статья
статья на тему

Новожилова Татьяна Александровна

ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novozhilova_tatyana_aleksandrovna.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Новожилова Т.А.,

Магистр педагогического образования,

Учитель истории

КБОУ «»Школа дистанционного образования»

НОВЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ –

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И  СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»:

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ И  ТОЛЕРАНТНОСТИ

В постсоветской России актуально стоит проблема духовности и нравственности, вне которых представляется невозможным решение социально-экономических, политических и национально-конфессиональных проблем. Крах социалистических духовных ценностей ставит проблему формирования новой культурной и духовно-нравственной парадигмы, способной консолидировать россиян для решения национально-государственных проблем и построения гражданского общества.

ФГОС нового поколения и Закон «Об образовании» представляют новую и долговременную стратегию по воспитанию духовности и нравственности у подрастающего поколения россиян. В Законе «Об образовании» сказано: «ОРКСЭ формирует мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных региональных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений» [3]. В основу образовательно-воспитательной  стратегии положены светские и религиозные духовно-нравственные ценности, учитывая деление россиян на атеистов и верующих. ФГОС учитывает региональные, национальные и культурные особенности народов Российской Федерации. Его целью является установление диалога культур и толерантности, учета многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. ФГОС ориентирован на развитие духовности, нравственности, патриотизма и других качеств, которые обеспечивают становление мировоззрения и успешную социализацию школьника [9].

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» речь идет о том, что «базовые национальные ценности» имеют своей основой «христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские» ценности [4].  На открытии XVII Всемирного русского национального собора в 2013году  выступил президент В.В. Путин,  он обратился к базовым ценностям России –  межнациональному согласию,  добрососедству и взаимному уважению [2].

Реализации поставленных задач отвечает новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики».  Модули, представленные для выбора учащимся и их родителям, четко делятся на светские («Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур») и религиозные («Основы православной культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры»).

Апелляция не только к светским, но и к религиозным духовно-нравственным ценностям вызвала дискуссии не только в педагогическом сообществе, но и в российском обществе, в целом. Сторонники материализма и атеизма заявляют о клерикализации школы и общества, полагая светские духовные ценности единственно возможными для воспитания подрастающего поколения россиян.  В 2007 г. российские академики, включая лауреатов Нобелевской премии, обратились к В.В. Путину с «Открытым письмом», в котором выразили опасение относительно того, что рост религиозности станет непреодолимым препятствием на пути научно-технического прогресса и модернизации России. Ряд известных российских педагогов негативно реагировал на появление религиозных модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики». А. Адамский и Е. Ямбург выражают сомнение относительно возможности воспитания таким путем толерантности у подрастающего поколения.

Напротив, их оппоненты полагают, что только возврат к традиционным религиозным ценностям России способен обеспечить духовность и нравственность российского общества. В «маразме атеистической педагогики»  известный деятель Русской Православной церкви протоиерей Андрей Кураев видит источник главных проблем современной России [5]. В европейской части России уже накоплен опыт воспитания школьников в рамках «Основ православной культуры». На позитивные образовательно-воспитательные перспективы ссылаются и педагоги в Северо-Кавказском федеральном округе (исламский регион России).

Представители традиционных конфессий России (ФГОС относит к ним православие, ислам, буддизм, иудаизм) полагают, что высота нравственных примеров религий позитивно влияет на становление личности школьника. Одним из аргументов рассматривается новое, религиозное понимание феномена «героя», когда им может быть не только светский человек, совершивший подвиг, но и святой. Значение «героев» придается и основателям мировых религий – Иисусу Христу, Мухаммеду, Будде.

Личности основателей религии и святых (литературных и реальных) понимаются как воплощение моральных императивов, нравственно-актуальных для всего человечества. Особенности религий, отражающие этнокультурные особенности исторических эпох и географических регионов, исчезают в представлениях о нравственном и безнравственном. Именно личности святых в разных религиях мира воплощают духовно-нравственные идеалы, способные объединять людей на основе духовности, нравственности и  толерантности [6].

Образ святого (бодхисаттва)  в буддизме подразумевает  самопожертвование ради помощи людям, отказ от мирской  жизни, от семьи, богатства. Для буддиста существуют  святыни – Будда, сангха (сообщество верующих) и дхарма (сумма главных правил жизни).  Буддийский святой принимает  пять  монашеских обетов (воздержание от убийства; обет воздержания от воровства; обет воздержания от неправильно поведения в сексуальной жизни; обет воздержания ото лжи; обет воздержания от принятия опьяняющих напитков), которые необходимо чтить и соблюдать. Бодхисаттвы,  сумевшие выполнить  первые пять обедов, идут далее по пути к святости, принимая ещё пять дополнительных обетов, к которым относятся: не петь, не танцевать, не спать на удобной постели, не употреблять вещей с резким запахом и ярко окрашенных, не стяжать. Кроме принятия этих  обетов,  бодхисаттвы должны соблюдать кодекс буддийских монахов, состоящий из 253 правил, изложенных в текстах Трипитаки [1].

Портрет  буддийского  святого –  моральный идеал, пример для уважения и подражания для верующих. Святой  живет для того, чтобы  справедливыми  поступками  показать людям  идеал духовно-нравственного лидера, благодаря которому все человечество способно найти защиту и спасение.  Своим примером он доказывает, что для счастливой, праведной  жизни не обязательно жить в роскоши. Святой  представлен человеком с высоким духовным потенциалом, за которым следует множество учеников и людей.  Он обладает мудростью и  состраданием  ко всему живому и растительному миру [7].

        Христианские святые –  люди, которые  провели жизнь в служении Богу и после смерти признаны христианской церковью покровителями верующих. Христианский святой,  изначально был представлен мучеником, гонимым языческими властями. В Византии  святой  превращался в  благочестивого монаха, преследуемого правителями-иконоборцами, которые провозгласили себя главой святой церкви.   Святой в христианстве неукоснительно следует десяти заповедям. Святой   прощает людям их грехи,  наставляет на путь добра и справедливости, «творит молитву» в помощь людям, в конечном итоге, спасает мир от зла.  Святые в христианстве  – люди высокой праведности, прославившие себя служением Богу. Считалось, что в христианских святых воплотился замысел Иисуса Христа.  Святой  наделяется   добродетелями, сумму которых трудно обнаружить в реальной жизни, наполненной проблемами, проступками, безнравственностью и т.д. Но «живой»  моральный императив – это  надежда человечества на лучшее будущее. Религиозный смысл этой надежды –  достижение некоего морального «абсолюта» отнюдь не чуждо и атеисту [9].

Мусульманский  святой  по  всем базовым  параметрам  совпадает со своим христианским и буддийским аналогом. Грубая шерстяная  накидка суфия аналог «рубища» и «вервия» православного святого. Святой  посвящает себя служению Аллаху, выполняет все религиозные предписания и традиции, читает Коран, чтит шариат. Святые считают  мудрыми  рассказы Сунны о  жизни Пророка Мухаммеда, которые  являлись обязательными для чтения каждым верующим и для семейного чтения. Для мусульман следование Сунне Пророка Мухаммеда являлось главным содержанием жизни. Особое значение для верующего всегда имела  личность Пророка, его высокая нравственность.  Во  время ежегодного поста рамазана  мусульмане оценивают свои поступки и проступки, исходя из восприятия Мухаммеда, как морального императива. Своим примером святой показывает  мусульманскому обществу смысл и значение религиозного учения  [8].

Высота нравственности и духовности святых, как правило,  недоступна  обыкновенным грешникам-верующим, что и наделяет праведников  трансцендентной силой. Эта сила также становится объектом религиозного почитания.

Убежденности верующего (христианина, мусульманина, буддиста, иудея) в непреходящей ценности религиозной духовности  и нравственности противостоит  убежденность атеиста относительно приоритетов светской морали.  Дискуссии в педагогическом сообществе и в российском обществе продолжаются. Нормативные документы Минобрнауки учитывают воспитательные возможности и светских, и религиозных духовно-нравственных ценностей.  Но как будет реагировать общество на культурное  единение многонационального народа России в будущем,  никто не знает. Окончательный ответ есть только у исторического будущего, будущего России и россиян. 

Примечания:

  1. Буддистский монашеский кодекс. – Режим доступа:  http://www.kunpendelek.ru - Электронная библиотека Дхарма центра. – Дата обращения 25.05.2013.
  2. Всемирный русский народный собор. – Режим доступа: http:forum.meta.ua/topic/t/166097.html. – Дата обращения 20.12.2013.
  3. Об образовании: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] //  –  http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. -  Издательство Российская газета. – Дата обращения 01.02.2013.
  4.     Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – Режим доступа: http://old.ocdod.tomsk.ru. – Дата обращения 17.03.2014.
  5. А. В. Кураев.  Традиция в контексте духовно-нравственного воспитания. Режим доступа: http://tldpro.ru/section/open76f5.htm.  – Дата обращения18.03.2014.
  6. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: [учеб. пособие]; А.Л. Беглов. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.
  7. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: [ учеб. пособие]; под ред. В.Л. Чимитдоржиева. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.
  8. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4-5 классы:[ учеб. пособие]; под ред. Д.И.  Латышина. – М.: Просвещение, 2010. – 80 с.
  9. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.4 – 5 классы: [учеб. пособие]; под ред. А.В. Кураева. – М: Просвещение, 2010. – 95 с.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 22.12.2009 № 373. [Электронный ресурс]  // – http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97127. -  Издательство Гарант  –  Дата обращения 22.02.2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....