Упражнения для тренировки мелкой моторики рук
материал по теме

Деришева Елена Юрьевна

Упражнения для разгрузки и тренировки  мелкой моторики рук.

Наряду с общей физической развитостью к детям дошкольного и младшего школьного возраста предъявляется одно особое требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук.   Ведь школа сразу дает большую нагрузку  на глаза ребенка  и на кисти рук.

 Кроме того занимаясь с детьми с любым видом деятельности, при котором его двигательный аппарат вынужден долгое время находиться в одном положении, нужно следить за тем, чтобы ребенок не устал. Поэтому целесообразно на занятиях после каждых 15-20  минут делать мини-разгрузки, которые могут занимать 1-2 минуты.

Наипростейшими упражнениями являются движения в виде считалок и поговорок, в которых текст сопровождается  определенными жестами, комментирующими их смысл.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения для разгрузки и тренировки  мелкой моторики рук.

Наряду с общей физической развитостью к детям дошкольного и младшего школьного возраста предъявляется одно особое требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук.   Ведь школа сразу дает большую нагрузку  на глаза ребенка  и на кисти рук.

 Кроме того занимаясь с детьми с любым видом деятельности, при котором его двигательный аппарат вынужден долгое время находиться в одном положении, нужно следить за тем, чтобы ребенок не устал. Поэтому целесообразно на занятиях после каждых 15-20  минут делать мини-разгрузки, которые могут занимать 1-2 минуты.

Наипростейшими упражнениями являются движения в виде считалок и поговорок, в которых текст сопровождается  определенными жестами, комментирующими их смысл.

Упражнения с чтением рифмовок.

 «Мальчик-пальчик».  Дети сжимают пальцы рук в кулаки. При произнесении каждой строчки из кулаков поочередно разжимается по одному пальцу.

Текст

Движения

-Мальчик-пальчик, где ты был?

Из кулаков разжимаются большие пальцы и в ритм стихам делают «наклоны»

-С этим братцем в лес ходил

То же движение выполняют указательные пальцы

- С этим братцем щи варил

Средние пальцы

- С этим братцем кашу ел

Безымянные пальцы

- С этим братцем песни пел

Мизинцы

 «Братцы». Кисти рук свободно лежат на коленях ладонями вниз.

Текст

Движения

Пять веселых братцев

Гуляли по двору

Пять веселых братцев

Затеяли игру

Дети пальцами имитируют на коленях «игру на пианино»

Шлепали, как рыбки-

Шлеп, шлеп, шлеп

Выполняют шлепки ладонями по коленям

Топали, как мишки-

Топ, топ, топ

Постукивают кулачками по коленям

Бегали, как зайки-

Прыг, прыг, прыг

Пальцами имитируют прыжки

Рычали, как лайки-

Рык, рык, рык

Ладонями имитируют  раскрывшуюся пасть собаки

«Прогулка». При выполнении этого движения указательные и средние пальцы обеих рук «ходят» по поверхности стола, имитируя передвижение ног.

Текст

Движения

Миша шел, шел, шел,

Пальцы маршируют в ритм словам

К тихой речке пришел,

Пальцы останавливаются

Сделал полный поворот,

Пальцы маршируют на месте, по мере возможности поворачиваясь вокруг своей оси

Перешел он речку в брод

Пальцы идут дальше, высоко поднимая «колени»

«Дружба»

Текст

Движения

Дети делают зарядку

Четыре ритмичных хлопка ладонями

Чтобы меньше уставать

Сжимаем и разжимаем кулаки

А потом они в альбомах

Трясем ручками в воздухе

Будут снова рисовать

Хлопаем в ладоши

Движения

Текст рифмовки

«Мы мастера». Пальцы рук сжаты в кулаки. Производится постукивание кулачком одной руки по другой, затем действия рук меняются.

Тук, тук кулачком,

Мы к зиме построим дом.

Дружно люди там и тут

В этом доме заживут

«Играем на барабане». Пальцы рук сжаты в кулачки, выставлены лишь указательные пальцы, которые приводят поочередные ритмичные движения вверх-вниз.  Потом те же действия производят с остальными пальцами рук.

На парад идет отряд,

Мы шагаем дружно в ряд,

Маша, Коля, Ваня,

Нету отставаний

«Зайки». Пальцы рук сжаты в кулачки, выставлены указательные  и средние пальцы – ушки зайчиков. Руки расположены ладонями  друг к другу, в нужном ритме пальцы то сгибаются, то распрямляются – «зайки здороваются»

Зайки скачут на полянке,

И ушами шевелят.

Поздоровайтесь, зайчата,

Научите всех ребят

«Жуки». Пальцы рук сжаты в кулаки, выставлены большие пальцы и мизинцы.. руки лежат на столах ладонями вниз и медленно двигаются вперед, поворачиваясь с боку на бок.

Желтый жук жужжит:

«Привет,

Тороплюсь я

На обед».

«Веселые брызги». Дети производят потряхивающие движения кистями рук сверху вниз. Пальцы слегка распрямляются, затем сжимаются.

Воду с рук мы отряхнем

Раз, два, три,

Словно радуга сверкнем,

По-смо-три!

«Стирка». Руки повернуты ладонями вниз. Пальцы рук несколько раз сжимаются и разжимаются, как при стирке белья.

Мыло пенится в корыте,

Я стираю, посмотрите.

«Веера». Ладони с растопыренными пальцами делают  взмахи, нагнетая воздух к лицу.

Веера колышутся,

Значит, легче дышится.

«Ножницы». Дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы,  как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают «резать»  ими воображаемую бумагу.

Пара ножниц есть у нас.

Пригодится нам не раз.

Кто из нас такой отважный,

Что разрежет лист бумажный

 «Художники». Дети поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы рук. Затем опускают кисти  рук вниз и слегка ими трясут.

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем

Рисовать опять начнем.

«Ежик». Дети загибают по очереди пальцы сначала на одной руке, потом на другой. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки.

Ёжик топал по дорожке

И грибочки нес в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

«Цапля». Дети ставят на парту подушечки обоих безымянных пальцев и нажимают ими на парту.

Цаплям стоять охота.

Целых два час подряд.

Цапли посреди болота

На одной ноге стоят.

«Бабочки». Дети трут тыльные стороны ладоней друг о друга. Сгибают и разгибают пальцы рук.

Красиво бабочки летят-

Крылышками машут.

На цветочке посидят

И в воздухе попляшут.

«Зарядка». Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки.

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем весело сгибать.

«Ветер». Дети ставят руки на локти запястьями вверх. Проговаривая слова, качают запястьями вправо-влево.

Дует ветер, ветки гнет,

А потом затихнет.

Вдруг деревья шевельнет

А потом утихнет.

«Рыбки». Дети вытягивают ладони и кают запястьями вправо-влево. Сжимают и разжимают кулачки.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

«Ладошки». Дети хлопают тыльными сторонами ладоней.

Руки вытянем вперед,

А потом ладошки

Разведем наоборт

И похлопаем немножко.

«Лягушки». Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы (рука ка бы подпрыгивает над партой) и опять кладут на парту и сжимают, выполняя прыжки лягушки.

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по развитию мелкой моторики

примеры упражнений, которые способствуют развитию у детей мелкой моторики пальцев рук....

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

Эти занятия и упражнения помогут родителям занять ребенка дома полезным и нужным делом, а также подготовить руку к письму в игровой занимательной форме. ...

Упражнения для развития мелкой моторики

Формирование речевой функции тесно связанно с развитием общей моторики и, в особенности с мелкой моторикой рук.Поэтому очень полезно делать ребёнку массаж кистей рук, а позже пальчиковые игры и ...

Цель моей работы: всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе на основе тренировки мелкой моторики рук.

Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.Развивать мелкую моторику и познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста.Учить развивать речь и мышление ребенка, сп...

Цель моей работы: всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе на основе тренировки мелкой моторики рук.

Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.Развивать мелкую моторику и познавательные процессы у детей старшего дошкольного возраста.Учить развивать речь и мышление ребенка, сп...

Памятка для родителей по теме: «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук»

Памятка для родителей по теме:«Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук» ...