Внеурочная деятельность как средство формирования компетентностей личности школьника
статья на тему
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность как средство формирования компетентностей личности школьника
Долженкова Светлана Анатольевна, Долженков Юрий Васильевич, МБОУ "Великомихайловская СОШ" Новооскольского района Белгородской области
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение его темпов развития. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.
Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как компетентность.
Формирование ключевых компетентностей – одна из приоритетных задач, стоящих перед образовательным учреждением.
В соответствии с ФГОС НОО, на основе современных развивающих технологий школа должна формировать компетентность учащихся в следующих областях:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) эти качества личности формируются не только в процессе урочной, но и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Сохранение физического здоровья воспитанников- одна из главных задач современной школы. В решении этой задачи важную роль играет внеурочная деятельность.
Актуальность видится в том, что внеурочная деятельность является одной из форм организации свободного времени учащихся, составной частью учебно-воспитательного процесса и понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, в общении со сверстниками, участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности и в сохранении здоровья. Федеральные государственные стандарты нового поколения нацеливают нас на развитие и совершенствование внеурочной деятельности.
Реализация программ по внеурочной деятельности создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. Внеурочная деятельность способствует более разностороннему удовлетворению индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Одной из целей своей работы считаем содействие развитию компетентностей личности школьника посредством спортивной внеурочной деятельности.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- влиять посредством физических упражнений на основные системы организма ребенка;
- воспитывать привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное от уроков время;
- формировать адекватную оценку собственных физических возможностей;
- содействовать гармоничному физическому развитию;
- формировать навыки позитивного коммуникативного общения.
Игра – ведущая деятельность детей. В процессе внеурочной деятельности дети изучают как традиционные спортивные игры, такие как баскетбол или волейбол, так и народные игры, тем самым реализуя задачи духовно-нравственного развития учеников. На что нацеливает нас Федеральный государственный стандарт нового поколения.
Подвижные игры - это естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Правильно организованная внеурочная деятельность представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или формировать познавательные, физические потребности и способности каждого учащегося.
На внеурочных занятиях учащиеся получают дополнительные знания не только об основных видах спорта, соревнованиях, о технике безопасности во время занятий, оказании первой помощи при травмах, но и о традициях народа .
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей деятельности. Поэтому от эффективной организации внеурочной деятельности зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Внеурочная деятельность в школе позволяет решить целый ряд очень важных задач, среди которых задача по улучшению условий для развития ребёнка играет основную роль в развитии ключевых компетентностей обучающихся начальных классов.
Для достижения нового качества образования необходимо так организовать обучение каждого ребёнка, чтобы оно способствовало развитию, учило созидать, самостоятельно добывать знания, ориентироваться в нестандартной ситуации, быть ответственным за свои поступки. Реализация компетентностного подхода через внеурочную деятельность – это важное условие повышения качества образования.
Список использованной литературы
1. Дмитриев В.Н. «Игры на открытом воздухе» М.: Изд. Дом МСП, 1998г.
2. «Я иду на урок. Начальная школа. Физическая культура». М.: Изд. «Первое сентября», 2005г
3. Попова Г.П. «Дружить со спортом и игрой. Поддержка работоспособности школьника: упражнения, игры, инсценировки» Волгоград. Учитель, 2008 г
4. Видякин М.В. «Внеклассные мероприятия По физкультуре в средней школе» Волгоград. Учитель, 2004 г
5. Советова Е.В. «Оздоровительные технологии в школе» Ростов. Феникс, 2006г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся в МОУ «СОШ с.Сторожевка»
Статья из опыта работы....
«Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся"
«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет»,- говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно – ориентированный подход в обучении.Вопрос о ключевых компетентностях – пре...
«Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся»
«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет»,- говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно – ориент...
Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».
В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания, внеурочной деятельности как средство формирования информационной компетентности учащихся
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации совреме...
Внеурочная деятельность как средство формирования компетентностей личности школьника
Статья на тему "Внеурочная деятельность как средство формирования компетентностей личности школьника."...
"Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС"
Процесс интеграции(от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и в...