Профессия «учитель» для молодого специалиста.
статья на тему

Малахова Екатерина Андреевна

Данное эссе посвящено вопросам, встающим перед каждым выпускником, получившим педагогическое образование, перед каждым молодым специалистом. Раскрывается тема того, что же выбрать, в какой сфере развиваться и какую работу выбрать. Особое внимание уделяется проблемам, с которыми сталкивается, в разной степени, каждый молодой учитель – как заслужить авторитет среди детей, какую модель поведения и воспитания выбрать, как найти подход к каждому учащемуся и заинтересовать каждого из них своим предметом, влиться в этот необычный мир учительства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Я – «молодой специалист», буквально полгода назад, закончивший ВУЗ. До окончания учебы, я уже имела опыт работы более двух лет в офисной сфере. И вот встал вопрос, остаться работать в том же направлении или пойти по образованию - в школу. Скажу сразу, я не любительница скучной однообразной работы и по классификации определения профессии по Е.А. Климову всегда более выражено склонялась к направлению «человек-человек» и чуть менее выражено к «человек - знаковая система». Подумав и все проанализировав все же выбрала работу в школе и тут же столкнулась с новым и необыкновенным миром, совершено не похожим на мир всех остальных сфер деятельности.

Различия сразу же очевидны, ну вот, к примеру, приходите Вы работать в сферу офисной деятельности, к Вам прикрепляется наставник, «разжевывает» все непонятные для Вас нюансы и обозначает конкретные рамки и обязанности Вашей работы. Заканчивая рабочий день в 17-18.00, уходя с работы, Вы выходите из мира своей профессии и попадаете в свою внерабочую жизнь.

 И вот Вы попали в школу, здесь все иначе. Есть дети, есть уроки, есть примерная рабочая программа по конкретному предмету и вот Ваш кабинет за который Вы отвечаете, в общем сразу попадаешь в свои собственные руки под свою ответственность, не особо представляя что вообще делать и за что хвататься, ведь пока свой предмет мы знаем только со стороны теории и то, я думаю, что далеко не все идеально. Конечно же, в моей школе отзывчивая администрация, готовая отвечать на все мои бесконечные вопросы. Но все таки, наверное, опытные педагоги уже далековаты от нас, «молодых специалистов», им кажется, что наша работа и бесконечное оформление «бумажек» так понятны и доступны, что иногда как-то не конкретно объясняют, забывая что-то донести, и вот все осталось на Ваше собственное додумывание.

Опять же, рабочий день до обеда и казалось бы, все свободен. Но нет, Ваш рабочий день совершенно ненормирован, и Вы уходя с работы никогда не попадете в свою внерабочую жизнь. Личная жизнь смешивается с рабочей – с детьми, их родителями и вечной документацией.

 Проработав полтора месяца, меня до сих пор не покидает ощущение, что я что-то никак не уловлю и иногда разрываюсь в разные стороны не зная за что хвататься. Бывает не получается правильно рассчитать урок, чтобы и не перегрузить, в то же время дать необходимое количество информации, по возможности в интересной форме. Уверенности в себе, как в педагоге частенько не хватает, переодически мучаешься сомнениями, что детям может быть не интересно на моих уроках, да и вообще доступно ли я для них преподношу материал?

Дети – это наинтерейснейшие «не взрослые» и только еще формирующиеся как личности человечки. Каждый из них совершенно по разному воспринимает, казалось бы даже самую конкретную информацию, в каждом из них бьет жизнь с их не менее важными, чем у нас у взрослых, интересами и проблемами, которым, зачастую, мешают эти каждодневные уроки. И вот встает еще ряд вопросов, как же найти подход к каждому из этих, на столько, разных человечков, как для каждого из них сделать свой предмет интересным?

Дети, поначалу начинают «прощупывать» Вас, проверять, так скажем, «на прочность», кто-то не слушаться, самоутверждаться за счет Вас перед одноклассниками, демонстративно не записывать требуемое в тетрадь, не учить задаваемое, не приносить необходимые материалы на урок. Как быть, если до Вас работал педагог с которым дети привыкли ничего не делать и получать «5» за просто так, а тут пришла молодая учительница, которая требует учить, работать на уроке и оценивает ее, далеко не всегда на «5»?

Конечно же вокруг меня множество коллег, имеющий огромный и ценный опыт, но всегда ли «молодой специалист» может воспользоваться всеми их советами, всегда ли то что у них работает на «ура», подойдет и для нас? Наверное, для каждого здесь будет свой правильный выбор, к которому можно прийти, лишь прислушавшись к себе и детям, наверное, всё - таки, на уровне интуиции.  Я много думала, пробовала и жалеть их, не ставя плохих оценок и наоборот ругаться и ставить каждому, то что он заслуживает, переживала и бывало приходила домой с ощущением полной «разбитости» и неудовлетворенности. А ответ, для меня, оказался очень доступным и несложным, нужно лишь заглянуть в «себя» и определить, что же близко для Вас самих, какое Вы место занимаете во всем этом. Я поняла одну, как я считаю, очень важную вещь для себя, что я ни так уж и далеко ушла от детей, и пускай я закончила и школу и ВУЗ, имею свою семью в лице мужа и дочки, но все же душой я еще очень близка к детям, наверное пока, даже ближе чем к более старшим коллегам. Я хоть и закончила учебу и считаюсь взрослым человеком, но все же еще очень живо и ярко помню «вкус» ученичества, ощущения по ту сторону -  сторону ученика, а не преподавателя - уроки, хулиганства, ведь не так важно где ты учишься в школе, в ВУЗе – смысл, по сути, один. Преподаватель – это пока для меня не до конца изведанное и понятное, а вот ученичество – это пройдено и пока еще доступно для сопоставления себя и детей. Поэтому ни к чему, я считаю, до конца брать на себя образец поведения старших коллег и их методы, у них есть очень важное – учительский авторитет, опыт, у нас же этого пока нет, но у нас есть другое не менее важное – непосредственная близость к детям – вот путь к ним  «молодых специалистов». Я определила для себя свой путь – не ставить себя выше детей каким то пока не существующим авторитетом и заставлять идти их к моему предмету, а идти вместе с детьми к предмету, быть старшим товарищем и наставником, ведь мне так легко понять их; заслужить в этом пути свой авторитет, а не навязать себе еще не существующий.

Учительство – это нелегкая, но очень интересная работа, которая как-то незаметно, но очень тесно переплетается с Вашим внерабочим миром, становится даже за такой короткий срок, какой-то важной, неотъемлемой частью Вашей жизни.

Эта работа подойдет далеко не каждому, и, как правило, «новенькие», либо вливаются, даже скорее вживаются, либо уходят достаточно быстро. Каждому решать для себя, что ближе - скучные офисы, где Вы не делаете ничего выше своих непосредственных обязанностей, где отработали свой девятичасовой рабочий день, и до следующего утра забыли о работе; либо вот такая вот не всегда спокойная работа, не всегда довольный муж, ведь иногда, пора кушать, а ужин еще не готов, а я с кучей бумажек и книжек вокруг готовлюсь к завтрашнему уроку; дети, любящие «потрепать нервишки» и начинающиеся сниться по ночам.

Я могу сказать одно, учитель – это очень творческий путь, в школе предоставляется необъятный простор для выражения себя, как педагога, старшего товарища, человека. Да, бывает, не получается, бывает, ничего не успеваешь - находит отчаяние и ощущение усталости, бывало, что приходишь домой и разревешься. Но все это окупается в разы, когда видишь интерес в глазах детей, когда заслуживаешь их любовь – и вот они первые потоки удовлетворения.

 Я уверена в одном, за это время, просыпаясь, мне ни разу не приходило  ощущение -  « опять на работу, не хочу»; а очень увлекаясь психологией, мне доставляет неимоверное удовольствие наблюдать за разными проявлениями личностных особенностей каждого из этих еще «не взрослых» человечков, пытаться найти к ним подход и научить любить свой предмет.

«Учитель» -  это действительно призвание, которое звучит гордо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая поддержка молодого специалиста в рамках реализации программы наставничества по модели "учитель-учитель"

Архивная папка содержит статью об использовании языкового портфеля и папку для учащихся - языковой портфель. материал может быть распечатан как на цветном, так и на чёрно-белом принтере....

Молодой учитель (программа привлечения молодых специалистов в школы Берёзовского городского округа)

Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. Об этом говорят чиновники различного ранга, директора учебных учреждений, мет...

Предъявление опыта на ГМО молодых специалистов «Молодой учитель»

Предъявление опыта на ГМО молодых специалистов «Молодой учитель»...

Персональный контроль работы молодого специалиста как одно из направлений деятельности администрации школы по поддержке молодых учителей.

Цели и задачи персонального контроля. Примерный план работы с молодыми специалистами на учебный год.Анкета: Выявление затруднений в педагогической деятельности учителя....

План работы наставника учителя-логопеда с молодым специалистом учителем-логопедом

План оказания методической помощи начинающему специалисту учителю-логопеду в развитии и совершенствовании уровня организации коррекционно-образовательной деятельности....

"Визитная карточка" к школьному конкурсу "Учитель года: Молодой специалист - 2023"

Визитка молодого специалиста. Разработка визитной карточки для участия в конкурсе "Учитель года: Молодой специалист - 2023". Подробная визитка в соответстии с положением школы....

Программа наставничества молодого специалиста "Учитель-учителю"

Данная программа является  целевой моделью наставничества, в которой отображается максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессион...