О СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ. КАДРИЛЬ.
статья на тему

«Кадриль» — слово не русское, а французское (от латинского «кадрум» - четырехугольник). С конца XVII до конца XIX века кадриль была одним их популярных салонных танцев во многих странах мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_sohranenii_i_razvitii_narodnyh_traditsiy._kadril.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

КАДРИЛЬ

«Кадриль» — слово не русское, а французское (от латинского «кадрум» - четырехугольник). С конца XVII до конца XIX века кадриль была одним их популярных салонных танцев во многих странах мира.

В России ее узнали в XIX веке. Из дворцов, салонов, богатых гостиных кадриль скоро перешла на площадь, в народ. Русские, приняв кадриль, видоизменили ее до неузнаваемости, расцветив национальными красками, характером исполнения танца. Кадриль органично вошла в быт русского человека, впитав в себя особенности народного творчества той местности, в которой она исполнялась. В нее органично вплетались местные ритмы, движения, манера исполнения. Она начинала исполняться под местные кадрильные песни.

В каждой области, и даже местности, кадриль исполняется по-своему: где в четыре пары, где в две, а где и в линии с различным количеством пар. Разнятся также рисунки, построение фигур: прямые линии, круги, зигзаги, «улиты», «воротца» и т.д.

Кадриль северных областей, например, исполняется очень сдер​жанно и с большим благородством. Девушки движутся плавно, про​стыми шагами, юноши — мелкими, без подскоков, дробями.

Кадриль Тверской области исполняется нередко в четыре пары, просты и очень красивы фигуры тверской кадрили. Фигура «челнок» в них напоминает движения челнока в ткацком станке. Почти во всех кадрилях можно встретить своеобразные фигуры, когда танцору или гармонисту полагается поцеловать девушку. Гармонист вдруг прекра​щает играть, и танцующие понимают, что надо целоваться. Гармонь молчит, пока не перецелуются все пары или пока самого гармониста но поцелует приглянувшаяся ему девушка. И только после этого гармонист продолжает играть еще веселее.

Ленинградская область богата разнообразными кадрилями, свое​образными плясками: «Метелица», «Толкуша», «Топотуха», «Капустка». Глубоко поэтичны старинные уральские кадрили. Это очень плавный танец, музыка исполняется в медленном темпе. Каждая фигура начинается по взмаху платка ведущего. В течение всего танца парень ухаживает за девушкой, красуется перед ней, обольщает ее подарками; лихо пристукивая каблуками, пляшет вприсядку. Девушки же ходят плавно, степенно.

Современные уральские кадрили — «Шестера», «Семера», «Восьмера» — отличаются быстрым темпом, стремительностью, темпера​ментными дробями, энергичными широкими движениями, частыми подскоками. В уральских кадрильных плясках своеобразны положения рук в парном кружении. Соединенные правые руки плотно соприка​саются от локтя до кисти. Кистью правой руки охвачен большой палец правой руки партнера, а левая рука поддерживает правый локоть партнера.

ПЛЯСКИ – ИМПРОВИЗАЦИИ,

ПЛЯСКИ – СОРЕВНОВАНИЯ.

Наряду с хороводами, кадрилями большой популярностью в народе пользуются пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не скованы определенной композицией. Каждому испол​нителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен. Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей.

Пляскам-импровизациям парни и девушки «учатся» с малых лет. Они с увлечением наблюдают за тем, как пляшут старшие, порой выезжают за десятки километров посмотреть на уже известных танцо​ров, часами увлеченно «работают» над новыми «коленцами». Танцору не хочется повторяться, делать то же, что делают другие — отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов.

Соревнуясь в пляске, молодежь щеголяла ловкостью, удалью и грацией, праздничными нарядами.

Вечером вместе с гармонистом в избу вваливалась орава девушек и парней. Те, кому сесть было некуда, толпились у дверей. Ребят, чтобы не мешали, сажали на полати (полки под потолком на всю избу).

Ловкие плясуны и плясуньи, сдвинув солому в стороны, лихо отплясывали, соревнуясь, кто лучше, под крики одобрения и веселый хохот зрителей. Танцоры сменяли один другого, и, казалось, этому не будет конца.

По вечерам, после работы, девушки и женщи​ны торопились сменить одежду, надевали свои лучшие наряды (домот​каные разноцветные паневы, вышитые узорами белые кофты, яркие фартуки) и выходили на «мостки» (так называли деревянные помосты, что-то вроде тротуара).

У парней костюмы были попроще. Они быстро приводили себя в порядок, сменив брюки, рубашку, надев сапоги и накинув на плечи пиджак. Во главе с гармонистом они стояли группами на улице и поджидали девушек. Не успевали девушки подойти, как гармонь уже играла «Страданье» и звонкие голоса подхватывали мелодию. Все гурьбой шли по мосткам к более удобному месту, где можно было потанцевать. В самом конце улицы мостки были пошире, и здесь молодежь останавливалась. Пение сменялось традиционной пляской «Рязаночка».

...На середине круга две девушки. Сначала они идут по кругу, обходя весь собравшийся народ и важно поглядывая на всех, потом, притопывая то правой, то левой ногой, встречаются. Вот они обошли друг друга со спины, одна вернулась на свое место, а другая, притопнув каблучками и задробив мелко ногами, опять пошла по кругу, поводя руками то вправо, то влево, задорно поглядывая на окружающих. Снова подошла к подружке, подняв голову, отбила каблучками и носками дробь и высоко, звонко запела:

Я « Рязаночку» плясала,

Onycmилa глазки вниз.

Мне подруженька сказала:

«Тебя любит гармонист!»

Затем, тряхнув головой, она мелкой дробью пробегала по кругу и становилась на свое место, повернувшись лицом к стоящей против нее подружке.

Теперь другая девушка, притопнув «в три ноги», шла по кругу, поводя плечами. Красивая, статная, она останавливалась около своей подруги и как бы исподтишка начинала частушку:

Не хотела я плясать,

Стояла, стеснялася.

А гармошка заиграла,

Я не удержалася...

После «Рязаночки» плясали «Русскую». Здесь уже инициатива переходила к парням.

К пляскам-соревнованиям относятся публикуемые «Парный пе​репляс», «Пятерка». Мягкие, плавные движения, свойственные рус​ской женщине, нашли отражение в старинном сольном танце-импро​визации «Лебедушка».

Форма плясок-импровизаций, плясок-соревнований в наше вре​мя получила дальнейшее развитие. Они стали динамичнее, появились острые ритмы, сложные танцевальные элементы, разнообразные ком​бинации. Девушки пляшут смелее, энергичнее, как равные соревнуясь в мастерстве с парнями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение русских инструментально - музыкальный традиций на отделе народных инструментов

Презентация работы народного отдела ДШИ на областном семинаре "Воспитание художественного вкуса на основе национально - культурных традиций"....

Презентация "Масленица. Сохранение народных традиций"

Презентация рассказывает о масляничных традициях и символах народного праздника Масленицы...

Педагогические приемы сохранения народных традиций в работе подросткового клуба

Какие педагогические приемы  я использую в работе своего подросткового клуба для достижения цели: сохранение народных традицийсохранения народных традицийсохранения народных традиций...

Сохранение и развитие традиций национальной хореографической культуры России

Музыкально-хореографическая постановка "Празднова...

Система сохранения и развития традиций народной художественной культуры Белгородской области

 Важнейшим условием процветания нации является сохранение языка, народных традиций, культурных ценностей. Одно из причин сложного положения России является забвение значительной частью нас...

«Сохранение и развитие традиций Лозовской школы-интерната»

Один из недостатков современного общества – духовно-нравственная распущенность. У нового поколения практически отсутствуют такие качества, как: сострадание, желание помочь ближнему, милосердие. ...