Проект "Измени себя"
проект (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Проект работы
«Измени себя» с детьми «группы риска»
в окружном летнем палаточном лагере «Северные просторы»
– июнь, июль, 2018г.
Мухминова Исенгуль Пиктимировна, учитель специальных (коррекционных) классов VIII вида, МБОУ СОШ №3, г. Салехард, ЯНАО
Постановка проблемы:
В 2016 г.- 2018 учебных годах состоят на учете в городской инспекции по делам несовершеннолетних, городском наркологическом диспансере из 6д, 7д, 8д специальных (коррекционных) классов VIII 11 обучающихся, они и составляют “особо тяжелую группу риска”. В основном, это дети из неполных, неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. По данным психологической диагностики 95% указанных детей постоянно находятся в состоянии эмоционального дискомфорта, повышенной тревожности, низкого уровня самооценки, подвержены вовлечению к употреблению ПАВ. Семейное неблагополучие, отсутствие «теплоты», заботы, доброжелательного контроля со стороны родителей, неспособность родителей справиться с проблемами подросткового возраста часто способствуют совершению детьми “группы риска” правонарушений и асоциальных поступков. Рост правонарушений особенно отмечается в выходные и каникулярные дни, когда дети часто предоставлены сами себе.
Приоритетное направление проекта.
Организацией содержательной образовательной и досуговой деятельности психологической направленности в выходные и каникулярные дни в течение учебного года должна способствовать социальной реабилитации детей, находящихся “в конфликте с законом” и трудной жизненной ситуации.
Цели проекта Оказание реальной психолого – педагогической, медико- социальной помощи и поддержки детям и неблагополучным семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Создание эффективного механизма ( технологичной модели) организации досуговой внеклассной деятельности с детьми “ группы риска».
Задачи проекта.
- профилактика проблем подросткового возраста, коррекция социально нежелательных форм поведения; формирование ценностного отношения к себе и собственной жизненной позиции;
- укрепление физического и психического здоровья детей и родителей, внедрение в практику культуры здорового образа жизни;
- коррекция “ семейного неблагополучия”, индивидуальная работа с “ трудными родителями”;
- развитие профессиональных компетенций у специалистов, занимающихся проблемами детей “ группы риска”.
Миссия проекта.
Можно накормить, одеть, пролечить детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, но гораздо важнее шаг за шагом – лечить их души…
Краткое описание проекта:
Суть проекта заключается в организации и проведении в течение 2- х месяцев (июнь 2018г. – июль, 2018 г.) для целевой группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации выездного лагеря «Северные просторы» под пос. Харп, Приуральский район, Ямало-Ненецкий автономный округ).
Лагерь «Северные просторы» существует 17 лет. Автор программы работал в данном лагере с учащимися специальных (коррекционных) классов VIII вида.
Планируется регулярный 15-дневный выезд детей, педагогов и специалистов 2 раза в месяц в пос. Харп. Всего планируется 4 выезда. Главное в деятельности лагеря - интенсивная индивидуальная профилактическая, коррекционная помощь подросткам “группы риска”, (исходя из конкретных проблем каждого подростка по результатам предварительной диагностики). Кроме этого - обязательное участие каждого в коллективных творческих делах “от рассвета до заката”…
Приоритетной целью является создание социально - безопасного благоприятного пространства для включения детей в развивающую жизнедеятельность , удовлетворения потребностей подростков в общении, осознания своего места в социуме.
Каждая из 4 встреч в лагере “Северные просторы” тщательно тематически планируется, пошагово (по часам), с главным коллективным делом, который также сопровождается подробным сценарием.
В распорядке дня лагеря: тренинги, ролевые игры, встречи с интересными людьми, дискуссии; обязательные ежедневные прогулки на природе, встречи у костра, конкурсы, игры, тематические дискотеки и др.
К услугам участников проекта детский лагерь предлагает: 5- х разовое питание и проживание в 4-местных палатках в лесной зоне на живописном берегу реки Собь. Полевой лагерь «Северные просторы» отвечает необходимым требованиям. Территория огорожена и находится под круглосуточной охраной, имеется оборудованный медпункт, достаточный запас спреев от насекомых, противопожарные средства (огнетушители, песок), организованы банно-прачечные мероприятия. В расписание двухнедельной смены входят походы в горы Рай-Из и Желтая, сплавы по реке Собь, познавательные занятия экологической направленности. В лагере имеется футбольное поле, специально оборудованные места отдыха. Есть музыкальное оборудование (для организации дискотек) и мультимедийной техникой. Проверка показала, что полевой лагерь отвечает необходимым требованиям. Территория огорожена и находится под круглосуточной охраной, имеется оборудованный медпункт, достаточный запас спреев от насекомых, противопожарные средства (огнетушители, песок), организованы банно-прачечные мероприятия.
Контроль за жизнью пятнадцатилетних-семнадцатилетних подростков лагеря «Северные просторы » берут на себя специалисты Департамента молодежной политики и туризма ЯНАО (приказом начальника отдела образования ответственные лица) и сотрудники психолого- педагогического Центра.
Предполагается постоянное освещение мероприятий лагеря в СМИ ЯНАО, г.Салехарда.
Краткое описание мероприятий.
I.Тренинг знакомств ( для подростков ) : “Мы разные, мы – равные”
Задачи:
- помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками;.
- снятие состояния эмоционального дискомфорта, коррекция тревожности, формирование доверия;
- обсуждение проблем осознания своего личного места в социуме;
- развитие положительной мотивации к школьному обучению.
(Продолжительность тренинга – два дня по 2 часа. Отв. за разработку и проведение : педагог- психолог)
Вечером в субботу- тематическая дискотека .
Для тринадцатилетних – шестнадцатилетних подростков: общественная дискуссия
II. «Семья вместе – душа на месте” в рамках международного Дня матери. ( Разработчик программы: педагог– психолог, участники: юрист социальной службы, приглашенный священнослужитель).
Задачи:
- повышение социального статуса семьи
- ;
- профилактика фактов жестокого обращения с детьми;
- оптимизация и гармонизация детско- родительских отношений;
(За рамками дискуссии-индивидуальное психологическое, юридическое консультирование “трудных” учащихся, беседы со священнослужителем)
Продолжительность: два дня по 1 час.
В остальное время: организованный отдых, тематическое чаепитие (совместно вожатых, психологов с детьми). Подобранное общее «родительское» собрание ( с тренинговыми ситуациями, роль родителей могут играть вожатые, психологи).
III. Демонстрация и обсуждение фильма “ Хеппи энда не будет…”
IV. Игровая - тренинговая профилактическая программа“ Глаза в глаза”
в рамках широкомасштабной акции декады “SOS”
(авторский тренинг Ольги Дежурко, г. Тюмень, представлен для практического использования на пятом Всероссийском форуме психологов, г.Сочи, июнь 2009г).
Задачи:
- снижение риска приобщения к ПАВ (психоактивные вещества);
- получение системных знаний о механизмах действия и реальных опасностях ПАВ на подростковый организм;
- работа с мифами, иллюзиями безопасности и угрозами наркомании в молодежной среде.
В рамках программы планируется выезд специальной лаборатории – автобуса “ Доверие” (Салехардского окружного Центра “СПИД”) для бесплатного забора крови на обследование заболеваниями гепатитами и СПИД ( по желанию подростков).
Продолжительность программы: в течение двух полных дней, с участием активистов волонтерского движения образовательных учреждений г.Салехарда, г.Лабытнанги. Отв. за разработку сценария и проведение педагог- психолог Центра.
Вечером в субботу – тематическая дискотека “ Остров безопасности”.
V. Игро - дром, праздничная встреча“ Веселая мозаика”
в рамках подготовки к школе.
Задачи:
- повышение социальной активности подростков, не только зрительской, а деятельностной, сопровождающейся чувством коллективного авторства;
- развитие дружеских отношений в социуме, переживание совместных радостных эмоций;
- воспитание гуманного, бережного отношения друг к другу.
Продолжительность: два дня, в программе розыгрыши, конкурсы, фокусы, импровизированные спектакли, КВН и др. (большая часть мероприятий на свежем воздухе)
Отв. за разработку сценария – психологи (МБОУ СОШ №3) с привлечением специалистов Городского молодежного Центра и городского Дома детского творчества «Надежда» .
Вечером в субботу - тематическая дискотека.
Предусмотреть призовой фонд: сувениры, сладости, канцтовары, фото “на память…”
VI. Игро- кросс “ О спорт, ты жизнь!”
Задачи:
- укрепление физического здоровья;
- развитие интереса к массовым видам спорта;
- реализация потребностей детей в игровом общении в условиях спортивных соревнований.
Организация спортивного праздника и соревнований: (суббота, воскресение) с приглашением подростков - победителей в различных видах спорта ОУ г.салехарда, г. Лабытнанги, пос. Харп, пос. Аксарка.
Отв. за разработку сценария – преподаватели ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа), приглашенные лучшие учителя физической культуры ОУ.
Предусмотреть награды победителям спортивных игр и соревнований .
Вечером : праздник песни- караоки.
Воскресенье: ролевая спортивная игра “Пейнтбол”
Задачи:
- формирование гражданских и патриотических чувств к своей малой родине;
- развитие физических и психических качеств: выносливости, ловкости, ориентировки на местности, умения быстрого принятия решения в нестандартной ситуации;
- развитие навыков общения и коллективных форм деятельности
- формирование толерантности;
Продолжительность программы: в течение дня с приглашением военнослужащих г. Салехарда, казаков казачьей дружины г. Салехарда, г.Лабытнанги, медицинского работника.
Ответственный за разработку и проведения сценария : приглашенный педагог- психолог :
- 5-я встреч деловая ролевая игра совместно с волонтерами, вожатыми, сопровождающими:
- “ С законом на “ВЫ”
Задачи:
- воспитание уважения к правам, обязанностям, Законам и свободам граждан;
- повышение социальной ответственности родителей и подростков за исполнение законодательства ;
- развитие заинтересованности в законотворческих инициативах;
- формирование компетентности в сфере гражданской деятельности;
- обучение практическим действиям в кризисных ситуациях;
- обсуждение ситуации с подростковой преступностью и правонарушениями в Ямало-Ненецком автономном округе;
- выработка мер противостояния криминогенным течениям в подростковой среде.
Продолжительность : два дня, с приглашением инспекторов ОДН, сотрудников КДН и ЗП (комиссия по делам несовершеннолетних и защиты их прав) . Ответственные за разработку и проведение сценария: волонтеры-вожатые, психолог.
Вечером в субботу: конкурс проектов “Моя законотворческая инициатива”
VI.Тренинг профессионального самоопределения в рамках профориентацинной деятельности с детьми “группы риска” в виде психологической мастерской:
“ Парад профессий” с организацией профориентационной ролевой игры “ У-летный выбор” ( из опыта работы межшкольной психологической службы гг. Новый Уренгой, Ноябрьск, Салехард, Лабытнанги, Муравленко).
Задачи:
- обозначить проблемы самоопределения в подростковой среде, соотнести их с индивидуальными трудностями, запросами и склонностями детей группы;
- познакомить с возможностями самостоятельного исследования особенностей различных профессий ; познакомить с особенностями современного рынка труда в Ямало-Ненецком округе (учебные заведения и предприятия);
- развитие самооценки и уровня притязаний, отработка технологии принятия решений.
Продолжительность : два дня, отв. за разработку сценария : педагог- психолог Центра.
Вечером: в субботу и воскресенье – весь день:
игровая прощальная программа
“Ералаш - до свидания…” с тренингом развития рефлексии средствами психологической работы.
Задачи:
- осознание несовпадения “Я – идеального” и “ Я- реального”, подведение общих и личных итогов жизнедеятельности лагеря;
- “взращивание” процессов рефлексии у подростков группы риска;
- понятие о Я- концепции и собственной самооценке;
- создание условий для потребности в планировании своего “Я”, своего будущего.
Продолжительность программы: вечер и день с игротекой, прощальным костром в лесу, письмами самим себе…
Ответственные за разработку сценария : волонтеры-вожатые, психолог.
Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта.
- снижение числа правонарушений и асоциальных поступков в выходные и каникулярные дни среди подростков “группы риска” на 50% ;
- снижение риска приобщения детей к ПАВ;
- улучшение физического и психического здоровья детей, социализация детей в обществе;
- снятие состояния эмоционального дискомфорта, тревожности, повышение уровня
- самооценки подростков;
- снижение уровня семейного неблагополучия;
- выработка индивидуальных маршрутов психолого-педагогического сопровождения группы на 2018-19г.;
- создание эффективной технологичной модели организации досуговой и образовательной деятельности детей “группы риска”;
- отработка методических ресурсов единой стратегии профилактической работы с детьми “группы риска” в образовательном пространстве гг. Салехарда, Лабытнанги.
Круг субъектов, которые могут воспользоваться результатами проекта.
- 76 подростков и 76 их семей Ямало-ненецкого автономного округа (по списку КДН);
- 50 учреждений образования Ямало-Ненецкого автономного образовательного пространства – специалисты: психологи, педагоги, воспитатели, социальные педагоги и др. ( в части распространения технологии работы с “трудными” подростками, а также внедрения в практику своей деятельности сценариев мероприятий, презентаций, организацией встреч с интересными людьми, тренингов, праздников , игр, конкурсов и др.);
- надзорные органы – специалисты КДН и ЗП, ОДН, члены Ямало-Ненецкой окружной антинаркотической комиссии, психологические центры, дворовые клубы и др.
- родительская общественность ( школьные родительские комитеты, школьные попечительские советы и др.)
Опыт Заявителя по реализации проектов
В Ямало-Ненецком автономном округе имеется успешный, положительный опыт организации Центром психолого- педагогической помощи волонтерских слетов учащихся школ округа на территории окружного подросткового лаагеря “Северные просторы”. Опыт освещен на окружном телевидении в 2010-2017гг. (имеется подбор фотографий в виде презентации, видеозаписи мероприятий).
Показатели измерения результатов, достижения целей и задач проекта.
1.Количественная оценка: отчеты, четкая статистика по каждой встрече, результаты общего мониторинга проекта;
2.Качественная оценка: отзывы ребят, интервью (размещаемые в прессе, по телевидению, на сайте), результаты опросов, анкет и др.; результаты диагностики (предварительной, текущей, итоговой); дневники педагогов, опрос независимых участников проекта.
Кадровое обеспечение проекта.
Приглашенные педагоги- психологи высшей и первой квалификационных категорий психолого- педагогической помощи и психологического сообщества гг.Салехарда, Лабытнанги, пос. Аксарка, Харп; педагоги образовательных учреждений, социальные работники, широкий круг привлекаемых специалистов ( по согласованию).
Дальнейшее развитие программы.
Программа проекта:
- может быть продолжена в рамках группового и индивидуального сопровождения обучения и воспитания детей “группы риска” и их родителей ;
- может использоваться в массовых и досуговых мероприятиях образовательных учреждений района, центрах культуры, дворовых клубах, клубах по месту жительства
Представители регионального отделения Общероссийского народного фронта в Ямало-Ненецком автономном округе в рамках мониторинга готовности детских оздоровительных лагерей к летнему сезону 2018 г. проинспектировали окружной молодежный палаточный лагерь «Северные просторы». Место отдыха расположено в 4 км от поселка Харп Приуральского района.
Эксперты ОНФ уделили особое внимание качеству оказания первой медицинской помощи, пожарной безопасности, наличию образовательных и досуговых программ, а также соблюдению норм СанПиН.
Проверка показала, что полевой лагерь отвечает необходимым требованиям. Территория огорожена и находится под круглосуточной охраной, имеется оборудованный медпункт, достаточный запас спреев от насекомых, противопожарные средства (огнетушители, песок), организованы банно-прачечные мероприятия. В расписание двухнедельной смены входят походы в горы Рай-Из и Желтая, сплавы по реке Собь, познавательные занятия экологической направленности.
«Лагерь «Северные просторы» функционирует уже 17 лет. Ежегодно это место отдыха находится под неусыпным контролем надзорных органов. Поэтому каких-либо из ряда вон выходящих замечаний не обнаружено», – сказал руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» на Ямале Юрий Кукевич.
Активисты Народного фронта по окончании первой смены намерены провести анкетирование родителей. В случае получения негативных отзывов о работе палаточного лагеря сигналы будут проверяться, а последующая информация – доводиться до профильных структур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конференция "Задай вопрос специалисту и себе" от "Здоровья вокруг нас" к "Здоровью в себе"
Конференция направлена на обсуждение проблемы выбора здорового образа жизни. Рекомендации и советы обучающимся дают квалифицированные специалисты. Обучающиеся высказывают своё мнение по данной проблем...
Проверить себя и поверить в себя!
Конкурс профессионального мастерства по профессии "Оператор ЭВМ"...
Внеклассное мероприятие "Любите себя или как победить неуверенность в себе"
Внеклассное занятие по теме «Любите себя и других или как приобрести уверенность в себе» рассчитано на учащихся 6 классов, но может быть проведено и в 5, 7 классах. Целью проведения данного мероприяти...
Сохраним себя для себя
Тренинг для педагогов...
"Творческая сила корня жизни, чтобы выйти из себя и себе самому раскрыться в другом?..."(Повесть М.Пришвина "Жень-Шень")
научить учащихся выявлять собственные положительные качества, способности, умению разбираться в самом себе, определению цели жизни....
Классный час "Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг"
В результате занятия участники смогут: • сформулировать понятие «дружба», • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем, • приобретут навыки работы в сотрудничестве, • поймут, ч...
Беседа по книге А.П.Астахова "Детям о праве" "Береги красоту вокруг себя" (как вести себя на улице). Презентация.
Презентация из 12 слайдов содержит информацию о правилах соблюдения чистоты на улицах вашего города, уважении к труду незнакомых вам людях, что такое "вандализм". Материал доступен для разных возрастн...