Программа курса «Основы православной культуры» 4 класс
рабочая программа по теме
«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; обеспечен учебником А.В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_orkse.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозной культуры, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня большое значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.
Включение в школьную программу курса «Основы православной культуры», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции, в то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; обеспечен учебником А.В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012 г.
Программа курса составлена, на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2012.
Программа адресована учащимся 4 классов; объём учебного времени, отводимого на изучение – 1 час в неделю, всего 34 часа.
Цель курса «Основы православной культуры»: формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи курса «Основы православной культуры»:
- Знакомство обучающихся с основами православной культуры. Развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Освоение школьниками учебного содержания данного модуля, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- Формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- Формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Обучение детей по программе курса «Основы православной культуры» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Требования к мета предметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Универсальные учебные действия.
Курс ОРКСЭ предполагает формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану (Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.);
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях (Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов));
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог));
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- привлечение родителей к совместной деятельности.
Основное содержание учебного модуля «Основы православной культуры »
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.
Виды деятельности младших школьников:
- Индивидуальная учебная деятельность (самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников)
- Игровая деятельность
- Творческая деятельность.
- Проектная деятельность.
- Свободное общение (дискуссия, беседа, самопрезентация)
Для реализации программного содержания используются:
-Учебник для общеобразовательных учреждений: «Основы православной культуры». 4-5 классы. / А.В. Кураев. Москва: Просвещение. 2013/
-«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений.
- «Православие: полная энциклопедия для православных»/ О. Глаголева,
Е. Щеголева. М.: Эксмо, 2011/
-«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.
-Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы православной культуры».
Оценивание проводить на основании «Единых требований к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверки тетрадей»
Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым учеником особенностей развития его собственного процесса обучения, а так же для оценивания хода обучения служат:
- работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини- проекты, презентации, разнообразные тексты, подборки информационных материалов, поздравительные открытки, а также разнообразные инициативные творческие работы: сочинения, поделки)
- индивидуальная и совместная деятельность учащихся
- результаты тестирования
Тематическое планирование
- Россия - наша Родина.
- Культура и религия.
- Человек и Бог в православии.
- Православная молитва.
- Библия и Евангелие.
- Проповедь Христа.
- Христос и его Крест.
- Пасха.
- Православное учение о человеке.
- Совесть и раскаяние.
- Заповеди.
- Милосердие и сострадание.
- Золотое правило этики.
- Храм.
- Икона.
- Творческие работы учащихся.
- Подведение итогов.
- Как христианство пришло на Русь
- Подвиг.
- Заповеди блаженств.
- Зачем творить добро?
- Чудо в жизни христианина.
- Православие о Божием суде.
- Таинство Причастия.
- Монастырь.
- Отношение христианина к природе.
- Христианская семья.
- Защита Отечества.
- Христианин в труде.
- Любовь и уважение к Отечеству.
- Тестирование
- Итоговая презентация творческих проектов учащихся
Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ
Модуль «Основы православной культуры»
Учебник А.В.Кураев
№ п/п | Дата | Тема урока | Решаемые проблемы | Понятия | Планируемые результаты | ||
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |||||
1 | Россия – наша Родина | Что такое духовный мир человека? Что такое культурные традиции и для чего они существуют? Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи? | Духовный мир Традиция Ценности | Дают определение духовному миру человека. Понимают, для чего существуют культурные традиции. Делятся мнениями о традициях в своей семье | Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
2 | Культура и религия | Что такое культура? Что такое религия? Какие черты русской православной культуры 17в. живы до сих пор? | Культура Религия Церковь Пасха | Отличают понятия культура и религия. Дают характеристику православной культуры 17века. | Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
3 | Человек и Бог в православии | Как вера в Бога может влиять на поступки человека? Почему православные люди называют Бога Творцом и Любовью? Почему православные сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям? | Бог Творец Вера Православие | Высказывают свое мнение, как вера в Бога может влиять на поступки человека; почему православные люди называют Бога Творцом и Любовью; почему православные сравнивают любовь Бога к человеку с любовью отца к своим детям. | Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
4 | Православная молитва | Что значит слово «благодать»? Кто такие святые? Можно ли прожить жизнь без испытаний и трудностей? Что значит выражение «знать, как Отче наш»? | Благодать Святые Молитва | Объясняют значение слова «благодать». Приводят примеры святых людей. Высказывают свое мнение, что значит выражение «знать, как Отче наш» | Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
5 | Библия и Евангелие | Кто такие христиане? Что такое Библия? Что такое Евангелие? | Христиане Библия Евангелие | Знают, кто такие христиане. Знают, что такое Библия и Евангелие. | Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
6 | Проповедь Христа | Чему учил Христос? Что такое Нагорная проповедь? Какое сокровище нельзя украсть? | Христос Нагорная проповедь Святой Дух Царство Божие | Знают, чему учил Христос? Понимают, почему Нагорная проповедь так называется. | Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
7 | Христос и Его Крест | Как Бог стал человеком? Почему Христос не уклонился от казни? Какова символика креста? | Воплощение Жертвенное служение Символика Креста | Объясняют, как Бог стал человеком? Знают, почему Христос не уклонился от казни. Объясняют каждую из составляющих частей креста. | Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
8 | Пасха | Что такое Пасха? Как празднуют Пасху? Какие обычаи ты заметил, когда бывал в домах, где праздновали Пасху? В чем состоит христианский пост? | Пасха Пост Обычай | Знают, что такое Пасха, как ее празднуют. Отмечают традиции тех, кто празднует Пасху. Понимают, в чем состоит христианский пост. | Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
9 | Православное учение о человеке | Чем Бог одарил человека? Когда болит душа? Что такое образ Божий в человеке? | Душа Образ Божий Внутренний мир Болезнь души | Знают, чем одарил Бог человека. Высказывают мнение: когда болит душа. Понимают, что значит образ Божий в человеке | Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
10 | Совесть и раскаяние | Что подсказывает совесть? Как исправлять ошибки? Почему покаяние называют лекарством для души? | Совесть Раскаяние Покаяние | Делятся опытом, что подсказывает совесть? Высказывают мнение: как исправлять ошибки и почему покаяние называют лекарством для души. | Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
11 | Заповеди | Какие заповеди даны людям? Что общего у убийства и воровства? Как зависть гасит радость? Есть ли связь между словами «заповедь», «заповедник», «заповедный»? | Заповедь Грех | Перечисляют заповеди, данные Богом Моисею на Синае. Выказывают свое мнение: что общего у убийства и воровства и как зависть гасит радость. Объясняют значение слов «заповедь», «заповедник», «заповедный» и их связь | Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
12 | Милосердие и сострадание | Чем милосердие отличается от дружбы? Кого называют ближним? Как христианин должен относиться к людям? Что вы знаете о княгине Елизавете Федоровне? | Милосердие Ближний Самарянин Милостыня | Понимают, чем милосердие отличается от дружбы. Знают, кого называют ближним и как христианин должен относиться к людям. Знает, кто такая княгиня Елизавета Федоровна и чем она занималась. | Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
13 | Золотое правило этики | Какое главное правило человеческих отношений? Как уберечься от осуждения? Сформулируйте свои правила. Почему Христос защитил женщину? | Осуждение Неосуждение Правило | Знают главное правило человеческих отношений. Понимают, как уберечься от осуждения и формулируют свои правила. | Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
14 | Храм | Как устроен православный храм? Что делают люди в храме? Что такое иконостас? Может ли православный христианин молится без икон? Как вы поняли: Богоматерь-это Бог или человек? Как вы думаете, зачем существуют правила поведения в различных общественных местах? | Храм Икона Иконостас Богоматерь | Знают, как устроен православный храм и что делают люди в храме. Имеют представление. Что такое иконостас. Высказывают свои мнения: зачем существуют правила поведения в различных общественных местах, может ли православный христианин молится без иконы. | Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
15 | Икона | Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины? Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога? Кому и о чем молятся христиане, стоя перед иконой? | Живописная картина Икона Изображение Молитва | Знают, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины. Опираясь на текст Евангелия знают, почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Знают, что христиане молятся не иконам, а перед иконами. | Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
16 | Творческая работа | Курс сочинений на тему «Как я понимаю золотое правило этики» (с разрешения родителей экскурсия в храм) | Темы сочинений: «Сокровенный мир человеческой души». «Жертва Христа». «Забота о чистоте своей души и о пользе ближнего». | Из перечисленных тем уч-ся выбирают одну, близкую по душе. При подготовке можно обращаться к помощи старших членов семьи. | Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
17 | Урок - обобщение | Проведение праздничного проекта, который уч-ся оценивают сами. Опираясь на те знания, которые сформировались в результате занятий. Задания можно готовить в составе группы или индивидуально. Подумать, как распределить работу по времени. | Проект | Задания: 1.Закончите предложения: «Я понимаю православную культуру как…» 2.Подберите несколько живописных картин и расскажите, как они связаны с Евангелием Прокомментируйте несколько самых важных для христиан заповедей. 3.Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние»? Почему в православной культуре это ключевые понятия? | Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
18 | Как христианство пришло на Русь | Что такое Церковь? Что такое крещение? Сколько лет назад крестился князь Владимир? Какое имя и почему народ дал князю Владимиру? | Церковь Крещение Св.кн. Владимир Св. Кирилл и Мефодий Святая Русь | Знают, что Церковь-собрание верующих. Таинство Крещения. Знают о крещении Руси св.кн. Владимиром, о роли св. Кирилле и Мефодии. | Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
| Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
19 | Подвиг | Что такое подвиг? От каких эгоистических привычек вам хотелось отказаться? Какой мир труднее изменить-внешний или внутренний? | Подвиг Эгоистические привычки Мир внутренний и внешний | Дают определение подвигу: подвиг-однокоренное «двигаться», «движение». Движение от своей от своей корысти. Высказывают свое мнение: какой мир труднее изменить-внешний или внутренний? | Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
20 | Заповеди блаженств | Когда христиане бывают счастливыми? Когда сердце бывает чистым? Какой жизненный выбор совершает «нищий духом»? | Блаженство Счастье Нищий духом Чистое сердце Миротворец | «Блаженство» на старославянском языке-счастливый. Высказывают свое мнение: когда сердце бывает чистым, какой жизненный выбор совершает «нищий духом». | Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
21 | Зачем творить добро? | Как подражают Христу? Чему радуются святые? Как понимать слова Христа: «Даром получили-даром давайте» | Апостол Петр Император Рима-Нерон Святой | Знают, как Христиане подражают Христу. Отмечают, что святой-добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт. | Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
| Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
22 | Чудо в жизни христианина | Как связаны вера и верность? В чем проявляет себя любовь? Какие добродетели вы видите в себе и в ваших одноклассниках? | Вера Верность Добродетель Святая Троица | Понимают, что вера-это верность самым светлым минутам своей жизни. Высказывают свое мнение: в чем проявляет себя любовь; какие добродетели видят в себе и в своих одноклассниках. | Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
23 | Православие о Божием суде | Как вера в Божий суд влияет на поступки христианина? Добрыми людьми могут быть только христиане? | Суд Легенда Богохульство Поэт В. Иванов «Повесть о Светомире-царевиче» Летопись | Объясняют, как вера в Божий суд влияет на поступки христианина. Высказывают свое мнение: только ли христиане могут быть добрыми людьми. Объясняют, почему христиане верят в бессмертие; Как увидеть в людях Христа. | Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
24 | Таинство Причастия | Как Христос передал себя ученикам? Что такое Причастие? Что такое церковное Таинство? | Причастие Тайная Вечеря Таинство Апостолы | Понимают, что христиане надеются вслед за Христом стать участниками всемирного воскресения. Объясняют, что такое Причастие и что такое церковное Таинство. Апостолы-ученики Иисуса Христа. | Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
| Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
25 | Монастырь | Кто такие монахи? Почему люди идут в монахи? Что такое призвание? Почему монахи так ценят послушание? | Монастырь Монахи Церковь Храм Постриг Обет Послушание | Монах-человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи. Высказывают свое мнение, почему люди идут в монахи. Послушание выше поста и молитвы. | Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
26 | Отношения христианина к природе | Что делает человека выше природы? Какую ответственность несет человек за сохранение природы? Что Бог вложил в Библию. А что в «книгу природы»? | Библия МВ.Ломоносов Ответственность Христианское милосердие | Познавая мир, христианин постигает и замысел Творца. У человека есть образ Божий, поэтому на нем лежит ответственность за мир. Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, несет великое христианское служение. | Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
27 | Христианская семья | Что такое венчание? Что означает обручальное кольцо? Как люди должны относиться в семье? Разрешает ли совесть бросать заболевшего или постаревшего супруга? | Семья Таинство рака Венчание Тактичность Семейные традиции | Семья-маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды; основана для радости и создана ради нее; создают два человека, полюбившие друг друга. Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи. Венец и кольцо. Не имеют конца. Муж и жена должны быть верны друг другу до смерти. Для сохранения семьи важно, чтобы у нее были традиции. | Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
| Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
28 | Защита Отечества | Когда война бывает справедливой? Какие поступки недопустимы даже на войне? Одинаково ли надо реагировать на обиды, которые нанесены самому любимому человеку и тому, кого он любит? | Отечество Гнев напрасный и уместный Подвиг Жени Табакова Наполеон Оборонительная война Св. кн.Дмитрий Донской св.кн.Александр | С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война. Нельзя добивать раненых на войне, трогать безоружных. Высказывают свое мнение: одинаково ли надо реагировать на обиды, которые нанесены самому любимому человеку и тому, кого он любит. | Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
29 | Христианин в труде | Какой труд напрасен? Какие заповеди получили первые люди от Творца? Что такое пост? Какой труд вреден для человека? | Напрасный труд Заповедь труда Пост | Если человек работает. Принося пользу людям. Его труд радует Бога. Труд-это лекарство, которое прописано человеку Богом. | Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | С чего начинается Родина? Какие вероучения вы знаете? Что такое светская этика? | Любовь Уважение Православие Ислам Иудаизм Традиции | Любовь к малой и большой Родине. Знают различные вероучения. Нерелигиозная культура-светская этика. | П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
| Оценка жизненных ситуаций и своих поступков с точки зрения веры, общечеловечес ких норм, нравственных и этических ценностей | |
31-34 | Повторение материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по курсу "Основы православной культуры" для детей 7-8 лет
В данной публикации представлена авторская программа по "Основам православной культуры" для детей 7-8 лет, то есть для обучающихся 1-2 классов общеобразовательных учреждений, срок реализации которой 2...
Авторская программа по курсу "Основы православной культуры" для детей 9-10 лет
В данной публикации представлена авторская программа по "Основам православной культуры" для детей 9-10 лет, то есть для обучающихся 3-4 классов общеобразовательных учреждений, срок реализации которой ...
Авторская программа по курсу "Основы православной культуры" для детей 11-14 лет
В данной публикации представлена авторская программа по "Основам православной культуры" для детей 11-14 лет, то есть для обучающихся 5-8 классов общеобразовательных учреждений, срок реализации которой...
Программа элективного курса "Основы православной культуры" (для 10-11 классов)
Данная рабочая программа элективного курса «Основы православной культуры» для 10-11 классов разработана на основе авторской Программы курса «Основы православной культуры» для старшей школы (10-11 клас...
Урок по курсу «Основы православной культуры». Ифтоди Наталья Ивановна, учитель ОПК МАОУ ПКШ №1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова». Тема: «Святые воины. Александр Невский – защитник Русской земли и Православной веры».
Урок по курсу «Основы православной культуры». Ифтоди Наталья Ивановна, учитель ОПК МАОУ ПКШ №1 «Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова». Тема: «Святые воины. Александр Нев...
Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры" 8 класс
Данная программа составлена к учебнику Л. Шевченко. Элективный курс расчитан на 17 часов изучения....
Рабочая программа по курсу: "Основы Православной культуры" для 6 класса.
Цель учебного предмета "Основы Православной культуры" состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным....