Развивающая программа «Любовью к Родине дыша»
рабочая программа на тему

Голикова Ирина Викторовна

Современное Российское общество столкнулось с острейшей проблемой -   отсутствием патриотизма у подрастающего поколения. Формирование гражданина, патриота своей Родины, начинается в детском возрасте с чувства любви к близким людям, родному дому, родному краю, городу, природе, традициям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Мордовии для детей – сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Ялгинский детский дом – школа»

                                                                   

 Утверждаю

                        ___________    Н. Н. Николаев

Директор ГБОУ РМ «Ялгинский                                                                                         детский дом - школа»

Развивающая программа

«Любовью к Родине дыша»

(патриотическое воспитание)

Для детей 7 – 14 лет

Срок реализации программы – 1 год.

Составитель: воспитатель 2 семьи

                                                        Голикова Ирина Викторовна

Саранск – 2017

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка……………………………………………….  
  2. Тематический план……………………………………………………
  3. Содержание программы……………………………………………...
  4. Методическое обеспечение программы……………………………..
  5. Список литературы…………………………………………………...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                           

                                                                 Историческое значение каждого

                                                                      человека измеряется его заслугами

                                                                Родине, а человеческое достоинство –

                                  силою его патриотизма.

                                                                                   Н. Г. Чернышевский

    Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей города, стремишься быть похожим на них.

    Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

     Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

    Современное Российское общество столкнулось с острейшей проблемой -   отсутствием патриотизма у подрастающего поколения. Формирование гражданина, патриота своей Родины, начинается в детском возрасте с чувства любви к близким людям, родному дому, родному краю, городу, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине. Каждый человек приходит в свою взрослую жизнь из детства, и от того, каким оно, было, зависит наше будущее. Дети, воспитывающиеся в детском доме, оторваны от детей и семей, у которых есть дедушки и бабушки: потеряна связь с прошлым и преемственность поколений. Равнодушие чаще всего возникает от незнания. Наши  воспитанники родились, живут и учатся в Мордовии, но не все знают историю своего края, города; его героев, почетных граждан города, окружающую природу, историческое прошлое коренных жителей, их быт, культуру, традиции. Поэтому ещё больше усилилась актуальность проблемы патриотического воспитания детей, воспитывающихся в условиях детского дома.

    Исходя из вышеизложенного, в целях повышения эффективности гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения была разработана программа  «Любовью к Родине дыша».

 Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий и имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

 Цель: формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, чувства любви и верности своему Отечеству.

Задачи:

  • сформировать любовь и чувство сопричастности к малой Родине (республике, городу, детскому дому);
  • воспитывать любовь к родному языку, культуре и истории своего народа;
  • приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно – прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
  • воспитывать любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ней;
  • воспитывать уважительное отношение ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;
  • воспитывать глубокое уважение к общечеловеческим ценностям (добро, красота, мир, любовь, дружба, взаимопомощь и др.);
  • формировать у детей потребности совершать добрые дела и поступки;
  • развивать чувство сопричастности к окружающему;
  • развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Исходя из главной цели и вытекающих из неё конкретных задач, патриотическое воспитание призвано всеми средствами содействовать появлению у детей чувства гражданского долга, стремлению разумно сочетать личные и общественные интересы, вносить реальный вклад в решение важных проблем общества. Формирование патриотического воспитания в современных условиях заключается в воспитании у детей положительного отношения к своему Отечеству, обществу и государству; к ответственности и долгу как норме общественного поведения; к социальной активности; к самому себе как свободной, трудолюбивой, наделенной нравственными качествами личности.

При написании программы мы опирались на следующие нормативно – правовые документы:

Конвенция ОНН о правах ребенка;

Всеобщая Декларация прав человека;

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской    

Федерации»;

Постановление правительства РФ от 5.10.2010г. «Государственная программа патриотического воспитания граждан РФ на 2011 – 2015 годы»

 Программа рассчитана на детей 7 – 14 лет сроком на один года. Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная работа.

Общий объём – 37 часов: раздел  «МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»  – 21 час,  раздел «МОЙ ДОМ - МОРДОВИЯ»  – 16 часов. Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю. Продолжительность занятий: 30 – 35 минут. Время, затраченное на экскурсии, может быть увеличено.

Принципы Программы:

  1. Принцип культуросообразности – развитие ребенка на основе культурно – исторических традиций народа, особенностей его национального характера.
  2. Личностный – развитие личностных качеств, готовность к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.
  3. Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.
  4. Принцип целостного представления о мире – поможет ребенку понять свое место в обществе и мире. Формирование нравственных ценностей на основе целостного миропонимания.
  5. Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям.
  6. Принцип творчества – развитие творчества через художественное слово и творческую деятельность.
  7. Принцип ответственности – использование учебного материала, способствующего развитию ответственности за собственные слова и поступки.
  8. Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным. Этот принцип формирует у воспитанников с радостью выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
  9. Принцип справедливости – использование правдивого, актуального, общественно значимого материала.

Оценка эффективности реализации Программы.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно – духовными и количественными параметрами.

Нравственно – духовные параметры:

  1. Сформированность гражданских навыков:

- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

- умение принимать и защищать свои решения;

- готовность к участию в общественных делах;

- готовность к образованию.

2.  Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

- патриотизм и любовь к Родине;

- права и свобода человека и гражданина;

- символика Российской Федерации;

- национальное самосознание;

- уважение чести и достоинства других граждан;

- гражданственность.

Количественные параметры:

- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;

- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);

- участие в конкурсах по патриотической тематике;

- проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты.

Воспитанники должны

знать:

- важность воспитания уважения и чувства гордости за свой народ, свою страну;

- значение Конституции Российской Федерации и Республики Мордовия, символов государства и республики;

- важные исторические события в жизни своего города, республики, страны;

- правила сохранения и укрепления традиций своего народа;

- особенности государственного устройства страны;

- основные правила поведения в обществе и об ответственности за свое поведение;

- важность служения Отечеству.

уметь:

- вести себя в обществе, проявлять уважение к старшим людям, к ветеранам труда и героям войны;

- уважать Конституцию РФ и РМ, различать символы государства и республики;

- проявлять чуткость и милосердие, честность, мужество, доброту и человечность;

- проявлять себя в общественно – полезном труде;

- любить и беречь природу родного края;

- охранять и беречь историческое наследие своего народа;

- соблюдать традиции и обычаи народов России и Мордовии.

владеть:

- полноценным общением с взрослыми и сверстниками;

- самостоятельным поиском дополнительной информации об историческом прошлом своей страны;

- активным образом жизни и проявлением гражданской ответственности;

- формированием творческого отношения ко всем сторонам общественной жизни.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание воспитанников как основа личности гражданина России

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел  «МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»

Наименование разделов

Всего часов

Из них

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Страна, в которой мы живем.

2

1

1

3

Я – гражданин России

2

1

1

4

Из истории русского народа

2

1

1

5

Обычаи и традиции русского народа

1

1

6

Живём в России вместе мы

2

1

1

7

Природа Родины моей

1

1

8

Внутренний мир человека

2

1

1

9

Величие человека – в труде!

2

1

1

10

Этот День Победы

История праздника 9 мая

1

1

11

Законы, по которым мы живем

1

1

12

Боевая слава

2

2

13

 Великие люди великой страны

1

1

14

Итоговое занятие

1

1

ИТОГО

  21

9

  12

Раздел «МОЙ ДОМ - МОРДОВИЯ»

Наименование разделов

Всего часов

Из них

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Мой край родной

2

1

1

3

Обычаи и традиции мордовского народа

1

1

4

Красота родной природы

1

1

5

Мой любимый город, улица, дом.

2

2

6

Природные и культурные объекты нашего края.

1

1

7

Мы вас помним

1

1

8

Великие люди великой страны – мои земляки. О тех, кто прославляет нашу республику

3

1

2

9

Человек – творец красоты

2

1

1

10

На службе Отечеству

1

1

11

Итоговое занятие

1

1

ИТОГО

16

5

11

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на воспитанников 7 – 14 лет.  Программа содержит два раздела:

- МОЯ РОДИНА – РОССИЯ;

- МОЙ ДОМ – МОРДОВИЯ.

Раздел 1: Моя Родина – Россия.

Тема 1. Вводное занятие.

Цель: введение в курс занятий; создание мотивации участия в них.

Теория. Мотивационная беседа:  знакомство с темами занятий. Создание мотивации участия в занятиях. Правила поведения в группе.

          Тема 2. Страна, в которой мы живем.

Цель: сформировать у воспитанников систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Теория. Беседа о Родине, о патриотизме.

Практика. Устный журнал «Вечные символы» (герб, флаг, гимн).

Тема 3. Я – гражданин России.

Цель: воспитание правосознания, способности к осознанию свои прав и прав другого человека.

Теория. Беседа «Ребенок: его права и обязанности».

Практика. Игра – путешествие «Мы говорим о нашей Родине»

Цель: осознание воспитанниками ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

          Тема 4.  Из истории русского народа

Теория. Беседа «История моей страны».

Практика.  Оформление тематического уголка «Россия – Родина моя».

Тема 5. Обычаи и традиции русского народа.

Цель: воспитание потребности знать  культуру своей страны, фольклор своего народа.

Практика. Просмотр видеосюжетов «Народные праздники». Народные песни. Народные танцы. Народные игры.

Тема 6. Живем в России вместе мы.

Цель: воспитание патриотизма и интернационализма, терпимости и уважительного отношения к людям, проживающим на территории нашей страны.

Теория. Беседа о многонациональности России.

Практика. Конкурс сочинений «Моё представление о мире».

Тема 7. Природа Родины моей.

Цель: воспитание любви к природе, к Земле; развитие нравственно – экологических чувств.

Практика. Виртуальная экскурсия по заповедникам России.

Тема 8. Внутренний мир человека.

Цель: развитие умения мыслить и поступать не только исходя из личных интересов, интересов своего народа, но и интересов человечества.

Теория. Беседа о внутреннем мире человека. Размышление над словами: «Все прекрасное на земле – от  солнца, а все хорошее – от человека».

Практика. Сочинение «Мой герой».

Тема 9. Величие человека – в труде!

Цель:  воспитание любви и уважения к физическому и умственному труду.

Теория. Значение слов: трудолюбие, коллективное единение. Значение пословицы «Человек создан для труда». Рассказ «И в тылу ковалась Победа» (о тружениках тыла Мордовии).

Практика. Операция «Чистый двор».

          Тема 10. Этот День Победы. История праздника 9 мая.

          Цель:  Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину, благодарность и уважение к его защитникам в годы войны. Расширять знания детей о героических подвигах русского народа.

          Теория. Беседа «Этот День Победы. История праздника 9 мая

             Тема 11. Прогулка по словесному саду.

Цель: прививать любовь к устному народному творчеству; расширять кругозор.

Теория. Беседа о богатстве русского языка. Чтение текстов различных жанров о Родине.

Тема 12. Боевая слава.

Цель: воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства.

Практика. Слайд – шоу «История Российских наград». Экскурсия в Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941 – 1945 годов.

Тема 13. Великие люди великой страны.

Цель: воспитывать гордость за свою страну, народных героев.

Практика. Чтение стихов о героях. Исполнение патриотических песен.

Тема 14. Итоговое занятие.

Цель: расширение представления воспитанников о Великой Отечественной войне, рассказать о блокаде Ленинграда; формирование положительной оценки духовного подвига советского народа

Практика. Открытое мероприятие:  час общения  «Дорога жизни».

Раздел 2: Мой дом – Мордовия.

Тема 1. Вводное занятие.

Цель: активизировать интерес воспитанников к изучению истории родного края.

Теория. Ознакомление воспитанников с темами данного раздела. Мотивационная беседа о необходимости изучения прошлого и настоящего родного края.

Тема 2. Мой край родной.

Цель: воспитание любви к родному краю как  к своей малой Родине

Теория. Беседа с применением компьютерных технологий «Символика моего края».

Практика. Посещение Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея имени И. Д. Воронина.

Тема 3. Обычаи и традиции мордовского народа.

Цель: расширение и углубление представлений о традициях и обрядах мордовского народа.

Практика. Экскурсия в музей мордовской народной культуры (г. Саранск)

Тема 4. Красота родной природы.

Цель: развитие отзывчивости к красоте природы, умения и потребности наслаждаться окружающей действительностью.

Практика. Оформление тематического уголка «Красота мордовского края».

          Тема 5. Мой любимый город, улица, дом.

Цель: познакомить воспитанников с историей родного города; воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его лучше.

Практика. Устный журнал «Саранск – моя судьба». Конкурс рисунков «Саранск–  город будущего».

Тема 6. Природные и культурные объекты нашего края.

Цель: Познакомить с природными и культурными объектами нашего края.

Практика. Экскурсия по городу.

Тема 7.  Мы вас помним.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны.

Практика. Конкурс чтецов «Стихи, рожденные войной».

Тема 8. Великие люди великой страны – мои земляки. О тех, кто прославляет нашу республику.

Цель: формирование чувства уважения к подвигу наших соотечественников по защите Родины. Воспитание чувства гордости и уважения к людям, прославляющим Республику Мордовия.

Теория. Беседа о знаменитых людях, уроженцев Мордовии.

Практика. Экскурсия к памятникам города. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами – интернационалистами, ветеранами Чеченской войны.

Тема 9. Человек – творец красоты.

Цель: формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Теория. Рассказ о жизни и творчестве С. Эрьзи и Ф. Сычкова.

Практика. Посещение Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи.

Тема 10. На службе Отечеству.

Цель: формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите.

Практика. Посещение регионального отделения ДОСААФ России РМ.

Тема 11. Итоговое занятие.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей по программе; воспитывать гражданско – патриотические чувства.

Практика. Мониторинг нравственно – патриотического воспитания.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Реализация программы предполагается во внеурочное время в течение одного года.

Формы реализации Программы

Предложенная тематика воспитательных мероприятий направлена на то, чтобы научить детей уважительно относиться к своему дому, городу, культурному наследию коренных жителей республики, познакомить с особенностями природы родного края, сформировать опыт и основы культуры гражданского поведения, социальной активности.

На занятиях по патриотическому воспитанию используются народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру народная песня входит в быт семьи. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

Неотъемлемой частью занятий является прослушивание музыкальных произведений. Музыка различных композиторов, народные песни способствуют воспитанию в детях таких качеств, как доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство, самоотверженность.

Большую помощь в деле патриотического воспитания оказывает обращение к фольклору. Его животворное, очищающее влияние необходимо маленькому человеку. Приобщаясь к фольклору, ребенок познает сердцем родной народ, его традиции. Развитие, углубление патриотических чувств на занятиях тесно связано с формированием представлений о родном крае, поскольку чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, природе, окружающей его, родному городу, республике.

Беседы на патриотические темы, чтение художественных произведений, стихов, просмотр сюжетов о красоте Родины находят отклик в творчестве детей. Оно выражается в рисунках, поделках, размышлениях, поступках.

Итогом занятий является совместная творческая деятельность, которая создает общее эмоциональное восхищение. Ребята оказывают помощь друг другу при выполнении заданий, сострадают, сопереживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. В итоге в детях развиваются самые лучшие человеческие качества.

Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания.

Формы подведения итогов работы

- Открытое мероприятие:  час общения  «Дорога жизни»;

- конкурс на лучшее сочинение «Моё представление о мире»;

- конкурс рисунков «Саранск –  город будущего».

- рефлексия результатов.

Ресурсное обеспечение реализации Программы

Кадровое обеспечение:

- воспитатели;

- учителя;

- социальный педагог;

- педагоги дополнительного образования;

- библиотекарь;

Материально – техническое обеспечение:

-  музыкальный центр с функцией «караоке»;

- теле-видеоаппаратура;

- канцелярские товары;

- транспорт;

- компьютерный класс;

- библиотека;

- пакет сценарных разработок.

Приложение 1

Анкета «Патриот»

I. Считаете ли вы себя патриотом?

1. Да;

2. Нет;

3. Частично;

4. Не знаю;

II. Что значит, по вашему мнению, быть патриотом?

III. Что для вас является главным предметом гордости за Россию?

IV. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?

  1. Школа;
  2. Окружающие люди, друзья;
  3. СМИ;
  4. Органы власти;
  5. Другое;

V.  По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?

  1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу.
  2. Непримиримость к представителям других наций и народов.
  3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в - интересах своей Родины - России.
  4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее благо или спасения.
  5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
  6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире.
  7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи.
  8. Патриотизм - это лишь романтический образ, литературная выдумка.
  9. Другое.

VI. За что вы испытываете гордость?

  1. За место, в котором родились;
  2. За принадлежность к гражданству российской федерации;
  3. Не испытывают чувство гордости ни за что из перечисленного выше;
  4.  Затрудняюсь ответить.  

VII. Как вы думаете, какую часть молодежи можно назвать патриотами 

  1. Меньшинство;
  2. Никого;
  3. Половина;
  4. Всех россиян;
  5. Большинство;

VIII. Вы считаете, нуждается ли современная молодежь в примерах для подражания?

  1. Да;
  2. Скорее «Да», чем «Нет»;
  3. Скорее «Нет», чем «Да»;
  4. Нет;
  5. Затрудняюсь ответить.

IX. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?

1. Нет желания;

2. Нет возможности;

3. Считаю это не актуальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Умереть-так только за Отчизну, жить-так только Родиной дыша"

Урок закрепления и систематизации знаний по теме "Отечественная война 1812 г."...

Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."

Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....

Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша..."

Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша...", посвящённому 195 - летию Восстания декабристов....

«Любовью к Родине дыша»

«Любовью к Родине дыша» (по творчеству поэтов – декабристов)....