Открытое занятие «Путешествие по народам Поволжья
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_puteshestvie_po_narodam_povolzhya.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект учебного занятия
Педагога дополнительного образования детей МОУ ДОд Чердаклинского ЦДОд Шакирова Г.Ф., объединение «Затейники» 3 год
Дата 19.04.2016г кол-во часов 216ч.
Тема занятия «Путешествие по народам Поволжья
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.
Материал к занятию: демонстрационный материал, компьютер, презентация, медиапроектор, листы активности, пазл.
План проведения:
|
Ход занятия
1 Мотивация к учебной деятельности.
Цель обработка информации; извлечение необходимой информации из различных источников; осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
Звучит отрывок песни «Родина моя»:
Я, ты, он, она —
Вместе целая страна,
Вместе дружная семья,
В слове «мы» — Сто тысяч «я»!
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых,
В городах и селах.
Педагог: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы снова начали с песни. О чем в ней поется, и как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?
Ответы детей.
Педагог: Правильно, ребята. О дружбе различных народов. Мы продолжаем знакомиться с нашим родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого нужно любить, уважать свою Родину, родной край, и знать о нем как можно больше. Сегодня мы действительно будем говорить о разных народах, населяющих наш край. И тема занятия так и звучит – «Путешествие по народам Поволжья».
Цель: мы с вами будем учиться находить нужную информацию из разных источников (как мы только что извлекли ее из песни); точно выражать свои мысли; уважительно относиться к мнению друзей; преодолевать трудности вместе; а также быть отзывчивыми и доброжелательными.
- Актуализация знаний
Цель: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно
Педагог: И сейчас мы отправимся в путешествие по русской реке Волге
Красавица Волга
Величава, стройна, широка.
Я сплотила народы Поволжья
Дружбой братской семьёй навека.
Не страшны нам злые силы
Мы живём семьёй единой.
А единство, дружба, братство – Наше главное богатство!
Педагог: Ребята, посмотрите, кого вы видите на слайде?
Ответы детей
Педагог: Правильно! Перед вами разные народы, населяющие наш край. Попробуйте назвать их.
Ответы детей.
Мой край родной
Здесь много наций.
Живем мы в дружбе и любви
Мордва, татары, и чуваши
Примером миру станем мы.
Педагог: Молодцы! Это русские, татары и мордва, чуваши и немцы. У вас в классе тоже, наверное, учатся дети разных национальностей. А чем, по вашим наблюдениям, они отличаются?
Ответы детей.
3 Изучение нового материала.
Педагог: Правильно! Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком. Во-вторых, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, характером.
Педагог Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам. --- Предлагаю сравнить эти народы, что-то общее вы заметили в национальной одежде, обуви, кухни, праздниках народов?
Педагог Составьте из пазл на вашем столе орнамент и определите к какому народу он относиться, докажите.
(ученики составляют).
Педагог Чтобы вышивать такие орнаменты требуется умение и огромное трудолюбие. Во время работы мастерицы пели песни, рассказывали прибаутки, небылицы, загадывали загадки. А вы сейчас постараетесь в группах отгадать загадки и выбрать правильный ответ на русском, марийском, чувашском и татарском языках. Обведите правильные ответы на листочках.
Загадка для первой группы:
Что выше леса, краше света, без огня горит?
Загадка для второй группы:
Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет.
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч её долой.
Педагог: Молодцы, ребята!
Солнце:
«кече» – марийский,
«хевеле» – чувашский,
«кояш» – татарский.
Дерево:
«пушенге» – марийский,
«еивсе» – чувашский,
«агач» – татарский.
Но как бы эти слова по-разному не звучали, солнышко светит всем нам одинаково – и русским, и чувашам, и татарам, и марийцам. Правда?
Ответы детей.
Педагог А после работы народы играли в разные игры. Какие игры народов Поволжья вы знаете? «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть, например, в мордовскую народную игру «Водяной»
Водяной, водяной, что сидишь ты под водой
Выйди, выйди хоть на час и узнай кого из нас
Ты глаза не открывай, по одежке узнавай.
(мальчики идут во внешнем кругу взявшись за руки, в середине круга «водяной »-девочки с закрытыми глазами присели. Мальчики останавливаются, «водяной» -девочки встали и на ощупь с закрытыми глазами угадывают мальчика из внешнего круга, который в этот момент остановился перед ней).
Педагог: У каждого народа есть свои любимые сказки, которые вводят читателей в мир волшебства, фантазии, богатства и многообразия родного края.
А сейчас мы проверим, как вы внимательно читали сказки.
Скажите какие сказки вы знаете народов Поволжья
Молодцы, ребята. Какие сказки на ваш взгляд схожи друг с другом?
Педагог: Народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.
Сказок много есть на свете,
Все их очень любят дети.
А чему нас учат сказки,
Отвечайте без подсказки
(Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, уважать старших, не обижать младших, учат послушанию)
Педагог: В сказках добро всегда побеждает зло, независимо от того, какой народ сочинил их. И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю собрать большое, большое сердце доброты. Но получится оно у вас, только если вы будете работать в группе дружно и относиться друг другу доброжелательно
Дети складывают “пазлы”, получается большое сердце.
Педагог: в классе у нас теперь есть сердце доброты и не одно. Поместите и в свое сердце как можно больше добра, тогда вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.
Жить в своём доме всегда одному
Скучно и мне, и тебе, и ему!
Ведь сколько на свете хороших друзей!
Сколько на свете хороших затей.
А музыка у народов Поволжья тоже очень разная.
Давайте с вами послушаем зажигательную плясовую музыку и даже станцуем!
Физминутка.
Итог занятия.
Педагог: Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо поработали. Многое узнали нового, закрепили знания, которые мы раньше изучили. Вы немного затруднялись ответить, но мы с вами повторим , вспомним и все будет у нас хорошо. Давайте вместе подведем итоги, продолжив следующие выражения
Сегодня я узнал…
Было интересно…
У меня получилось …
Было трудно…
Я попробую…
Занятие дало мне для жизни…
Ответы детей. 1 ученик: Народы Поволжья объединяет любовь к своим истокам, традициям ,к своей малой родине.
2 ученик: В единстве сила каждого народа,
Всегда равняйте на него судьбу,
3 ученик: Куда бы вас не привела дорога
Не забывайте Родину свою!
Педагог: Но самое главное, я думаю, вы согласитесь со мной, сегодня мы все поняли, что «Мы разные – в этом наше богатство,
Мы вместе, в этом наша сила!».
И песню заключительную тоже споем вместе!
Под фонограмму все исполняют песню «Песня о добре».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Путешествие в волшебное королевство Времени"
Занятие ориентировано на учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью и направлено на закрепление временных представлений,развитие логического мышления....
План-конспект открытого занятия "Путешествие в прошлое"
План-конспект открытого занятия "Путешествие в прошлое"...
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну «Глинопластика » для детей 5-6 лет
Конспект открытого занятия объединения «Глинопластика» с использованием современных педагогических технологий: игровых, информационно-коммуникативных для детей 5-6 лет....
открытое занятие "Путешествие в искусство"
Открытое занятие.Цель: формирование нравственных идеалов воспитанников в процессе ознакомления с произведениями искусства....
Открытое занятие: «Путешествие в страну эмоций.»
занятие направленное на развитие эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста, учащиеся учатся понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать о них, заданное эмоционально...
Конспект открытого занятия "Путешествие по стране вежливости. Секрет волшебных слов"
Открытое занятие направленно на: формирование мотивации на освоение нравственных норм поведения; развитие культуры речи воспитанников, коммуникативных способностей, умения общаться в коллект...
Конспект открытого занятия "Путешествие в страну здоровья"
Занятие дает детям представление о разных способах оздоровления организма...