Представление собственного опыта "Формирование компетенций учащихся через применение ИКТ на уроках математики"
методическая разработка по теме
Формирование компетенций учащихся
через применение ИКТ на уроках математики
Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в гигантских информационных потоках. Таким образом, идея компетентностно-ориентированного образования стала ответом системы образования на новые запросы мира труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kompet_uch-sya_cherez_ikt_na_urokah_matematiki.docx | 24.28 КБ |
primery_formirovaniya_kompetentsiy_uch-sya.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование компетенций учащихся
через применение ИКТ на уроках математики
Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в гигантских информационных потоках. Таким образом, идея компетентностно-ориентированного образования стала ответом системы образования на новые запросы мира труда.
Модернизация российского образования состоит в его содержательном и структурном обновлении. Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.
В своей деятельности каждый современный учитель стремится к тому, чтобы наши дети умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию.
Ключевые компетенции рассматриваются как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом. Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя их оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения.
Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом.
Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволит реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций учащихся.
Применение ИКТ на уроках математики способствует:
· Активизации познавательной деятельности учащихся.
· Развитию вариативности мышления, математической логики.
· Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.
По данным исследований, в памяти человека остается
25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного,
75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на :
использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала;
деятельности учителя, управляющего этими средствами;
повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.
В процессе преподавания математики, информационные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:
· мультимедийные сценарии уроков;
· проверка знаний на уроке и дома (самостотяельные работы, математические диктанты, контрольные и самостотяельные работы, онлайн тесты);
· подготовка к ОГЭ, ЕГЭ
Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.
Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют мультибиблиотеки и всемирная сеть Интернет становятся доступны учащимся.
Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски. Интерактивная доска – уникальное учебное оборудование, представляющее собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.
Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.
Учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия. При подготовке к обычному уроку, учитель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов.
В коллекции самой доски более тысячи математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными. При построении сечений многогранников можно использовать режим записи самого процесса последовательного построения, что позволяет существенно экономить время на уроке.
Использование интерактивной доски позволяет сохранить в памяти индивидуальную работу учеников для последующей проверки или анализа. При введении новых понятий с использованием презентаций и чертежей на интерактивной доске задействуются различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), эффективно отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности). Это ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала. При решении существует возможность экспериментировать с условием, причем чертеж на доске изменяется нажатием одной кнопки.
Таким образом очевидны преимущества использования интерактивной доски на уроке:
1. Экономия времени.
2. Наглядность и интерактивность.
3. Многократное использование.
4. Повышается уровень компьютерной компетенции учителя.
5. Школьникам просто нравиться работать с интерактивной доской, учиться становиться интересно и увлекательно.
Конечно же, использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.
И сейчас я продемонстрирую один из своих уроков с применением интерактивной доски. На каждом этапе урока мы рассмотрим формирование компетенций учащихся, а их у нас, как мы знаем семь:
- Ценностно-смысловая компетенция
- Общекультурная компетенция
- Учебно-познавательная компетенция
- Информационная компетенция
- Коммуникативная компетенция
- Социально–трудовая компетенция
- Компетенция личностного самосовершенствования
(Пример: Урок по теме «Определение степени с натуральным показателем»)
Математические знания, умения и навыки эффективно используются в том случае, если человек обладает набором различных компетенций, не только предметных.
Компетентностный подход в преподавании математики ведет к повышению уровня образованности учащихся и означает достижение нового качества образования, на что направлена программа его модернизации.
Новое качество образования заключается в новых возможностях выпускников школы, в их способности решать проблемы, которые предыдущие поколения выпускников не решали.
«Нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний.
В современных условиях это, прежде всего, умение учиться, умение самому воспринимать знания, успевать за переменами.»
Из речи В.В.Путина на заседании Госсовета
Предварительный просмотр:
Примеры формирования компетенций на разных этапах урока
Этапы урока | Цель, результативность | Виды деятельности |
Проверка домашнего задания | Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников Результативность: формирование учебно-познавательной компетенции | Рецензирование ответов (домашнего задания) |
Цель: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память Результативность: формирование компетенции личного самосовершенствования | Математический диктант (по страницам домашнего задания с ограничением времени решения) | |
Объяснение нового материала | Цель: учить исследовательской работе Результативность: формирование общекультурной компетенции | Доказательство теорем, лемм, составление математического словаря и т.п. |
Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения Результативность: формирование информационной, ценностно-смысловой компетенции | Лекция с использованием приобретенной учениками информации | |
Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний Результативность: формирование компетенций учебно-познавательной, личного самосовершенствования, социально-трудовой, коммуникативной | Коллективная экспериментальная работа, исследование | |
Физкульт-минутка (перерыв) | Цель: развивать эмоциональность речи, творческую деятельность Результативность: формирование компетенций личного самосовершенствования и общекультурной | Игры-физкультминутки, сюда же можно отнести и написание сказок, фантастических историй |
Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков | Цель: изучить свойства дроби, и т.п. Результативность: формирование учебно-познавательной, ценностно-смысловой компетентности | Учебная самостоятельная работа |
Цель: закрепить полученные знания о нахождении процента величины, и т.п.; разработать правила (алгоритмы) запоминания Результативность: формирование компетенции личного самосовершенствования, социально-трудовой, ценностно-смысловой | Исследование различных видов памяти | |
Цель: закрепить умение решать задачи и примеры Результативность: формирование всех видов компетенций в зависимости от подобранных задач | Решение задач, примеров с комментированием | |
Цель: закрепить знания учеников, формировать умения проверять, слушать, думать Результативность: формирование учебно-познавательной, общекультурной и коммуникативной компетентций | Математическая эстафета и др. | |
Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы Результативность: формирование учебно-познавательной компетенции и компетенции личного самосовершенствования | Решение задач несколькими способами | |
Цель: обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темы Результативность: формирование коммуникативной и учебно-познавательной компетенций, развитие информационной компетенциии | Работа с учебником (учебная практическая работа) | |
Творческая работа | Цель: показать на основе изученного материала умение учеников создавать проекты Результативность: формирование общекультурной компетенции | Создание проектов |
Цель: учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера Результативность: формирование общекультурной, коммуникативной и информационной компетенций | Заседание математического кружка | |
Контроль | Цель: учить детей воображению и умению абстрагироваться Результативность: формирование коммуникативной, учебно-познавательной, информационной компетенций | Создание рекламы(презентации) изучаемой темы (урока), работа в группах со взаимной оценкой |
Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать Результативность: формирование социально-трудовой компетенции | Самостоятельная работа со взаимопроверкой; дифференцированная контрольная работа | |
Домашнее задание | Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры Результативность: формирование компетенции личного самосовершенствования | Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока |
Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки Результативность: формирование социально-трудовой, ценностно-смысловой компетенций, а также других различных видов компетенций, в зависимости от подобранных задач | Разноуровневые задачи: репродуктивные, особой сложности, на сообразительность, математическую логику, и т.п. |
Признаки компетентности учащегося
Вид компетенции | Признак того, что учащийся компетентен |
Ценностно-смысловая |
|
Общекультурная |
|
Учебно-познавательная |
|
Информационная |
|
Коммуникативная |
|
Социально-трудовая |
|
Личного самосовершенствования |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии
Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии Автор опыта: Учитель химии МОУ « Северной средней общеобраз...
Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии
Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии Автор опыта: Учитель химии МОУ « Северной средней общеобраз...
Развитие коммуникативной компетенции учащихся через дифференцированный подход на уроках химии
Основой своей педагогической концепции считаю, что решение задач развития мотивации изучения предмета возможно при использовании всех методов и приемов дифференцированного подхода в обучении через раз...
формирование ключевых компетенций школьников через проектную деятельность на уроках математики с использованием икт.
В работе представлены фрагменты проектов учащихся.Определяется роль проекта на уроке математики....
Статья на тему :Формирование ключевых компетенций учащихся через использование ИКТ на уроках истории и обществознания.
ИКТ на уроках истории и обществознания...
Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ на уроках математики
Описание ситуации, в которой возникла педагогическая проблема. Модернизация российского образования состоит в его содержательном и структурном обновлении. Основной задачей обучен...
Педагогический проект «Формирование ключевых компетенций учащихся через применение активных методов обучения»
В условиях современного мира уже недостаточно создать условия для формирования умений и навыков в области математики или другой дисциплины, необходимо научить учащихся учиться и общаться, презентовать...