ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
материал на тему

Пищик Валентина Вячеславовна

-

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

          Развитие речи дошкольников протекает по своим закономерностям и последовательно проходит ряд этапов. В старшем дошкольном возрасте речь детей достигает определенного уровня развития, который позволяет ребенку в дальнейшем без особых проблем обучаться в школе.

На шестом и седьмом году жизни у ребенка продолжают развивать навыки звукового анализа  и синтеза. Происходит дальнейшее развитие интонационной стороны речи, таких ее элементов, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп. К концу шестого года жизни при благоприятных условиях ребенок - дошкольник верно произносит все звуки родного языка, легко выделяет их в речи. В этом возрасте продолжается обогащение словаря. При нормальном речевом развитии ребёнка его словарь изменяется количественно и качественно. Количественные изменения – это расширение объёма словаря, а качественные – закономерности усвоения детьми значения слов.

Так, словарь ребенка в возрасте 6 -7 лет составляет 3500 - 4000 слов. Для сравнения, нормой для ребенка одного года считается 10-12 слов. В этом возрасте развитие и понимание речи значительно опережает активный словарь. К концу второго года жизни словарь ребенка составляет 300-400 слов, а к трем годам может достигнуть полутора тысячи слов. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К четырем годам количество слов доходит до 2000, в пять лет – 2500 слов. При этом старшие дошкольники активно овладевают не только предметным, но и глагольным словарём, а также словарём состояний, признаков.

В связи с расширением опыта ребенка, увеличиваются его возможности в освоении новых слов, разных частей речи, которые помогают ему обогатить свои высказывания. Происходит и закрепление уже усвоенных слов, ребенок этого возраста использует знакомые слова в своей речи, видоизменяя их. В это же время осуществляется серьезная работа над уточнением в словаре ребенка значений уже известных ему синонимов и антонимов, и особенно многозначных слов как с прямым, так и с переносным значением.

Одним из важнейших достижений этого возраста выступает — формирование навыков точного выбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления в любом контексте. Дети шестого года жизни учатся выбирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово (жаркий день — знойный; жаркий спор — взволнованный). В старшем дошкольном возрасте ребята начинают достаточно хорошо понимать смысл поговорок и пословиц, с которыми их знакомят взрослые. При использовании пословиц и поговорок закрепляются представления детей об антонимах. Также происходит обогащение речи ребенка разнообразными грамматическими формами и конструкциями, формирование языковых обобщений. Дети упражняются в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, но теперь увеличивается степень свободы ребенка, что позволяет ему самостоятельно находить правильную форму. Дети упражняются в употреблении несклоняемых слов, образовании степеней сравнения прилагательных, изменении значений слов, придание им другого смыслового оттенка с помощью суффиксов и т.п. Закрепляется умение образовывать названия детеныша животных («У лисы — лисенок, у лошади — жеребенок, а у жирафа?)  Названия предметов посуды (сахарница, солонка и тд).

В речи детей появляются разнообразные сложные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные). Качественные изменения происходят и в развитии связной речи. В диалогической речи дети пользуются развернутой формой высказывания. Они уже не ограничиваются простым называнием предмета или явления, а, как правило, выделяют характерные признаки и свойства, дают достаточно развернутый и полный их анализ. Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование).

При построении собственных высказываний или при знакомстве с рассказами других, дети начинают осмысленно анализировать структуру любого предложенного им высказывания: есть ли зачин (начало), как развивается действие (событие, сюжет), имеется ли завершение (конец). В связи с этим они уже в состоянии дать элементарную оценку услышанному. Здесь можно говорить о том, что развитие умений четко выстраивать в рассказе сюжетную линию, использовать средства связи между смысловыми частями высказывания формирует элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие наглядно-образного и логического мышления детей этой возрастной группы. Ребенок шестого года жизни вполне подготовлен к составлению творческих высказываний. Это обусловлено тем, что усложняется его мыслительная деятельность. В этом возрасте дошкольник обнаруживает способность к простому, логически аргументированному высказыванию. Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, эмоционально окрашенной.

Однако, к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные индивидуальные различия в уровне речи детей. Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической правильности, по способности детей к творческим речевым проявлениям. У детей с речевыми нарушениями часто наблюдаются в разной степени выраженности недоразвитие лексической стороны речи. Словарь таких детей беден, они зачастую не владеют словарем по определенным темам – «насекомые», «овощи», «фрукты», «домашние животные», «одежда» и тд. Вызывает трудности название отдельных частей предмета:

«У книги обложка»

Лексический запас прилагательных ограничен. Пассивный словарь значительно преобладает над активным. Отмечаются трудности актуализации пассивного словаря. Часто для воспроизведения слова ребенку требуется наводящий вопрос.

Также дети произносят правильно не все звуки родного языка. Не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Встречаются ошибки и в образовании разных грамматических форм (слова родительного падежа, множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, разные способы словообразования). И, конечно же, у ряда детей вызывает затруднение построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении, нарушению связи между предложениями в связном высказывании. Дети такого уровня развития требуют повышенного внимания специалистов (логопедов, дефектологов, психологов) и систематических занятий.

Таким образом, в норме развитие речи детей на седьмом году жизни достигает достаточно высокого уровня осознанности. Происходят качественные изменения во всех ее сторонах – лексической, грамматической, синтаксической. Дети легко справляются с речевыми заданиями, и уровень их речевого развития в дальнейшем позволит ребенку седьмого года жизни успешно обучаться в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной игры в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими такое тяжёлое нарушение речи как заикание, большое значение придаётся театрализованной деятельности. Театральные игры, игры-драмматизации представл...

Формирование интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средством театрализованной игры

Актуальность этой работы обусловлена тем, что одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационной стороны речи, задержка в формировании которой к ...

Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста

Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста...

Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В статье изучены особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.  Представлена эффективная коррекционная работа по формированию диалогической речи, ...

ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Статья посвящена проблеме фонематического восприятия детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Эта тема особенно актуальна среди детей старшего дошкольного возраста. Авторами проанализирован...