«Технология развития критического мышления»
статья на тему

Десятова Елена Сергеевна

«Технология развития критического мышления»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_1.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология развития критического мышления»

Содержание

  1. Понятие термина «Критическое мышление»
  2. Основные цели, задачи технологи «Развитие критического мышления».
  3. Технологические этапы.
  4. Приёмы технологии «Развития критического мышления»

Введение

По свидетельствам социологов в настоящее время наше общество перешло на абсолютно новую ступень своего развития. Сегодняшнее общество - это общество информационное. Постоянное общественное развитие предъявляет всё новые и новые требования к современной личности. Постоянно ускоряющийся ритм и динамика жизни, огромные информационные потоки, различного рода проблемы и требующие немедленного решения комплексные задачи требуют развития новых качеств личности: мобильности личности, креативности, способности самоменеджмента, самоконтроля и саморегуляции. Задача развить личность, которая могла бы быть успешна в современном мире, в полном объеме возлагается на педагогов. Перед учителем поставлена задача научить правильно работать с информацией и различными информационными источниками, правильно оценивать полученную информацию и находить наиболее эффективные способы её использования.

В настоящее время в образовательную практику основного и среднего образования активно внедряется технология развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии — развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия обучающихся).

1.Понятие термина «Критическое мышление»

В литературе встречается много определений этого термина, и отнюдь не все они пребывают в согласии друг с другом. Между тем явление это должно быть одинаково понятно всем – от учительницы начальных классов до преподавателя университета, представителям самых различных этносов и культур, поэтому его определение должно быть достаточно гибким.

Очень подробно понятие критического мышления описывает Д. Клустер, рассматривая, в свою очередь, пять характерных признаков критического мышления.

 В первую очередь, автор указывает на самостоятельность критического мышления. Под этой характеристикой подразумевается индивидуальный характер критического мышления, при этом указывают, что «критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные».

Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Продуцирование новых идей в результате их критического осмысления происходит на основе каких-то фактов, текстов, теорий, данных, утверждает Д. Клустер.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. В конечном итоге любой критический мыслитель работает в некоем сообществе и решает более широкие задачи, нежели только конструирование собственной личности.

Психологи К. Уейд и К. Таврис добавляют в своей трактовке такой аспект, как творческое критическое мышление. Они считают, что критическое творческое мышление - это способность и стремление оценивать разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо обоснованных доказательств. Таким образом, они наделяют критически мыслящего человека способностью видеть упущения в аргументах и не поддаваться утверждениям, не имеющим достаточных оснований. Кратко и формально говоря, критическое мышление - это мышление, приводящее к объективной истине. Ведь необходимость критического мышления возникает тогда, когда появляется потребность проверять достоверность суждений, высказываемых различными личностями - или нами самыми, или другими. Следовательно, речь идет о возможности быть кем-то введенным в заблуждение, осознанно или неосознанно.

На пути исследования критического мышления большой вклад внесли в определение этого сложного понятия и российские исследователи.

Так, например, российский исследователь М.В. Кларин утверждает, что критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять. При таком понимании критическое мышление включает как способности (умения), так и предрасположенность (установки).

И.О. Загашев в своем определении рассматривает критическое мышление как  систему мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. По мнению автора, критическое мышление понимается как «разумное направленное, рефлексивное мышление в процессе приобретения собственных знаний, которое включает поиск путей рационального решения проблем, анализ и синтез, оценку чужой и собственной информации, выявление полезных аспектов».

В сборнике статей под ред. В.Н. Брюшинкина и В.И. Маркова «Критическое мышление, логика, аргументация» предлагается следующее определение: «Критическое мышление - последовательность мыслительных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью выяснения их несоответствия принимаемым фактам, нормам или ценностям». При этом авторы противопоставляют критическое мышление догматическому мышлению, которое, по их утверждению, принимает некоторые факты, теоретические положения, нормы или ценности как раз и навсегда установленные и не подлежащие пересмотру. Интересным, на наш взгляд, является тот факт, что авторами предлагается на рассмотрение такой аспект, как критическая традиция, под которым они понимают «преемственность по отношению к установленным взглядам». При этом они указывают, что такая традиция необходима как основа для критики.

Подытоживая вышесказанное, мы пришли к выводу, что современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на западе (Д. Халперн, К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, С. Уолтер и др.), так и в России (М.В. Кларин, С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, И.В. Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя (1).

2.Основные  цели, задачи  технологи «Развитие критического мышления» 

Критическое мышление – вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему человека информационному полю.

Цели:

1) формирование стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

2) развитие таких качеств личности, как критическое мышление;  рефлексивность;коммуникативность;  креативность;  мобильность; самостоятельность; толерантность;  ответственность за свой выбор и результаты собственной деятельности; 

3) формирование культуры чтения и работы с текстом в широком смысле этого слова (ориентация в источниках информации, адекватность восприятия прочитанного, критическая оценка информации).

 Задачи: научить школьников

1) выделять причинно-следственные связи;

2) рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

3) отвергать ненужную и неверную информацию;

4) понимать, как различные части полученной информации связаны между собой;

5) выделять ошибки в рассуждении;

6) уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражает текст или говорящий человек;

7) избегать категоричности в суждениях;

8) быть честным в своих суждениях;

9) определять ложные стереотипы;

10) выявлять предвзятое отношение, мнение, суждение;

11) отличать факт от предположения или мнения;

12) подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

13) отделять главное от несущественного. (2)

3.Технологические этапы

В основу технологии развития критического мышления положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» – содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь учителя, и видеоматериал.

Третья стадия – стадия «рефлексии» – размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

4. Приёмы технологии «Развития критического мышления»

Формы урока с применением технологии развития критического мышления отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное [3].

Прием «Кластера»

Кластеры – это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями. В центре листа пишется слово (тема, проблема).

Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
Кластер – это «гроздь».

Кластер – это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям.

«Грозди» — графический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке.

Прием «Инсерт»

Инсерт – прием маркировки текста по мере его чтения. Учащимся предлагается система маркировки текста на полях, предполагающая следующие значки:

«V» – уже знал;
«–» – думал иначе;
«+» – новое;
«?» – не понял, есть вопросы.

Технологический прием «инсерт» делает зримым накопление информации. Авторы приема предлагают определённые правила, соблюдение которых поможет сохранить интерес к тексту:

  • делайте пометки, используя два или три значка;
  • ставьте значки по ходу чтения на полях;
  • прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным прогнозам,
    вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, может случиться так, что количество значков увеличится.

Следующим шагом может стать заполнение таблицы, количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

Прием «ПМИ» (плюс – минус – интересно)

Данный прием очень хорошо зарекомендовал себя на стадии вызова. Его создателем является Эдвард де Боно.

Известные «за» («+») и «против» («–») по изучаемой теме заносятся в таблицу.

«+» (плюс)

«–» (минус)

«?» (интересно)

 

 

 

 

В третью графу заносятся систематизированные запросы в виде вопросов.
Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией и на стадии осмысления содержания. По ходу чтения параграфа или прослушивания лекции новая информация заносится в таблицу заполняются соответствующие графы. Этот прием можно использовать и на стадии рефлексии. Так или иначе, пошаговое знакомство с новой информацией, увязывание ее с уже имеющейся, – это способ активной работы с текстом.

Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом.

При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:

  • положительные стороны явления – «+»;
  • отрицательные стороны явления – «–»;
  • а также информацию, которая просто заинтересовала – «?».

При использовании данного приема информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

Прием «Дерево предсказаний»

Прием «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии вызова.

Данный прием заимствован из рекомендаций американского педагога Д. Баланка для работы с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Правила работы с данным приемом таковы: «ствол дерева» – тема; «ветви» – предположения (количество «ветвей» не ограничено); «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. (2)

Прием  «Мозговая атака».

Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;

2 э т а п: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений.

Синквейн.

Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.

Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразительности.

Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

6) Перепутанные логические цепочки.

Вариант «а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

Вариант «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного).

Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Применяют при изучении информативно-содержательных текстов.

Заключение

Использование технологии развития критического мышления позволяет человеку решить множество интеллектуальных проблем. Прежде всего, таких, как умение установить проблему в тексте информации, определение значимости информации для решения проблемы, а также оценка и поиск альтернативных решений. Вместе с развитием критического мышления формируется новый стиль интеллектуальной работы, который включает в себя осознание многозначности различных точек зрения и альтернативности принимаемых решений. Человек с хорошо развитым критическим мышлением коммуникабелен, мобилен, креативен и самостоятелен. Он с добротой относится к людям и несет ответственность за результаты своей деятельности.

Список литературы

1.Смирнова И.В. ПОНЯТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;
URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22783 (дата обращения: 23.01.2018).

2. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200302802

3. Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 156 с.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых, здоровьесберегающих, групповых способов обучения, информационно-коммуникативных технологий и технологий развития критического мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности

Данная работа представляет собой  описание опыта применения различных современных образовательных технологий на уроках алгебры, геометрии и во внеурочной деятельности....

Статья "Современные образовательные технологии в условиях ФГОС. Технология развития критического мышления. (из опыта работы)"

В статье рассматривается технология развития критического мышления в условиях введения ФГОС. Материалы представлены из опыта работы учителя русского языка и литературы....

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....