О СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ. КАДРИЛЬ.
статья на тему
«Кадриль» — слово не русское, а французское (от латинского «кадрум» - четырехугольник). С конца XVII до конца XIX века кадриль была одним их популярных салонных танцев во многих странах мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_sohranenii_i_razvitii_narodnyh_traditsiy._kadril.docx | 16.73 КБ |
Предварительный просмотр:
КАДРИЛЬ
«Кадриль» — слово не русское, а французское (от латинского «кадрум» - четырехугольник). С конца XVII до конца XIX века кадриль была одним их популярных салонных танцев во многих странах мира.
В России ее узнали в XIX веке. Из дворцов, салонов, богатых гостиных кадриль скоро перешла на площадь, в народ. Русские, приняв кадриль, видоизменили ее до неузнаваемости, расцветив национальными красками, характером исполнения танца. Кадриль органично вошла в быт русского человека, впитав в себя особенности народного творчества той местности, в которой она исполнялась. В нее органично вплетались местные ритмы, движения, манера исполнения. Она начинала исполняться под местные кадрильные песни.
В каждой области, и даже местности, кадриль исполняется по-своему: где в четыре пары, где в две, а где и в линии с различным количеством пар. Разнятся также рисунки, построение фигур: прямые линии, круги, зигзаги, «улиты», «воротца» и т.д.
Кадриль северных областей, например, исполняется очень сдержанно и с большим благородством. Девушки движутся плавно, простыми шагами, юноши — мелкими, без подскоков, дробями.
Кадриль Тверской области исполняется нередко в четыре пары, просты и очень красивы фигуры тверской кадрили. Фигура «челнок» в них напоминает движения челнока в ткацком станке. Почти во всех кадрилях можно встретить своеобразные фигуры, когда танцору или гармонисту полагается поцеловать девушку. Гармонист вдруг прекращает играть, и танцующие понимают, что надо целоваться. Гармонь молчит, пока не перецелуются все пары или пока самого гармониста но поцелует приглянувшаяся ему девушка. И только после этого гармонист продолжает играть еще веселее.
Ленинградская область богата разнообразными кадрилями, своеобразными плясками: «Метелица», «Толкуша», «Топотуха», «Капустка». Глубоко поэтичны старинные уральские кадрили. Это очень плавный танец, музыка исполняется в медленном темпе. Каждая фигура начинается по взмаху платка ведущего. В течение всего танца парень ухаживает за девушкой, красуется перед ней, обольщает ее подарками; лихо пристукивая каблуками, пляшет вприсядку. Девушки же ходят плавно, степенно.
Современные уральские кадрили — «Шестера», «Семера», «Восьмера» — отличаются быстрым темпом, стремительностью, темпераментными дробями, энергичными широкими движениями, частыми подскоками. В уральских кадрильных плясках своеобразны положения рук в парном кружении. Соединенные правые руки плотно соприкасаются от локтя до кисти. Кистью правой руки охвачен большой палец правой руки партнера, а левая рука поддерживает правый локоть партнера.
ПЛЯСКИ – ИМПРОВИЗАЦИИ,
ПЛЯСКИ – СОРЕВНОВАНИЯ.
Наряду с хороводами, кадрилями большой популярностью в народе пользуются пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не скованы определенной композицией. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен. Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей.
Пляскам-импровизациям парни и девушки «учатся» с малых лет. Они с увлечением наблюдают за тем, как пляшут старшие, порой выезжают за десятки километров посмотреть на уже известных танцоров, часами увлеченно «работают» над новыми «коленцами». Танцору не хочется повторяться, делать то же, что делают другие — отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов.
Соревнуясь в пляске, молодежь щеголяла ловкостью, удалью и грацией, праздничными нарядами.
Вечером вместе с гармонистом в избу вваливалась орава девушек и парней. Те, кому сесть было некуда, толпились у дверей. Ребят, чтобы не мешали, сажали на полати (полки под потолком на всю избу).
Ловкие плясуны и плясуньи, сдвинув солому в стороны, лихо отплясывали, соревнуясь, кто лучше, под крики одобрения и веселый хохот зрителей. Танцоры сменяли один другого, и, казалось, этому не будет конца.
По вечерам, после работы, девушки и женщины торопились сменить одежду, надевали свои лучшие наряды (домотканые разноцветные паневы, вышитые узорами белые кофты, яркие фартуки) и выходили на «мостки» (так называли деревянные помосты, что-то вроде тротуара).
У парней костюмы были попроще. Они быстро приводили себя в порядок, сменив брюки, рубашку, надев сапоги и накинув на плечи пиджак. Во главе с гармонистом они стояли группами на улице и поджидали девушек. Не успевали девушки подойти, как гармонь уже играла «Страданье» и звонкие голоса подхватывали мелодию. Все гурьбой шли по мосткам к более удобному месту, где можно было потанцевать. В самом конце улицы мостки были пошире, и здесь молодежь останавливалась. Пение сменялось традиционной пляской «Рязаночка».
...На середине круга две девушки. Сначала они идут по кругу, обходя весь собравшийся народ и важно поглядывая на всех, потом, притопывая то правой, то левой ногой, встречаются. Вот они обошли друг друга со спины, одна вернулась на свое место, а другая, притопнув каблучками и задробив мелко ногами, опять пошла по кругу, поводя руками то вправо, то влево, задорно поглядывая на окружающих. Снова подошла к подружке, подняв голову, отбила каблучками и носками дробь и высоко, звонко запела:
Я « Рязаночку» плясала,
Onycmилa глазки вниз.
Мне подруженька сказала:
«Тебя любит гармонист!»
Затем, тряхнув головой, она мелкой дробью пробегала по кругу и становилась на свое место, повернувшись лицом к стоящей против нее подружке.
Теперь другая девушка, притопнув «в три ноги», шла по кругу, поводя плечами. Красивая, статная, она останавливалась около своей подруги и как бы исподтишка начинала частушку:
Не хотела я плясать,
Стояла, стеснялася.
А гармошка заиграла,
Я не удержалася...
После «Рязаночки» плясали «Русскую». Здесь уже инициатива переходила к парням.
К пляскам-соревнованиям относятся публикуемые «Парный перепляс», «Пятерка». Мягкие, плавные движения, свойственные русской женщине, нашли отражение в старинном сольном танце-импровизации «Лебедушка».
Форма плясок-импровизаций, плясок-соревнований в наше время получила дальнейшее развитие. Они стали динамичнее, появились острые ритмы, сложные танцевальные элементы, разнообразные комбинации. Девушки пляшут смелее, энергичнее, как равные соревнуясь в мастерстве с парнями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение русских инструментально - музыкальный традиций на отделе народных инструментов
Презентация работы народного отдела ДШИ на областном семинаре "Воспитание художественного вкуса на основе национально - культурных традиций"....
Презентация "Масленица. Сохранение народных традиций"
Презентация рассказывает о масляничных традициях и символах народного праздника Масленицы...
Педагогические приемы сохранения народных традиций в работе подросткового клуба
Какие педагогические приемы я использую в работе своего подросткового клуба для достижения цели: сохранение народных традицийсохранения народных традицийсохранения народных традиций...
Сохранение и развитие традиций национальной хореографической культуры России
Музыкально-хореографическая постановка "Празднова...
Национальное многоборье как одно из условий сохранения и возрождения традиций коренных малочисленных народов Севера
Представление опыта работы по национальному многоборью...
Система сохранения и развития традиций народной художественной культуры Белгородской области
Важнейшим условием процветания нации является сохранение языка, народных традиций, культурных ценностей. Одно из причин сложного положения России является забвение значительной частью нас...
«Сохранение и развитие традиций Лозовской школы-интерната»
Один из недостатков современного общества – духовно-нравственная распущенность. У нового поколения практически отсутствуют такие качества, как: сострадание, желание помочь ближнему, милосердие. ...