Сплочение классного коллектива на основе гражданской идентичности
статья на тему

Лобанова Татьяна Николаевна

Актуальность проблемы о роли классного руководителя в создании классных традиций как основы сплочения коллектива на основе гражданской идентичности обусловлена социокультурной, экономической  ситуацией в стране. Из года в год изменяется контингент учащихся в школах. Классы становятся многонациональными, изменяется поликультурный состав. Общество требует внимания, чтобы каждый человек нашего государства обладал коммуникативным взаимодействием, был ответственен  в свободе личностного выбора.   «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, - отмечается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, - его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны». Перед классным руководителем ставятся задачи формирования классного коллектива, создания благоприятного микроклимата в классе, корректировка и регулирование межличностных отношений учащихся. Каждый классный руководитель решает эти задачи по своему, но с каждым днем приходится искать новые формы работы со школьниками. Актуальность исследования процесса формирования гражданской идентичности наиболее высока в подростковом и юношеском возрасте, так как совпадает с процессом их  осознания себя и своего места в мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл splochenie_klassnogo_kollektiva.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Школа №125»

Сплочение классного коллектива на основе гражданской идентичности

Выполнила : Учитель, классный руководитель

Лобанова Татьяна Николаевна

г. Нижний Новгород

2017

Содержание:

  1. Актуальность темы……………………………………………………..3
  2. Гражданская идентичность…………………………………………….4
  3. Традиции класса и роль классного руководителя…………………….5
  4. Заключение……………………………………………………………...12
  5. Список литературы …………………………………………………….13

  1. Актуальность темы.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, несёт равные обязанности.

Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Актуальность проблемы о роли классного руководителя в создании классных традиций как основы сплочения коллектива на основе гражданской идентичности обусловлена социокультурной, экономической  ситуацией в стране. Из года в год изменяется контингент учащихся в школах. Классы становятся многонациональными, изменяется поликультурный состав. Общество требует внимания, чтобы каждый человек нашего государства обладал коммуникативным взаимодействием, был ответственен  в свободе личностного выбора.   «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, - отмечается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, - его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны». Перед классным руководителем ставятся задачи формирования классного коллектива, создания благоприятного микроклимата в классе, корректировка и регулирование межличностных отношений учащихся. Каждый классный руководитель решает эти задачи по своему, но с каждым днем приходится искать новые формы работы со школьниками. Актуальность исследования процесса формирования гражданской идентичности наиболее высока в подростковом и юношеском возрасте, так как совпадает с процессом их  осознания себя и своего места в мире.

  1. Гражданская идентичность

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего  образования в главе « Требования к результатам освоения основной образовательной программы» записано:  

«Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  • российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
  • гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • готовность к служению Отечеству, его защите;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире».1

«Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющие для индивида значимый смысл, это признак (качество) гражданской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта. Структура гражданской идентичности включает в себя три основных элемента: когнитивный – знание о принадлежности к данной социальной общности, ценностный – наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности и эмоциональный – понятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства, как результат действия двух первых». 2   Гражданская идентичность будет выполнять защитную функцию, функцию самореализации и самовыражения в том случае если у ученика будет единство интересов с данной социальной общностью.

     Достижение гражданской идентичности – важная задача развития личности. Личность формируется в социуме. В формировании личности участвует семья, школа, социальная среда, СМИ, влияет и биологический фактор.

«Ценностные нормативные характеристики личности как идеального представителя гражданского общества, обеспечиваемые мероприятиями по формированию гражданской идентичности, этнической идентичности и общечеловеческой идентичности включают:

-      Осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире;

-        Гражданский патриотизм;

-        Установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»;

-        Готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие;

-        Осознание своей сопричастности к судьбам  человечества;

-        Установка на владение универсальными способами познания мира.

Осуществление задачи формирования гражданской идентичности  в контексте общего образования как ведущей социальной деятельности общества приведет к следующим личностным и социальным эффектам:

-        осознанию учащимися себя гражданами России;

-        укреплению российской государственности;

-        росту конкурентоспособности российского общества;

-        уменьшению риска распада нашей страны на отдельные территории по этническим, конфессиональным и/или региональным параметрам».3

Гражданская идентичность – важное качество человека в обществе.

  1. Традиции класса и роль классного руководителя.

В современной школе  классный руководитель – главное звено в воспитании детей. Он сотрудничает со всеми: с семьей, социальным педагогом, психологом, учителями предметниками и т.д. Классный руководитель из года в год обеспечивает и социальную среду ребенка. Ведь каждый из нас посещает библиотеки, выходит с детьми в театры, кинотеатры, в музеи, ездит на экскурсии. Это уже сложившиеся традиции. Но так как каждый класс индивидуален, то приходится изучать и планировать воспитание  каждого ребенка в классе, находить индивидуальный подход к каждому ученику, и  формировать дружный, «зрелый» коллектив (с выработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой деловых отношений и форм совместной деятельности, органами самоуправления). Чувство «Мы» позволяет ребенку чувствовать себя уверенно перед сложной и не всегда понятной ему социальной реальностью. Приведу высказывание А. Барбюса: «Личность, сливаясь с коллективом,  не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования». Работа по формированию коллектива на основе гражданской идентичности должна проводиться последовательно, целенаправленно. И помогают нам в этом наши традиции класса. На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции школьного ученического коллектива создают атмосферу взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимопонимания. Они обеспечивают социально-психологические  предпосылки для возникновения у личности чувства своей значимости, нужности, востребованности. Всё это обеспечивает устойчивость и, одновременно, динамизм функционирования воспитательной системы, по мнению А. С. Макаренко, «скрепляет» её. Традиции - это обычаи, порядки, правила поведения, возникающие в коллективе, целенаправленно оберегаемые им и передаваемые от одного поколения воспитанников к другому.

Я работаю в школе с 1992 года и имею опыт по формированию классного коллектива. Теперь я могу сказать, что за многие годы в моих классах выработались традиции,  и они передаются из поколения в поколение. Основа моей работы как классного руководителя, является воспитательная система. Я опираюсь на системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов общего образования  нового  поколения. Он нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Системно – деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.  Для включения ребенка в активную коллективную деятельность необходимо делать так, чтобы ему было интересно. Приведу высказывание Яна Каменского "Дети охотно всегда  чем  ни-будь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать".

В нашем классе существуют разные виды традиций: культурно-исторические, спортивно-оздоровительные, школьные и классные традиции. Как классный руководитель я вижу, что каждый ребенок, независимо от своих индивидуальных особенностей, нации, темперамента любит участвовать во внеклассных и межшкольных мероприятиях, поддерживая тем самым традиции, которые выработались годами. Как приятно смотреть на детей, когда они увлечены общим делом, когда у них «загораются глаза» от новых идей. Формирование классного коллектива – задача непростая и главная роль принадлежит классному руководителю. Приведу высказывание Д.Уэбстера «Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим».

Каждый день, приходя в школу, классный руководитель выполняет важные задачи:

- является консультантом и помощником для детей;

- является организатором деятельности;

- отслеживает индивидуальное развитие ученика;

- способствует вовлечению учащихся в различные виды деятельности;

-является ответственным за формирование и оценивание портфолио ученика.

Исходя из данных задач классный руководитель в современной школе, должен постоянно самообразовываться, искать пути привлечения учащихся в школьные, классные дела. Важна  личность педагога. Только любовь к детям, сотрудничество, сопереживание,  личный пример будет формировать ученика  - как ответственного гражданина.

Как классный руководитель я строю свою работу по следующим направлениям:    

  • Ученье свет
  • Мое здоровье
  • Гражданин России
  • Радость труда
  • Береги природу
  • Любимая семья
  • Мы – таланты
  • Культура

В результате работы по данным направлениям сложились и традиции класса, и  я приведу примеры традиций, в результате которых формируется гражданская идентичность школьника. ( табл. 1).

Таблица 1

Традиционные мероприятия (пример)

Реализуемые направление (я)

Формы и виды работы

Характеристики личности,

обеспечиваемые

мероприятиями по формированию гражданской идентичности

Культурно-исторические традиции

Покровские дни

Рождество

Масленница

Гражданин России

Ученье - свет

Праздник;
открытые уроки

Готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий; толерантность к иному мнению, иной позиции, иному взгляду на мир; великодушие;

Школьные традиции

1 сентября – День Знаний

( классный час «Конституция Российской Федерации»)

Гражданин России

Библиотечный урок

Осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире

Неделя защиты животных

Береги природу

Мы-таланты

Конкурс рисунков

Живая газета

Установка на владение универсальными способами познания мира.

Экологический урок

Береги природу

Открытый урок

Осознание своей сопричастности к судьбам  человечества;

Праздники 9 мая и 23 февраля

Гражданин России

Тематический классный час

Гражданский патриотизм

Акция «Накормите птиц»

Береги природу

Радость труда

Изготовление кормушек

Установка на владение универсальными способами познания мира.

Апрельский день

Радость труда

субботник

Гражданский патриотизм

Агитбригада

Береги природу

Номер-выступление

Гражданский патриотизм

Установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»

Классные традиции

Законы класса

Гражданин России

Выпуск газеты

Осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире

День матери

Любимая семья

Вечер-концерт

Установка на владение универсальными способами познания мира.

Летопись семьи

Гражданин России

презентация

Осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире

Мое хобби

Культура

Мы - таланты

Защита проекта

Установка на владение универсальными способами познания мира.

Минута славы

Мы- таланты

концерт

Установка на владение универсальными способами познания мира.

Встреча с ветеранами

Гражданин России

Классный час

Круглый стол

Гражданский патриотизм

Любимая моя

Мы – таланты

Культура

Любимая семья

Праздник

Осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире

Веревочный конкурс

Мое здоровье

Выход на природу, конкурс

Готовность к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий

Встреча выпускников

Культура

огонек

Осознание своей сопричастности к судьбам  человечества

Ученик года

Учение – свет

Культура

Мы- таланты

Торжественный вечер-концерт

Установка на владение универсальными способами познания мира.

Экскурсии

Установка на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»

Традиции нашего класса благотворно влияют на каждого ученика. Ребятам доставляет радость участвовать в интереснейших мероприятиях: готовить вечера, праздники, огоньки. С удовольствием они работают на открытых уроках, являются участниками классных часов, обсуждают проблемы за круглым столом. Это формирует у них гражданскую позицию и хочется верить, что они будут достойными гражданами нашего Российского государства.

  1. Заключение

Классные традиции могут изменяться, это зависит от требования времени, но основные школьные  – как правило, сохраняются. Это и понятно, потому что они отражают  и воспитывают гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире. Роль классного руководителя в создании классных традиций как основы сплочения коллектива на основе гражданской идентичности велика. Только педагог может правильно помочь каждому ученику сделать свой выбор, самореализоваться. Не стоит пренебрегать сложившимися традициями. Только они помогут формировать у школьника гражданское поведение, быть достойным гражданином своей страны.

 

_______________________________________________

1 http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

2 http://enc-dic.com/sociology/Identichnost-Grazhdanskaja-2907/

3 http://www.firo.ru/

Список литературы:

  1. Аникеев, А.С. Положение о классном руководстве. // Классный руководитель, №6, 2004. С. 47-52.
  2. Воронов, В. Разнообразие форм воспитательной работы. // Воспитание школьников, №7, 2001. С. 21-26.
  3. Классному руководителю о воспитательной системе класса: методическое пособие. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Пед. поиск, 2000.
  4. Куприянов, Б Классификация форм воспитательной работы. // Воспитание школьников, №4, 2002. С. 19-26.
  5. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М: Просвещение, 1986.
  6. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
  7. http://enc-dic.com/sociology/Identichnost-Grazhdanskaja-2907/ 
  8.  http://www.firo.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в создании классных традиций как основы сплочения коллектива на основе гражданской идентичности.

Классные традиции могут изменяться, это зависит от требования времени, но основные школьные  – как правило, сохраняются. Это и понятно, потому что они отражают  и воспитывают гражданина росс...

Формирование педагогами сплоченности и взаимодействия учащихся в классном коллективе. Диагностика уровня сплоченности классного коллектива.

Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.       ...

Доклад на тему: «РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ И СПЛОЧЕНИИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.»

Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, в школе. Большую роль в социально...

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей» .

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей»Цель: формирование коммуникативных навыков обучающихся, культуры общения.Форма: трени...

Классный час "Взаимоуважение – основа сплоченности классного коллектива"

Классный час "Взаимоуважение – основа сплоченности классного коллектива"...

«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива: приемы сплочения классного коллектива»

Статья будет полезна классному руководителю. В статье описаны приемы сплочения классного коллектива....