Методическая разработка «Работа с родителями в системе ДОД»
методическая разработка на тему

Анастасия Алмонд

Дополнительное образование детей играет немаловажную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечивать целостное развитие личности ребенка, его социализацию, влиять на становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

Воспитание ребенка в учебном учреждении и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль педагога в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в УДОД сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Родители – главные помощники педагога!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota_s_roditelyami.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЛЕДЖ «ЗВЁЗДНЫЙ»

СПб ГБ ПОУ «Колледж «Звёздный»

Утверждаю

_____________ Р.А. Пантелеенко

01 сентября 2018г.

Методическая разработка

«Работа с родителями в системе ДОД»

Разработчик: Суяргулова А.М.

2018

Санкт-Петербург


Содержание:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ        4

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ОБЪЕДИЕНИЯ        7

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ        8


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительное образование детей играет немаловажную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечивать целостное развитие личности ребенка, его социализацию, влиять на становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

Воспитание ребенка в учебном учреждении и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль педагога в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в УДОД сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Родители – главные помощники педагога!

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна проводиться в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.

Замечено, что дети, которые отставали от сверстников на раннем этапе обучения, часто догоняли их несколько позже. Все мы знаем, что хорошая успеваемость часто связана с генетическими познавательными способностями, личностными характеристиками ребенка, мотивацией к обучению. Однако, роль семьи в жизни ученика занимает далеко не последнее место. В одной из школ проводилось изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников. После завершения эксперимента получилось, что по уровню влияния семьи на успешность ребенка семьи разделились на четыре группы:

Характеристика семей, которые влияют на успешность в обучении

Результаты успеваемости детей (уровни)

Родители ценят успех, ожидают хорошей успеваемости, поощряют напряженные занятия (ожидания родителей совпадают с познавательными способностями ребенка)

Высокий

Родители ценят успех, ожидают хорошей успеваемости, (ожидания родителей совпадают с познавательными способностями ребенка)

Выше среднего

Родители ценят успехи и ожидают от своих детей хорошей успеваемости (независимо от их способностей)

Достаточный

Родители не ценят успех детей и не питают высоких надежд по поводу их успеваемости (независимо от способностей)

Низкий

Следовательно, родители могут положительно повлиять на успех в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие.

Там, где педагог и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в объединении и более правильно ведется воспитание детей в семье. Рекомендации, советы педагога должны обязательно выполняться. Недопустимо, чтобы родители неуважительно отзывались о педагоге, позволяли себе пренебрежительные высказывания в его адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь приспособленчества, поисков компромиссного решения из создавшегося положения. Ставя под сомнение авторитет педагога, родители тем самым подрывают уважение детей к другим окружающим взрослым людям. В том числе и к самим себе. Честнее и проще выяснить какие-либо возникшие недоразумения в личной беседе с педагогом.

Партнерство семьи и педагога должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.


ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

В последние годы углубляется кризис института семьи. Как показывают социологические опросы и статистические данные, в стране снижается престиж семьи, отцовства и материнства, падает рождаемость, растет количество разводов и число матерей одиночек. Наряду с этим нередки ситуации, когда во внешне благополучных семьях родители, обеспечив ребенка всеми материальными благами, практически не занимаются его воспитанием. Очень часто семьям недостает профессиональной помощи в вопросах организации семейного воспитания. Эти явления должны учитываться педагогом в работе с родителями по воспитанию детей.

Кроме того, для успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения необходимо укрепление связей между педагогами образовательного учреждения и родителями учеников. Это требует развития форм и методов взаимодействия педагогов и родителей детей, образовательного учреждения и семьи. В УДОД это наиболее важно при работе с учащимися начальной школы, так как работа с младшими школьниками имеет свои особенности, обусловленные возрастом и жизненным опытом детей, переходом к развивающему обучению с шести лет, резким уменьшением количества детей, до школы посещавших детские сады.

Формы и методы работы УДОД с родителями необходимо направлять на повышение психолого-педагогической культуры и знаний родителей, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу.

Выбор форм и методов работы с родителями наряду с учетом их потребностей и заинтересованности, должен обеспечивать при направляющей роли педагогов УДОД формирование активной позиции родителей, готовности их к взаимодействию с педагогическим коллективом. Ведь многие проблемы (профилактика и предупреждение нарушений правил поведения, повышение мотивации к учебе и выявление причин отставания в ней и другие) можно эффективно решать, взаимодействуя с родителями ученика.

Методы работы с родителями включают в себя беседы, различные тестирования и анкетирования, наблюдения. К формам работы относятся родительские собрания, открытые занятия, консультации (традиционные формы), нетрадиционные — дискуссии, практикумы, круглые столы, устные журналы, тренинги, мастер-классы.

При этом формы и методы работы с родителями могут быть индивидуальными и коллективными. К индивидуальным относятся анкетирования, индивидуальные беседы или консультации, использование различных памяток, изучение семьи школьника на основе документов, встреч и другие. Коллективные включают в себя родительские собрания, тематические мероприятия, лекции, клубы, беседы и консультации родителей.

Работу учителя начальных классов с родителями можно разбить на три последовательных по времени этапа.

Первый этап охватывает начальный период пребывания детей в объединении. На первом этапе осуществляется знакомство с семьями. Для этого используются имеющиеся документы, беседы с родителями и детьми. Эффективным подходом является проведение анкетирования родителей. Анализ анкет позволяет узнать о методах воспитания в семье, увлечениях и поведении ребенка, его домашних обязанностях, чертах характера. Полученная на этом этапе информация служит отправной точкой для планирования работы с родителями.

Очень важным на этом этапе является первое родительское собрание, где осуществляется знакомство родителей с нормативными документами, планом работы объединения, образовательной программой и с основными моментами пребывания ребенка в УДОД. Сориентироваться родителям в особенностях обучения ребенка позволяют раздаваемые им памятки. Памятки могут нести как информацию общего характера, так и представлять собой результат опыта работы конкретного педагога.

Второй этап охватывает период до окончания обучения ребенка в объединении. Он является основным в работе педагога с родителями. На этом этапе используются различные формы и методы взаимной деятельности педагогов и родителей по воспитанию и обучению детей. При этом педагог должен:

  • повышать уровень педагогических знаний родителей;
  • укреплять доверие детей и родителей к педагогу и авторитет родителей в глазах детей;
  • расширять участие членов семей в воспитательной работе, в различных мероприятиях СЮТ.

Рассмотрим подробнее используемые на втором этапе формы и методы работы с родителями.

Родительское собрание, являясь традиционной формой работы с родителями, может быть построено по-новому, используя различные приемы и подходы (диспуты, элементы деловой игры, семинарские занятия). К родительским собраниям можно приурочить различные выставки (лучших работ, поделок к праздникам и др.).

Большой эффект в воспитании, укреплении связей и взаимопонимания между родителями, детьми и педагогом дают проводимые совместные мероприятия: конкурсы и соревнования, походы с родителями на природу, экскурсии в музеи, посещения выставок и различные другие мероприятия. Они также способствуют формированию коллектива дружного коллектива в объединении. Широкие возможности в совместной воспитательной работе семьи и УДОД открывает привлечение к ней бабушек и дедушек детей.

Объединению родителей и детей способствует их совместная работа по изучению истории своей семьи и изготовлению «Семейного древа». Дети знакомятся с понятиями и сведениями о родословных, профессиях и фамилиях родственников, семейных праздниках и традициях, участии в войне родственников.

Значительный потенциал в работе по укреплению взаимодействия педагогического коллектива и семьи имеют бабушки и дедушки учащихся, которые, обладая большим жизненным опытом, свободным временем, желанием, часто готовы участвовать в совместной работе по воспитанию детей. Как показывает практика, привлечение их к организации мероприятий дает хороший воспитательный эффект.

Большие возможности в улучшении работы с родителями со стороны педагога, укреплении связей с ними открывают современные информационные технологии. Они могут быть использованы как в организации рассмотренных выше мероприятий, так и для оперативного информирования родителей через сеть Интернет на сайте УДОД и персональном сайте педагога.

Третий этап работы педагога с родителями охватывает временной период после окончания обучения в объединении. На этом этапе педагогу важно передать накопленный опыт работы с детьми и их родителями своим коллегам, принимающим детей в объединения спортивного мастерства и др. Это во многом позволит сохранить преемственность в воспитательной и учебной работе с детьми, взаимодействие с их семьями.

И, конечно, эффективность работы с родителями, а в итоге и качество обучения, результаты воспитании детей во многом зависит от мастерства педагога, его авторитета в глазах детей и родителей.

Это обусловлено тем, что у ребенка формируется самооценка на основе оценивания его педагогом и достигнутых результатов в обучении. Педагог с первых дней обучения детей в объединении становится для них непререкаемым авторитетом, что является одной из важнейших предпосылок для обучения и воспитания.

Со стороны родителей выделяют три фактора оценки педагога — наличие у учителя педагогического авторитета в восприятии родителей, уровень индивидуальной работы с их ребенком, воспитательная привлекательность педагога.

Практика работы с родителями показывает, что активное использование рассмотренных выше новых и традиционных форм работы с родителями помогает улучшить воспитание детей, укрепляет связи родителей и детей, позволяет развивать у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе.

Основные педагогические компетенции, которыми должен обладать педагог для эффективной организации работы с родителями:

1.Рефлексивно-аналитические способности:

  • способность анализировать свою деятельность;
  • способность предвидеть результаты и последствия своей деятельности;
  • умение овладевать методами диагностики состояния личности и коллектива;
  • умение наблюдать и оценивать уровень индивидуального развития учащегося.

2.Организаторские способности:

  • ставить перед детьми только такие задачи, которые дадут ожидаемый результат;
  • планировать работу с теми, кто будет её осуществлять;
  • разделить цель на более мелкие задачи и превратить их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы;
  • создать положительную установку на предстоящую деятельность;
  • использовать различные методы стимулирования индивидуальной самореализации детей;
  • координировать усилия семьи, педагогов в воспитании детей.

3.Коммуникативные способности:

  • установление контакта и взаимопонимание с каждым ребёнком;
  • коррекцию межличностных взаимоотношений между детьми;
  • справедливое решение всех конфликтных ситуаций;
  • достижение взаимопонимания между родителями, педагогами и детьми.


ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ОБЪЕДИЕНИЯ

на 2018-2018 учебный год

 

мероприятие

дата

ответственный

1

Проведение родительских собраний

- «Организационное собрание»

- «Подведение итогов работы за 2017-2018 учебный год»

Сентябрь

май

Суяргулова А.М.

2

Аналитическая деятельность

Анкетирование родителей по теме:

«Предпочтительные формы работы с родителями»

«Удовлетворенность родителей занятиями обучающихся»

«Вредные привычки родителей и их влияние на детей»

 

 

сентябрь

ноябрь

февраль

Суяргулова А.М.

3

Консультации для родителей:

- «Индивидуальное консультирование родителей».

В течении года

Суяргулова А.М.

4

Массовые мероприятия

- «День открытых дверей»

- «День матери»

- Новогодние и рождественские праздники

- «День защитника отечества»

- «8 марта -праздник мам»

 

сентябрь

ноябрь

декабрь-январь

февраль

март

Суяргулова А.М.

5

Художественно – эстетическое воспитание.

Посещение ежегодного Фестиваля визуального и музыкального творчества для молодёжи «7 верста»

Ноябрь

Суяргулова А.М.

6

Трудовое воспитание

Субботники, подготовка кабинета к учебному году.

В течение года

Суяргулова А.М.

7

Патриотическое воспитание –

Посещение «Музея Жукова», «Музея политической истории»

В течение года

Суяргулова А.М.

8

Экологическое воспитание –

экскурсии в Ботанический сад на экспозицию «Тропические растения» 

январь

Суяргулова А.М.

9

Нравственное воспитание –

Посещение тематических чтений в Буквоеде.

Праздник «День матери», «День отца», «День пожилого человека».

Беседы: «Что такое дружба», «Мир глазами моего питомца», «Как правильно говорить «нет».

В течение года

Суяргулова А.М.

10

Физическое воспитание –

Праздник спорта, прогулки на свежем воздухе, посещение парка 300-т летия.

В течение года

Суяргулова А.М.

 

 

 

Кроме того используются такие формы работы с родителями, как:

  • раздача памяток;
  • оформление стенда с информацией для родителей;
  • поощрение родителей за сотрудничество благодарностями.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.

"Зорко одно лишь сердце", - давным-давно сказал Антуан де Сент-Экзюпери. Как много ситуаций в жизни педагога, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чём-то разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешимых проблем... Встреча с родителями учеников – как раз тот случай. Как сложно бывает порой растопить настороженность и недоверие родителей, как трудно найти тему для разговора, во время которой хотелось бы поделиться чем-то дорогим.

Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо следующее:

1) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.

Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.

Используя диагностику, необходимо помнить о нравственных аспектах всех исследований и руководствоваться определенными правилами.

  • Правило первое. Если родители поделились информацией с педагогом, она не должна быть доступной всем.
  • Правило второе. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия педагога по изученной проблеме.
  • Правило третье. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.
  • Правило четвертое. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с педагогом.
  • Правило пятое. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию, необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и переменам в образовании.

Для чего педагогу нужна информация о семье?

  • Для привлечения родителей к работе объединения
  • Для проведения информационно-просветительской работы с родителями, а также для создания информационных материалов для родителей, «родительских памяток».

Что необходимо знать педагогу дополнительного образования о семьях своих учеников?

Социально-демографический портрет семьи.

  • Состав семьи.
  • Фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст.
  • Род занятий родителей и других членов семьи.
  • Материальная обеспеченность семьи.
  • Круг интересов, хобби членов семьи.
  • Образ жизни семьи.

Организация и принципы семейного воспитания.

  • Внутрисемейные отношения: доминирующий стиль отношений (демократический, авторитарный, смешанный), микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье, авторитет взрослых.
  • Воспитательная позиция. Преобладающие методы и формы воспитания. Уровень педагогической культуры и самообразования родителей.
  • Взаимоотношения родителей с педагогом.
  • Участие членов семьи в жизни объединении.
  • Характер взаимодействия с педагогом.

2) Психолого-педагогическое просвещение родителей. Данное направление организовывается с помощью следующих форм работы:

  • индивидуальные консультации;
  • круглые столы;
  • беседы;
  • оформление памяток для родителей.

3) Привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс осуществляется с помощью следующих форм работы:

  • открытые занятия и мероприятия;
  • помощь в организации и проведении различных мероприятий УДОД и укреплении материальной базы объединения;
  • совместные праздники;
  • походы, экскурсии в природу;
  • игры-соревнования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Опорно-двигательная система. Скелет человека"

В данной методической раработке рассмотрено 2 урока по теме: "Опорно-двигательная система. Скелет человека" для учащихся 8 класса. По учебнику  М.Р.Сапина, Н. Сонина Биология  Человек 8 клас...

Методическая разработка урока обществознания "Общество как система" для 10 класса

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления, отражает деятельностный подход к обучению школьников и направлен на развитие метапредметных знаний и умений....

Методическая разработка.Работа с родителями в школе VIII вида.

Цель: Просветительская: научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми. Консультативная: совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребен...

Методическая разработка «Работа с родителями: как организовать и с чего начать?»

Методическая разработка «Работа с родителями: как организовать и с чего начать?» предназначена начинающим педагогам дополнительного образования....

Методическая разработка «Работа с родителями во время дистанционного обучения в школе раннего развития: плюсы и минусы»

Представляю  опыт использования различных приемов и методов в работе с родителями  в период  дистанционного  обучения  в  школе раннего развития «Фантазеры»....

Рецензия доктора педагогических наук на методическую разработку «Работа с текстом на уроках русского языка в системе развивающего обучения условиях реализации ФОС при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ»

Западно-Сибирский центр профессиоанльного образования и доктор педагогических наук Ильина рецензировали методическую разработку учителя высшей категории Чмиль М.А., работа утверждена и рекомендована к...