Использование ИКТ на уроках
консультация на тему
Основные принципы и подходы к использованию ЭОР на различных уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на педагогическом совете школы | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете школы
15.02.2015 учителя информатики Комагоркиной Т.Н.
«Варианты использования ИКТ на различных уроках»
Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.
Тип урока | Варианты использования ИКТ на различных этапах урока |
Урок усвоения новых знаний | Информационный ввод: электронная презентация, использование ЭОР (аудио и видеофрагменты) Закрепление: работа с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами |
Урок усвоения навыков и умений -компьютерная лабораторная работа | Вводная беседа: презентация или использование ЭОР (видеофрагменты) Допуск к работе: тестовый контроль Практическая работа: виртуальная лабораторная работа с использованием специальных программных средств или моделирование в среде MS Excel |
Урок усвоения навыков и умений – исследовательская работа | Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации |
Урок усвоения новых знаний (навыков и умений) – виртуальная экскурсия | Виртуальное путешествие по странам, музеям, заповедникам и т.д. Сбор информации и разработка виртуальной экскурсии |
Урок обобщения, систематизации | Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот). |
Урок контроля и коррекции | Тестовые программы, электронные дидактические материалы. |
При большой наполняемости классов и недостаточном количестве компьютерной техники организация урока с использованием ИКТ может быть проблематичной. Исходя из технического обеспечения школы, организационной формой урока с использованием ИКТ может быть:
· фронтальная работа в учебном классе с использованием одного персонального компьютера и проектора (или интерактивной доски) для компьютерных демонстраций и иллюстраций изучаемого материала, представления результатов проектной деятельности;
· индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе на 10-12 рабочих мест для организации лабораторных, творческих, контрольных и других самостоятельных работ.
Форма организации работы учащихся на конкретном уроке с использованием ИКТ определяется количеством рабочих мест в компьютерном классе, уровнем технологической подготовки учащихся, содержанием учебного материала, целями и задачами урока.
1. Каждый учащийся за индивидуальным компьютером (возможно при малой наполняемости класса или делении класса на подгруппы) – оптимальный вариант.
2. Индивидуальная домашняя работа учащегося с предоставлением отчёта в электронном виде (возможно при большой наполняемости класса, наличии домашних компьютеров и высокой учебной мотивации учащихся) – допустимый вариант.
3. Парная работа за компьютерами с распределением обязанностей в паре (возможно при количестве учащихся, не более чем в два раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самооценки) – допустимый вариант для слабого класса.
4. Сменная работа за компьютером 2-3 групп учащихся (возможно при количестве учащихся, в 2-3 раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самостоятельной работы у большей части учащихся) – оптимально при большой наполняемости класса.
Сменная работа является одной из самых эффективных и сложных, т.к. требует от учителя практических навыков одновременного сопровождения разных видов деятельности. Возможный вариант организации такой работы представлен в таблице:
«сильная» группа | «средняя» группа | «слабая» группа |
1. Постановка цели урока - 2 минуты | ||
2. Работа за компьютером - 10-12 минут | 2. Работа с учебником - 10-12 минут | 2. Работа с учителем - 10-12 минут |
3. Работа с учебником - 10-12 минут | 3. Работа с компьютером - 10-12 минут | 3. Работа с учебником и тетрадью - 10-12 минут |
4. Решение задач - 10 - 20 минут | 4. Работа с компьютером - 10 - 20 минут | |
5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут |
При такой форме организации работы урок состоит из пяти этапов, первый и пятый этап являются фронтальными, второй этап начинается для всех одновременно, на 2-4 этапах учащиеся имеют возможность продвигаться в индивидуальном темпе, учитель большее внимание уделяет «средним» и «слабым» учащимся, «сильные» работают самостоятельно. Состав групп может быть сменным, в «сильную» группу желательно включать учащихся с высоким уровнем технологической подготовки, тогда для учащихся из средней и слабой групп останется больше компьютерного времени, при этом учащиеся «слабой» группы могут работать за компьютером в паре. При правильной организации такой работы выигрывают все: «сильные» имеют возможность для дальнейшего продвижения, «средние» подтягиваются до уровня «сильных», «слабые» подтягиваются до уровня «средних».
Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным, необходимо соблюдения ряда требований: правильное определение дидактической роли и места ЭОР на уроке; использование продуманных организационных форм урока; рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером.
При подготовке к уроку или внеклассному занятию с использованием ИКТ учитель следует алгоритму [4]:
1. Изучить программу и требования Государственного стандарта, сформулировать цели и задачи урока.
2. Изучить материал учебника и дополнительных пособий.
3. Оценить технические возможности (наличие оборудования, режим работы кабинета информатики и т.п.).
4. Подобрать имеющиеся ЭОР в соответствии с целями и задачами урока.
5. При необходимости самостоятельно разработать недостающие ЭОР, привлечь для этого специалистов, учащихся.
6. До урока просмотреть и прослушать весь отобранный материал, сделать хронометраж и составить сценарий урока.
Используя ИКТ на уроке, учитель должен помнить о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени, снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы); урок-конференция "СПИД - это..."
презентация обобщение опыта работы, материалы конференции...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...
План - конспект урока обществознания с использование ЦОР. Тема урока "Правовое государство"
Использовались материалы Единой коллекции ЦОР и Федерального портала школьных ЦОР....
Использование ИКТ на уроках географии на примере урока-презентации по теме "Гидросфера"
Презентация составлена на основе ЭП к учебнику А. А. Лобжанидзе «Планета Земля»...
Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР. Тема урока"Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"
Ответить Данная работа содержит план-конспект урока-структуру и ход урока, разработку современного урока химии в 9 классе "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон....
Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop. Составление и использование кроссворда на уроке в режиме онлайн на сайте http://puzzlecup.com/crossword-ru/
Использованы материалы сайтов: http://www.nachalka.com/node/1419. Тема 11. Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop. Втр, 2010-07-27 17:13 — Лариса Плахотник; «Фабрика к...