Проект "Измени себя"
проект (7 класс) на тему

Мухминова Исенгуль Пиктимировна

Проект с трудными детьми группы риска. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam_proekt_izmeni_sebya.docx41.84 КБ

Предварительный просмотр:

Проект работы

«Измени  себя»  с детьми «группы риска»

в окружном летнем палаточном  лагере «Северные просторы»

– июнь, июль, 2018г.

Мухминова Исенгуль Пиктимировна, учитель  специальных (коррекционных) классов VIII вида, МБОУ СОШ №3, г. Салехард, ЯНАО

Постановка проблемы:

 В 2016 г.- 2018 учебных годах состоят на  учете в городской  инспекции по делам несовершеннолетних, городском наркологическом диспансере  из 6д, 7д, 8д специальных (коррекционных) классов VIII  11 обучающихся,  они и составляют  “особо тяжелую группу риска”. В основном, это дети из  неполных, неблагополучных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. По данным психологической диагностики 95% указанных детей постоянно находятся в состоянии эмоционального дискомфорта, повышенной тревожности, низкого уровня самооценки, подвержены вовлечению к употреблению ПАВ. Семейное неблагополучие, отсутствие «теплоты», заботы, доброжелательного контроля со стороны родителей, неспособность родителей  справиться с проблемами подросткового возраста часто способствуют совершению детьми “группы риска” правонарушений и асоциальных поступков. Рост правонарушений особенно отмечается в выходные и каникулярные дни, когда дети часто предоставлены сами себе.

Приоритетное направление проекта.

Организацией содержательной образовательной и досуговой деятельности психологической направленности в выходные и каникулярные дни в течение учебного года должна  способствовать социальной реабилитации детей, находящихся “в конфликте с законом” и трудной жизненной ситуации.

Цели проекта Оказание реальной психолого – педагогической, медико- социальной помощи и поддержки детям и неблагополучным семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Создание эффективного механизма ( технологичной модели) организации досуговой внеклассной деятельности с детьми “ группы риска».

Задачи проекта.

  1. профилактика проблем подросткового возраста, коррекция социально нежелательных форм поведения; формирование ценностного отношения к себе и собственной жизненной позиции;
  2. укрепление физического и психического здоровья детей и родителей, внедрение в практику культуры здорового образа жизни;
  3. коррекция “ семейного неблагополучия”, индивидуальная работа с “ трудными родителями”;
  4. развитие профессиональных компетенций у специалистов, занимающихся проблемами детей “ группы риска”.

Миссия проекта.

Можно накормить, одеть, пролечить детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, но гораздо важнее шаг за шагом – лечить их души…

Краткое описание проекта:

Суть проекта заключается в организации и проведении  в течение 2- х месяцев (июнь 2018г. –  июль, 2018 г.) для целевой группы детей,  находящихся в трудной жизненной ситуации выездного лагеря «Северные просторы» под пос. Харп, Приуральский район,  Ямало-Ненецкий автономный округ).

 Лагерь  «Северные просторы» существует 17 лет. Автор программы работал в данном лагере с учащимися специальных (коррекционных) классов  VIII вида.

Планируется регулярный  15-дневный  выезд детей, педагогов и специалистов 2 раза в месяц  в пос. Харп.  Всего планируется 4 выезда. Главное в деятельности лагеря - интенсивная индивидуальная профилактическая, коррекционная помощь  подросткам “группы риска”, (исходя из конкретных проблем каждого подростка по результатам предварительной диагностики). Кроме этого - обязательное участие каждого в коллективных творческих делах “от рассвета до заката”…

Приоритетной целью является создание социально - безопасного благоприятного пространства для включения детей в развивающую жизнедеятельность , удовлетворения потребностей подростков в общении, осознания своего места в социуме.

Каждая из 4 встреч в лагере “Северные просторы” тщательно тематически планируется, пошагово (по часам), с главным коллективным делом, который также сопровождается подробным сценарием.

В распорядке дня лагеря: тренинги, ролевые игры, встречи с интересными людьми, дискуссии; обязательные ежедневные прогулки на природе, встречи у костра, конкурсы, игры, тематические дискотеки и др.

К услугам участников проекта детский лагерь предлагает: 5- х разовое питание и проживание в 4-местных палатках  в лесной зоне на живописном берегу реки Собь.  Полевой лагерь  «Северные просторы»  отвечает необходимым требованиям. Территория огорожена и находится под круглосуточной охраной, имеется оборудованный медпункт, достаточный запас спреев от насекомых, противопожарные средства (огнетушители, песок), организованы банно-прачечные мероприятия. В расписание двухнедельной смены входят походы в горы Рай-Из и Желтая, сплавы по реке Собь, познавательные занятия экологической направленности.  В лагере имеется футбольное поле,  специально оборудованные  места отдыха. Есть музыкальное  оборудование (для организации дискотек) и мультимедийной техникой. Проверка показала, что полевой лагерь отвечает необходимым требованиям. Территория огорожена и находится под круглосуточной охраной, имеется оборудованный медпункт, достаточный запас спреев от насекомых, противопожарные средства (огнетушители, песок), организованы банно-прачечные мероприятия.

Контроль за жизнью  пятнадцатилетних-семнадцатилетних  подростков лагеря «Северные просторы » берут на себя специалисты Департамента молодежной политики и туризма ЯНАО  (приказом начальника отдела образования ответственные лица) и сотрудники психолого- педагогического Центра.

Предполагается постоянное освещение мероприятий лагеря в СМИ ЯНАО, г.Салехарда.

Краткое описание мероприятий.

I.Тренинг знакомств ( для подростков ) : “Мы разные, мы – равные”

Задачи:

  1. помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками;.
  2. снятие состояния эмоционального дискомфорта, коррекция тревожности, формирование доверия;
  3. обсуждение проблем осознания своего личного места в социуме;
  4. развитие положительной мотивации к школьному обучению.

(Продолжительность тренинга – два дня по 2 часа. Отв. за разработку и проведение : педагог- психолог)

Вечером в субботу- тематическая дискотека .

Для тринадцатилетних – шестнадцатилетних подростков: общественная дискуссия

II. «Семья вместе – душа на месте” в рамках международного Дня матери. ( Разработчик программы: педагог– психолог, участники: юрист социальной службы,  приглашенный священнослужитель).

Задачи:

  1. повышение социального статуса семьи
  2. ;
  3. профилактика фактов жестокого обращения с детьми;
  4. оптимизация и гармонизация детско- родительских отношений;

(За рамками дискуссии-индивидуальное психологическое, юридическое консультирование “трудных”  учащихся, беседы со священнослужителем)

Продолжительность: два дня по 1 час.

В остальное время: организованный отдых, тематическое чаепитие (совместно вожатых, психологов  с детьми). Подобранное общее «родительское» собрание ( с тренинговыми ситуациями, роль родителей могут играть вожатые, психологи).

III. Демонстрация и обсуждение фильма “ Хеппи энда не будет…”

IV. Игровая - тренинговая  профилактическая программа“ Глаза в глаза” 

в рамках широкомасштабной акции декады “SOS”

(авторский тренинг Ольги Дежурко, г. Тюмень, представлен для практического использования на пятом Всероссийском форуме психологов, г.Сочи, июнь 2009г).

Задачи:

  1. снижение риска приобщения к  ПАВ (психоактивные вещества);
  2. получение системных знаний о механизмах действия и реальных опасностях ПАВ на подростковый организм;
  3. работа с мифами, иллюзиями безопасности и угрозами наркомании в молодежной среде.

В рамках программы планируется выезд специальной лаборатории – автобуса “ Доверие” (Салехардского  окружного Центра “СПИД”) для бесплатного забора крови на обследование заболеваниями гепатитами и СПИД ( по желанию  подростков).

Продолжительность программы: в течение двух  полных  дней, с участием активистов волонтерского движения образовательных учреждений г.Салехарда, г.Лабытнанги. Отв. за разработку сценария и проведение педагог- психолог Центра.

Вечером в субботу – тематическая дискотека “ Остров безопасности”.

V. Игро - дром, праздничная встреча“ Веселая мозаика”

в рамках подготовки к школе.

Задачи:

  1. повышение социальной активности подростков, не только зрительской, а деятельностной, сопровождающейся чувством коллективного авторства;
  2. развитие дружеских отношений в социуме, переживание совместных радостных эмоций;
  3. воспитание гуманного, бережного отношения друг к другу.

Продолжительность: два дня, в программе розыгрыши, конкурсы, фокусы, импровизированные спектакли, КВН и др. (большая часть мероприятий на свежем воздухе)

Отв. за разработку сценария – психологи (МБОУ СОШ №3)  с привлечением специалистов Городского молодежного Центра и  городского  Дома детского творчества «Надежда» .

Вечером в субботу - тематическая дискотека.

Предусмотреть призовой фонд: сувениры, сладости, канцтовары, фото “на память…”

VI. Игро- кросс “ О спорт, ты жизнь!”

Задачи:

  1. укрепление физического здоровья;
  2. развитие интереса к массовым видам спорта;
  3. реализация потребностей детей в игровом общении в условиях спортивных соревнований.

Организация спортивного праздника и соревнований: (суббота, воскресение) с приглашением подростков - победителей в различных видах спорта ОУ г.салехарда, г. Лабытнанги, пос. Харп,  пос. Аксарка.

Отв. за разработку сценария – преподаватели ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа), приглашенные лучшие  учителя физической культуры ОУ.

Предусмотреть награды победителям спортивных игр и соревнований .

Вечером : праздник песни- караоки.

Воскресенье: ролевая спортивная игра “Пейнтбол”

Задачи:

  1. формирование гражданских и патриотических чувств  к  своей малой родине;
  2. развитие физических и психических качеств: выносливости, ловкости, ориентировки на местности, умения быстрого принятия решения в нестандартной ситуации;
  3. развитие навыков общения и коллективных форм деятельности
  4. формирование толерантности;

Продолжительность программы: в течение дня с приглашением военнослужащих г. Салехарда, казаков казачьей дружины г. Салехарда, г.Лабытнанги, медицинского работника.

Ответственный за разработку и проведения сценария : приглашенный педагог- психолог :

  1. 5-я встреч деловая ролевая игра совместно с волонтерами, вожатыми, сопровождающими:
  2. “ С законом на “ВЫ”

Задачи:

  1. воспитание уважения к правам, обязанностям, Законам и свободам граждан;
  2. повышение социальной ответственности родителей и подростков за исполнение законодательства ;
  3. развитие заинтересованности в законотворческих инициативах;
  4. формирование компетентности в сфере гражданской деятельности;
  5. обучение практическим действиям в кризисных ситуациях;
  6. обсуждение ситуации с подростковой преступностью и правонарушениями в Ямало-Ненецком автономном округе;
  7. выработка мер противостояния криминогенным течениям в подростковой среде.

Продолжительность : два дня, с приглашением инспекторов ОДН, сотрудников КДН и ЗП (комиссия по делам несовершеннолетних и защиты их прав) . Ответственные за разработку и проведение сценария: волонтеры-вожатые, психолог.

Вечером в субботу: конкурс проектов “Моя законотворческая инициатива”

VI.Тренинг профессионального самоопределения в рамках профориентацинной деятельности с детьми “группы риска” в виде психологической мастерской:

“ Парад профессий” с организацией профориентационной ролевой игры “ У-летный выбор” ( из опыта работы межшкольной  психологической службы гг. Новый Уренгой, Ноябрьск, Салехард,  Лабытнанги,  Муравленко).

Задачи:

  1. обозначить проблемы самоопределения в подростковой среде, соотнести их с индивидуальными трудностями, запросами и склонностями детей группы;
  2. познакомить с возможностями самостоятельного исследования особенностей различных профессий ; познакомить с особенностями современного рынка труда в Ямало-Ненецком округе (учебные заведения и предприятия);
  3. развитие самооценки и уровня притязаний, отработка технологии принятия решений.

Продолжительность :  два дня, отв. за разработку сценария : педагог- психолог Центра.

Вечером: в субботу и воскресенье – весь день:

игровая прощальная программа

“Ералаш - до свидания…” с тренингом развития рефлексии средствами психологической работы.

Задачи:

  1. осознание несовпадения “Я – идеального” и “ Я- реального”, подведение общих и личных итогов жизнедеятельности лагеря;
  2. “взращивание” процессов рефлексии у подростков группы риска;
  3. понятие о Я- концепции и собственной самооценке;
  4. создание условий для потребности в планировании своего “Я”, своего будущего.

Продолжительность программы: вечер и день с игротекой, прощальным костром в лесу, письмами самим себе…

Ответственные за разработку сценария : волонтеры-вожатые, психолог.

Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта.

  1. снижение числа правонарушений и асоциальных поступков в выходные и каникулярные дни среди подростков “группы риска” на 50% ;
  2. снижение риска приобщения детей к ПАВ;
  3. улучшение физического и психического здоровья детей, социализация детей в обществе;
  4. снятие состояния эмоционального дискомфорта, тревожности, повышение уровня
  5. самооценки подростков;
  6. снижение уровня семейного неблагополучия;
  7. выработка индивидуальных маршрутов психолого-педагогического сопровождения группы на 2018-19г.;
  8. создание эффективной технологичной модели организации досуговой и образовательной деятельности детей “группы риска”;
  9. отработка методических ресурсов единой стратегии профилактической работы с детьми “группы риска” в образовательном пространстве гг. Салехарда, Лабытнанги.

Круг субъектов, которые могут воспользоваться результатами проекта.

  1. 76 подростков и  76 их семей  Ямало-ненецкого автономного округа (по списку КДН);
  2. 50 учреждений образования  Ямало-Ненецкого автономного образовательного пространства – специалисты: психологи, педагоги, воспитатели, социальные педагоги и др. ( в части распространения технологии работы с “трудными” подростками, а также внедрения в практику своей деятельности сценариев мероприятий, презентаций, организацией встреч с интересными людьми, тренингов, праздников , игр, конкурсов и др.);
  3. надзорные органы – специалисты КДН и ЗП, ОДН, члены Ямало-Ненецкой окружной  антинаркотической комиссии, психологические центры, дворовые клубы и др.
  4. родительская общественность ( школьные родительские комитеты,  школьные попечительские советы и др.)

Опыт Заявителя по реализации проектов

В Ямало-Ненецком автономном  округе  имеется успешный, положительный опыт организации Центром психолого- педагогической помощи волонтерских слетов учащихся школ округа  на территории окружного подросткового  лаагеря  “Северные  просторы”. Опыт освещен на окружном телевидении в  2010-2017гг. (имеется подбор фотографий в виде презентации, видеозаписи мероприятий).

Показатели измерения результатов, достижения целей и задач проекта.

1.Количественная оценка: отчеты, четкая статистика по каждой встрече, результаты общего мониторинга проекта;

2.Качественная оценка: отзывы ребят, интервью (размещаемые в прессе, по телевидению, на сайте), результаты опросов, анкет и др.; результаты диагностики (предварительной, текущей, итоговой);  дневники педагогов, опрос независимых участников проекта.

Кадровое обеспечение проекта.

Приглашенные педагоги- психологи высшей и первой квалификационных категорий психолого- педагогической помощи и психологического сообщества гг.Салехарда, Лабытнанги, пос. Аксарка, Харп; педагоги образовательных учреждений, социальные работники, широкий круг привлекаемых специалистов ( по согласованию).

Дальнейшее развитие программы.

Программа проекта:

  1. может быть продолжена в рамках группового и индивидуального сопровождения обучения и воспитания детей “группы риска” и их родителей ;
  2. может использоваться в массовых и досуговых мероприятиях образовательных учреждений района, центрах культуры, дворовых клубах, клубах по месту жительства

Представители регионального отделения Общероссийского народного фронта в Ямало-Ненецком автономном округе в рамках мониторинга готовности детских оздоровительных лагерей к летнему сезону 2018 г. проинспектировали окружной молодежный палаточный лагерь «Северные просторы». Место отдыха расположено в 4 км от поселка Харп Приуральского района.

Эксперты ОНФ уделили особое внимание качеству оказания первой медицинской помощи, пожарной безопасности, наличию образовательных и досуговых программ, а также соблюдению норм СанПиН.

Проверка показала, что полевой лагерь отвечает необходимым требованиям. Территория огорожена и находится под круглосуточной охраной, имеется оборудованный медпункт, достаточный запас спреев от насекомых, противопожарные средства (огнетушители, песок), организованы банно-прачечные мероприятия. В расписание двухнедельной смены входят походы в горы Рай-Из и Желтая, сплавы по реке Собь, познавательные занятия экологической направленности.

«Лагерь «Северные просторы» функционирует уже 17 лет. Ежегодно это место отдыха находится под неусыпным контролем надзорных органов. Поэтому каких-либо из ряда вон выходящих замечаний не обнаружено», – сказал руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» на Ямале Юрий Кукевич.

Активисты Народного фронта по окончании первой смены намерены провести анкетирование родителей. В случае получения негативных отзывов о работе палаточного лагеря сигналы будут проверяться, а последующая информация – доводиться до профильных структур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конференция "Задай вопрос специалисту и себе" от "Здоровья вокруг нас" к "Здоровью в себе"

Конференция направлена на обсуждение проблемы выбора здорового образа жизни. Рекомендации и советы обучающимся дают квалифицированные специалисты. Обучающиеся высказывают своё мнение по данной проблем...

Проверить себя и поверить в себя!

Конкурс профессионального мастерства по профессии "Оператор ЭВМ"...

Внеклассное мероприятие "Любите себя или как победить неуверенность в себе"

Внеклассное занятие по теме «Любите себя и других или как приобрести уверенность в себе» рассчитано на учащихся 6 классов, но может быть проведено и в 5, 7 классах. Целью проведения данного мероприяти...

Сохраним себя для себя

Тренинг для педагогов...

"Творческая сила корня жизни, чтобы выйти из себя и себе самому раскрыться в другом?..."(Повесть М.Пришвина "Жень-Шень")

научить учащихся выявлять собственные положительные качества, способности, умению разбираться в самом себе, определению цели жизни....

Классный час "Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг"

В результате занятия участники смогут: • сформулировать понятие «дружба», • практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем, • приобретут навыки работы в сотрудничестве, • поймут, ч...

Беседа по книге А.П.Астахова "Детям о праве" "Береги красоту вокруг себя" (как вести себя на улице). Презентация.

Презентация из 12 слайдов содержит информацию о правилах соблюдения чистоты на улицах вашего города, уважении к труду незнакомых вам людях, что такое "вандализм". Материал доступен для разных возрастн...