Развивающая программа «Любовью к Родине дыша»
рабочая программа на тему
Современное Российское общество столкнулось с острейшей проблемой - отсутствием патриотизма у подрастающего поколения. Формирование гражданина, патриота своей Родины, начинается в детском возрасте с чувства любви к близким людям, родному дому, родному краю, городу, природе, традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 53.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Мордовии для детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Ялгинский детский дом – школа»
Утверждаю
___________ Н. Н. Николаев
Директор ГБОУ РМ «Ялгинский детский дом - школа»
Развивающая программа
«Любовью к Родине дыша»
(патриотическое воспитание)
Для детей 7 – 14 лет
Срок реализации программы – 1 год.
Составитель: воспитатель 2 семьи
Голикова Ирина Викторовна
Саранск – 2017
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка……………………………………………….
- Тематический план……………………………………………………
- Содержание программы……………………………………………...
- Методическое обеспечение программы……………………………..
- Список литературы…………………………………………………...
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Историческое значение каждого
человека измеряется его заслугами
Родине, а человеческое достоинство –
силою его патриотизма.
Н. Г. Чернышевский
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине. Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей города, стремишься быть похожим на них.
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.
Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Современное Российское общество столкнулось с острейшей проблемой - отсутствием патриотизма у подрастающего поколения. Формирование гражданина, патриота своей Родины, начинается в детском возрасте с чувства любви к близким людям, родному дому, родному краю, городу, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине. Каждый человек приходит в свою взрослую жизнь из детства, и от того, каким оно, было, зависит наше будущее. Дети, воспитывающиеся в детском доме, оторваны от детей и семей, у которых есть дедушки и бабушки: потеряна связь с прошлым и преемственность поколений. Равнодушие чаще всего возникает от незнания. Наши воспитанники родились, живут и учатся в Мордовии, но не все знают историю своего края, города; его героев, почетных граждан города, окружающую природу, историческое прошлое коренных жителей, их быт, культуру, традиции. Поэтому ещё больше усилилась актуальность проблемы патриотического воспитания детей, воспитывающихся в условиях детского дома.
Исходя из вышеизложенного, в целях повышения эффективности гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения была разработана программа «Любовью к Родине дыша».
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий и имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Цель: формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, чувства любви и верности своему Отечеству.
Задачи:
- сформировать любовь и чувство сопричастности к малой Родине (республике, городу, детскому дому);
- воспитывать любовь к родному языку, культуре и истории своего народа;
- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно – прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
- воспитывать любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ней;
- воспитывать уважительное отношение ко всем народам Российской Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;
- воспитывать глубокое уважение к общечеловеческим ценностям (добро, красота, мир, любовь, дружба, взаимопомощь и др.);
- формировать у детей потребности совершать добрые дела и поступки;
- развивать чувство сопричастности к окружающему;
- развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Исходя из главной цели и вытекающих из неё конкретных задач, патриотическое воспитание призвано всеми средствами содействовать появлению у детей чувства гражданского долга, стремлению разумно сочетать личные и общественные интересы, вносить реальный вклад в решение важных проблем общества. Формирование патриотического воспитания в современных условиях заключается в воспитании у детей положительного отношения к своему Отечеству, обществу и государству; к ответственности и долгу как норме общественного поведения; к социальной активности; к самому себе как свободной, трудолюбивой, наделенной нравственными качествами личности.
При написании программы мы опирались на следующие нормативно – правовые документы:
Конвенция ОНН о правах ребенка;
Всеобщая Декларация прав человека;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Постановление правительства РФ от 5.10.2010г. «Государственная программа патриотического воспитания граждан РФ на 2011 – 2015 годы»
Программа рассчитана на детей 7 – 14 лет сроком на один года. Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная работа.
Общий объём – 37 часов: раздел «МОЯ РОДИНА - РОССИЯ» – 21 час, раздел «МОЙ ДОМ - МОРДОВИЯ» – 16 часов. Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю. Продолжительность занятий: 30 – 35 минут. Время, затраченное на экскурсии, может быть увеличено.
Принципы Программы:
- Принцип культуросообразности – развитие ребенка на основе культурно – исторических традиций народа, особенностей его национального характера.
- Личностный – развитие личностных качеств, готовность к самостоятельной деятельности по сбору и обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.
- Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.
- Принцип целостного представления о мире – поможет ребенку понять свое место в обществе и мире. Формирование нравственных ценностей на основе целостного миропонимания.
- Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям.
- Принцип творчества – развитие творчества через художественное слово и творческую деятельность.
- Принцип ответственности – использование учебного материала, способствующего развитию ответственности за собственные слова и поступки.
- Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным. Этот принцип формирует у воспитанников с радостью выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
- Принцип справедливости – использование правдивого, актуального, общественно значимого материала.
Оценка эффективности реализации Программы.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно – духовными и количественными параметрами.
Нравственно – духовные параметры:
- Сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свобода человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
- участие в конкурсах по патриотической тематике;
- проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты.
Воспитанники должны
знать:
- важность воспитания уважения и чувства гордости за свой народ, свою страну;
- значение Конституции Российской Федерации и Республики Мордовия, символов государства и республики;
- важные исторические события в жизни своего города, республики, страны;
- правила сохранения и укрепления традиций своего народа;
- особенности государственного устройства страны;
- основные правила поведения в обществе и об ответственности за свое поведение;
- важность служения Отечеству.
уметь:
- вести себя в обществе, проявлять уважение к старшим людям, к ветеранам труда и героям войны;
- уважать Конституцию РФ и РМ, различать символы государства и республики;
- проявлять чуткость и милосердие, честность, мужество, доброту и человечность;
- проявлять себя в общественно – полезном труде;
- любить и беречь природу родного края;
- охранять и беречь историческое наследие своего народа;
- соблюдать традиции и обычаи народов России и Мордовии.
владеть:
- полноценным общением с взрослыми и сверстниками;
- самостоятельным поиском дополнительной информации об историческом прошлом своей страны;
- активным образом жизни и проявлением гражданской ответственности;
- формированием творческого отношения ко всем сторонам общественной жизни.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание воспитанников как основа личности гражданина России
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел «МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»
№ | Наименование разделов | Всего часов | Из них | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Страна, в которой мы живем. | 2 | 1 | 1 |
3 | Я – гражданин России | 2 | 1 | 1 |
4 | Из истории русского народа | 2 | 1 | 1 |
5 | Обычаи и традиции русского народа | 1 | 1 | |
6 | Живём в России вместе мы | 2 | 1 | 1 |
7 | Природа Родины моей | 1 | 1 | |
8 | Внутренний мир человека | 2 | 1 | 1 |
9 | Величие человека – в труде! | 2 | 1 | 1 |
10 | Этот День ПобедыИстория праздника 9 мая | 1 | 1 | |
11 | Законы, по которым мы живем | 1 | 1 | |
12 | Боевая слава | 2 | 2 | |
13 | Великие люди великой страны | 1 | 1 | |
14 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
ИТОГО | 21 | 9 | 12 |
Раздел «МОЙ ДОМ - МОРДОВИЯ»
№ | Наименование разделов | Всего часов | Из них | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Мой край родной | 2 | 1 | 1 |
3 | Обычаи и традиции мордовского народа | 1 | 1 | |
4 | Красота родной природы | 1 | 1 | |
5 | Мой любимый город, улица, дом. | 2 | 2 | |
6 | Природные и культурные объекты нашего края. | 1 | 1 | |
7 | Мы вас помним | 1 | 1 | |
8 | Великие люди великой страны – мои земляки. О тех, кто прославляет нашу республику | 3 | 1 | 2 |
9 | Человек – творец красоты | 2 | 1 | 1 |
10 | На службе Отечеству | 1 | 1 | |
11 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
ИТОГО | 16 | 5 | 11 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на воспитанников 7 – 14 лет. Программа содержит два раздела:
- МОЯ РОДИНА – РОССИЯ;
- МОЙ ДОМ – МОРДОВИЯ.
Раздел 1: Моя Родина – Россия.
Тема 1. Вводное занятие.
Цель: введение в курс занятий; создание мотивации участия в них.
Теория. Мотивационная беседа: знакомство с темами занятий. Создание мотивации участия в занятиях. Правила поведения в группе.
Тема 2. Страна, в которой мы живем.
Цель: сформировать у воспитанников систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Теория. Беседа о Родине, о патриотизме.
Практика. Устный журнал «Вечные символы» (герб, флаг, гимн).
Тема 3. Я – гражданин России.
Цель: воспитание правосознания, способности к осознанию свои прав и прав другого человека.
Теория. Беседа «Ребенок: его права и обязанности».
Практика. Игра – путешествие «Мы говорим о нашей Родине»
Цель: осознание воспитанниками ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Тема 4. Из истории русского народа
Теория. Беседа «История моей страны».
Практика. Оформление тематического уголка «Россия – Родина моя».
Тема 5. Обычаи и традиции русского народа.
Цель: воспитание потребности знать культуру своей страны, фольклор своего народа.
Практика. Просмотр видеосюжетов «Народные праздники». Народные песни. Народные танцы. Народные игры.
Тема 6. Живем в России вместе мы.
Цель: воспитание патриотизма и интернационализма, терпимости и уважительного отношения к людям, проживающим на территории нашей страны.
Теория. Беседа о многонациональности России.
Практика. Конкурс сочинений «Моё представление о мире».
Тема 7. Природа Родины моей.
Цель: воспитание любви к природе, к Земле; развитие нравственно – экологических чувств.
Практика. Виртуальная экскурсия по заповедникам России.
Тема 8. Внутренний мир человека.
Цель: развитие умения мыслить и поступать не только исходя из личных интересов, интересов своего народа, но и интересов человечества.
Теория. Беседа о внутреннем мире человека. Размышление над словами: «Все прекрасное на земле – от солнца, а все хорошее – от человека».
Практика. Сочинение «Мой герой».
Тема 9. Величие человека – в труде!
Цель: воспитание любви и уважения к физическому и умственному труду.
Теория. Значение слов: трудолюбие, коллективное единение. Значение пословицы «Человек создан для труда». Рассказ «И в тылу ковалась Победа» (о тружениках тыла Мордовии).
Практика. Операция «Чистый двор».
Тема 10. Этот День Победы. История праздника 9 мая.
Цель: Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину, благодарность и уважение к его защитникам в годы войны. Расширять знания детей о героических подвигах русского народа.
Теория. Беседа «Этот День Победы. История праздника 9 мая.»
Тема 11. Прогулка по словесному саду.
Цель: прививать любовь к устному народному творчеству; расширять кругозор.
Теория. Беседа о богатстве русского языка. Чтение текстов различных жанров о Родине.
Тема 12. Боевая слава.
Цель: воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства.
Практика. Слайд – шоу «История Российских наград». Экскурсия в Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941 – 1945 годов.
Тема 13. Великие люди великой страны.
Цель: воспитывать гордость за свою страну, народных героев.
Практика. Чтение стихов о героях. Исполнение патриотических песен.
Тема 14. Итоговое занятие.
Цель: расширение представления воспитанников о Великой Отечественной войне, рассказать о блокаде Ленинграда; формирование положительной оценки духовного подвига советского народа
Практика. Открытое мероприятие: час общения «Дорога жизни».
Раздел 2: Мой дом – Мордовия.
Тема 1. Вводное занятие.
Цель: активизировать интерес воспитанников к изучению истории родного края.
Теория. Ознакомление воспитанников с темами данного раздела. Мотивационная беседа о необходимости изучения прошлого и настоящего родного края.
Тема 2. Мой край родной.
Цель: воспитание любви к родному краю как к своей малой Родине
Теория. Беседа с применением компьютерных технологий «Символика моего края».
Практика. Посещение Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея имени И. Д. Воронина.
Тема 3. Обычаи и традиции мордовского народа.
Цель: расширение и углубление представлений о традициях и обрядах мордовского народа.
Практика. Экскурсия в музей мордовской народной культуры (г. Саранск)
Тема 4. Красота родной природы.
Цель: развитие отзывчивости к красоте природы, умения и потребности наслаждаться окружающей действительностью.
Практика. Оформление тематического уголка «Красота мордовского края».
Тема 5. Мой любимый город, улица, дом.
Цель: познакомить воспитанников с историей родного города; воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его лучше.
Практика. Устный журнал «Саранск – моя судьба». Конкурс рисунков «Саранск– город будущего».
Тема 6. Природные и культурные объекты нашего края.
Цель: Познакомить с природными и культурными объектами нашего края.
Практика. Экскурсия по городу.
Тема 7. Мы вас помним.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны.
Практика. Конкурс чтецов «Стихи, рожденные войной».
Тема 8. Великие люди великой страны – мои земляки. О тех, кто прославляет нашу республику.
Цель: формирование чувства уважения к подвигу наших соотечественников по защите Родины. Воспитание чувства гордости и уважения к людям, прославляющим Республику Мордовия.
Теория. Беседа о знаменитых людях, уроженцев Мордовии.
Практика. Экскурсия к памятникам города. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами – интернационалистами, ветеранами Чеченской войны.
Тема 9. Человек – творец красоты.
Цель: формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Теория. Рассказ о жизни и творчестве С. Эрьзи и Ф. Сычкова.
Практика. Посещение Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи.
Тема 10. На службе Отечеству.
Цель: формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите.
Практика. Посещение регионального отделения ДОСААФ России РМ.
Тема 11. Итоговое занятие.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей по программе; воспитывать гражданско – патриотические чувства.
Практика. Мониторинг нравственно – патриотического воспитания.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализация программы предполагается во внеурочное время в течение одного года.
Формы реализации Программы
Предложенная тематика воспитательных мероприятий направлена на то, чтобы научить детей уважительно относиться к своему дому, городу, культурному наследию коренных жителей республики, познакомить с особенностями природы родного края, сформировать опыт и основы культуры гражданского поведения, социальной активности.
На занятиях по патриотическому воспитанию используются народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру народная песня входит в быт семьи. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
Неотъемлемой частью занятий является прослушивание музыкальных произведений. Музыка различных композиторов, народные песни способствуют воспитанию в детях таких качеств, как доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство, самоотверженность.
Большую помощь в деле патриотического воспитания оказывает обращение к фольклору. Его животворное, очищающее влияние необходимо маленькому человеку. Приобщаясь к фольклору, ребенок познает сердцем родной народ, его традиции. Развитие, углубление патриотических чувств на занятиях тесно связано с формированием представлений о родном крае, поскольку чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, природе, окружающей его, родному городу, республике.
Беседы на патриотические темы, чтение художественных произведений, стихов, просмотр сюжетов о красоте Родины находят отклик в творчестве детей. Оно выражается в рисунках, поделках, размышлениях, поступках.
Итогом занятий является совместная творческая деятельность, которая создает общее эмоциональное восхищение. Ребята оказывают помощь друг другу при выполнении заданий, сострадают, сопереживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. В итоге в детях развиваются самые лучшие человеческие качества.
Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания.
Формы подведения итогов работы
- Открытое мероприятие: час общения «Дорога жизни»;
- конкурс на лучшее сочинение «Моё представление о мире»;
- конкурс рисунков «Саранск – город будущего».
- рефлексия результатов.
Ресурсное обеспечение реализации Программы
Кадровое обеспечение:
- воспитатели;
- учителя;
- социальный педагог;
- педагоги дополнительного образования;
- библиотекарь;
Материально – техническое обеспечение:
- музыкальный центр с функцией «караоке»;
- теле-видеоаппаратура;
- канцелярские товары;
- транспорт;
- компьютерный класс;
- библиотека;
- пакет сценарных разработок.
Приложение 1
Анкета «Патриот»
I. Считаете ли вы себя патриотом?
1. Да;
2. Нет;
3. Частично;
4. Не знаю;
II. Что значит, по вашему мнению, быть патриотом?
III. Что для вас является главным предметом гордости за Россию?
IV. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?
- Школа;
- Окружающие люди, друзья;
- СМИ;
- Органы власти;
- Другое;
V. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?
- Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу.
- Непримиримость к представителям других наций и народов.
- Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в - интересах своей Родины - России.
- Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее благо или спасения.
- Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;
- Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире.
- Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи.
- Патриотизм - это лишь романтический образ, литературная выдумка.
- Другое.
VI. За что вы испытываете гордость?
- За место, в котором родились;
- За принадлежность к гражданству российской федерации;
- Не испытывают чувство гордости ни за что из перечисленного выше;
- Затрудняюсь ответить.
VII. Как вы думаете, какую часть молодежи можно назвать патриотами
- Меньшинство;
- Никого;
- Половина;
- Всех россиян;
- Большинство;
VIII. Вы считаете, нуждается ли современная молодежь в примерах для подражания?
- Да;
- Скорее «Да», чем «Нет»;
- Скорее «Нет», чем «Да»;
- Нет;
- Затрудняюсь ответить.
IX. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?
1. Нет желания;
2. Нет возможности;
3. Считаю это не актуальным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Умереть-так только за Отчизну, жить-так только Родиной дыша"
Урок закрепления и систематизации знаний по теме "Отечественная война 1812 г."...
Методическая разработка открытого урока по литературе по творчеству поэтов-декабристов "Любовью к родине дыша..."
Данная методическая разработка открытого урока представляет собой один из уроков предметной недели, посвящённой 195 - летию Восстания декабристов....
Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша..."
Презентация к открытому уроку по литературе по творчеству поэтов - декабристов "Любовью к родине дыша...", посвящённому 195 - летию Восстания декабристов....
Презентация по теме Урок истории в 8 классе "Умереть- так только за Отчизну, жить – так только родиной дыша. (По отечественной войне 1812 г. Урок закрепления знаний)
мультимедийная презентация по теме "Умереть-так только за Отчизну, жить-так только Родиной дыша"....
«Любовью к Родине дыша»
«Любовью к Родине дыша» (по творчеству поэтов – декабристов)....
Сценарий мероприятия «Любовью к Родине дыша…»
Сценарий мероприятия...
Урок по творчеству К.Ф.Рылеева "Любовью к Родине дыша..."
Внеклассное чтение...