Возможности инновационного кластера как образовательного сервиса для профессионального сообщества
статья
Описание работы по созданию инновационных кластеров и сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями Приморского района Санкт-Петербурга и федеральными учреждениями культуры и науки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности инновационного кластера
как образовательного сервиса
для профессионального сообщества
Миссия ИМЦ - сопровождение развития современной районной системы образования. Ключевыми направлениями деятельности являются: информационно-методическое обеспечение развития образовательной системы района, организационно-методическая помощь в системе непрерывного образования, сопровождение опытно-экспериментальной и инновационной деятельности, распространение и поддержка педагогических достижений, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Если сейчас все говорят о том, что введение нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и новых Федеральных государственных образовательных стандартов должны создать модель выпускника XXI века, то, в первую очередь, мы должны понимать - за всем этим стоит создание новой модели педагога и руководителя. Современный учитель и современный руководитель образовательного процесса предполагают смещение акцентов с «образования у доски» на грамотное сопровождение обучения. А это предполагает: и методически грамотно выстроенную систему повышения квалификации и аттестации педагогов, и повышение педагогического мастерства, и распространение и тиражирование передового опыта, и четко организованную психологическую поддержку учителя, и преодоление «сопротивления масс».
Вследствие этого организациям дополнительного профессионального педагогического образования очень важно пересмотреть подходы к вышеназванным направлениям деятельности, придать новый импульс для развития современного учителя, потому что только современный учитель может вырастить современного выпускника, а значит, и свою деятельность ИМЦ должны организовывать по-новому. В этом их главная задача.
Информационно-методические центры созданы для решения единой задачи, но все эти учреждения уникальны в решении этой задачи, каждый реализует четко обозначенные направления деятельности по-своему, используя присущие только им образовательные сервисы.
Вся наша жизнь – и личная, и профессиональная, - крутится вокруг одних и тех же вопросов и истин. Все люди рано или поздно понимают это и пытаются дать исчерпывающие ответы на возникшие вопросы. Вот и мы, описывая нашу работу и очерчивая перспективы, сегодня задаем себе вопросы, и сами на них отвечаем.
Почему мы работаем так? ИМЦ Приморского района работает в особых условиях: район – один из самых больших и молодых в Санкт-Петербурге, имеет особую значимость для развития инфраструктуры города, расширяет экономическую и образовательную базу мегаполиса в целом. Объединяя инфраструктуру образовательных организаций района для реализации введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов и направлений развития системы образования Санкт-Петербурга, ИМЦ организует свою работу в режиме инновационного кластера.
Понятие сетевого взаимодействия в нашем обществе разноречиво, кому-то нравится, кто-то относится к нему скептически. Образовательные организации Приморского района функционируют в режиме инновационного кластера вот уже несколько лет. Методическое сопровождение ИМЦ такого вида работы дает конкретные положительные результаты, и на настоящий момент вся инновационная деятельность системы образования района планируется в соответствии с выстроенной и апробированной моделью сетевого взаимодействия.
Разработка инновационного кластера началась в 2009 году с тесного партнерского взаимодействия с Государственным Русским музеем в режиме опытно-экспериментального проекта, но в течение некоторого времени мы пришли к выводу о необходимости выстраивания модели взаимодействия. Проект «Модель устойчивого взаимодействия учреждений образования удаленного от исторического центра административного района мегаполиса и Федерального учреждения культуры» был завершен в 2012 году и стал результатом опытно-экспериментальной сетевой деятельности 26 образовательных организаций.
Опираясь на фундамент создаваемой модели взаимодействия с Русским музеем, внося необходимые коррективы, мы в 2010 году начали работу над созданием модели теперь уже с научно-исследовательским учреждением высшей школы – «Головным центром мониторинга и сертификации отраслевой системы» НИУ ИТМО - «Создание районной системы управления качеством образования с использованием современных технологий». Цель обеих моделей была одна: улучшение качества образования в Приморском районе.
Зачем? Созданные модели, имея в главном общую цель – повышение качества образования, в задачах имели отличительные черты: в первой модели – применение музейно-педагогических технологий в образовательном процессе современной школы, что является неотъемлемой частью общего и дополнительного образования в Санкт-Петербургской школе и, несомненно, усиление воспитательного аспекта деятельности партнеров - школы и учреждений культуры. Во второй модели - измерение грамотности и компетентности обучающихся. Применяя образовательные сервисы сетевого взаимодействия, мы не только сопровождаем инновационную деятельность организаций, ведем опытно-экспериментальную работу сами, но и эффективно работаем по другим направлениям.
Одним из ведущих направлений деятельности ИМЦ является повышение квалификации и организационно-методическое сопровождение обучения педагогических работников. За период функционирования инновационных кластеров по лицензированной программе ИМЦ «Организация социокультурной деятельности обучающихся» в разной форме было обучено около 200 музейных педагогов школ и дошкольных образовательных организаций, по программе «Педагогические измерения в системе мониторинга с использованием новых ИКТ» обучено 500 человек, из них более 50 человек получили специальные сертификаты как разработчики оценочных средств (тестов) для автоматизированной системы педагогического измерения. Одновременно с этой работой осуществлялись: консультирование, методическая поддержка, проведение более чем 60 организационно-педагогических, научно-практических конференций и семинаров различного уровня, включение и успешная реализация номинации «Лучший музейный педагог в программе районного конкурса педагогических достижений «Грани педагогического мастерства».
Для грамотного ведения инновационной деятельности на базе ИМЦ был организовано обучение по программам повышения квалификации «Инновационное развитие петербургской школы» и «Инновационное проектирование образовательной среды» для 75 руководящих работников и кадрового резерва руководителей образовательных организаций.
Без использования средств информатизации и современного программного обеспечения педагог не сможет использовать медиа-ресурсы 6 открытых в Приморском районе Информационно-образовательных центров «Русский музей: виртуальный филиал» и наполнить кодификатор результативности грамотности и компетентности школьников. Для эффективного сопровождение инновационных процессов районной системе образования ИМЦ создает условия для внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. В районе обучено более 1000 человек использованию информационных технологий в педагогической деятельности, что отвечает современным профессиональным требованиям.
По уникальному проекту Русского музея в разных странах мира на базе университетов, центров социального обеспечения, Национальных библиотеках открыто более 100 Информационно-образовательных центров «Русский музей: виртуальный филиал», и только в Приморском районе ИОЦ открыты на базе образовательных организаций, что значительно расширяет границы образовательной среды, обогащает, насыщает образовательный и воспитательный процесс в современном образовании.
Кодификаторы результативности обучения школьников насчитывают 150 тестов по предметам «Русский язык» и Математика» в начальной школе, что позволяет педагогу перейти от формального тестирования к объективному измерению грамотности и компетентности школьников, и может быть использовано всеми участниками образовательного процесса: учениками и учителями, руководителями и родителями, органами управления образования.
ИМЦ осуществляет организационное и информационное сопровождение педагогических процессов: обобщает и диссеминирует передовой опыт, являясь опытно-экспериментальной площадкой по созданию методологии сетевого эксперимента инновационной деятельности по сопровождению педагогических работников образования. Партнерами ИМЦ в этом кластере являются: ГБОУ гимназия №116, накопившая значительный опыт в сопровождении педагога от становления до получения высоких результатов педагогической деятельности, в том числе, победителей и обладателей Малой жемчужины всероссийских конкурсов «Учитель Года России», «Педагогический дебют», «Воспитатель Года России», и создающая модель психолого-педагогического сопровождения педагога в формировании инновационной культуры. И еще ряд образовательных учреждений района.
В результате использования такого сервиса, как всесторонний мониторинг и анализ инновационной деятельности образовательных организаций и педагогических работников, используя материалы, предоставленные участниками сетевых экспериментов при публичных докладах, проведении семинаров, конференций и публикации результатов деятельности, ИМЦ ведет эффективную аналитическую деятельность.
Что дальше? Используя опыт создания модели сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров, ИМЦ стал единым координационным центром в организации инновационной деятельности районной системы образования, создал определенный алгоритм действий для эффективного ведения инновационной работы, который можно использовать для создания опытно-экспериментального кластера любого направления: это создание устойчивой нормативно-правовой базы, разработка методологии сопровождения педагогов и образовательных организаций в ведении инновационной деятельности, повышение квалификации и стимулирование педагогов, проведение мониторинга и распространение передового педагогического опыта. На сегодняшний день ИМЦ является координатором и куратором инновационной деятельности 23 образовательных организаций, объединенных в восемь кластеров. Сетевая опытно-экспериментальная деятельность организаций реализуется по направлениям Стратегии «Петербургская школа 2020». Модели, разработанные за последние годы, представлены ИМЦ на конкурсе инновационных продуктов в 2012 году и в 2013 году, где получили высокую оценку, в 2013 году - приз «Овация».
Итак. ИМЦ - важнейшее связующее звено, осуществляющее взаимосвязь партнеров по инновационной деятельности.
Во-первых, Государственный Русский музей и НИУ ИТМО как носители ресурсов (материально-техническая поддержка, наука, произведения искусства, ресурсы медиатеки и др.); во-вторых, образовательные организации как носители содержательной и практической частей инновационной деятельности (создание кодификаторов, проведение уроков, мастер-классов, обучение педагогов, тестирование обучающихся и пр.); в-третьих, ученики, их родители, все участники образовательного процесса как заказчики образовательных и воспитательных услуг.
Масштабы сетевой инновационной деятельности образовательных организаций Приморского района грандиозны, но останавливаться на достигнутом мы не можем, важно продолжать движение и расширять горизонты взаимодействия. Следующий наш инновационный проект – это сотрудничество с Президентской библиотекой им. Б.Н. Ельцина. Все образовательные организации Приморского района смогут значительно эффективнее организовывать образовательный и воспитательный процессы, используя ресурс Президентской библиотеки. Для этого в ИМЦ открывается электронный читальный зал с его многообразными функциями. Об этом уже заключено Соглашение с Генеральным Директором библиотеки.
О масштабе данного проекта будут судить уже будущие выпускники и педагоги Приморского района. А информационно-методический центр всегда открыт для сотрудничества и приглашает профессиональные сообщества стать его социальными партнерами и вместе организовывать работу в рамках современных образовательных сервисов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/13/picture-497330-1413168215.jpg)
Методическая разработка "Применение инновационных образовательных технологий в Профессиональном лицее № 45. Учебный магазин как образовательная технология"
В данноё методической разработке представлена инновационная педагогическая технология профессиональной школы, направленная на практико-ориентированное обучение студентов, - создание учеб...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/12/picture-985202-1513070413.jpg)
Распределенные профессиональные сообщества как ресурс обогащения образовательного пространства школы
Образовательный Холдинг – формирование у школьников и педагогов умения самостоятельно учиться и переучиваться. Проводится целенаправленная работа по формированию навыков работы с информацией, об...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/12/picture-985202-1513070413.jpg)
Дорожная карта профессиональных сообществ Образовательного холдинга
Дорожная карта Сетевого профессионального сообщества на 2017-2018 годы. Проблемы и перспективы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/12/picture-985202-1513070413.jpg)
Проект "Распределенные профессиональные сообщества как ресурс обогащения образовательного пространства школы"
Проект направлен на обеспечение нового качественного состояния образовательной системы школы. Индивидуальный опыт представителей разных профессиональных сообществ физически распределенных групп людей,...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/04/picture-1151891-1562241637.png)
Интернет-ресурс для поддержки работы единого профессионального сообщества педагогических работников и специалистов, участвующих в реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов является одним из важнейших аспектов государственной политики Российской ...
Практики создания профессиональных сообществ для повышения образовательных результатоd
https://youtu.be/5-qqDT1CEnk...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/12/picture-1481446-1694546355.jpg)
Образовательное событие и профессиональное обучающееся сообщество в деятельности педагога
Статья на основе одноимённого доклада, сделанного на V международной конференции "Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра", декабрь 2022 г.Данная статья посвящена анали...