Материалы по дополнительному образованию обучающихся
рабочая программа на тему
Образовательная программа дополнительного образования детей "Ученик ТВ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uchenik_tv.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Цель реализации программы: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка через приобщение к миру тележурналистики.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- образовательных:
- дать основные понятия о профессии журналиста вообще и телевизионного журналиста в частности;
- научить оперативно собирать полную информацию и обрабатывать ее;
- содействовать усвоению правил грамотного оформления сценария;
- совершенствовать умения рассуждать в устной и письменной форме, читать текст, как в кадре, так и за кадром;
- развивающих:
- развивать творческие способности личности;
- расширять общий кругозор;
- воспитательных:
1. воспитывать интерес к творческой и исследовательской деятельности в сфере журналистики;
2. учить организации индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
В основе реализации программы внеурочной деятельности лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий.
Особенностью программы является её практико - ориентированный характер. Подростки проходят обучение в процессе работы над реальным телевизионным продуктом - телепередачами для школьного телеэфира. Такая работа в составе детской редакции имеет четкие сроки, накладывает на весь коллектив и каждого человека большую ответственность за выполнение взятых на себя обязательств.
Школьный телеканал – в первую очередь, образовательный канал. Телепроекты так или иначе будут связаны с разными областями знаний, а значит, будут дополнять и расширять знания, полученные обучающимися на уроках географии, истории, музыки, изобразительного искусства и др.
В основу практических занятий положена проектная деятельность учащихся. Метод проектов позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию школьников; формировать не просто умения, а компетенции, он приоритетно направлен на развитие познавательного интереса учащихся. Всю работу над проектом осуществляют сами школьники, а учителю отводится роль куратора, помощника, наставника.
В работе над проектом можно выделить несколько этапов:
- Определение социально значимой задачи.
- Проектирование проекта (поэтапная разработка действий, определение сроков)
- Работа с информацией (сбор, обработка, осмысление и оформление).
- Представление продукта (в нашем случае это - видеоролики).
Программа представляет собой интенсивный курс, требующий больших затрат по времени от участников, в том числе на самостоятельную работу вне рамок учебного плана. Деятельность на основе создания детской телепередачи требует большого количества времени на практическую работу: съёмки телесюжетов, создание сценария, запись закадрового текста, видеомонтаж.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам тележурналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества. Школьное телевидение рассматривается в рамках данной программы как сфера социальной практики детей и подростков, в рамках которой они развивают свои творческие способности, приобретают культурный, нравственный, мировоззренческий и социальный опыт..
Учебная программа строится в соответствии с историей развития телевидения: «от немого кино к звуковому». Такое построение материала, во-первых, позволяет уже на первых занятиях сформировать у ребят устойчивый интерес, так как с первых занятий ребята работают над созданием собственных проектов; во-вторых, постепенное усложнение материала позволяет воспитанникам творчески расти, а главное, наблюдать эти изменения.
Программа составлена с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 13-16 лет (7-11 класс).
Программа рассчитана на 64 часа в год . Периодичность занятий- 2 раза в неделю по 1 часу.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях;
- объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей;
- проявлять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- строить отношения с людьми, не похожими на тебя, уважать другую культуру, не допускать оскорблений;
- осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной оценки себя и других;
- способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства;
- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- целеполаганию;
- планировать пути достижения целей;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить учебные цели и задачи;
- построению жизненных планов во временной перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения целей и выбирать наиболее эффективный способ;
- основам саморегуляции эмоциональных состояний;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей;
- осуществлять рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов;
- организовывать исследование с целью проверки гипотезы;
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех участников; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- брать на себя инициативу в организации совместной деятельности (деловое лидерство);
- вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения; оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе совместной деятельности;
- устраивать эффективные групповые обсуждения;
- в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу в достижении этих целей.
Формирование ИКТ- компетентности обучающихся
Обучающийся научится:
- правильно использовать устройства ИКТ (блоки компьютера, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, цифровую видеокамеру);
- соблюдать технику безопасности при работе с устройствами ИКТ;
- выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной задачей;
- проводить обработку цифровых фотографий и видеофайлов с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации и видеоролики на основе цифровых фотографий и видеофрагментов;
- проводить обработку звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
- осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала;
- использовать звуковые и музыкальные редакторы, программы звукозаписи и микрофоны;
- формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;
- избирательно относиться к информации, отказываться от потребления ненужной информации;
- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права;
- использовать различные приёмы поиска информации;
- проектировать и организовывать индивидуальную и групповую деятельность с использованием ИКТ.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком;
- различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;
- создавать презентации, видеоролики;
- использовать музыкальные и графические редакторы.
Основы проектной деятельности
Обучающийся научится:
- планировать и выполнять исследование,
- выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме: опросы, объяснения, использование статистических данных, интерпретации фактов;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- отличать факты от суждений, критически относиться к суждениям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять социальный проект;
- использовать разнообразные методы получения информации;
- осознавать свою ответственность за достоверность информации, представленной в проекте, за качество выполненного проекта.
- Содержание программы внеурочной деятельности
Тема 1. Теория -1 ч. Вводное занятие. Техника безопасности. Природа современного телевидения и его специфика.
Тема 2. Теория – 1 ч. Журналистика как сфера массово-информационной деятельности. Информационная политика телеканалов.
ПРОФЕССИЯ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА – 13 ч.
Тема 3. Теория – 1 ч. Социальный и должностной статус тележурналиста. Квалификационные и образовательные требования .
Тема 4. Теория -2 ч. Система информационных жанров. Телевизионные новости. Аналитическая публицистика. Развлекательное и познавательное телевидение…
Тема 5. Теория –1 ч. Поиск нужного слова. Подбор синонимов. Основные ошибки, связанные с употреблением омонимов и паронимов. Методы абсолютной импровизации и тренинг. Необходимость импровизации в эфире.
Практика – 2 ч
Тема 6. Теория – 1 ч. Трудные тексты. Упражнения на сложность текста. Цифры, цитаты в текстах. Основные правила употребления.
Практика – 2 ч
Тема 7. Теория – 1ч. Общение как процесс передачи информации. Деловой этикет и общение. . Распознавание манипуляций и противодействие им.
Практика – 2 ч
Тема 8. Теория – 1 ч. Этика журналиста. Основные требования к внешнему облику: внешность, прическа, одежда. Основные требования к культурному уровню.
ФОТОКОМПОЗИЦИЯ – 15ч.
Тема 9. Теория – 1 ч.Фотографическая основа кино- и теле изображения.
Тема 10. Теория -2 ч. Основы фото композиции. Цветная и черно-белая фотография. Культура зрения. Тональность, контраст, ракурс.
Практика – 3 ч.
Тема 11. Теория –1 ч. Портрет в фотографии; пейзаж; съемка архитектуры, интерьеров.
Практика – 3 ч.
Тема 12. Практическая съемка портрета, натюрморта.
Практика – 2 ч.
Тема 13. Теория – 1 ч. Съемка фотоэтюда и фотофильма.
Практика – 2 ч.
ОПЕРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО. КИНОКОМПОЗИЦИЯ – 16 ч.
Тема 14. Теория – 2 ч. Роль кино-, телеоператора в создании фильма, его творческие и профессиональные обязанности. Эволюция кинооператорского искусства: освещение, движение камеры, усложнение кинематографического пространства.
Тема 15. Теория – 1 ч. Информационные возможности видеокамеры. Съемка событий и явлений действительности. Художественно-изобразительные возможности кинокамеры. «Постановочная» съемка художественных фильмов.
Практика – 3 ч.
Тема 16. Теория – 2 ч. Композиция в живописи, фотографии, кинематографе. Изобразительно-монтажная конструкция фильма. Нарушение привычных (гармоничных норм), как способ воздействия на зрителя.
Тема 17. Теория –1 ч. Кинокадр – съемочная и монтажная единица фильма. Основные изобразительные формы кинокадров: общий, средний, крупный, панорама и их назначение в изобразительно-монтажной конструкции фильма.
Практика – 7 ч.
ОСНОВЫ РЕЖИССУРЫ – 18 ч.
Тема 18. Теория – 1 ч. Режиссёр на съёмочной площадке. Работа со съёмочной группой.
Тема 19 Теория – 1 ч. Соблюдение условий съемки под монтаж. Понятие «монтажности». Дифференциально-психологические черты восприятия видеоизображения.
Практика – 1 ч.
Тема 20. Теория – 1 ч. Значение монтажа в композиционном построении экранного произведения. Разнообразие типов монтажных решений. Значение монтажной фразы в создании звукозрительного образа.
Практика – 2 ч.
Тема 21. Теория – 1 ч. Потребности современного телевизионного рынка.
Тема 22. Теория – 1 ч. Создание клипа, видеоролика, игрового короткометражного фильма. Разработка сценария, составление плана съемок, съемка, монтаж и презентация готового фильма.
Практика – 9 ч.
Тема 23. Итоговое занятие – 1 ч: просмотр и обсуждение отснятых короткометражных игровых фильмов, клипов, роликов.
- Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Теория | Практика |
1 | ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ | 1 | 1 | - |
2 | Журналистика как сфера массово-информационной деятельности. | 1 | 1 | |
ПРОФЕССИЯ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА | ||||
3 | Социальный и должностной статус тележурналиста | 1 | 1 | - |
4 | Система информационных жанров. | 2 | 2 | - |
5 | Поиск нужного слова. | 3 | 1 | 2 |
6 | Трудные тексты. | 3 | 1 | 2 |
7 | Общение как процесс передачи информации | 3 | 1 | 2 |
8 | Этика журналиста. | 1 | 1 | - |
ФОТОКОМПОЗИЦИЯ | ||||
9 | Фотографическая основа кино- и телеизображения. | 1 | 1 | - |
10 | Основы фотокомпозиции. Цветная и черно-белая фотография. Культура зрения. Тональность, контраст, ракурс. | 5 | 2 | 3 |
11 | Портрет в фотографии; пейзаж; съемка архитектуры, интерьеров. | 4 | 1 | 3 |
12 | Практическая съемка портрета, натюрморта. | 2 | - | 2 |
13 | Съемка фотоэтюда и фотофильма. | 3 | 1 | 2 |
ОПЕРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО. КИНОКОМПОЗИЦИЯ | ||||
14 | Роль кино-, телеоператора в создании фильма. | 2 | 2 | - |
15 | Информационные возможности видеокамеры. | 4 | 1 | 3 |
16 | Композиция в живописи, фотографии, кинематографе. Изобразительно-монтажная конструкция фильма. | 2 | 2 | - |
17 | Кинокадр – съемочная и монтажная единица фильма. | 8 | 1 | 7 |
ОСНОВЫ РЕЖИССУРЫ | ||||
18 | Режиссёр на съёмочной площадке. | 1 | 1 | - |
19 | Соблюдение условий съемки под монтаж. | 2 | 1 | 1 |
20 | Значение монтажа в композиционном построении экранного произведения. | 3 | 1 | 2 |
21 | Потребности современного телевизионного рынка. | 1 | 1 | - |
22 | Создание игрового короткометражного фильма | 10 | 1 | 9 |
23 | Итоговое занятие. | 1 | - | 1 |
ИТОГО | 64 | 25 | 39 |
Материально-технические условия
реализации программы внеурочной деятельности
Оборудование, необходимое для реализации программы:
- ноутбук;
- компьюьерная
- цифровая видеокамера или цифровой фотоаппарат;
- телевизор
IV. Список литературы
I. Нормативно-правовая
- Закон РФ «Об образовании».
- Концепция модернизации дополнительного образования детей в РФ до 2010 года.
- Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002 - 2005 г. (25.01.02. №193)
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в образовательных учреждениях (11.06.02. №30-15- 433/16)
5. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Письмо Министерства образования РФ №28-02-484/16 от 18.06.03
II. Психолого-педагогическая
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов. /Г.С. Абрамова;- М.: Академия, 1997.-206с.
2.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. [Текст]: учебное пособие / И.Ю. Кулагина.- М., 1998.-133с.
- Рахимов, А.З. Психодидактика творчества [Текст]: учебное пособие/ А.З. Рахимов. - Уфа, 2002.-109 с.
4.Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.. [Текст]: практическое пособие для работников образовательных учреждений / И.С.Сергеев . - М.: «Просвещение», 2005.-204 с.
- Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов./ А.Э. Симановский.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-156с.
III. Методическая литература
1. Абрамович, А.В., Лазаревич Э.А. Практикум по литературному редактированию. [Текст]: методическое пособие/ А.В.Абрамович, Э.А.Лазаревич. -Изд-во МГУ, 1963.-308с.
- Волынец, М.М. Принципы работы телеоператора со светом. [Текст]: учебное пособие /- М.М.Волынец. -М., 1997.-165с.
- Голуб, И.Б. Стилистика русского языка [Текст]: учебное пособие /И.Б.Голуб - М. «Просвещение», 1997.-156 с.
4. Груздева, 3.А., Куцкая, С.В. Руководство по технике речи. [Текст]: пособие для преподавателей ВУЗов / З.А.Груздева, С.В.Куцкая. - М., 1974.-167с.
5. Макарова, С.К. Техника речи. [Текст]: учебное пособие для дикторов телевидения и радиовещания./ С.К.Макарова. - М., 1995.-68с.
6. Уорд, П. Работа с цифровой видеокамерой. [Текст]: учебное пособие/ П. Уорд. - М.: Мир, 2001.-67с.
IV. Электронные ресурсы
1.Жанры телевизионной журналистики. [Электронный ресурс]: методическое пособие.- Режим доступа: http://www.textfighter. org/text6/32.php.
2. Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика. [Электронный ресурс]: методическое пособие.- Режим доступа: http://journ-port.ru/publ/28-1-0-259.
3. Телевидение в системе СМИ. Социальные функции телевидения. История и тенденции развития. [Электронный ресурс]: методическое пособие.- Режим доступа: http://libbabr.com/?book=3516.
4. А.Ю. Юровский. Репортаж как жанр тележурналистики. Электронный ресурс]: методическое пособие.- Режим доступа: http://kgu-journalist.ucoz.ru/publ/zhanry_zhurnalistiki/reportazh_kak_zhanr_telezhurnalistiki/6-1-0-167.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал к комплексу учебно-методических материалов объединения дополнительного образования «Народный костюм Белгородчины»
Дидактический материал «Русский народный костюм», поможет учащимся ориентироваться в видах народного костюма Белгородской области и самостоятельно под руководством учителя технологии или п...
Перечень наградных материалов педагога дополнительного образования Погребновой М.Д. 2015-2018гг
Перечень наградных материалов педагога дополнительного образования Погребновой М.Д. 2015-2018гг...
публикация для конкурса методических материалов педагогов дополнительного образования
Роль исследовательской и опытно-экспериментальной работы в системе дополнительного образования. В настоящее время важным аспектом является становление гармони...
Условия получения образования и адаптации программ дополнительного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Условия получения образования и адаптация программ до обучающихся с РАС...
Условия получения образования и адаптации программ дополнительного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Условия получения образования и адаптации программдо...
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении X районного конкурса авторских материалов по дополнительному образованию и воспитанию детей
ПОЛОЖЕНИЕо проведении X районного конкурса авторских материаловпо дополнительному образованию и воспитанию детей...
Приказ о проведении X районного конкурса авторских материалов по дополнительному образованию и воспитанию детей
Приказ о проведении X районного конкурса авторских материалов по дополнительному образованию и воспитанию детей....
- Мне нравится (1)