Методическая разработка «Работа с родителями в системе ДОД»
методическая разработка на тему
Дополнительное образование детей играет немаловажную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечивать целостное развитие личности ребенка, его социализацию, влиять на становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
Воспитание ребенка в учебном учреждении и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль педагога в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в УДОД сделать родителей соучастниками педагогического процесса.
Родители – главные помощники педагога!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rabota_s_roditelyami.docx | 31.1 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЛЕДЖ «ЗВЁЗДНЫЙ»
СПб ГБ ПОУ «Колледж «Звёздный»
Утверждаю
_____________ Р.А. Пантелеенко
01 сентября 2018г.
Методическая разработка
«Работа с родителями в системе ДОД»
Разработчик: Суяргулова А.М.
2018
Санкт-Петербург
Содержание:
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ 4
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ОБЪЕДИЕНИЯ 7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительное образование детей играет немаловажную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечивать целостное развитие личности ребенка, его социализацию, влиять на становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
Воспитание ребенка в учебном учреждении и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль педагога в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в УДОД сделать родителей соучастниками педагогического процесса.
Родители – главные помощники педагога!
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна проводиться в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.
Замечено, что дети, которые отставали от сверстников на раннем этапе обучения, часто догоняли их несколько позже. Все мы знаем, что хорошая успеваемость часто связана с генетическими познавательными способностями, личностными характеристиками ребенка, мотивацией к обучению. Однако, роль семьи в жизни ученика занимает далеко не последнее место. В одной из школ проводилось изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников. После завершения эксперимента получилось, что по уровню влияния семьи на успешность ребенка семьи разделились на четыре группы:
Характеристика семей, которые влияют на успешность в обучении | Результаты успеваемости детей (уровни) |
Родители ценят успех, ожидают хорошей успеваемости, поощряют напряженные занятия (ожидания родителей совпадают с познавательными способностями ребенка) | Высокий |
Родители ценят успех, ожидают хорошей успеваемости, (ожидания родителей совпадают с познавательными способностями ребенка) | Выше среднего |
Родители ценят успехи и ожидают от своих детей хорошей успеваемости (независимо от их способностей) | Достаточный |
Родители не ценят успех детей и не питают высоких надежд по поводу их успеваемости (независимо от способностей) | Низкий |
Следовательно, родители могут положительно повлиять на успех в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие.
Там, где педагог и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в объединении и более правильно ведется воспитание детей в семье. Рекомендации, советы педагога должны обязательно выполняться. Недопустимо, чтобы родители неуважительно отзывались о педагоге, позволяли себе пренебрежительные высказывания в его адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь приспособленчества, поисков компромиссного решения из создавшегося положения. Ставя под сомнение авторитет педагога, родители тем самым подрывают уважение детей к другим окружающим взрослым людям. В том числе и к самим себе. Честнее и проще выяснить какие-либо возникшие недоразумения в личной беседе с педагогом.
Партнерство семьи и педагога должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В последние годы углубляется кризис института семьи. Как показывают социологические опросы и статистические данные, в стране снижается престиж семьи, отцовства и материнства, падает рождаемость, растет количество разводов и число матерей одиночек. Наряду с этим нередки ситуации, когда во внешне благополучных семьях родители, обеспечив ребенка всеми материальными благами, практически не занимаются его воспитанием. Очень часто семьям недостает профессиональной помощи в вопросах организации семейного воспитания. Эти явления должны учитываться педагогом в работе с родителями по воспитанию детей.
Кроме того, для успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения необходимо укрепление связей между педагогами образовательного учреждения и родителями учеников. Это требует развития форм и методов взаимодействия педагогов и родителей детей, образовательного учреждения и семьи. В УДОД это наиболее важно при работе с учащимися начальной школы, так как работа с младшими школьниками имеет свои особенности, обусловленные возрастом и жизненным опытом детей, переходом к развивающему обучению с шести лет, резким уменьшением количества детей, до школы посещавших детские сады.
Формы и методы работы УДОД с родителями необходимо направлять на повышение психолого-педагогической культуры и знаний родителей, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу.
Выбор форм и методов работы с родителями наряду с учетом их потребностей и заинтересованности, должен обеспечивать при направляющей роли педагогов УДОД формирование активной позиции родителей, готовности их к взаимодействию с педагогическим коллективом. Ведь многие проблемы (профилактика и предупреждение нарушений правил поведения, повышение мотивации к учебе и выявление причин отставания в ней и другие) можно эффективно решать, взаимодействуя с родителями ученика.
Методы работы с родителями включают в себя беседы, различные тестирования и анкетирования, наблюдения. К формам работы относятся родительские собрания, открытые занятия, консультации (традиционные формы), нетрадиционные — дискуссии, практикумы, круглые столы, устные журналы, тренинги, мастер-классы.
При этом формы и методы работы с родителями могут быть индивидуальными и коллективными. К индивидуальным относятся анкетирования, индивидуальные беседы или консультации, использование различных памяток, изучение семьи школьника на основе документов, встреч и другие. Коллективные включают в себя родительские собрания, тематические мероприятия, лекции, клубы, беседы и консультации родителей.
Работу учителя начальных классов с родителями можно разбить на три последовательных по времени этапа.
Первый этап охватывает начальный период пребывания детей в объединении. На первом этапе осуществляется знакомство с семьями. Для этого используются имеющиеся документы, беседы с родителями и детьми. Эффективным подходом является проведение анкетирования родителей. Анализ анкет позволяет узнать о методах воспитания в семье, увлечениях и поведении ребенка, его домашних обязанностях, чертах характера. Полученная на этом этапе информация служит отправной точкой для планирования работы с родителями.
Очень важным на этом этапе является первое родительское собрание, где осуществляется знакомство родителей с нормативными документами, планом работы объединения, образовательной программой и с основными моментами пребывания ребенка в УДОД. Сориентироваться родителям в особенностях обучения ребенка позволяют раздаваемые им памятки. Памятки могут нести как информацию общего характера, так и представлять собой результат опыта работы конкретного педагога.
Второй этап охватывает период до окончания обучения ребенка в объединении. Он является основным в работе педагога с родителями. На этом этапе используются различные формы и методы взаимной деятельности педагогов и родителей по воспитанию и обучению детей. При этом педагог должен:
- повышать уровень педагогических знаний родителей;
- укреплять доверие детей и родителей к педагогу и авторитет родителей в глазах детей;
- расширять участие членов семей в воспитательной работе, в различных мероприятиях СЮТ.
Рассмотрим подробнее используемые на втором этапе формы и методы работы с родителями.
Родительское собрание, являясь традиционной формой работы с родителями, может быть построено по-новому, используя различные приемы и подходы (диспуты, элементы деловой игры, семинарские занятия). К родительским собраниям можно приурочить различные выставки (лучших работ, поделок к праздникам и др.).
Большой эффект в воспитании, укреплении связей и взаимопонимания между родителями, детьми и педагогом дают проводимые совместные мероприятия: конкурсы и соревнования, походы с родителями на природу, экскурсии в музеи, посещения выставок и различные другие мероприятия. Они также способствуют формированию коллектива дружного коллектива в объединении. Широкие возможности в совместной воспитательной работе семьи и УДОД открывает привлечение к ней бабушек и дедушек детей.
Объединению родителей и детей способствует их совместная работа по изучению истории своей семьи и изготовлению «Семейного древа». Дети знакомятся с понятиями и сведениями о родословных, профессиях и фамилиях родственников, семейных праздниках и традициях, участии в войне родственников.
Значительный потенциал в работе по укреплению взаимодействия педагогического коллектива и семьи имеют бабушки и дедушки учащихся, которые, обладая большим жизненным опытом, свободным временем, желанием, часто готовы участвовать в совместной работе по воспитанию детей. Как показывает практика, привлечение их к организации мероприятий дает хороший воспитательный эффект.
Большие возможности в улучшении работы с родителями со стороны педагога, укреплении связей с ними открывают современные информационные технологии. Они могут быть использованы как в организации рассмотренных выше мероприятий, так и для оперативного информирования родителей через сеть Интернет на сайте УДОД и персональном сайте педагога.
Третий этап работы педагога с родителями охватывает временной период после окончания обучения в объединении. На этом этапе педагогу важно передать накопленный опыт работы с детьми и их родителями своим коллегам, принимающим детей в объединения спортивного мастерства и др. Это во многом позволит сохранить преемственность в воспитательной и учебной работе с детьми, взаимодействие с их семьями.
И, конечно, эффективность работы с родителями, а в итоге и качество обучения, результаты воспитании детей во многом зависит от мастерства педагога, его авторитета в глазах детей и родителей.
Это обусловлено тем, что у ребенка формируется самооценка на основе оценивания его педагогом и достигнутых результатов в обучении. Педагог с первых дней обучения детей в объединении становится для них непререкаемым авторитетом, что является одной из важнейших предпосылок для обучения и воспитания.
Со стороны родителей выделяют три фактора оценки педагога — наличие у учителя педагогического авторитета в восприятии родителей, уровень индивидуальной работы с их ребенком, воспитательная привлекательность педагога.
Практика работы с родителями показывает, что активное использование рассмотренных выше новых и традиционных форм работы с родителями помогает улучшить воспитание детей, укрепляет связи родителей и детей, позволяет развивать у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе.
Основные педагогические компетенции, которыми должен обладать педагог для эффективной организации работы с родителями:
1.Рефлексивно-аналитические способности:
- способность анализировать свою деятельность;
- способность предвидеть результаты и последствия своей деятельности;
- умение овладевать методами диагностики состояния личности и коллектива;
- умение наблюдать и оценивать уровень индивидуального развития учащегося.
2.Организаторские способности:
- ставить перед детьми только такие задачи, которые дадут ожидаемый результат;
- планировать работу с теми, кто будет её осуществлять;
- разделить цель на более мелкие задачи и превратить их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы;
- создать положительную установку на предстоящую деятельность;
- использовать различные методы стимулирования индивидуальной самореализации детей;
- координировать усилия семьи, педагогов в воспитании детей.
3.Коммуникативные способности:
- установление контакта и взаимопонимание с каждым ребёнком;
- коррекцию межличностных взаимоотношений между детьми;
- справедливое решение всех конфликтных ситуаций;
- достижение взаимопонимания между родителями, педагогами и детьми.
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ОБЪЕДИЕНИЯ
на 2018-2018 учебный год
№ | мероприятие | дата | ответственный |
1 | Проведение родительских собраний - «Организационное собрание» - «Подведение итогов работы за 2017-2018 учебный год» | Сентябрь май | Суяргулова А.М. |
2 | Аналитическая деятельность Анкетирование родителей по теме: «Предпочтительные формы работы с родителями» «Удовлетворенность родителей занятиями обучающихся» «Вредные привычки родителей и их влияние на детей» |
сентябрь ноябрь февраль | Суяргулова А.М. |
3 | Консультации для родителей: - «Индивидуальное консультирование родителей». | В течении года | Суяргулова А.М. |
4 | Массовые мероприятия - «День открытых дверей» - «День матери» - Новогодние и рождественские праздники - «День защитника отечества» - «8 марта -праздник мам» |
сентябрь ноябрь декабрь-январь февраль март | Суяргулова А.М. |
5 | Художественно – эстетическое воспитание. Посещение ежегодного Фестиваля визуального и музыкального творчества для молодёжи «7 верста» | Ноябрь | Суяргулова А.М. |
6 | Трудовое воспитание Субботники, подготовка кабинета к учебному году. | В течение года | Суяргулова А.М. |
7 | Патриотическое воспитание – Посещение «Музея Жукова», «Музея политической истории» | В течение года | Суяргулова А.М. |
8 | Экологическое воспитание – экскурсии в Ботанический сад на экспозицию «Тропические растения» | январь | Суяргулова А.М. |
9 | Нравственное воспитание – Посещение тематических чтений в Буквоеде. Праздник «День матери», «День отца», «День пожилого человека». Беседы: «Что такое дружба», «Мир глазами моего питомца», «Как правильно говорить «нет». | В течение года | Суяргулова А.М. |
10 | Физическое воспитание – Праздник спорта, прогулки на свежем воздухе, посещение парка 300-т летия. | В течение года | Суяргулова А.М. |
|
|
|
Кроме того используются такие формы работы с родителями, как:
- раздача памяток;
- оформление стенда с информацией для родителей;
- поощрение родителей за сотрудничество благодарностями.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.
"Зорко одно лишь сердце", - давным-давно сказал Антуан де Сент-Экзюпери. Как много ситуаций в жизни педагога, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чём-то разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешимых проблем... Встреча с родителями учеников – как раз тот случай. Как сложно бывает порой растопить настороженность и недоверие родителей, как трудно найти тему для разговора, во время которой хотелось бы поделиться чем-то дорогим.
Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо следующее:
1) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.
Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.
Используя диагностику, необходимо помнить о нравственных аспектах всех исследований и руководствоваться определенными правилами.
- Правило первое. Если родители поделились информацией с педагогом, она не должна быть доступной всем.
- Правило второе. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия педагога по изученной проблеме.
- Правило третье. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.
- Правило четвертое. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с педагогом.
- Правило пятое. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию, необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и переменам в образовании.
Для чего педагогу нужна информация о семье?
- Для привлечения родителей к работе объединения
- Для проведения информационно-просветительской работы с родителями, а также для создания информационных материалов для родителей, «родительских памяток».
Что необходимо знать педагогу дополнительного образования о семьях своих учеников?
Социально-демографический портрет семьи.
- Состав семьи.
- Фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст.
- Род занятий родителей и других членов семьи.
- Материальная обеспеченность семьи.
- Круг интересов, хобби членов семьи.
- Образ жизни семьи.
Организация и принципы семейного воспитания.
- Внутрисемейные отношения: доминирующий стиль отношений (демократический, авторитарный, смешанный), микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье, авторитет взрослых.
- Воспитательная позиция. Преобладающие методы и формы воспитания. Уровень педагогической культуры и самообразования родителей.
- Взаимоотношения родителей с педагогом.
- Участие членов семьи в жизни объединении.
- Характер взаимодействия с педагогом.
2) Психолого-педагогическое просвещение родителей. Данное направление организовывается с помощью следующих форм работы:
- индивидуальные консультации;
- круглые столы;
- беседы;
- оформление памяток для родителей.
3) Привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс осуществляется с помощью следующих форм работы:
- открытые занятия и мероприятия;
- помощь в организации и проведении различных мероприятий УДОД и укреплении материальной базы объединения;
- совместные праздники;
- походы, экскурсии в природу;
- игры-соревнования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Опорно-двигательная система. Скелет человека"
В данной методической раработке рассмотрено 2 урока по теме: "Опорно-двигательная система. Скелет человека" для учащихся 8 класса. По учебнику М.Р.Сапина, Н. Сонина Биология Человек 8 клас...
Методическая разработка урока обществознания "Общество как система" для 10 класса
Урок разработан с применением технологии развития критического мышления, отражает деятельностный подход к обучению школьников и направлен на развитие метапредметных знаний и умений....
Методическая разработка.Работа с родителями в школе VIII вида.
Цель: Просветительская: научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми. Консультативная: совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребен...
Методическая разработка для школьных учителей-логопедов Система коррекционной работы по преодолению акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ УПРАЖНЕНИЯ
Практические материалы, упражнения, которые можно использовать как самостоятельное занятие, так и в качестве дополнительного материала....
Методическая разработка «Работа с родителями: как организовать и с чего начать?»
Методическая разработка «Работа с родителями: как организовать и с чего начать?» предназначена начинающим педагогам дополнительного образования....
Методическая разработка «Работа с родителями во время дистанционного обучения в школе раннего развития: плюсы и минусы»
Представляю опыт использования различных приемов и методов в работе с родителями в период дистанционного обучения в школе раннего развития «Фантазеры»....
Рецензия доктора педагогических наук на методическую разработку «Работа с текстом на уроках русского языка в системе развивающего обучения условиях реализации ФОС при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ»
Западно-Сибирский центр профессиоанльного образования и доктор педагогических наук Ильина рецензировали методическую разработку учителя высшей категории Чмиль М.А., работа утверждена и рекомендована к...