Тема: «Современные подходы к работе с одарёнными учащимися»
консультация на тему
Материал для консультации с учителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarennymi_uchashchimisya.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция для учителей
Тема: «Современные подходы к работе с одарёнными учащимися»
Цель: совершенствование работы педагогов с одаренными детьми.
Сроки: сентябрь 2015 года
Притча «Лавка возможностей».
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко непохожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.
И, конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.
Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки: .
- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.
Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:
- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».
- Каким образом данная притча может быть применима к нашей сегодняшней теме?
«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы. Во всех образовательных учреждениях страны введен ФГОС.
Согласно ФГОС второго поколения, к числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы относятся и личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию. Для достижения таких личностных результатов у учащихся необходимо использовать в учебном процессе дифференцированный подход в обучении, предполагающий учет индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика.
Особое значение этот метод приобретает при работе с одаренными обучающимися.
Развитие любого вида одаренности создает основу для создания условий успешной реализации ребенка в обществе. Таким образом, можно говорить о том, что развитие одаренности на уроках, в том числе, на уроках немецкого языка связано с ориентацией образования на развитие способностей личности, на формирование познавательной активности учащихся и с новыми требованиями к уровню способностей ребенка, к знаниями по иностранному языку.
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и по-настоящему одаренных детей.
Проблема работы с одаренными детьми - одна из современных задач модернизации образования. Она решается посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Задача преподавателя – создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для его самореализации.
Одаренность детей проявляется по следующим параметрам: выдающиеся способности, возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения. Это выражается в его интеллектуальных способностях, специфических способностях к обучению, творческом и продуктивном мышлении, высокой мотивации к достижению, незаурядной обучаемости.
В условиях обычного обучения одаренному ребенку просто скучно, обучение не соответствует его способностям.
Кроме того, одаренные дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. А немецкий язык относится именно к такому типу обучения, когда необходимо работать постоянно и кропотливо. Поэтому нужен глубокий индивидуальный подход к таким детям, необходимо строить работу так, чтобы дети могли погрузиться в творческий процесс, воспитывать в них стремление к открытиям.
Одаренные дети легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию нового и самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны в постановке сцен, креативны.
С такими учениками работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания. Основной задачей является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями обучаемых.
Одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты, они предпочитают трудиться в одиночку, поэтому при работе с ними надо применять индивидуальные и коллективные формы работы(парные, групповые, командные).
В плане развития социальной, как и коммуникативной компетенции, эффективно использование метода проектов, применение современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных обучающих программ.
При обучении одаренных детей необходимо использовать разнообразные образовательные методы, различные формы работы. Одаренные дети креативны, использовать и развивать творческие способности таких детей помогают следующие виды деятельности:
1. Использование ролевых игр
2. Привлечение учащихся к проектно-исследовательской работе
3. Технология дебатов и дискуссий, мини-конференции
4. Использование видеоматериалов
5. Индивидуальное чтение художественной литературы как средство
реализации воспитательных задач
6. Обучение реферированию
7. Обучение написанию сочинений
Создание портфолио – форма оценивания.
Использование метода портфолио позволяет осуществить мониторинг знаний, умений и отношений обучаемых на основе систематического и специального организованного сбора доказательств, свидетельствующих о прогрессе в определенной области.
Портфолио определяется как спланированное собрание работ учащегося, показывающих его развитие и достижения по изучаемому курсу.
Говоря в целом о работе с одаренными детьми, нужно отметить, что эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его выражать себя так, чтобы его понимали окружающие, не подавляя его индивидуальность. Нельзя забывать, что от преподавателя, работающего с одаренными детьми, требуется хорошее владение современными методами и технологиями иностранного языка, в том числе:
· информационными компьютерными технологиями
· коммуникативными методиками
· проектными и исследовательскими технологиями
· индивидуальным подходом к учащимся
Это позволяет преподавателю в значительной степени усилить мотивацию к учебной деятельности, повысить эффективность учебного процесса, стимулировать каждого учащегося на достижение максимально возможных для него результатов.
Основными традиционными формами работы с лингвистически одаренными детьми были и остаются:
- Олимпиады (на 3-этапах)
- Интернет - олимпиады
- Конкурсы (сочинений, чтецов, спектаклей, переводов, рефератов, эссе)
- Фестивали
- Конференции
- Создание профильных групп и классов
Одаренные дети требуют особого педагогического подхода, использования при их обучении активных методических технологий. Это станет гарантией того, что наделенные особенными способностями к изучению иностранных языков дети смогут использовать свой потенциал на полную мощность, и позволит раскрыть их лингвистические таланты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Современные подходы в системе оценивания в образовательном процессе. Портфолио учащихся"
Разработка данного материала будет полезна учителям, администрации школы, осуществляющим контроль знаний учащихся, который является составной частью процесса обучения. Основные направления...
Обобщение опыта по теме "Комплексный подход в работе с одарёнными детьми как эффективное средство развития творческого потенциала учащихся в условиях общеобразовательной школы"
содержит материал по обобщению опыта и приложения к немуДля скачивания перейдите по ссылке, указанной в приложенном файле...
Презентация: «Одарённые дети: успех, достижение, признание, победа. Формы работы с одарёнными учащимися в декоративно-прикладном творчестве».
Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, выявить одарённых и талантливых детей.Главн...
Современные подходы в работе с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения
В статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми, подчеркивается важность создания среды для их полноценного развития. Востребованной формой работы с одаренными учащимися являе...
Система работы с одарёнными учащимися. Работа учителей-предметников по подготовке учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах.
Одаренные дети. Основные задачи школы по подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам....
Личностно ориентированный подход при работе с одарёнными детьми
Иностранный язык обладает большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом. Основной упор в методике преподавания делается на развитие умений общатьс...
Проект профессионального развития "Современные подходы организации работы с родителями по предупреждению правонарушений учащихся"
Проект профессионального развития социального педагога "Современные подходы организации работы с родителями по предупреждению правонарушений учащихся"...