Конспект урока ОРКиСЭ "Совесть и раскаяние", 4 класс
план-конспект урока на тему
Конспект составлен в соответствии с ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovest_i_raskayanie.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРКСЭ – 4
Урок 10. СОВЕСТЬ И РАСКАЯНИЕ
Цели урока:
углубление представлений о добре, зле, преступлении;
ознакомление с понятиями «грех» и «раскаяние» в свете православного мировоззрения.
Задачи урока:
- продолжить развитие представлений о нравствен- ных православных категориях;
- создать условия для формирования личной ответ- ственности за свои поступки на основе представлений, православного учения о совести и раскаянии.
Ожидаемые результаты:
- учащиеся обогатят знания о добре, зле, совести;
- задумаются о том, что грех можно осознать и рас- каяться, а также о том, почему в православии покаяние считается лекарством для души.
Основные термины и понятия: добро, зло, грех, преступление, совесть, раскаяние (покаяние), отречение.
Основные средства наглядности: иллюстративный ряд учебника, фотографии, репродукции картин.
Ход урока
- этап. Вводный (мотивационно-организационный)
- Организация деятельности учащихся.
- Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
Чтение православной молитвы детьми, которые выучили её наизусть.
Представление выполненных проектов по теме «Православное учение о человеке» и их обсуждение.
- Работа с понятиями «добро» и «зло». Самостоятельная творческая работа: сочинение из 4—5 предложений на тему «Душа обязана трудиться». Обсуждение результатов самостоятельной работы.
- Работа с материалами рубрики «Вы узнаете» и обсуждение того, что нового в понимание темы урока внесло знакомство с этим материалом.
- Чтение материала рубрики «Вопросы и задания». Учитель спрашивает: «На какие вопросы вы можете ответить, не читая материал в учебнике? Какие из них показались трудными? Особенно интересными?»
- этап. Основной (информационно-аналитический)
- Подготовка к восприятию нового материала:
- комментированное чтение текста урока;
- работа с репродукциями, помещёнными в учебнике (с. 52). Найти на мозаиках апостола Петра, ответить на вопрос: «Почему петух изображён между Христом и Петром?»
- Групповая работа с иллюстративным материалом (учебник, с. 51—57 или электронное приложение).
Прочитать подписи под репродукцией и фотографиями в учебнике: «Храм — место покаянной молитвы» (группа 1),
«Кающийся человек ненавидит свой поступок» (группа 2),
«Раскаяние обновляет душу» (группа 3).
Учащиеся должны объяснить, почему автор учебника так назвал изображения.
- Выборочный пересказ фрагментов текста: «Отречение Петра», «Работа совести», «Раскаяние».
- Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника (с. 57).
- Подведение итогов.
Учитель задаёт вопросы учащимся: «Изменилось ли ваше восприятие понятий «добро» и «зло» в ходе урока? Как? Что такое раскаяние? Вы раскаиваетесь в своих поступках? После этого вам становится легче?»
- Работа с материалами рубрики «Это интересно» (с. 53, 56).
Чтение и обсуждение. Запись в тетрадь основных мыслей.
- этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)
- Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.
Возможные вопросы к учащимся:
- Что бы вы хотели рассказать близким о сегодняшнем уроке?
- Что нового вы узнали?
- На что обратите особое внимание?
Эту работу можно провести в виде игры «Экзаменаторы».
Класс делится на группы. Каждая группа, используя материал учебника, готовит вопросы для беседы с родителями. Потом обсуждаются результаты работы каждой группы, корректируются формулировки.
- Закрепление основных понятий урока: запись новых понятий, составление предложений с этими понятиями. Обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся.
- Задание на дом: прочитать текст в учебнике и ответить на вопросы (с. 57). Рассказать родителям, друзьям о том, что узнали на уроке.
Приложение
И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда придешь в царствие Твое. И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю.
(Лк. XXIII, 42, 43)
* * *
Жил на свете человек 70 лет, и прожил он всю жизнь в грехах. И заболел этот человек, и не каялся. И когда пришла смерть, в последний час заплакал он и сказал: «Господи! как разбойнику на кресте, прости мне!» Только успел сказать — вышла душа. И возлюбила душа грешника Бога, и поверила в милость Его, и пришла к дверям рая.
И стал стучаться грешник и проситься в царство небесное. И услыхал он голос из-за двери:
- Какой человек стучится в двери райские? И какие дела совершил человек этот в жизни своей?
И отвечал голос обличителя, и перечислил все грешные дела человека этого, и не назвал добрых дел никаких.
И отвечал голос из-за двери:
- Не могут грешники войти в царство небесное. Отойди отсюда.
И сказал человек:
- Господи! голос твой слышу, а лица не вижу и имени тво- его не знаю.
И отвечал голос:
- Я — Пётр-апостол. И сказал грешник:
- Пожалей меня, Пётр-апостол, вспомни слабость человече- скую и милость Божию. Не ты ли был ученик Христов, не ты ли из самих уст его слышал учение его и видел пример жизни его? А вспомни, когда он тосковал и скорбел душою и три раза просил тебя не спать, а молиться, и ты спал, потому глаза твои отяжелели, и три раза он застал тебя спящим. Так же и я.
А вспомни ещё, как обещал ему самому до смерти не отречься от него и как ты три раза отрёкся от него, когда повели его к Каиафе. Так же и я.
И вспомни ещё, как запел петух и ты вышел вон и заплакал горько. Так же и я. Нельзя тебе не впустить меня.
И затих голос за дверьми райскими. И, постояв недолго, опять стал стучаться грешник и проситься в царство небесное.
И послышался из-за дверей другой голос и сказал:
- Кто человек этот? И как жил он на свете?
И отвечал голос обличителя, и опять повторил все худые дела грешника, и не назвал добрых дел никаких. И отвечал голос из-за двери:
- Отойди отсюда: не могут такие грешники жить с нами вместе в раю.
И сказал грешник:
- Господи, голос твой слышу, но лица твоего не вижу и имени твоего не знаю.
И сказал ему голос:
- Я — царь и пророк Давид.
И не отчаялся грешник, не отошёл от двери рая и стал говорить:
- Пожалей меня, царь Давид, и вспомни слабость человече- скую и милость Божию. Бог любил тебя и возвеличил пред людь- ми. Всё было у тебя — и царство, и слава, и богатство, и жёны, и дети, а увидел ты с крыши жену бедного человека, и грех вошёл в тебя, и взял ты жену Урия, и убил его самого мечом амонитян. Ты, богач, отнял у бедного последнюю овечку и погубил его самого. То же делал и я.
И вспомни потом, как ты покаялся и говорил: «Я сознаю вину свою и сокрушаюсь о грехе своём». Так же и я. Нельзя тебе не впустить меня.
И затих голос за дверьми.
И, постояв недолго, опять стал стучаться грешник и проситься в царство небесное. И послышался из-за дверей третий голос и сказал:
- Кто человек этот? И как прожил он на свете?
И отвечал голос обличителя, и в третий раз перечислил худые дела человека, и не назвал добрых.
И отвечал голос из-за двери:
- Отойди отсюда: не могут грешники войти в царство небесное.
И отвечал грешник:
- Голос твой слышу, но лица не вижу и имени твоего не знаю.
И отвечал голос:
- Я — Иоанн Богослов, любимый ученик Христа. И обрадовался грешник, и сказал:
- Теперь нельзя не впустить меня: Пётр и Давид впустят меня за то, что они знают слабость человеческую и милость Божию. А ты впустишь меня потому, что в тебе любви много. Не ты ли, Иоанн Богослов, написал в книге своей, что Бог есть любовь и что кто не любит, тот не знает Бога? Не ты ли при старости говорил людям одно слово: «Братья, любите друг друга!» Как же ты теперь возненавидишь и отгонишь меня? Или отрекись от того, что сказал ты сам, или полюби меня и впусти в царство небесное.
И отворились врата райские, и обнял Иоанн кающегося грешника и впустил его в царство небесное.
Л. Н. Толстой. «Кающийся грешник»
* * *
Был у персидского царя правдивый визирь Абдулла. Поехал он раз к царю через город. А в городе собрался народ бунтовать. Как только увидели визиря, обступили его, остановили лошадь и стали грозить ему, что они его убьют, если он по-ихнему не сделает. Один человек так осмелился, что взял его за бороду и подёргал ему бороду.
Когда они отпустили визиря, он приехал к царю и упросил его помочь народу и не наказывать за то, что они его так обидели. На другое утро пришёл к визирю лавочник. Визирь спросил,
что ему надо. Лавочник говорит: «Я пришёл выдать тебе того самого человека, который тебя обидел вчера. Я его знаю — это мой сосед, его звать Нагим; пошли за ним и накажи его!»
Визирь отпустил лавочника и послал за Нагимом. Нагим догадался, что его выдали, пришёл ни жив ни мёртв к визирю и упал в ноги.
Визирь поднял его и сказал: «Я не за тем призвал тебя, чтобы наказывать, а только за тем, чтобы сказать тебе, что у тебя сосед нехорош. Он тебя выдал, берегись его. Ступай с Богом».
Л. Н. Толстой. «Визирь Абдулла»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе. Тема урока «Нравственная проблематика в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Урок для 6-го класса по литературе...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...