Книжкина неделя(подготовительная группа)
проект по теме

 Вагидова Заира Рамазановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx80.69 КБ

Предварительный просмотр:

                                    г. Москва ГБОУ 2120 ДС-4

                                                         Подготовила:

                                                     Вагидова Заира

Проект «Книжкина неделя» (подготовительная группа)


Последнее время во всем мире снизился интерес к книге. На смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках. Книга в жизни человека постепенно уходит на второй план.

А ведь первые детские впечатления от книжек, когда еще мы сами не умеем читать, складываются не только из восприятия на слух прочитанных увлекательных историй или стихов, но и из разглядывания картинок, и из прикосновений к страничкам этого источника знаний .Нередко книги  становятся важнейшим источником формирование личности.

Видя  такое отношение к книге , группа Лисята  решила поучаствовать  в проекте  ,,Книжкина неделя” и  создать свою книжку-малышку с правилами поведения в саду. Очень важно показать, что книга-верный друг. Именно такая книжка поможет детям разработать основные правила и в дальнейшем не нарушать их.


Для реализации нашего проекта мы разработали следующий план:

•   Откуда берется книга  ?

• Уважительное отношение к книгам.

• Стремление к общению с книгами.

• Создание книжки-малышки.

• Любовь к художественному слову.

Вовлечение родителей в  воспитательно-образовательный процесс.

На первом этапе проводилось анкетирование

с родителями.

«Приобщение ребенка к художественной литературе»

Опрос детей «Моя любимая книга»

На основе ответов было выявлено, что

- дети мало знают детских писателей

- затрудняются назвать свою любимую книгу, любимого героя

- не многие родители беседуют с детьми по прочитанной книге

Реализация проекта проходила в соответствии с планом. Перед проведением мероприятий проекта «Книжкина неделя» в группе была создана развивающая среда. Оформлены выставки книг по темам

«Умные книжки»«Книжки-малышки»«Волшебные сказки».

Начался второй этап с беседы с детьми

 «История возникновения книги», целью которого было расширить знания детей о возникновении первых книг.

Вместе с детьми организовали ремонт книг и привили бережное отношение к книге.

Детские писатели.

Целью этого мероприятия было знакомство с творчеством С.Я. Маршака.

 Была показана детям сказка ,,Двенадцать месяцев” и оформлена выставка книг по его творчеству.

 Цель этого мероприятия - привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, познакомить с разными жанрами художественной литературы, вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Досуг проводился c детьми. Использовался ранее разученный музыкальный материал. Обложки и страницы для книжки   делали  совместно. В дальнейшем дети рисовали в своих книжках     правила, которые  они разработали совместно с родителями.

ЭПИГРАФ

Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок , творчества, воображения, фантазии, а без этого он запущенный цветок.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Читающий человек-мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к  книге , начиная с дошкольного возраста.

Проект-краткосрочный.

Участники-дети, воспитатель, родители.

ЦЕЛИ :  

привить детям любовь к книге,

создать вместе с детьми книжку-малышку.

Задачи

•   Сформировать интерес  к  художественной.

•   Научить высказывать суждения о поступках героев.

•   Развивать артистические способности детей.

•   Развивать выразительность  речи детей.
•   Познакомить детей с видами и назначением книг.
•  
 Уточнить роль писателей, художников-иллюстраторов и оформителей.
•  
 Учить детей создавать книгу своими руками.
•  
Развивать творчество, воображение, фантазию.
•  
 Создать условия для развития творческих способностей детей.
•  
 Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека.
•  
 Познакомить детей с различными жанрами книг.
•  
 Дать детям знание о роли библиотеки.
•  
 Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
•  
 Побуждать детей к сочинительству.
•  
 Активизировать речь детей, обогащать и расширять их словарь.
•  
 Вовлечь родителей в совместную с детьми творческую деятельность.
•  
 Пополнить развивающую среду творческими играми «Библиотека», «Книжный магазин».

Анкетирование родителей.

Опрос  детей.

План реализации

1 день.  История появления книжки.(Беседа).

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КНИГИ Как и у людей, у книг есть своя судьба и своя история. Давайте заглянем в далёкое прошлое книг. В этом самом виде, в котором мы привыкли их видеть в наше время, книги существуют уже более 500 лет. Но это не значит, что до этого времени человечество не знало книг вообще. Только вот книги имели другой, часто непривычный для нас вид. Наши далёкие предки были людьми изобретательными и использовали для изготовления первых книг то, что предлагала им окружающая природа. А как вы думаете, какие были первые книги, из чего они были сделаны? Там, где росли пальмы, люди научились делать страницы из пальмовых листьев, затем сшивали их в форме веера и писали на них тонкими заострёнными палочками. Такие книги назывались “Лонтраны” и существовали в Индонезии. Там, где не было никакой растительности, например, у жителей Крайнего Севера, писали на костях животных и моржовых клыках. Жители Азии писали на тканях. В Китае писали на шёлке. В античном мире писали книги на воске. Восковая табличка представляет собой деревянную доску, покрытую слоем воска. На них можно было писать и стирать написанное с помощью палочки – «стило», один конец которой был заострён для письма, а другой, полукруглый, стирал. Время от времени воск счищался, и дощечки покрывались им заново. Существующее выражение "с чистого листа" происходит именно из этой процедуры. Часто таблички складывались воском вовнутрь и соединялись по нескольку штук кожаным ремешком — получалась книжка. Дети на них учились, рисовали, поэты писали стихи, счетоводы вели счета. береста Несколько тысячелетий тому назад вавилонцы и ассирийцы придумали писать на глиняных табличках - специальной палочкой выдавливали буквы в виде клинышков. Поэтому такая письменность и носит название “клинопись”. Каждая табличка нумеровалась, затем сырые глиняные таблички обжигались в печи – они становились не мягкими и хрупкими, а твёрдыми, складывались в корзину. И это тоже была книга! А в Древней Руси люди писали на бересте – это был дешёвый, но недолговечный материал. С берёзы снимали верхний слой коры, кипятили, скоблили. После этой обработки, береста становилась мягкой, эластичной. На ней писали острым железным или костяным стержнем. Сохранилось не очень много таких берестяных грамот. Древние египтяне приблизились в большей степени к современным представлениям о книге. На берегах Нила, в Древнем Египте, рос папирус. Стебель этого растения очень легко расщепляется на волокнистые ленты. Из них вручную делали длинные полосы, выглаживали и сворачивали в свиток. Записи на этой ленте делались столбиками. Текст писали: красной охрой – заголовки, черной сажей – основной текст. Затем папирусная лента сворачивалась в трубку и аккуратно хранилась. На них египтяне записывали стихи, рассказы, всевозможные сведения, используя иероглифы, или рисуночное письмо. На папирус рос не везде, а папирусный свиток плохо сохранялся: крошился, рассыпался, писать на нём можно было только с одной стороны. И люди нашли новый материал: к середине XV века папирус был вытеснен пергаментом. Это тонкая, как плёнка, специально обработанная кожа овец, коз или телят. Изготовляли его недалеко от города Пергам, вот откуда это название. Пергамент, в отличие от папируса, не трескался, он был очень прочен, его можно сгибать, использовать обе его стороны. Это особенность способствовала появлению новой формы книги. Куски пергамента складывали пополам: из каждого выходило как бы два листа, и так вкладывали их один в другой. Писец писал книгу, затем она отправлялась к переплетчику. Тот сшивал каждую секцию бечевками по линии сгиба. Далее заготовлялись деревянные обложки, которые скреплялись с листами. На обложки приклеивали большой кусок кожи, закрывая им сгибы секций. Готовые книги украшались богатым окладом, драгоценными камнями и бережно хранились. На одну книгу подчас требовалась кожа целого стада овец. Стоили такие книги очень дорого. Чтобы уберечь от воровства, в библиотеках их часто приковывали цепями к столу. Появление бумаги было очень важной исторической вехой в культурномразвитии человечества. Она сразу расширила применение письменности, которая до этого времени оставалась достоянием лишь царей, их приближенных и небольшого круга ученых. Бумагу изобрели в Китае. Заслуга этого великого изобретения приписывается китайцу Чай Луню, который жил примерно около двух тысяч лет назад. Китайцынастолько ценили его изобретение, что даже причислили этого человека к лику богов, воздвигали в честь него храмы. Китайцы ревностно хранили секрет производства бумаги. Более 800 лет никто в мире не мог сделать бумагу, и покупали её только у китайцев. Сначала бумагу вручную изготавливали из шёлка, потом из тряпья, потом из перемолотого дерева – целлюлозы. Но в мире не существует вечных секретов. Пришло время, и тайна изготовления бумаги была силой выпытана арабами у пленных китайцев. От арабов секрет распространился среди европейских народов и по миру. Она стала во всех странах идеальным материалом для письма. Первые книги были рукописные, не такие как сейчас. Их писали в ручную, знающие грамоту люди – писцы. Это были церковные служители. Приступая к работе, писец брал стопку листов и тщательно расчерчивал их параллельными линиями. Для письма использовались гусиные перья. Перо сначала нужно было расщепить и заточить. Делали это небольшим ножичком, который с тех пор называется перочинным. А писалась рукопись чернилами. Первые чернила делали из дубовых орешков. Заголовки или первые буквы писец писал красной краской или растворённым золотом, которое приготавливали из золотого порошка, смешанного с рыбьим клеем. Теперь вы понимаете, откудапошло выражение “писать с красной строки”. Рукописи писались очень медленно, целый год при свечах и лучинах, это был тяжёлый труд. Изобретателем книгопечатания является Иоганн Гутенберг. Гениальное изобретение Гутенберга состояло в том, что он изготовлял из металла подвижные выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, набирал из них строки и с помощью пресса оттискивал на бумаге. При помощи этого способа он напечатал свою первую книгу, знаменитую Библию Гуттенберга, между 1453 и 1456 годами. Шрифт Гуттенберга хранился в кассе, каждая буква отдельно. Если брать из ящика буквы, то было очень просто набирать слова, строчки, страницы. Набрав текст и напечатав страницу, можно было разбирать и раскладывать буквы по своим местам, после чего можно было набирать очередную страницу. Эта система используется до наших дней, хотя изобретатели сделали немало, чтобы ускорить этот процесс. На Руси начало книгопечатанию положил Иван Федоров. …19 апреля 1563 года Иван Федоров приступил к набору первой страницы первой печатной книги. За его работой с большим интересом следил пришедший в типографию царь Иван Грозный. «Апостол» - первая книга на русском языке, которую отпечатал почти пятьсот лет назад Иван Федоров. За свою долгую многотрудную жизнь И. Федоров выпустил несколько книг. Среди них и первый русский учебник. Это была грамматика. Позже стали издаваться и другие книги. Сейчас они издаются миллионами экземпляров. Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, Она рупор человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей.

Знакомство с пословицами:

Сказанное слово забудется, написанное в книге запомнится.

Испокон века книга растит человека.

Кто читает, тот много знает

- Эмоционально-речевая разминка «ПОСЛОВИЦЫ». (Дети произносят пословицы о книгах с различной интонацией: весело, вопросительно, удивлённо, утвердительно).

 

2 день. “Книжкин дом”
Задачи: дать детям представление о библиотеке. Библиотека происходит от греческих слов “библио”- книга и “тека”- хранилище. Т. е. место, где книги хранятся. Но если просто хранить книги-это склад, в библиотеке книги живут, работают, доносят информацию до читателей. Для нас сейчас библиотека это привычное явление. Раньше к книгам отношение было уважительное и, почти, суеверное. Первые библиотеки создавались храмах, где хранились священные книги. Дать детям представление о крупнейших древних библиотеках в Александрии (Египет, публичной Римской и исчезнувшей библиотеке Ивана Грозного. Рассказать о существовании электронных библиотек, о том, что в настоящее время многие книги, особенно, редкие “ оцифровывают”, они становятся доступными для читателей в разных регионах. Необходимо организовать эксуксию в настоящую библиотеку, чтобы дать детям представление как она работает. Дать представление о работе библиотекаря, его функиональных обязанностях. Донести информацию о крупнейших библиотеках России.

Сюжетно-ролевая игра “В библиотеке”.

3 день.  Книжкина  больница.(Практическое занятие).

Мы с детьми собрали все книги ,которые нуждались в ремонте и ,,вылечили.

Задачи: воспитание бережного отношения к книгам, как к другу и источнику знаний, собеседнику, учителю. Совершенствовать навыки работы с ножницами. линейкой. Привести несколько высказываний великих людей о книгах и их значении в развитии человека. Напомнить детям, о том, что во все времена книги берегли, что бы не утратить знания и накопленный опыт, создавали необходимые условия, реставрировали и т. п. Начать необходимо с сюрпризного момента - появление игрушки Мишки-Буки. Мишка все портит, ломает. Портит и книги, так как читать не умеет и злиться, рисует в них, вырывает листы и т. п. Он испортил все книги в лесной библиотеке. И Сова, хранительница знаний, просит детей помочь вылечить книжки. Объяснить детям как надо ремонтировать книги: приготовить листы бумаги, линейки, ножницы, кисти, тряпочки, специальный клей. Показать как проходит ремонт. Объяснить, что в библиотеках и хранилищах проходит другая реставрация книг, более тщател ная и скурпулезная. Предложить детям отремонтировать книги и вернуть их в лесную библиотеку.

Сюжетно-ролевая игра “Книжкина больница”, “Школа. Сюжет: учим Мишку читать”.

Дидактическая игра “Кому что нужно” (профессии и необходимые инструменты).

4 день “Прощание с книжкой-малышкой”.

Задачи: учить детей выделять из множества книг, те которые соответствуют их возрасту. Предложить пересмотреть книги, имеющиеся в групповой библиотеке, отобрать книг для самых маленьких. Развивать у детей стремление сделать приятное другому, доставить ему радость. Уточнить по какому принципу отбирали книги ребята. Красочно оформить коробку для этих книг и торжественно передать малышам.

Викторина по сюжетам книг, одобранных для малышей.

Сюжетно - ролевая игра “Детский сад”.

Изобразительная деятельность “Мой любиный книжный персонаж”.

5 день. “Любимые книги детства - произведения С. Я. Маршака.

Цель:

 познакомить детей с творчеством детского писателя С. Я. Маршака.

Задачи:         

познакомить с биографией писателя, его произведениями; сформировать эмоционально - образное восприятие произведений, чувствовать и понимать образный язык рассказов; воспитывать внимание к сверстниками, близким, умение совершать для них добрые дела, побуждать к положительным поступкам. Развивать умение оценивать поступки. Приобщаться родителей к семейному чтению.

1. Подбор материала (произведения, портрет писателя, пословицы о книгах).

Образовательная область. Познавательной - речевое развитие. Чтение произведений С.Я.Маршака, оформление выставки по произведениям.

день.  Знакомство с творчеством С. Я. Маршака. (Комплексное занятие)

Родился Маршак Самуил Яковлевич в 1887 году в городе Воронеже. Его семья была небогатой. Отец был простым рабочим на заводе. Он всегда рассказывал детям что-то интересное, познавательное. Будущий писатель всегда вспоминал его с огромной любовью. Послушным мальчиком маленький Маршак никогда не был. Скорее - наоборот. Он очень часто ввязывался в драку во дворе, соседские мальчишки уходили домой со слезами и ссадинами. Дома мог с легкостью разбить банку с вареньем или вазу. Он был сплошной ураган.

Писать небольшие тексты он начал в 4 года. А уже в 11 лет он написал настоящие большие произведения. Парень увлекался иностранными языками. Особенно хорошо знал английский, так как учился в одной из школ Англии.
В 1923 году писатель стал одним из сотрудников театра для юных зрителей в городе Петрограде. Тут же он выпускает первые сказки для детей в стихах «Пожар», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Детки в клетке» и многие другие.

Так же он преподавал в кружке детских писателей. Самуил Яковлевич очень любил детей. Многие его работы написаны для них. Главными героями его произведений очень часто выступают сами дети. Писатель поэтому и работал там, где был в окружении детей. Он передавал им свой опыт.

        

6 Рождение книжки.(Практическое занятие) 

Социально - коммуникативное развитие: Дидактические игры: “ Что лишнее?”(по набору предметов определить что лишнее и назвать произведение)

-рыба, огурец, удочка, картина (Огурцы).

-шляпа, собака, клюшка, портфель (Живая шляпа).

-чайник, кастрюля, крупа, колбаса (Мишкина каша).

Д/игра: “ Бюро находок” (дети по очереди из чёрного ящика достают предмет и отвечают из какого-либо произведения потерялся этот предмет).

-шляпа (Живая шляпа).

-лопата (На горе).

-акула (Фантазеры).

-глобус (Незнайка на луне).

-нитки, иголка (Заплатка).

Физическое развитие: Разучивание физкультминутки: “ Незнайка”.

Наш Незнайка потянулся

Руки в Боки и нагнулся,

Встал, присел и снова встал.

На носочки встал легонько

И за парту сел тихонько

Делаем книжку своими руками.

“ Мои любимые  правила.(рисование)

7день.  Литературная гостиная.(,,Сказка о глупом мышонке”)

Задачи.

Развивать речь .Усовершенствовать артистические данные детей.

Вывод:

В ходе реализации проекта ,,Книжкина неделя” дети стали более любознательными, у них появился интерес к книгам, потребность в семейном чтении книги ,а самое главное-дети своими руками создали книжку, куда они могут рисовать правила, которые они разработали вместе с воспитателем и родителями .Дети были очень рады .А это значит, что вся проведенная работа не прошла  даром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Книжкины именины"

В помощь учителю литературы....

Сценарий праздника посвященный Неделе детской и юношеской книги “С книгой весело шагать (Книжкин калейдоскоп)”

2 апреля Международный День Детской Книги.Начиная с 1967 года по инициативе и решению Международного совета по детской книге (International Board on Books for Young People, IBBY) 2 апреля, в день рожд...

Книжкина Неделя

Отчёт о проведении Недели книги в школе...

Проект "КНИЖКИНА НЕДЕЛЯ"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО - ТВОРЧЕСКО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТтематическая неделя с 19 марта по 31 марта 2013 года...

Буклет к проекту "КНИЖКИНА НЕДЕЛЯ"

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ тематическая неделя  «НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ»...

литературный праздник "Книжкины именины"

праздник предназначен для 1-4 классов коррекционной школы VIII вида...