СТАТЬЯ
статья на тему
Предварительный просмотр:
Т.А. Новожилова.
Образ святого в буддизме на территории Восточной Сибири.
«Религиозное возрождение» в России происходит в 90-е годы XX века, идет процесс культурной легитимации. В результате краха системы социализма возрастает роль духовных ценностей, верующий обращается к традициям конфессиальности, её культурным и этическим нормам.
Новый «Закон об образовании» 21 декабря 2012 года и ФГОС нового поколения для общеобразовательной школы ориентирует на воспитание толерантности, которая рассматривается как высшая национальная государственная задача. В школах появляется новый предмет ОРКСЭ – основы религиозных культур и светской этики, который помогает привить школьнику толерантность, гуманизм, духовно-нравственное развитие, уважение к людям, старшему поколению.
В законе «Об образовании» сказано, что ОРКСЭ формирует мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений (1).
Духовно-нравственное развитие позволяет верующему чаще посещать храмы, обращаться за помощью к святым. Святой становится защитником человека, его помощником, облагающим сверхъестественными силами. Юродивый – человек нравственный, непорочный, чистый, совершенный.
В каждой религии понятие «святой» имеет свои особенности. Христианские святые представляются как люди, которые провели жизнь в служении Богу и после смерти признаны христианской церковью покровителями верующих. В исламе святыми считали только Аллаха и его пророка Мухаммеда. Но с усилиями суфиев в исламе распространился культ святых, о существовании которых не было и речи в годы жизни пророка, составления Корана или хадисов Сунны. С расцветом суфизма и появлением многочисленных братств и орденов с их шейхами, обладавшими абсолютным авторитетом и неограниченной властью, склонными к видениям и экстатическим импульсам, стало считаться, что именно эти религиозные лидеры являются носителями небесной благодати (барака), способной передаваться от основателя ордена к его преемнику (чаще всего к сыну или иному близкому родственнику) путем эманации. Не удивительно, что многие из таких шейхов, особенно наиболее заслуженные, влиятельные и могущественные, прославившиеся своими радениями и общением с Аллахом, еще при жизни почитались почти святыми, а после смерти легко становились таковыми в глазах их последователей и прочих правоверных. Официальная теология ислама отвергает понятие святости, однако в народе существовали различные культы святых людей, или «друзей» (вали) Аллаха, которым приписывались различные чудеса и божественная сила (2).
Святой в буддизме предстает как некий моральный императив. Его образ представлен как учитель и пример человека, который достиг нирваны ради тех, кто следует по открытому им пути. В то же время, благодаря своим благим заслугам, нравственной чистоте, мудрости и состраданию, он представляет собой своего рода хранилище могущества, к которому могут прибегнуть все нуждающиеся в защите или исцелении.
Классический образ святого в буддизме подразумевает самопожертвование ради помощи людям, отказ от роскошной жизни, от семьи, богатства, отречение от всего. Для монаха существуют святыни – Будда, Сангха и Дхарма. Святой живет в шалашах, пещерах, часто может ночевать в лесу, под одиноким деревом, в расщелине скалы и других неуютных, но способствующих углубленному и обостренному восприятию местах, ведет аскетический образ жизни, принимает пять обетов, проповедует учение, помогает людям и стремится к нирване.
В буддизме к святым относят учеников Будды (прежде всего, монахи, достигшие нирваны). Буддисты Махаяны считают, что любой человек способен достичь «буддовости», т.е. святости, для этого ему необходимо войти в Сангху и придерживаться правил общины и Дхармы. Людей, которые отсрочивают собственное просветление, чтобы оказать духовную помощь своим ближним, называют Бодхисаттвами и тоже считают святыми (3).
У буддистов, проживающих на территории Восточной Сибири, образ святого представлен как учитель, которого называют Лама. Он должен передавать свое знание ученику, обладать мудростью, сочувствием к своим ученикам и ко всем существам – ведь сочувствие является очень важным качеством не только для святого, но и для любого человека.
Образ буддистского святого в Восточной Сибири можно рассмотреть на примере Ламы Даши –Доржо Итигэлова (1852-1927 гг.). Он получил хорошее образование, изучал тибетские, монгольские книги, к пятидесяти годам достиг звания габжи. Вернувшись Янгажинский дацан в местности Оронгой, он стал штатным буддийским философом. Его заслугой считается постройки новых Чойра-дугана, Дэважин-дугана. Дуганы были возведены в целях совершения добродетели для многих тысяч воинов, погибших во время войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана. Он приложил также большие усилия для просветительской и лечебной деятельности среди верующих и мирян.
Весной 1911 года Даши - Доржо был избран XII Пандито Хамбо-ламой буддийского духовенства Восточной Сибири.
После начала Первой мировой войны по инициативе Д.-Д. Итигэлова в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», которое занималось благотворительностью: собирало для помощи фронту деньги, продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности, и постановило оборудовать в прифронтовой полосе лазарет.
В 1915 году Итигэлов был награждён высшей государственной наградой Монголии – Орденом Драгоценного жезла, а в 1916 году за особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненых и павших, был награждён российским орденом Святой Анны II степени.
Вскоре, в связи с болезнью, Итигэлов сложил с себя полномочия Пандито Хамбо-ламы и в сентябре 1917 года вернулся в Янгажинский дацан.
15 июня 1927 года XII Пандито Хамбо-лама Даша-Доржо Итигэлов сел в позу лотоса и предался нирване.
Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода (4).
За все свои заслуги Даши-Доржо Итигэлову присвоен титул святого. Именно Итигэлов передает образ святого буддиста на территории Восточной Сибири. Для него, как для святого, характерны следующие качества: служба и помощь людям, преданность учению, моральное поведение, гуманность, искренность, отзывчивость, доброта, благие поступки, благотворительность, ум, безупречное нравственное поведение, духовность, мудрость, обширными знания первоисточников, красноречие, великое сострадание к ученикам и бесконечное терпение.
Для буддистских святых в первую очередь необходимо духовно-нравственное поведение и присутствие моральных качеств.
Примечания:
- Закона об образовании (от 29.12.2012 N 273-ФЗ), ст. № 14.
- История восточных религий. Л.Н. Васильев. Москва, 2000 г.
- Буддзм, история, каноны, культура. С.Сидоров. Дизайн, 2005 г.
- Амоголонова Д. Д. Возвращение Хамбо-ламы Итигэлова в контексте постсоветской десекуляризации общественного сознания // Tartaria Magna. – Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, 2012. – № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....