СТАТЬЯ
статья на тему

Новожилова Татьяна Александровна

О СВЯТОМ В БУДДИЗМЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya._svyatye_buddizma.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Т.А. Новожилова.

Образ святого в буддизме на территории Восточной Сибири.

«Религиозное возрождение» в России  происходит в 90-е годы XX века, идет процесс культурной легитимации. В результате краха системы социализма возрастает роль духовных ценностей, верующий обращается к традициям конфессиальности,  её культурным и этическим нормам.

Новый «Закон об образовании» 21 декабря 2012 года и ФГОС нового поколения для общеобразовательной школы ориентирует на воспитание толерантности, которая рассматривается как высшая  национальная государственная задача. В школах появляется новый предмет ОРКСЭ – основы религиозных культур и светской этики, который помогает  привить школьнику толерантность, гуманизм, духовно-нравственное развитие, уважение к людям, старшему поколению.

В законе «Об образовании» сказано, что ОРКСЭ формирует мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений (1).

Духовно-нравственное развитие  позволяет верующему чаще посещать храмы, обращаться за помощью  к святым. Святой становится защитником человека, его помощником, облагающим сверхъестественными силами. Юродивый –  человек  нравственный, непорочный, чистый, совершенный.

В каждой религии понятие  «святой» имеет свои особенности. Христианские святые представляются как  люди, которые  провели жизнь в служении Богу и после смерти признаны христианской церковью покровителями верующих. В исламе святыми считали только Аллаха и его пророка Мухаммеда. Но с усилиями суфиев в исламе распространился культ святых, о существовании которых не было и речи в годы жизни пророка, составления Корана или хадисов Сунны. С расцветом суфизма и появлением многочисленных братств и орденов с их шейхами, обладавшими абсолютным авторитетом и неограниченной властью, склонными к видениям и экстатическим импульсам, стало считаться, что именно эти религиозные лидеры являются носителями небесной благодати (барака), способной передаваться от основателя ордена к его преемнику (чаще всего к сыну или иному близкому родственнику) путем эманации. Не удивительно, что многие из таких шейхов, особенно наиболее заслуженные, влиятельные и могущественные, прославившиеся своими радениями и общением с Аллахом, еще при жизни почитались почти святыми, а после смерти легко становились таковыми в глазах их последователей и прочих правоверных. Официальная теология ислама отвергает понятие святости, однако в народе существовали различные культы святых людей, или «друзей» (вали) Аллаха, которым приписывались различные чудеса и божественная сила (2).

Святой в буддизме предстает как некий моральный императив. Его образ  представлен как учитель и пример человека, который достиг нирваны ради тех, кто следует по открытому им пути. В то же время, благодаря своим благим заслугам, нравственной чистоте, мудрости и состраданию, он представляет собой своего рода хранилище могущества, к которому могут прибегнуть все нуждающиеся в защите или исцелении.

Классический образ святого в буддизме подразумевает  самопожертвование ради помощи людям, отказ от роскошной жизни, от семьи, богатства, отречение от всего. Для монаха существуют  святыни – Будда, Сангха и Дхарма.  Святой  живет в шалашах, пещерах, часто может ночевать в лесу, под одиноким деревом, в расщелине скалы и других неуютных, но способствующих углубленному и обостренному восприятию местах, ведет аскетический образ жизни, принимает пять обетов, проповедует учение, помогает людям и стремится к нирване.

В буддизме к святым относят учеников Будды (прежде всего, монахи, достигшие нирваны). Буддисты Махаяны считают, что любой человек способен достичь «буддовости», т.е. святости, для этого ему необходимо войти в Сангху и придерживаться правил общины и Дхармы. Людей, которые отсрочивают собственное просветление, чтобы оказать духовную помощь своим ближним, называют Бодхисаттвами и тоже считают святыми (3).

У буддистов, проживающих на территории Восточной Сибири,  образ святого представлен  как учитель,  которого называют Лама.  Он  должен передавать свое знание ученику, обладать мудростью,  сочувствием к своим ученикам и ко всем существам – ведь сочувствие является очень важным качеством не только для святого, но и для любого человека.

Образ буддистского   святого в Восточной Сибири можно рассмотреть на примере  Ламы Даши –Доржо Итигэлова (1852-1927 гг.). Он получил хорошее образование, изучал тибетские, монгольские книги, к пятидесяти  годам достиг звания габжи. Вернувшись Янгажинский дацан в местности Оронгой, он стал штатным буддийским философом. Его заслугой считается постройки новых Чойра-дугана, Дэважин-дугана. Дуганы были возведены в целях совершения добродетели для многих тысяч воинов, погибших во время войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана. Он приложил также большие усилия для просветительской и лечебной деятельности среди верующих и мирян.

Весной 1911 года Даши - Доржо был избран XII Пандито Хамбо-ламой буддийского духовенства Восточной Сибири.

После начала Первой мировой войны по инициативе Д.-Д. Итигэлова в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», которое  занималось благотворительностью: собирало для помощи фронту деньги, продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности, и постановило оборудовать в прифронтовой полосе лазарет.

         В 1915 году Итигэлов был награждён высшей государственной наградой Монголии – Орденом Драгоценного жезла, а в 1916 году за особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненых и павших, был награждён российским орденом Святой Анны II степени.

Вскоре, в связи с болезнью, Итигэлов сложил с себя полномочия Пандито Хамбо-ламы и в сентябре 1917 года вернулся в Янгажинский дацан.

15 июня 1927 года XII Пандито Хамбо-лама Даша-Доржо Итигэлов сел в позу лотоса и предался нирване.

Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода (4).

За все свои  заслуги Даши-Доржо Итигэлову   присвоен титул святого.  Именно Итигэлов передает образ святого буддиста на территории Восточной Сибири. Для него, как для святого, характерны следующие качества: служба и помощь людям, преданность учению,  моральное поведение, гуманность, искренность, отзывчивость, доброта, благие поступки, благотворительность, ум,  безупречное  нравственное  поведение,  духовность, мудрость, обширными знания первоисточников, красноречие, великое сострадание к ученикам и бесконечное  терпение.

Для буддистских святых в первую очередь необходимо духовно-нравственное поведение и присутствие моральных качеств.

Примечания:

  1. Закона об образовании (от 29.12.2012 N 273-ФЗ), ст. № 14.
  2. История восточных религий. Л.Н. Васильев. Москва, 2000 г.
  3. Буддзм, история, каноны, культура. С.Сидоров. Дизайн, 2005 г.
  4. Амоголонова Д. Д. Возвращение Хамбо-ламы Итигэлова в контексте постсоветской десекуляризации общественного сознания // Tartaria Magna. –  Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, 2012. –  № 1. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....