Программа по самообразованию
методическая разработка на тему

Программа по самообразованию «Здоровый образ жизни – как основа для успешной социализации детей в условиях Центра» воспитателя ОКУ "Центр "Перспектива" Алтуховой Нины Михайловны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyy_obraz_zhizni.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казенное учреждение «Центр психолого – педагогической

помощи семьям с детьми, содействия семейному устройству и

постинтернатному сопровождению выпускников «Перспектива»

Программа по самообразованию

«Здоровый образ жизни – как основа для успешной социализации детей в условиях Центра»

Воспитатель:

 Алтухова Н.М.

2016-2017

Проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современности.  Приоритет жизни и здоровья человека является одним из основополагающих принципов государственной политики России.

  В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих учёных России и мира. Особую обеспокоенность вызывают здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека 21 века и будущим России.

  Сегодня наша страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров – всё это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослых. Особенно сложно найти себя в столь непостоянном мире молодому человеку, чей взгляд на мир только формируется. Возникает желание уйти, «спрятаться от жизни». Почувствовать себя в безопасности. Наркотики, алкоголизм, курение создают для многих юношей и девушек иллюзию такой «внутренней безопасности».

  Многие подростки употребляют алкогольные напитки. По данным социологического опроса, проведённого центром восстановительного лечения и реабилитации в 2016 году, 86% молодых людей в возрасте 17 лет уже употребляют спиртные напитки. Возраст, в котором дети начинают экспериментировать с табаком, постоянно снижается. Уже не редкость - ребёнок 9 -11 лет с сигаретой. По данным Минздрава РФ в табачном дыме содержится 4000 химических веществ, наносящих невосполнимый вред здоровью не только курящего, но и тех, кто находится рядом с ним. Из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80. И если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Вот поэтому так важно вести профилактическую работу с ребёнком и воспитывать стойкое отношение к табаку, наркомании, алкоголю. Выпустить детей в жизнь здоровыми, физически развитыми, способными к умственному, физическому труду - главная задача нашего Центра.

Зачастую ребята попадают в наш Центр вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребёнок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю, пробе наркотиков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Часто педагогические приёмы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребёнком навсегда. Кроме того, у многих детей существует генетическая предрасположенность к алкоголизму и наркомании.

   Наше наблюдение и педагогическая диагностика, проведённая с обучающимися, показала, что речь большинства детей изобилует нецензурными выражениями.

   Проведённые диагностические исследования подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у обучающихся нашего Центра.

   При составлении программы по формированию здорового образа жизни учитывался разновозрастный состав нашей семейной группы, индивидуальные и психологические особенности каждого ребенка.

 Цель: формирование у обучающихся ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни у обучающихся с активной жизненной позицией, с устойчивыми принципами неприязни к вредным привычкам.

Задачи:

- развитие активной здоровьесберегающей среды;

- создание системы мотивации обучающихся на сохранение и укрепление здоровья;

- освоение основ культуры здоровья;

- расширение физического потенциала обучающихся, укрепление психического и нравственного здоровья;

- внедрение современных методов мониторинга физического развития детей;

- знакомство детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;

- воспитание в детях активной жизненной позиции, ответственного отношения к своему здоровью;

- способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности;  

- формирование потребности в самовоспитании и самоорганизации.

Знания и умения:

- обучающиеся должны знать средства сохранения и укрепления здоровья человека;

- обучающиеся должны реализовывать практические гигиенические навыки и умения;

  - обучающиеся должны стремиться к физическому и духовному совершенству;

- обучающиеся должны знать свой режим, значение режима дня для здоровья;

- обучающиеся должны уметь выстраивать диалог, слушать и слышать собеседника, управлять своим эмоциональным состоянием;

- обучающиеся должны уметь совершать самостоятельный выбор в пользу здорового образа жизни, ставить перед собой реальные цели и достигать их;

- обучающиеся должны знать негативные последствия различных видов зависимостей, влияющих на здоровье;

- обучающиеся должны развивать в себе следующие качества: самостоятельность, мобильность, доброжелательность, честность.

   

 Программа включает в себя три блока:

Первый блок: «Основы здоровья и ЗОЖ» направлен на формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных убеждений.

Второй блок: «Сделай свой выбор» ориентирован на профилактику наркомании, алкоголизма, курения, формированию негативного отношения к вредным привычкам.

Третий блок: «Мир каждой души» предусматривает цель формирования у обучающихся позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, формирования опыта нравственных отношений с окружающим миром, развитие духовной сферы личности.

    Программа «Здоровый образ жизни - как основа для успешной социализации детей в условиях Центра» рассчитана для детей от 8 до 13 лет, реализуется в течение 1 года.

Занятия проводятся каждую пятницу месяца продолжительностью 30-45 минут (согласно циклограмме работы ОКУ «Центр «Перспектива» на 2016-2017 учебный год.

   Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое оснащение: ноутбук, видео и аудиозаписи, ватманы, фломастеры, карандаши, репродукции картин, художественная литература и т.д.

   В программе необходимо участие следующих специалистов: медиков, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, библиотекаря.

 

 Программа предусматривает следующие формы работы:

- беседа (формирует умение концентрировать внимание, воспринимать со слуха информацию, развивает познавательный интерес)

- дидактическая и ролевая игра (развивает умение действовать в соответствии с предложенными правилами, учит сотрудничеству)

- дискуссия, диспут (развивает умение приводить аргументы и доказательства, умение слушать и слышать)

- викторина, конкурсы (развивает познавательную сферу обучающихся)

- круглый стол, устный журнал (учит слушать и слышать, делать логические выводы, приобщает к активному пользованию периодической печатью и развивает интерес к художественной литературе)

- элементы тренинга (развивает позитивное отношение к себе, к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость, умение рефлектировать)

Методы работы:

В работе с детьми применимы разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т. д.), но наиболее эффективными считаются следующие:

  • Метод переубеждения (предоставление обучающимся убедительных аргументов, включение их в критический анализ своей деятельности);
  • Метод переключения (использование на одном занятии различных форм).

Предполагаемые результаты работы по программе могут быть определены через следующие показатели:

- стремление детей заботиться о своём здоровье;

- уровень нравственной воспитанности обучающихся семейной группы;

- отрицательное отношение к табакокурению и алкоголю;

- позитивное взаимодействие с окружающим миром;

- снижение процента курящих обучающихся семейной группы;

- низкий процент простудных заболеваний в семейной группе;

- отсутствие травматизма в семейной группе.

Содержание программы

1 Блок «Основы здоровья и ЗОЖ»

1.Режим дня и здоровый организм

Теоретическая часть.  Знакомство с основными режимными моментами, планирование своего дня.

Практическая часть. Подвижная игра «Статуи».

2.Как защитить себя от болезней

Теоретическая часть.  Знакомство со способами доврачебной помощи при первых симптомах заболевания и их профилактикой.

3.Гигиена тела человека

Теоретическая часть. Знакомство с основными санитарно-гигиеническими нормами и правилами, позволяющими сохранить и укрепить своё здоровье.

Практическая часть. Игра «Разрешается-запрещается».

4.Секреты здорового питания

Теоретическая часть. Сообщение воспитателя о законах здорового питания, о кулинарии Древней Руси.

Практическая часть. Задание: «Нарисовать пищевую пирамиду», игра «Угадай-ка».

5.Уроки здоровья

Теоретическая часть. Формирование у ребёнка признания ценности здоровья. Знакомство с основными факторами ЗОЖ.

Практическая часть. Игра «Воздушный шарик». 

6.Мы за ЗОЖ

Теоретическая часть. Закрепление знаний детей о ЗОЖ.

Практическая часть. Игра по станциям «Народная мудрость»,

«Загадки», «Что? Где? Когда?», «Площадь гигиены».

2 Блок «Сделай свой выбор»

Зачем тебе это надо?

Теоретическая часть. Знакомство с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на здоровье. Иметь представление о возможных угрозах здоровью, поведении в опасных для жизни ситуациях.

2.Каково твоё мнение?

Теоретическая часть. Дискуссия о статистических данных наркотических эпидемий.

3.Умей сказать нет

Теоретическая часть. Научить детей противостоять любым зависимостям и тем людям, которые пытаются к ним приобщить.

Практическая часть. Выставка рисунков на тему «Курение – это…»

4.Мир без вредных привычек

Теоретическая часть. Знакомство с профилактикой и борьбой с вредными привычками. Влияние алкоголя, табака, наркотиков на организм человека.

5.Наркомания - страшная болезнь 21 века

Теоретическая часть. Знакомство с законами правовых норм и методами,

предпринимаемыми правительством против наркотиков.

6.Суд над сигаретой

Теоретическая часть. Знакомство с компонентами табачного дыма, влияние курения на системы органов человека.

3 Блок «Мир каждой души»

1.Свобода и ответственность

Практическая часть. Просмотр видеофильма «Я боюсь». Обсуждение.

2.Мир против насилия и жестокости над детьми и самими детьми

Теоретическая часть. Обсуждение понятий «жестокость», «сострадание». Действия и поступки, которые можно определить, как жестокие. Причины и последствия жестокости.

Практическая часть. Написание мини-сочинения «Что делать, чтобы люди не были жестокими».

3.Доброта в нас и вокруг нас

Теоретическая часть. Беседа о человеческой доброте, милосердии, умении радоваться и переживать за других.

4.О дружбе и друзьях

Теоретическая часть. Высказывание и рассуждения детей о том, кого можно назвать настоящим другом и что такое дружба. Мудрые высказывания о дружбе.

5.Как проявить себя и свои возможности

Теоретическая часть. Историческая справка воспитателя «Биография учёных - изобретателей» (И.И.Ползунов, М.П.Кулибин, А.С.Попов и др.).

Получив итоги диспансеризации детей с рекомендациями врачей -специалистов, был составлен план индивидуальных мероприятий, целью которых стало формирование установок на сохранение и укрепление здоровья каждого из обучающихся. Ежедневно мы проводим утреннюю зарядку, профилактическую гимнастику для глаз, упражнения для коррекции осанки. В нашей семейной группе соблюдается режим дня, рационально организуется смена труда и отдыха детей. Во время проведения группового занятия следим за активностью детей, для устранения усталости используем физминутки, упражнения. Ежедневно соблюдается питьевой режим, режим проветривания, влажной уборки. Дети посещают тренажерный зал, участвуют в различных спортивных мероприятиях и соревнованиях. Изучая природу родного края, природные приметы, наблюдаем за изменениями в природе, проводим подвижные игры, экскурсии и прогулки в лес. Такие мероприятия всегда приносят массу позитива в жизнь детей и взрослых, сплачивают наш коллектив. Оптимизации двигательной активности детей способствуют «Дни Здоровья», проводимые в Центре, в которых обучающиеся нашей семейной группы участвуют с большим удовольствием. Знакомя детей с технологией приготовления различных блюд мы рассказываем о полезных и вредных для здоровья человека продуктах питания. Это стало нашей доброй традицией в укреплении иммунитета детей. Как способ закаливания организма, ребята применяют контрастный душ, умывание прохладной водой. На групповых занятиях проводим беседы о последствиях употребления алкоголя, табака и наркотических средств, информируя о современных методах борьбы с ними, стараясь выработать у детей положительное отношение к жизни без вредных привычек, ведь от этого можно получать удовольствие. Ребята знакомятся со способами оказания первой медицинской помощи, получая инструкции о соблюдении техники безопасности жизнедеятельности. Проводятся беседы о личной гигиене подростков, половом воспитании. На занятиях по профориентации подростки получают информацию не только о будущей профессии, но и об ограничении выбора специальности по состоянию здоровья. Многие дети огорчаются, что с их заболеваниями выбранную профессию им не освоить. Заботясь о физическом здоровье детей, мы не забываем и о психологическом их здоровье, проводя мероприятия нравственно-эстетической направленности, включая посещение православной комнаты нашего Центра. Ребята принимают участие в различных творческих конкурсах, что способствует укреплению психологического здоровья, повышению самооценки ребенка. Для воспитанников нашего Центра важно развить в себе чувство самоуважения, осознание того, что все жизненные задачи они в состоянии решить. И все это благодаря системному подходу по пропаганде здорового образа жизни.
             Благодаря проводимым мероприятиям по здоровьесбережению нам удалось снизить процент простудных заболеваний, дети повысили свой образовательный уровень, учатся ценить и сохранять свое здоровье, что подкреплено результатами ежегодно проводимой медицинской диспансеризации детей. Отдавая себе отчет в том, что счастливый ребенок – это, прежде всего, здоровый ребенок и сделав выбор в пользу здорового образа жизни, обучающиеся нашей семейной группы будут успешны и благополучны, так как во всех начинаниях успех порождает успех.

  В план воспитательной работы были включены и проведены: мастерская «Мы за здоровый образ жизни!», которая включает в себя викторину «Витамины и здоровье», беседы «Как сохранить здоровье», «Как сохранить зрение», «Как сохранить кости целыми», «Мой режим дня», игровые программы «В здоровом теле – здоровый дух», «Строим снежную крепость», «Цветик - семицветик», «Зайчик - попрыгайчик», игры – соревнования «Один за всех и все за одного», турниры по шашкам, «Быстрее, выше, сильнее», практические занятия «Наша осанка», «Чистота – залог здоровья», уроки здоровья «Личная гигиена мальчиков», спортивные игры на свежем воздухе, спортивные развлечения «Лыжные гонки», диспут «Почему некоторые привычки называют вредными», семейная гостиная «Молоко и молочные продукты». Мальчики стали более внимательно относиться к своему здоровью, одеваются по сезону, чтобы не переохлаждаться.

  Итогом воспитательной работы в данном направлении является то, что в период с сентября по апрель процент заболеваемости простудными заболеваниями в нашей семейной группе оставался низким, а также отсутствие в нашей семейной группе случаев травматизма. Не смотря на это, работу по укреплению здоровья детей, привитие любви к здоровому образу жизни необходимо проводить и в дальнейшем систематически.

   

Свой дар – здоровье нужно беречь и всеми доступными средствами укреплять его с раннего детства. Ведение здорового образа жизни поможет детям, своевременно и гармонично развиваться и сохранить здоровье. Человек, который с детства приучает себя к правильному образу жизни, вырастет здоровым и сильным.

Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться —
На зарядку становиться!

Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.

Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты —
Вот полезная еда,
Витаминами полна!

На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!

Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!

Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа проффессионального самообразования

Программа проффессионального самообразования учителя географии позволяет самореализовываться, создавать свое портфолио...

Программа профессионального самообразования учителя русского языка и литературы

Программапрофессионального самообразования учителя русского языка и литературы МОУ Бирюченской СОШ с. Бирюч Таловский района Воронежской области Рындиной Инны Владимировны    Программа ...

Программа по самообразованию

Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы "Использование игровой технологии на уроках русского яхыка и литературы"...

Программа профессионального самообразования

Программа профессионального самообразования...

Программа по самообразованию

Программа по самообразованию...

Программа по самообразованию "Художественная обработка кожи как средство развития творческих способностей у учащихся на уроках декоративно-прикладного творчества"

Программа по самообразованию: 1. Пояснительная записка; 2. Цель, задачи; 3. План работы над темой; 4.Ожидаемые результаты; 5. Список литературы....