на запись в трудовой книжке, помогаем нашим ученикам грызть тот самый горький гранит науки, ведя их к заветному аттестату…
Перелистав известные тома,
Мы научились говорить красиво
Словами Пушкина, Макаренко, Дюма,
Но ведь не только в этом наша сила.
И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то –
Такая, вот, у нас с тобой работа…
«Моя педагогическая философия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая философия
Размышления по поводу......
Моя педагогическая философия
В материале описываются основные педагогические идей и система работы....
"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"
Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...
Эссе «Моя педагогическая философия».
Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша, 4класс)...
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...
Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...