Доклад "Работа с одаренными детьми"
статья на тему

Гончарова Оксана Анатольевна

Данный материал систематизирует приемы и методы работы с одаренными детьми, в целях повышения эффективности деятельности учителя и ученика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_i_metody_raboty_s_odarennymi_detmi.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы и методы работы с одаренными детьми

   Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного общества. По выявлению одаренных учащихся предъявляются сегодня высокие требования. Именно школе отводится задача выявить степень одаренности ребенка и совместно с родителями определить основные задачи и направления работы с ним.

Характеристика познавательных возможностей учащихся включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается очень мало. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Изучая, с помощью методик и диагностик, индивидуальные особенности детей, разрабатываю программу работы с одаренными детьми с учетом их личных характеристик. 

Диагностические этапы одаренности

Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура. Один из ведущих специалистов в этой области Щебланова Е.И. выделяет семь диагностических этапов:

  1. Номинация (название); имена кандидатов в одаренные;
  2. Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на     основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.;
  3. Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью;
  4. Оценка учащегося его сверстниками сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников;
  5. Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования;
  6. Оценка работ (экзаменационных в т.ч.), достижений, школьной успеваемости;
  7. Психологическое тестирование: показатели интеллектуального (особенности абстрактного и логического мышления, математические способности, технические способности, лингвистические способности, память и т.д.) творческого и личностного развития учащегося с помощью психодиагностических тестов.

ЦЕЛИ:    

 1)освоение учащимися более широких  по сравнению с обычными  школьными курсами систематизированных исторических знаний;

        2)влияние на развитие личности учащихся, их человеческих качеств, волевой  и    эмоциональной сферы;

                  3)овладение участниками олимпиад более развитыми, чем в обычном режиме  изучения  дисциплин, умениями и навыками, составляющими основу социально-гуманитарного образования.

                 4) Углубление исторического мышления  учащихся, под которым  вводится понимание способности: рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности; сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей; определять собственное отношение к дискуссионным проблемам; стимулировать интерес учащихся к изучению предмета, выявление школьников, проявляющих особые способности, обладающих  наиболее высоким уровнем знаний и умений.

  Задачи:    

1)анализ уровня подготовки, широты социально-гуманитарного кругозора и мышления участников олимпиад, проведение сравнительного анализа с результатами иных способов проверки  усвоения курсов ( текущий и итоговый контроль в школе);  

2)апробация новых типов заданий, которые затем могут быть широко использованы в повседневной работе с учащимися, при проведении ЕГЭ;

3) накопление опыта по развитию исторического  образования, подготовка алитических материалов по результатам олимпиады.

 УРОВЕНЬ ПРЕДПОЛАГАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:

 Знать/ понимать

                              - факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы;

                              - принципы и способы периодизации истории;

                              - взаимосвязь и особенности истории России и мира,

                                национальной и региональной.

 Уметь                   - проводить комплексный поиск исторической информации в

                               источниках разного типа;

                               - осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника;

                               - различать в исторической информации факты и мнения;

 

                            - систематизировать разнообразную историческую информацию.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

                           - понимания и критического осмысления общественных процессов

                             и ситуаций;

                           - определения собственной позиции по отношению к явлениям

                             современной жизни;

                           - формулирования своих мировоззренческих взглядов и

                             принципов;

                           - осознания себя представителем исторически сложившегося

                            гражданского, этнокультурного сообщества, гражданином России.

Рекомендуемые Интернет-ресурсы для подготовки участников олимпиады.

      http://www. edu. ru/

      http://his.1september.ru/ index.php

      http:// www. shm. ru/

      http:// hermitage. museum. ru/

      http:// oldsval.chat. ru

      http:// oldru. narod.ru/

      http:// dinastya.narod.ru/

     

      http:// rusart.nm.ru/

      http:// www.encspb.ru/

Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

Учителю-предметнику в работе необходимо:

1.Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно - научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.

  1. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
  2. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
  3. Ребенку предоставить:
  • название темы.
  • план изучения темы
  • основные вопросы
  • понятия и термины, которые он должен усвоить
  • практические работы
  • список необходимой литературы
  • формы контроля
  • задания для самопроверки

  4. Для анализа результатов работы оформить таблицу:

  • предмет
  • дата и время консультаций
  • главные рассматриваемые вопросы
  • время работы с темой по программе
  • фактическое затраченное время
  • дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
  • невыясненные вопросы
  • причины отклонений от сроков.

 5. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать         психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

Формы и методы работы с одарёнными детьми

Методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи.

   Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

  1. исследовательский; 
  2. частично-поисковый; 
  3. проблемный; 
  4. проективный; 

Формы работы:

1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

2. консультирование по возникшей проблеме;

3. кружки, общества

4. дискуссия;

5. игры.

Очень важны:

  1. предметные олимпиады; 
  2. интеллектуальные марафоны; 
  3. различные конкурсы и викторины; 
  4. словесные игры и забавы; 
  5. проекты по различной тематике; 
  6. индивидуальные творческие задания; 

  Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие им  формы и виды творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Одаренные дети – наше достояние. Работа с одаренными детьми в рамках школьного научного общества

«Одаренные дети – наше достояние» – это моё глубокое убеждение.Однако на сегодняшний день существует проблема своевременного обнаружения признаков одаренности и правильного выбора форм обучения для од...

РАННЯЯ ОДАРЕННОСТЬ. РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

РАННЯЯ ОДАРЕННОСТЬ. РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...