Открытое занятие «Путешествие по народам Поволжья
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Шакирова Гульшат Фяритовна

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План- конспект учебного занятия

Педагога  дополнительного образования детей МОУ ДОд  Чердаклинского ЦДОд Шакирова Г.Ф., объединение «Затейники» 3 год

Дата 19.04.2016г   кол-во часов  216ч.

Тема занятия  «Путешествие по народам Поволжья

Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края.

Материал к  занятию:  демонстрационный материал, компьютер, презентация, медиапроектор, листы активности, пазл.

План проведения:

  1. подготовительный этап
  2. мотивация на занятие
  3. актуализация знаний
  4. ознакомление с темой и целью занятия
  5. основная часть
  6. оценка результатов деятельности
  7. самооценка
  8. анализ занятия педагогом

Ход занятия

1 Мотивация к учебной деятельности.    

Цель обработка информации; извлечение необходимой информации из различных источников; осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Звучит отрывок песни «Родина моя»: 

Я, ты, он, она —

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

В слове «мы» — Сто тысяч «я»!

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых,

В городах и селах.

Педагог: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, дорогие гости! Сегодня  мы снова начали с песни. О чем в ней поется,  и как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?

Ответы детей. 

Педагог: Правильно, ребята. О дружбе различных народов. Мы продолжаем знакомиться с нашим родным краем. Ведь мы хотим стать настоящими патриотами, а для этого нужно любить, уважать свою Родину, родной край, и знать о нем как можно больше. Сегодня мы действительно будем говорить о разных народах, населяющих наш край.  И тема занятия так и звучит – «Путешествие по народам Поволжья».

Цель: мы с вами будем учиться находить нужную информацию из разных источников (как мы только что извлекли ее из песни); точно выражать свои мысли; уважительно относиться   к  мнению друзей; преодолевать трудности вместе; а также быть отзывчивыми и доброжелательными.

  1. Актуализация знаний 

Цель: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Педагог: И сейчас мы отправимся в путешествие по русской реке Волге

Красавица Волга

Величава, стройна, широка.

Я сплотила народы Поволжья

Дружбой братской семьёй навека.

Не страшны нам злые силы

Мы живём семьёй единой.

А единство, дружба, братство – Наше главное богатство!    

 Педагог: Ребята, посмотрите, кого вы видите на слайде?

Ответы детей

Педагог:  Правильно! Перед вами разные народы, населяющие наш край. Попробуйте назвать их.

Ответы детей.

Мой край родной

Здесь много наций.

Живем мы в дружбе и любви

Мордва, татары, и чуваши

Примером миру станем мы.

Педагог:  Молодцы! Это русские, татары и  мордва, чуваши и  немцы. У вас в классе тоже, наверное, учатся дети разных национальностей. А чем, по вашим  наблюдениям,  они отличаются?  

Ответы детей.

           3  Изучение нового материала.

Педагог: Правильно! Во-первых, люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком.  Во-вторых,  национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой. Ну и, в-третьих, своей внешностью, характером.

 Педагог Посмотрите! Костюмы яркие, нарядные, с обилием вышивки, говорят о любви народов к своей Родине, своим истокам. --- Предлагаю сравнить эти народы, что-то общее вы заметили в национальной одежде, обуви, кухни, праздниках народов?

Педагог Составьте из пазл на вашем столе орнамент и определите к какому народу он относиться, докажите.

(ученики составляют).

Педагог Чтобы вышивать такие орнаменты требуется умение и огромное трудолюбие. Во время работы мастерицы пели песни, рассказывали прибаутки, небылицы, загадывали загадки. А вы сейчас постараетесь в группах отгадать загадки и выбрать правильный ответ на русском, марийском, чувашском и татарском языках. Обведите правильные ответы на листочках. 

Загадка для первой группы:

Что выше леса, краше света, без огня горит?

Загадка для второй группы:

Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет.
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч её долой.

Педагог: Молодцы, ребята! 

Солнце:
«кече» – марийский,
«хевеле» – чувашский,
«кояш» – татарский.

Дерево: 
«пушенге» – марийский,
«еивсе» – чувашский,
«агач» – татарский.

Но как бы эти слова по-разному не звучали, солнышко светит всем нам одинаково  – и русским, и чувашам, и татарам, и марийцам. Правда?

Ответы детей. 

Педагог А после работы народы играли в разные игры. Какие игры народов Поволжья  вы знаете? «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть, например, в мордовскую народную игру «Водяной» 

Водяной, водяной, что сидишь ты под водой

Выйди, выйди хоть на час и узнай кого из нас

Ты глаза не открывай, по одежке узнавай.

(мальчики идут во внешнем кругу взявшись за руки, в середине круга «водяной »-девочки с закрытыми глазами присели. Мальчики останавливаются, «водяной» -девочки встали и  на ощупь с закрытыми глазами угадывают мальчика из внешнего круга, который в этот  момент остановился перед ней).

Педагог:  У каждого народа есть свои любимые сказки, которые вводят читателей в мир волшебства, фантазии, богатства и многообразия родного края.

А сейчас мы проверим, как вы внимательно читали сказки.

Скажите какие сказки вы знаете народов Поволжья

Молодцы, ребята. Какие сказки на ваш взгляд схожи друг с другом?  

Педагог: Народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок.

Сказок много есть на свете,

Все их очень любят дети.

А чему нас учат сказки,

Отвечайте без подсказки

(Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, уважать старших, не обижать младших, учат послушанию)

Педагог:  В сказках добро всегда побеждает зло, независимо от того, какой народ сочинил их. И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю собрать  большое, большое  сердце доброты. Но получится оно у вас, только если вы будете работать в группе дружно и относиться друг другу доброжелательно

Дети складывают “пазлы”, получается  большое сердце.

Педагог:  в классе у нас теперь есть сердце доброты и не одно. Поместите и в свое сердце как можно больше добра, тогда вы всегда будете счастливы,  потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.

Жить в своём доме всегда одному
Скучно и мне, и тебе, и ему!
Ведь сколько на свете хороших друзей!
Сколько на свете хороших затей.

А музыка у народов Поволжья тоже очень разная.

Давайте с вами послушаем зажигательную плясовую музыку и  даже станцуем! 

Физминутка. 

Итог занятия.

Педагог: Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо поработали. Многое узнали нового, закрепили знания, которые мы раньше изучили. Вы  немного затруднялись ответить, но мы с вами повторим , вспомним и все будет у нас хорошо. Давайте вместе подведем итоги, продолжив следующие выражения

Сегодня я узнал…

Было интересно…

У меня получилось …

Было трудно…

Я попробую…

Занятие  дало мне для жизни…

Ответы детей. 1 ученик: Народы Поволжья  объединяет  любовь к своим истокам, традициям ,к своей малой родине.

2 ученик: В единстве сила каждого народа,

Всегда равняйте на него судьбу,

3 ученик: Куда бы вас не привела дорога

Не забывайте Родину свою!

Педагог: Но самое главное, я думаю, вы согласитесь со мной, сегодня мы все поняли, что «Мы разные – в этом наше богатство, 
Мы вместе, в этом наша сила!».

И песню заключительную тоже споем вместе! 

Под фонограмму все  исполняют песню «Песня о добре».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Путешествие в волшебное королевство Времени"

Занятие ориентировано на учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью и направлено на закрепление временных представлений,развитие логического мышления....

План-конспект открытого занятия "Путешествие в прошлое"

План-конспект открытого занятия "Путешествие в прошлое"...

Конспект открытого занятия «Путешествие в страну «Глинопластика » для детей 5-6 лет

Конспект открытого занятия объединения «Глинопластика»  с использованием современных педагогических технологий: игровых, информационно-коммуникативных для детей 5-6 лет....

открытое занятие "Путешествие в искусство"

Открытое занятие.Цель: формирование нравственных идеалов воспитанников в процессе ознакомления с произведениями искусства....

Открытое занятие: «Путешествие в страну эмоций.»

занятие направленное на развитие эмоциональной сферы у детей  младшего школьного возраста, учащиеся учатся понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать о них, заданное эмоционально...

Конспект открытого занятия "Путешествие по стране вежливости. Секрет волшебных слов"

Открытое занятие направленно на: формирование мотивации на освоение нравственных норм поведения; развитие культуры речи воспитанников, коммуникативных способностей, умения общаться в коллект...

Конспект открытого занятия "Путешествие в страну здоровья"

Занятие  дает детям  представление о разных способах оздоровления организма...