СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
статья на тему
Совместная исследовательская работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya_issledovatelskaya_rabota.sindrom_emotsionalnogo_vygoraniya_docx.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная исследовательская работа
Толстокорова К.В. студентка факультета педагогики и психологии Стерлитамакского филиала
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
Малекина Г.М.
аспирант кафедры психологии Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
научный руководитель: Маджуга А.Г. доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии
Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
В современных условиях тема эмоционального выгорания преподавателей вузов становиться особенно актуальной. Преподавателям приходится противостоять влияниям эмоциональных факторов современной профессиональной среды: выполнять требования, предъявляемые профессией, при этом оптимально реализовывать себя и получать удовлетворение от педагогической деятельности.
Деятельность преподавателя неразрывно связанна с общением, подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения, что отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, ухудшении физического, эмоционального и психического самочувствия. Осознание своей не успешности и некомпетентности в профессиональной деятельности ведет к снижению мотивации и напрямую сказывается на процессе преподавания и отношении к студентам, что ведет к снижению эффективности преподавания, росту конфликтов со студентами, а так же снижается уровень усвоения студентами изучаемого материала.
В настоящее время не существует единой точки зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Эмоциональное выгорание некоторые авторы (Е. Махер, К. Кондо) рассматривают как разновидность стресса, где клиенты социальных служб выступают в качестве стрессогенных факторов. Однако другие исследователи не отождествляют эффекты выгорания и профессиональные стрессы, рассматривая «эмоциональное выгорание» не как разновидность стресса, а как результат влияния комплекса стрессогенных факторов (С. Маслач, А.Г. Абрумова, В.В. Бойко).
В.В. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание как синдром, как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения.
Эмоциональное выгорание представляет собой серьезную проблему для современной образовательной системы, поскольку оказывает влияние на личностный и профессиональный рост преподавателя, на взаимоотношения в педагогическом коллективе, а так же способствует раздражительности, личностной отстраненности, игнорированию индивидуальных особенностей студентов, мешает полноценному управлению педагогическим процессом и оказанию необходимой профессиональной помощи. В связи с этим возникает необходимость исследования эмоционального выгорания преподавателей вузов.
В соответствии с рассматриваемой проблемой целью нашей исследовательской работы становится исследование взаимосвязи синдрома эмоционального выгорании и черт личности преподавателя вуза. Объектом исследования является синдром эмоционального выгорания как вид личностной деформации. Предметом исследования выступают черты личности, способствующие или препятствующие синдрому эмоционального выгорания преподавателя вуза. Исходя из поставленной цели, мы предполагаем, что черты личности преподавателей влияют на развитие синдрома эмоционального выгорания. В исследовательской работе нами использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, констатирующий эксперимент, методы математической статистики, интерпретация полученных результатов. Экспериментальную базу исследования представляют преподаватели СФ БГУ со стажем работы не менее 5 лет.
В нашем исследовании мы будем опираться на рассмотрение эмоционального выгорания как синдрома, основываясь на исследованиях К. Маслач. Поскольку, в данной научной работе мы рассматриваем эмоциональное выгорание в контексте социальной сферы, а именно в сфере профессиональной деятельности преподавателя вуза, и опираемся на определение эмоционального выгорания как «состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы».
Согласно цели и выдвигаемой гипотезе, наше исследование состояло из нескольких этапов: во-первых, планирование и организация исследования: подбор психодиагностических методик, определение выборки испытуемых, во-вторых, проведение эксперимента и анализ его результатов; в-третьих, формулировка выводов и психолого-педагогических рекомендаций.
Для исследования нами были использованы следующие психодиагностические методики: «Методика диагностики профессионального выгорания» (MBI), «Тест-опросник» Г. Айзенка (EPI), тест Р.Б. Кеттелла («16 PF – опросник, форма А»), «Методика изучения акцентуаций личности» К. Леонгарда (модификация С. Шмишека). Выявленные черты личности, инициирующие развитие синдрома эмоционального выгорания, будут способствовать разработке и обоснованию программы профилактической помощи и профессионального сопровождения преподавателя вуза.
Для исследования взаимовлияния исследуемых параметров мы использовали корреляционный анализ данных по К. Пирсону. Корреляционный анализ данных по r-Пирсону показал, что эмоциональное истощение имеет прямые корреляционные взаимосвязи с экстраверсией, нейротизмом, гипертимностью, циклоидностью, демонстративностью, фактором А+ (открытость) и обратные корреляционные взаимосвязи с дистимностью, педантичностью, экзальтированностью, фактором N+ (утонченность). Корреляционный анализ данных по r-Пирсону показал, что деперсонализация имеет прямые корреляционные взаимосвязи с экстраверсией, нейротизмом, гипертимностью, циклоидностью, демонстративностью, фактором А+ (открытость) и обратные корреляционные взаимосвязи с дистимностью, педантичностью, экзальтированностью, фактором N+ (утонченность). Корреляционный анализ данных по r-Пирсону показал, что редукция личных достижений имеет прямые корреляционные взаимосвязи с педантичностью, дистимностью, экзальтированностью, фактором G+(сознательность), фактором N+ (утонченность) и обратные с экстраверсией, невротизмом, гипертимностью, циклоидностью, фактором А+ (открытость), демонстративностью.
Нами также разработаны психолого-педагогические рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания у преподавателя вуза:
1. Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.
2. Взять за правило: дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально. Иметь нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс.
3. Развивать динамичность установок. Человек с большим набором гибких установок и достаточно большим количеством разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен от негативных стрессов лучше.
4. Регулярный отдых, баланс работа – досуг. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).
5. Адекватный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. Чтобы просыпаться отдохнувшим, необходимо спать в среднем, 7–8 часов. Если имеется недостаточная продолжительность сна, можно ложиться на 30–60 минут раньше и контролировать результат через несколько дней. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.
6. Необходимо создание, поддержание «здорового рабочего окружения», когда осуществляется планирование очередности, срочности выполнения дел, управление своим временем.
7. Организация своей работы: частые, короткие перерывы в работе (например: по 5 минут каждый час), которые более эффективные, чем редкие и длительные.
8. Делегирование ответственности – разделение ответственности за результат деятельности с преподавателями, студентами, клиентами. Выработка умения говорить «нет». Люди, которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо это делать самому», напрямую идут к «выгоранию».
9. Наличие хобби (спорт, культура, природа), то есть интересы вне работы, позволяющие снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть.
10. Активная профессиональная позиция, принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения, действия по изменению стрессогенной ситуации.
11. Овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию).
12. Уходите от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ).
13. Вовлекайтесь в эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным).
14. Поддерживайте хорошую физическую форму (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ).
15. Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
16. Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
17. Проще относитесь к конфликтам на работе;
18. Не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем.
Таким образом, мы выяснили, что между синдромом эмоционального выгорания и чертами личности преподавателя вуза существует взаимосвязь, как прямая, так и обратная, что позволяет сделать вывод о необходимости изучения и исследования синдрома эмоционального выгорания в педагогической среде.
Список литературы
- Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика // Педагогические вести. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – № 5. – С. 34.
- Анастази А. Энциклопедия психологических тестов. Личность. Мотивация. Потребность. – М.: Изд-во АСТ, 2012. – 215 с.
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – СПб.: Питер, 2009. – 316 с.
- Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Питер, 2004. – 150 с.
- Белов В.М. Психология здоровья. – СПб.: Алетейя, 1997. – 231 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна, Л.И. Божович. – Воронеж: Ин-т практической психологии, 2009. – 349 с.
- Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгяд на себя и на других – М.: Информационно-издательский дом «Финиль», 1996. – 472 с. URL:http://www.psyliterature.narod.ru/Library/PDF/389.pdf (дата обращения: 10.10.2013).
- Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.
- Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во СПб ГУ, 2000. – С. 443 – 463.
- Cattell, R. B. Structured personality learning theory. –NY.:Praeger, 2001. – 25 р.
- Cherniss C. Long-term consequences of burnout: An exploratory study // J. of Organizational Behavior. – NY.: 1992. Vol. 13(1). – P. 11.
- Freudenberger H., Richelson G. Burnout: The high cost of high achievement. – NY.: 2005. – 200 р.
- Kondo K. Burnout syndrome // Asian medical. NY.: 2009. № 34. – P. 34-42.
- Maslach Cr. Burnout: A multidimensional perspective. In: Professional burnout: Recent developments in the theory and research // Washington D.C: Taylor &Trancis. NY.:2010. P. 19-32.
- MaslachС.,Schaufeii W.B., Leiter M. P., Burnout J. Annual Review of Psychology. – NY.: 2001. – 422 р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синдром эмоционального выгорания, профессиональные навыки поведения в эмоционально напряженных ситуациях.
Выступление для педагогического совета или методической комиссии по проблеме возникновения конфликтов. В работе рассматриваются способы поведения при возникновении конфликтных ситуаций, а так же возмо...
Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».
Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на ...
Синдром эмоционального выгорания
Синдром эмоционального выгорания...
Презентация к семинару "Синдром эмоционального выгорания у преподавателей"
Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку. В процессе трудовой деятельности происходит усиление каких-то черт личности человека (авторитарности у педагога, пунктуальности у машинис...
Презентация к семинару "Синдром эмоционального выгорания у преподавателей"
Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку. В процессе трудовой деятельности происходит усиление каких-то черт личности человека (авторитарности у педагога, пунктуальности у машинис...
Что такое синдром эмоционального выгорания?
ЧТО ТАКОЕ СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ?2.слайд Эмоциональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностны...
Синдром эмоционального выгорания
Технологический прогресс, стремительно набирающий обороты с каждым днем, несомненно, облегчил жизнь современного человека. Техника помогает нам экономить время, улучшает условия жизни, а также помогае...