Проект Школа выборов
проект на тему

Проект Школа выборов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект Школа выборов51.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Печора

(МОУ «СОШ № 3»)

СЕРИЯ «МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

цикла уроков  по предмету «Обществознание»

по теме «Школа выборов»

(фрагмент проекта)

                   

   Разработал:   Маланин Н.А.,

       учитель истории и  

       общественных дисциплин

г.Печора

2018 г.

Пояснительная записка

Наши учащиеся старших классов - будущие избиратели.

Задача  учителя -  сформировать  активную гражданскую позицию молодежи. Для этого    надо не только учить их основам правовых знаний и объяснять устройство современного  общества, но и обучить их основам «политической азбуки» - «азбуки избирателя».  Молодой человек, выходя из стен общеобразовательного учреждения, должен знать, как функционирует избирательная система, знать свои избирательные права, уметь анализировать программы политических партий и делать осознанный выбор.

Актуальность данной работы определяется тем, что в Российской Федерации существует острая  проблема абсентеизма (низкой явки избирателей), особенно среди молодых избирателей.   

Избирательное право реализуется гражданами добровольно. В отличие от ряда других государств (Австрия, Австралия и другие), в России нет обязательного голосования. Это обстоятельство, а также политическая апатия избирателей и рождает явление абсентеизма, то есть массовое неучастие избирателей в выборах, что вынуждает власти снижать норму явки избирателей. Неявка на выборы - показатель низкой политической культуры и активности граждан, она усиливает политическую нестабильность в обществе, ослабляет и связь государства с народом.

Демократия предполагает всеобщие, прямые и открытые выборы. Они необходимый конституционно гарантированный минимум политической деятельности личности. Это, с одной стороны, - право, с другой - обязанность каждого гражданина, выполнение которой позволяет проводить в жизнь демократические принципы.

        Наступит день, когда выпускники школы, достигнув восемнадцатилетнего возраста, станут избирателями. Будут ли они к этому готовы? Пойдут ли молодые россияне голосовать, ясно сознавая свою роль в принятии того или иного решения?

Цель проекта:

  • Формирование активной гражданской позиции.
  • Привлечение старшеклассников (будущего электората) к участию в выборах.

Задачи проекта:

  • Сформировать у учащихся понимание, что демократия - это сложный процесс, требующий ответственности, уважения к оппоненту и способности к сотрудничеству, к пониманию важной роли выборов в демократическом обществе.
  • Подвести учащихся к пониманию, что именно через выборы каждый гражданин реализует свое право голоса.
  • Развить навыки: сбор и анализ информации, ее представление, защита своей точки зрения и выражение своего мнения, работа в группе.

        Аудитория (Электорат):

        Учащиеся 11 класса (16-17 лет),

        Перспектива проекта:

        Подготовка исследовательских работ   (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

        Материальное обеспечение проекта:  

  1. компьютер, компьютер с выходом в Интернет, Интернет браузер, большой монитор или проектор, принтер, сканер, экран для мероприятия on-lain, фотоаппарат;
  2. оборудование для проведения деловой игры «Выборы Президента»: избирательные урны, плакаты;
  3. канцелярские товары

Содержание проекта:

Урок 1. Гражданин в демократическом обществе

Урок 2. Технология выборов – избирательные системы

Урок 3.  «Я и политика»:  урок в стиле «on-lain» (знакомство с программами партий)

Урок 4. Деловая игра «Выборы»

Урок 1

Гражданин в демократическом обществе

        Цели:

  1. Усвоение сущности понятий: «демократия», «представительная демократия».
  2. Определение роли гражданина в демократическом обществе.
  3. Осознание того, что в демократическом обществе гражданин имеет больше возможностей реализовать свои цели, но вместе с тем и несет большую ответственность за судьбу государства, в котором живет.

Методические рекомендации:

Ход урока (урок рассчитан на 90 минут):

Форма работы

Время

Примечания

1

Организационный момент:

Формулировка целей и задач урока

5 мин

2

Лекция: «Представительная демократия и избирательная система РФ»

15 мин

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Презентация

3

Игра:    «Интересы социальных групп»:

25 мин

а)

Учащиеся разбиваются на группы  по 4-5 человек Каждая группа выбирает себе социальный статус: группа бизнесменов, учителей, безработных, пенсионеров, молодежи и т.д.

б)

Каждая «социальная группа» выделяет свои актуальные проблемы и представляет их.

Проблемы могут быть кратко сформулированы и оформлены в виде табличек, плакатов

в)

Брифинг:

Как ваши социальные группы отреагируют на такие решения правительства, как:

  • повышение налогов на бизнес;
  • закрытие убыточных предприятий;
  • понижение размеров пенсий;
  • поднятие цен на образование и уменьшение бюджетных мест в вузах;
  • перенос игорного бизнеса за пределы городов;
  • открытие  в городах предприятий, опасных в плане экологии (на примере проекта открытия алюминиевого завода в Печоре);

25 мин

Подвести к выводу, что  разные социальные группы имеют свои узкие интересы и, если мы хотим, чтобы  интересы нашей социальной группы были удовлетворены, то необходимо проявлять гражданскую активность и выбирать своих представителей в парламент.

4

Закрепление: Провести заключительное обсуждение по вопросам в форме игры «Джефа» 

20 мин

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

5

Анкетирование

Анкеты даются для заполнения дома

5 мин

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

(анкеты обрабатываются после урока, результаты представляются на одном из следующих уроке)

Урок 2

Технология выборов:

Избирательные системы

        Цели:

  1. Показать учащимся, что выборы являются центральным механизмом демократического управления и подвести к пониманию, что право голоса - одно из важнейших прав гражданина  в демократическом обществе.
  2. Сформировать представление о самом процессе выборов и в целом об избирательной кампании и ее целях.
  3. Сформировать  понимание необходимости участия в выборах. Формирование креативного мышления.

Форма урока -  Проблемный урок (описание технологии проблемного урока: 1) Одним из стимулов развития креативного мышления является трудность при решении какой-либо задачи. 2) Возникновение проблемной ситуации заставляет учащихся активизировать исследовательскую деятельность, привлекая документальный материал и пытаясь посмотреть на ситуацию сверху, используя нестандартные подходы. 3) Проблемные ситуации тесно связаны с рассмотрением альтернативных ситуаций и составлением прогнозов на будущее, так как они предлагают возможные пути выхода из проблемной ситуации. 4) Здесь также применяется метод моделирования, который является вершиной креативного мышления)

Ход урока (урок рассчитан на 90 минут):

Форма работы

Время

Примечания

1

Организационный момент:

Формулировка целей и задач урока

5 мин

2

Преподаватель ставит проблемный вопрос:

 Всегда ли выборы являются демократичными?

5 мин

3

Блиц – опрос 1: 

Учащимся предлагается несколько ситуаций, когда выборы не будут демократичны:

  • безальтернативные выборы, когда не из кого выбирать;
  • не тайные выборы (с требованием указать в бюллетене паспортные данные);
  • выборы при дезинформации избирателей;
  • выборы с имущественным, социальным или национальным цензом (не всеобщие);
  • не прямые выборы (многоступенчатость);
  • выборы в ситуации вооруженного конфликта, в обстановке давления на избирателей;
  • выборы с возможной фальсификацией их результатов.

        В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что сами по себе выборы не являются гарантом демократии.

20 мин

В ходе обсуждения учащиеся должны сделать вывод,  что сами по себе выборы не являются гарантом демократии.

Поэтому важна и система проведения выборов.

4

Блиц – опрос 2.

«Избирательном ценз»  -  обсуждение проблемных вопросов:

  1. Почему участвовать в выборах можно лишь с 18 лет, хотя паспорт человек получает с 16, а уголовная ответственность в некоторых случаях наступает с 14 лет?
  2. Не будет ли целесообразным ввести имущественный ценз для кандидата в депутаты? (аргумент - богатый человек не будет тратить народные деньги на строительство собственной дачи).
  3. Вопросы носят несколько провокационный характер и поэтому учитель самостоятельно должен определить целесообразность их обсуждения.

15 мин

5

Лекторий:

 «Типы избирательных систем». Дается описание  мажоритарной и пропорциональной избирательных систем и их положительных и отрицательных черт.

25 мин

Учащиеся представляют заранее подготовленные  выступления

6)

Рефлексия (Мозговая атака): определение положительных и отрицательных черт мажоритарной и пропорциональной систем.

Студенты делятся на две группы, одна является защитницей пропорциональной системы и одновременно критиком мажоритарной, а другая - наоборот

Описание метода мозговой атаки:

  • Этот метод повышает эффективность решения творческих задач. Такие задачи называют «открытыми», они наиболее эффективно развивают творческое мышление.
  • Все участники разбиваются на две группы.
  • Первая группа «генераторы идей». Они должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют права обсуждать эти варианты.
  • Вторая группа «аналитики». Они получают от первой группы варианты и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее верное.
  • Группы аналитиков и генераторов идей формируются по принципу добровольности, проводят первый круг мозговой атаки, затем группы меняются своими функциями и проводят второй круг.
  • Во время мозговой атаки учитель выступает как заказчик и «дирижер».
  • Он кратко излагает суть проблемы и правила проведения мозговой атаки (нельзя критиковать мнения и предложения, учитывается не качество, а количество предложений).
  • Такой метод можно применять на уроках обществознания – обсуждая глобальные проблемы человечества, решая проблемы дефицита государственного бюджета, межнациональные конфликты и т.д.
  • Этот метод используется на уроках истории – рассматривая негативные события отечественной истории (восстание декабристов, окончание Крымской войны, разгон Учредительного собрания, начало Второй мировой войны и т.д.)

Возможные выводы:

В итоге учащиеся, размышляя над рациональностью применения той или иной избирательной системы, могут прийти к выводам:

1) тип избирательной системы зависит от социокультурных, исторических, политических, психологических и др. особенностей той или иной страны;

2) можно использовать и мажоритарную, и пропорциональную системы выборов (это так называемая смешанная система - она дает возможность партии, получившей поддержку большинства избирателей, обеспечить себе большинство депутатских мест в выборном органе, но и гарантирует наличие оппозиции в лице депутатов от других политический партий; дает возможность в условиях многопартийности не сводить выборы только к борьбе партийных списков, а сочетать партийность выборов с борьбой отдельных кандидатов, что лишает политические партии монополии на выдвижение кандидатов).

NB - Не надо сравнивать системы выборов по принципу «хуже-лучше». Необходимо, чтобы учащиеся поняли, что реальная политическая обстановка приводит к закономерностям использования системы выборов

4

Задание на дом:

Проблемное задание. Дается ситуация – учащийся должен представить своих представителей в парламент школы или класса (их число может варьироваться). Известно, что всего в классе 21 человек, представители 5 национальностей (6 русских, 4 украинца, 4 еврея, 1 армянин, 2 татарина), 3 большие компании (7 ребят играют в футбольной команде, 3 девочки занимаются в музыкальной школе, 5 мальчиков посещают спортивные секции и 3 девочки ходят на танцевальный кружок).

ЗАДАЧА -  предложить форму проведения выборов (может выполняться индивидуально или группами учащихся).

Источники

  1. Конституция РФ
  2. ФЗ  РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие  в референдуме граждан РФ»  от 12.06.2002  № 67- ФЗ
  3. ФЗ РФ  «О выборах депутатов Государственной  Думы федерального собрания РФ» от 20.12.2002 № 175-ФЗ
  4. ФЗ РФ «О выборах Президента РФ» от 10.01.2003 №19-ФЗ

Литература 

  1. Козлова И. А., Кутафин О.Е.Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2010
  2. Румынина В. В. Основы права: Учебник. – М.: Форум, 2011

Ресурсы

  1. http://www.cikrf.ru
  2. http://www.edinros.ru
  3. ,http://www.ldpr.ru/,
  4.  http://www.yabloko.ru
  5. http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/master-klass-na-temu-innovacionnye-formy-urokov
  6. Сайты готовых презентаций по обществознанию:

http://ppt4web.ru/pedagogika/izbiratelnaja-sistema.html

http://www.myshared.ru/slide/142491/

http://infourok.ru/material.html?mid=6376

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Подготовка исследовательских работ для ученической конференции.

«Чья программа лучше?»

Все партии и блоки собираются нашу с вами жизнь сделать лучше. Как? Об этом говорится или, по крайней мере, должно говориться в предвыборных программах. Хотя многие из них, может быть, никогда и не будут обнародованы полностью. Нечего обнародовать. Но о главных идеях - в экономике, политике, социальной сфере, хотя, как правило, о последней забывают сразу после выборов - мы все равно узнаем из теле-, радиоинтервью, газетных статей, брошюр и на митингах.

        План исследования:

  1. Познакомиться через Официальные сайты партий и сих программами.
  2. Проанализировать политику партий по различным вопросам.
  3. Оформить исследование.
  4. Оценить программы партий с точки зрения  будущего электората.
  5. Сделать аргументированный вывод – в чьих интересах действует партия.
  6. Определить для себя: за кого вы бы отдали свой голос и почему.

Партия или блок

Основные положения программы партий

Экономика

Политика

Социальная сфера

 Культура

«Единая Россия» 

 

 

 

 

 …

 

 

 

 

Коммунистическая  партия России

 

 

 

 

Либерально-демократическая партия России

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Презентация

Сайты готовых презентаций по обществознанию:

http://ppt4web.ru/pedagogika/izbiratelnaja-sistema.html

http://www.myshared.ru/slide/142491/

http://infourok.ru/material.html?mid=6376

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Игра «Джефа»

Цели игры:

  • Дать возможность студентам высказать свое мнение.
  • Сформировать активную гражданскую позицию.
  • Рефлексия.

Методические рекомендации и оформление  игры.

  • Класс делится на три зоны.
  • В каждой зоне вывешиваются таблички с надписями «СОГЛАСЕН», «НЕ СОГЛАСЕН», «НЕ ЗНАЮ».

Ведущий высказывает различные предположения  о важности  решения тех или иных проблем  (используется плакаты, которые были оформлены в ходе игры «Интересы социальных групп»).

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  1. Падает активность избирателей на выборах.
  2. Последствия этого явления могут быть очень неприятными для демократии.
  3. Участие отдельного гражданина в избирательной кампании оказывает  влияние на формирование государственной политики.
  4. Цена всего одного голоса избирателя может быть решающей для всей избирательной кампании.
  5. Можно преодолеть сложившуюся в последние  годы  в общественном сознании политическую апатию избирателей.
  6. Древнегреческий философ Аристотель писал: «Если свобода и равенство... в целом присутствуют в демократическом обществе, они  будут лучшим образом достигнуты, когда все люди до последнего одинаково будут принимать участие в управлении». Согласны ли вы с данной точкой зрения?
  • Каждый участник должен встать возле таблички, которая отвечает его мнению.
  • Ведущий дает «свободный микрофон» желающим в каждой группе, чтобы он мог обосновать свое мнение.
  • Выводы:

 -  интересы каких социальных групп должны быть первоочередными?

-  к какой социальной группе относится большинство студентов?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Анкеты

Цели анкетирования

1. Определение информационных потребностей электората.

  • Кто они?
  • Что они знают?
  • Чего хотят узнать?
  • Что им необходимо узнать?

2. Определить как можно больше характеристик аудитории:

  • Уровень информированности.
  • Отношение к проблеме.
  • Уровень культуры.
  • Уровень образования.
  • Примерные возрастные характеристики.
  • Возможные неверные представления.

3. Выявить информационные потребности региона:

  • Выявить общие тенденции, характерные для региона. Какие вопросы чаще всего задаются? Какие проблемы были замечены лично вами и другими представителями общественности за последние время.
  • Проанализировать культурные и социальные характеристики жителей региона. Каково социальное положение жителей.
  • Поговорить с влиятельными людьми региона.

Анкета 1

  1. Чем характеризуется демократическое управление обществом?
  2. Что еще (кроме выборов) нужно, чтобы общество было демократическим?
  3. Могут ли люди в демократическом обществе повлиять на текущие события и законы? И каким путем?
  4. В каком случае люди в демократическом обществе могут считать правительство своим?
  5. Кто должен иметь право голоса?
  6. Кто должен решить, какие члены общества имеют право голоса?
  7. Каковы важнейшие проблемы сегодняшнего дня (дома, в школе, в области, в стране), и связываете ли вы их решение с нынешними выборами?
  8. Как вы относитесь к позиции неучастия в выборах?

Анкета 2.

  1. Что такое выборы?
  2. Как часто проводится избирательная кампания?
  3. Что необходимо для сознательного участия в выборах?
  4. Кто такие кандидаты? (В депутаты, президенты).
  5. Какова роль средств массовой информации в ходе подготовки и   проведения избирательной кампании?
  6. Что такое предвыборная агитация и каковы ее формы?
  7. Какими правами обладает человек?
  8. Что такое право голоса? Кто им обладает?
  9. Что дает человеку его участие в выборах?
  10.  Кто решает вопрос о том, какие члены общества имеют право голоса?
  11.  В чем разница между демократией прямой и представительной?
  12.  Как осуществляется голосование?
  13.  Что такое избирательный бюллетень?
  14.  Что такое избирательная урна?
  15.  Как происходит подсчет голосов?
  16.  Могут ли принять участие в голосовании больные, находящиеся на лечении дома или в больнице, инвалиды, транзитные пассажиры и т.п.?

 

Анкета 3

Как вы думаете?

  1. Должно ли правительство обеспечить всех работой?
  2. Должно ли правительство контролировать телевидение?
  3. Обязательно ли церковь должна быть отделена от государства?
  4. Должно ли все образование быть бесплатным?
  5. Должно ли здравоохранение быть бесплатным?
  6. Допустимо ли банкротство убыточных предприятий?
  7. Должны ли суды быть независимы от правительства?
  8. Должен ли каждый молодой человек служить в армии?
  9. С какого возраста может быть разрешено работать?

Анкета 4

Что волнует молодых россиян?

Здесь девять личных прав и свобод, записанных в декларации прав человека.

Важна ли защита этого права, должна ли стать приоритетом для правительства?

1. Минимальный уровень жизни

Очень важна. Почему?.............................................................................................................

…………………………………………………………………………………………………

Не очень важна. Почему?.........................................................................................................

………………………………………………………………………………………………….

Не важна. Почему?……………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………….

Не знаю…………………………………………………………………………………………

2. Частная собственность

Очень важна. Почему?.............................................................................................................

…………………………………………………………………………………………………

Не очень важна. Почему?.........................................................................................................

………………………………………………………………………………………………….

Не важна. Почему?……………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………….

Не знаю…………………………………………………………………………………………

3. Право на труд

Очень важна. Почему?.............................................................................................................

…………………………………………………………………………………………………

Не очень важна. Почему?.........................................................................................................

………………………………………………………………………………………………….

Не важна. Почему?……………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………….

Не знаю…………………………………………………………………………………………

4. Защита от пыток

Очень важна. Почему?.............................................................................................................

…………………………………………………………………………………………………

Не очень важна. Почему?.........................................................................................................

………………………………………………………………………………………………….

Не важна. Почему?……………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………….

Не знаю…………………………………………………………………………………………

5. Защита от незаконного ареста

Очень важна. Почему?.............................................................................................................

…………………………………………………………………………………………………

Не очень важна. Почему?.........................................................................................................

………………………………………………………………………………………………….

Не важна. Почему?……………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………….

Не знаю…………………………………………………………………………………………

6. Свобода от рабства

Очень важна. Почему?.............................................................................................................

…………………………………………………………………………………………………

Не очень важна. Почему?.........................................................................................................

………………………………………………………………………………………………….

Не важна. Почему?……………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………….

Не знаю…………………………………………………………………………………………

7. Свобода слова

Очень важна. Почему?.............................................................................................................

…………………………………………………………………………………………………

Не очень важна. Почему?.........................................................................................................

………………………………………………………………………………………………….

Не важна. Почему?……………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………….

Не знаю…………………………………………………………………………………………

8. Свобода религий

Очень важна. Почему?.............................................................................................................

…………………………………………………………………………………………………

Не очень важна. Почему?.........................................................................................................

………………………………………………………………………………………………….

Не важна. Почему?……………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………….

Не знаю…………………………………………………………………………………………

9. Свобода собраний

Очень важна. Почему?.............................................................................................................

…………………………………………………………………………………………………

Не очень важна. Почему?.........................................................................................................

………………………………………………………………………………………………….

Не важна. Почему?……………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………….

Не знаю…………………………………………………………………………………………

Анкета 5

Форма выявления анализа проблемы

1. ФИО, группа…………………………………………………………………………………….

2. Проблема, актуальная для вашего учебного заведения……………………………………..

..........................................................................................................................................

3. Кто ответственен за решение проблемы…………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………….

4. Чем ты можешь помочь в решении проблемы………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………….

5. Проблема, актуальная для вашей местности…………………………………………...........

……………………………………………………………………………………………………

6. Кто ответственен за решение проблемы………………………............................................

……………………………………………………………………………………………………..

7. Чем ты можешь помочь в решении проблемы……………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………...

8. Проблема, актуальная для страны…………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………...

9. Кто ответственен за решение проблемы……………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………...

10. Чем ты можешь помочь в решении проблемы……………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………..

Анкета 6

Что тревожит молодых россиян:

«5» - очень тревожит. Почему?

«4» - тревожит. Почему?

«3» - не тревожит совсем. Почему?

«2» - никогда не задумывался о проблеме. Почему?

  1. Наркомания……………………………………………………………………………..
  2. Бедность…………………………………………………………………………………
  3. Безработица…………………………………………………………………………….
  4. Рост цен…………………………………………………………………………………
  5. СПИД…………………………………………………………………………………….
  6. Образование…………………………………………………………………………….
  7. Коррупция……………………………………………………………………………….
  8. Преступность…………………………………………………………………………….
  9. Экология……………………………………………………………………………….…
  10. Терроризм…………………………………………………………………………………
  11. Экономический кризис…………………………………………………………………
  12. Неравенство………………………………………………………………………………
  13. Будущее детей……………………………………………………………………………
  14. Здравоохранение…………………………………………………………………………
  15. Жестокость милиции…………………………………………………………………….
  16. Кризис морали…………………………………………………………………………….
  17. Чечня……………………………………………………………………………………….
  18. Задержки в зарплате………………………………………………………………………
  19. Национализм………………………………………………………………………………
  20. Слабость государственной власти……………………………………………………….
  21. Проблемы пожилых……………………………………………………………………….
  22. Ограничение прав…………………………………………………………………………
  23. Другие …………………………………………………………………………………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Мой Выбор"

Проект"Мой выбор " был выполнен ученицей 9класса на районный конкурс, занял призовое место, может быть использован классным  руководителем для выпускников 9, 11 классов по профориентации обучающи...

Социальный проект "Твой выбор"

Перемена в школе – время особое. Кто-то спешит в библиотеку, кто-то в «столовку» перекусить или поваляться в свежем снегу, а кому-то не терпится выкурить сигаретку и возле школы собираются небольшие с...

Школьный проект "Мой выбор"

Этапы реализации проекта...

Проект «Наш выбор-безопасность»

формирование ценностей молодежной культуры, направленных на неприятие социально опасных привычек, ориентацию на здоровый образ жизни...

проект "Спортивный выбор"- МБУ "Школа №90" г. Тольятти

Опыт работы учителей физической культуры МБУ "Школы №90" г. Тольятти...

Социально-педагогический проект "Твой выбор"

Основная идея проекта заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовывать свои функц...