Опубликованные статьи
статья на тему
Статьи на разную тему и разные конкурсы. Все опубликованные
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
it-urok_soli.doc | 1.52 МБ |
psihologicheskie_trudnosti_molodogo_uchitelya.doc | 40.5 КБ |
stanovlenie_molodogo_uchitelya.doc | 31 КБ |
statya_igra.doc | 45 КБ |
statya_innovatsii.doc | 50 КБ |
statya_molodoy_pedagog.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Психологические трудности молодого учителя
Сурикова Наталья Олеговна
учитель химии и биологии
МБОУ «СОШ №5» г. Гурьевск
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.
Л.Н. Толстой
Современная школа, согласно концепции модернизации российского образования, должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Школа сегодня призвана создать условия для развития и саморазвития личности ученика. Это по силам лишь тем педагогам, которые способны не только передавать знания учащимся, но и содействовать развитию и саморазвитию интеллектуальной, духовной, нравственной сфер личности.
В последнее время все чаще приходится слышать: «Молодые учителя — надежда и опора школы. За ними — будущее». Ожидания эти имеют свои основания: молодым предстоит долгая профессиональная жизнь. Но возникает вопрос: оправдаются ли эти ожидания? Ведь не секрет, что не все выпускники педагогических вузов хотят работать в школе. Почему?
Вполне очевидно, как бы ни совершенствовался учебно-воспитательный процесс в вузе, его выпускника нельзя рассматривать как готового, сложившегося учителя. Вуз не может вооружить его знаниями и навыками на все случаи жизни. Первые же самостоятельные шаги обнаруживают, что реальная практика профессиональной деятельности сложнее практики студенческой. Общим для всех начинающих учителей является то, что они хорошо представляют цели, задачи школы и свое социальное значение в ней, имеют достаточно высокий уровень общеобразовательной подготовки. Однако специфические особенности учительского труда и профессиональные возможности каждого учителя, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации. Как следствие происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной специальности.
Молодой учитель особенно уязвим, испытывая в работе трудности из-за неустойчивости, изменчивости сегодняшнего образовательного процесса. У него нет собственной сложившейся методики обучения и воспитания, для него социальный запрос на образование означает одновременное усвоение многих необходимых старых и немалого числа новых установок. Это осложняет его работу и профессиональное становление. В первое время молодые педагоги чувствуют себя беспомощными, не зная, за что взяться, как себя вести, при этом проводя в школе все рабочие дни, вечера, выходные. Они стараются балансировать между стремлением быть независимыми специалистами и желанием быть дипломатичными, чтобы не иметь проблем с дирекцией. Оказалось, что слабым звеном в профессиональной подготовке учителя чаще всего становятся практические умения. Как упоминалось выше, ВУЗ дает только теоретический материал – общая педагогика, общая психология, философия, а как конкретно применять это для классов хоть одной параллели, хоть старших, хоть средних звеньев, не упоминает никто. Например, в последнее время увеличивается число детей, требующих специального медико-социального и психолого-педагогического сопровождения в образовании. Сегодня выпускники педагогических вузов не всегда оказываются профессионально подготовленными к работе с данной категорией детей.
Среди психолого-педагогических проблем и трудностей, с которыми сталкивается молодой учитель на практике, следует выделить умение «найти» общий язык с учениками 15-17 лет. Дело в том, что ученики старшего подросткового возраста (15-17 лет) воспринимают «молодого» учителя на равных, как друга, или как вчерашнего знакомого, с которым приходилось часто видеться. Да и сам молодой педагог психологически не всегда расположен к подросткам, как ученикам, отсюда и начинаются проблемы.
Дети среднего звена достаточно жестоки в общении, как с родителями, так и с учителями и одноклассниками. Как правило, молодые специалисты подвергаются со стороны учащихся «проверке на прочность», поэтому важно заранее продумать, каким образом вызвать уважение, доверие, авторитет детей, особенно «трудных». Немало проблем создают межличностные взаимоотношения с родителями учеников. Учителю приходится заниматься не только вопросами, связанными со школой, но и вопросами сугубо семейными. Зачастую родитель, оказавшись по возрасту старше учителя своего ребенка, психологически блокирует молодого педагога, не прислушивается к его мнению и советам.
Следующая проблема, с которой сталкивается большая часть молодых педагогов – адаптационно-коммуникативная. Она связана с тем, что молодой специалист попадает в незнакомую для него учительскую среду – педагогический коллектив. От коммуникабельности на первых порах зависят не только общий успех работы учителя, но и уровни самооценки и притязаний.
Как ни странно, с коллегами по работе тоже возникают разногласия. Молодые педагоги стремятся наладить конструктивные отношения сотрудничества с учителями, однако, не зная как это сделать, могут попасть под влияние той или иной группировки. Особенно сложно найти взаимопонимание с учителями предпенсионного и пенсионного возраста, со сложившимися стереотипами взаимоотношений внутри коллектива, по отношению к детям, родителям, другим учителям. Особую роль здесь играет позиция администрации школы. Зачастую администрация предпочитает сохранить опытного, хотя и работающего без полноценной продуктивной отдачи учителя, чем «тратить время» на потенциально интересного, но не сложившегося еще в профессиональном плане молодого учителя. Не всегда видит его возможности и перспективы роста.
Анкетирование, мониторинг деятельности молодого педагога, проводимый в рамках районной школы молодого педагога, показал, что начинающие учителя нуждаются в помощи при разработке урока, внедрении новых технологий в преподавании своего предмета, предупреждении конфликтных ситуаций с участниками образовательного процесса, организации работы с родителями.
Иногда у молодых специалистов возникают проблемы, связанные с распределением учебной нагрузки: либо она недостаточная (0,5 ставки по основному предмету), либо большая для начинающего учителя: преподавание предмета сразу в трех параллелях, ведение разных дисциплин, внеурочная деятельность, работа в классах коррекции и так далее. Любая работа педагога должна быть оплачена. Материальная заинтересованность в результатах своего труда присутствует и у молодого педагога. Первое время зарплата начинающего учителя очень маленькая, а объем работы велик. Директор школ в первый год работы молодого учителя назначает его классным руководителем в, так называемом, «трудном» классе, объясняя это производственной необходимостью. Это приводит к тому, что молодой специалист, не справляется с возложенными на него должностными обязанностями. Трудности в работе, отсутствие профессионального опыта и, как следствие, слабое материальное стимулирование со стороны руководителя часто приводят к уходу педагога из школы. Уходит не потому, что считает себя профессионально непригодным, а потому, что испытывает внутреннее психологическое напряжение. Помощь же со стороны администрации школы или опытных учителей не всегда эффективна. К тому же возможности трудоустройства за пределами школы возрастают, а полученная профессиональная подготовка расширяет возможности выбора на современном рынке труда.
Между тем в современной школе остро востребованы образованные и нравственные педагоги, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за воспитание подрастающего поколения, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Конечно, молодому учителю нелегко в начале профессиональной деятельности, но мудрая пословица гласит: «Дорогу осилит идущий». Чтобы процесс адаптации начинающего педагога прошел успешно, многое зависит от администрации школы, которая должна помнить: «плохой хозяин выращивает сорняки, хороший — рис, умный возделывает почву, дальновидный растит помощников». Руководителю также необходимо учитывать, что все люди мотивируются разными факторами. Залог успеха состоит в том, чтобы дать сотрудникам то, чего они действительно хотят, к чему стремятся. Следует отметить, что использование приемов мотивирования должно быть комплексным, сочетающим методы административного, экономического, социально-психологического воздействия.
Предварительный просмотр:
Становление молодого учителя. «Из гусеницы – в бабочку»
Каждый человек, делая первые шаги в своей профессии, испытывает определенные трудности. Все кажется незнакомым, непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной цели. Становление учителя происходит гораздо труднее, чем человека любой другой профессии. Школа, «как государство», имеет свои законы, порядки, устои, традиции, а также большое количество людей- это и ученики, и родители, и педагоги, с которыми предстоит работать. Для успешного становления и развития начинающему педагогу недостаточно иметь багаж педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении. Здесь огромную роль играют личностные качества. Хороший педагог должен быть и учителем, и консультантом, и психологом, и актером в одном лице, то есть – помогать ученику в любой момент его жизни, уметь обратить внимание на себя, пробудить интерес к тому предмету, который он преподает.
Конечно сразу очень сложно проникнуться к профессии, к детям, к требованиям, поэтому в начале своей профессиональной деятельности молодой педагог сталкивается со многими трудностями, которые учителю со стажем кажутся пустяками. Неумение грамотно рассчитать время урока, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами - вот далеко не полный перечень проблем, подстерегающих учителя-новичка. Этих и многих других проблем легко избежать, если изучить нормативные документы, необходимые для работы, а также рассмотреть существующие по предмету методические пособия и рекомендации. Неоценимую помощь окажут и опытные коллеги, которые, также, как и вы, начали свой путь «методом проб и ошибок». Главным помощником станет опытный наставник, которого закрепляют за каждым вновь прибывшим на работу молодым специалистом. Вопросы, с которыми следует обращаться к наставнику, должны быть серьезными. Сначала надо попытаться найти ответ самостоятельно, если собственными усилиями исчерпывающий ответ не найден, нужно обратиться за советом к более опытным коллегам.
Существует еще одна проблема, которая может коснуться молодого учителя – конфликт с родителями учащихся. Молодой учитель для них не является авторитетной персоной, располагающей способностями к воспитанию и обучению их детей. Зачастую учителю бывает трудно сдержать напор родителей, желающих отслеживать каждый миг, который их дети проводят в школе, даже посещать уроки и организовывать дисциплину на них. Это совершенно неверно! Следует искать поддержки не от родителей, а от самих детей, которые в настоящее время, несмотря на всю критику, обрушивающуюся на них, остаются добрыми и милосердными. Именно тепло детских сердец будет стимулом к работе, благодаря которому все проблемы и трудности отойдут на второй план. Не все дети способны оказать такую поддержку. Сначала это будут учащиеся, увидевшие в учителе притягательные для них качества, затем присоединятся их друзья, товарищи и просто те, кто не способен остаться в стороне.
Немаловажная проблема- это правильное ведение документации. Не для кого не секрет, что учитель постоянно ведет работу с тетрадями, дневниками, отчетами, журналами, планами работ. И это отнимает огромное количество времени и сил. Как помочь?! Важно правильно распределить работу по значимости, и делать все своевременно.
Замечу, что в настоящее время профессия учителя теряет свою актуальность. Ее считают малооплачиваемой, неинтересной. Молодой специалист практически не имеет свободного времени. Подготовка к урокам занимает и вечера, и выходные. А зарплата при такой нагрузке остается невысокой. Однако многие руководители учреждений дополнительно денежно «стимулируют» молодых педагогов.
Хочется дополнить, так или иначе, трудности возникают на пути к успеху каждого человека. Будь то врач, спасатель, экономист или учитель. И здесь главное –желание. Желание трудиться, достигать целей, учиться на своих ошибках и становится с каждым днем все лучше и опытнее «из гусеницы- в бабочку». Выбор за каждым из нас.
Предварительный просмотр:
УДК 378.1 Н.О. Сурикова,
МБОУ «Средняя образовательная школа №5 г. Гурьевска»
Гурьевск
N.O Surikova,
Municipal Budgetary Educational Institution "Secondary school №5 Gurjevsk»
Gurjevsk
E-mail:474pelagea@rambler.ru
Игра- форма мотивации учеников к учебе на уроках химии
Аннотация: в статье содержится видение проектной деятельности как образовательной технологии, способов её применения на уроках химии у обучающихся в 8 и 9 классах
Abstract: the article contains the vision of the project activity as educational technology, methods of its application in chemistry among students in grades 8 and 9 classes
Ключевые слова: проект, исследовательская деятельность, одаренность, игра, активизация.
Key words: project, research, talent, game, activation
Игра- высшая форма исследования
Альберт Эйнштейн
В связи с тем, что меняются требования к выпускникам образовательных учреждений, современному обществу, как отмечается в Концепции стандартизации российского образования, «нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, делать выбор в сложной ситуации, прогнозировать возможные последствия. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленной цели.
Процесс обучения в школе очень сложен. Чтобы получить нужный эффект, необходимо строить особые отношения; учитель - ученик. Надо уметь понимать мотивы поведения ребенка, уметь снимать негативное отношение к учебе, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников.
На уроках, где господствует изложение учебного материала учителем, детям скучно. Такие уроки не обращены к внутренним силам ребенка, к его эмоциям. Нельзя недооценивать возрастные особенности мышления детей, их стремление к эмоциональному, образному восприятию.
Для того чтобы хорошо обучать, воспитывать, всесторонне развивать личность детей, надо хорошо знать их возрастные и индивидуальные особенности.
Проектная деятельность является средством освоения действительности и её главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Развить эти способности у ребенка — значит вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для расцвета его одаренности.
Проектная деятельность предусматривает несколько этапов. На первом этапе (погружение в проект) учитель мотивирует учеников к обсуждению, созданию проекта, вызывает интерес к теме (ставит проблемный вопрос, непростую с нравственной точки зрения ситуацию), делит класс на группы: по интересам, по симпатиям, по способностям. Я считаю, что лучшим вариантом такой деятельности является игра. Во – первых, она не всегда требует наличие какого-то специального технического обеспечения в классе. Во –вторых, дети учатся общаться, договариваться, распределять роли и находить решение. В –третьих, к игре подключаются даже самые пассивные ученики. И в –четвертых, игра раскрепощает, не заставляет, не обязывает, а значит, является формой здоровьясбережения.
Игру (ролевая, дидактическая) или элементы игры можно использовать на всех предметах, в том числе и на уроке химии. К слову сказать, она не является каким-то новшеством, этой проблемой занимались во все времена. Суть ее заключается в «открытии» учащимися новых истин, правил, опираясь на уже известные факты или формулировки.
Практика подтверждает эффективность применения игровых методик на завершающем этапе (по завершению изучения темы, раздела, курса) обучения химии. Ролевая игра, например, может быть проведена в виде конференции «Завод – источник загрязнения воздуха: последствия и устранение». Для проведения конференции из числа обучающихся выделяется председатель конференции, группы экспертов и общественность. По результатам обсуждения обозначенной проблемы вырабатывается решение конференции. При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.
В целом процесс усвоения знаний по химии для учащихся является нелегким и напряженным трудом, постоянно требующим внимания, хорошо развитой памяти, максимальной интеллектуальной работы. Поэтому для успешного обучения химии необходимо тренировать эти психические свойства. При проведении игр «Химическая тайнопись» целью которой является облегчение в запоминание названий химических элементов и символов, необходимо быстро соединить карточки с названием химического элемента и соответствующего знака. Игра «Сколько знаков?» тренирует память, поскольку нужно быстро отличить химический элемент от символа, например, О3 – это озон (элемент), О – кислород (химический знак или символ кислорода). А также всеми известные – кроссворд, ребус, «убери лишнее» и обратное ему «дополни ряд». В игре «Найди ошибку» ставиться цель не только закрепить знания химической символики, но и облегчить запоминание названий химических элементов, но и совершенствовать память, внимание, развить воображение, наблюдательность.
Конечно, тематику игр нужно подбирать исходя из возрастных, психологических особенностей детей. Для обучающихся 8-9 –х классов игры могут быть на скорость, внимание, соответствие, где используются ранее полученные знания. С ребятами старшего звена можно «играть» в деловые игры, урок- конференция, КВН, «ЧТО, ГДЕ, КОГДА»
Игра формирует навыки сотрудничества (коммуникативные универсальные действия): умения договариваться, приходить к компромиссному решению проблемы, умению уступать и убеждать, способность брать на себя инициативу, осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Игровая методика позволяет даже трудный для учащихся материал представить в привлекательной для них форме. По разнообразию игровые задания нельзя сравнить ни с какими другими приемами обучения: практически учитель имеет возможность неограниченного выбора, позволяющего максимально индивидуализировать учебный процесс, с учетом уровня и особенностей личности учащихся. Игра дает самому учителю огромное профессиональное удовлетворение, поскольку благодаря ей сам процесс обучения становится процессом непрерывного творчества.
И в заключении хочется вспомнить слова Бернарда Шоу, который в свое время сказал: «Единственный путь, ведущий к знаниям – деятельность». Можно добавить, что проектная деятельность – это надежный путь, ведущий к расширению и повышению качества знаний, к познанию того, что скрыто за страницами школьного учебника.
Литература
- Советова, Е.В. Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е.В. Советова // Феникс. - 2007. – С. 280- 285.
- Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина // Просвещение. –2012. – С. 216- 220.
- Орехова, В.А. Педагогика в вопросах и ответах [Текст] / В.А. Орехова // Кнорус. - 2006. – С. 146- 147.
- Штремплер, Г.И. Дидактические игры при обучении химии [Текст] / Г.И. Штремплер // Дрофа. – 2003. – С. 10-18.
- Харламов И.Ф. Педагогика " Высшая школа " [Текст]/ И.Ф. Харламов// Просвещение. - 2000.- С. 36-43.
Предварительный просмотр:
Инновации в проектной деятельности обучающихся на уроках химии
Н.О. Сурикова,
Гурьевский район, Кемеровская обл.
Аннотация: в статье содержится видение проектной деятельности как образовательной технологии, способов её применения на уроках химии у обучающихся в 8 и 9 классах
Ключевые слова: проект, исследовательская деятельность, одаренность, инновационная технология.
Творящий бедности не знает,
Далекий от мирских щедрот,
Добычею богатств не занят,-
Он из души их достает.
Л. Болеславский
В связи с тем, что меняются требования к выпускникам образовательных учреждений, современному обществу, как отмечается в Концепции модернизации российского образования, «нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, делать выбор в сложной ситуации, прогнозировать возможные последствия. Нужны специалисты, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленной цели.
Проектная деятельность является средством освоения действительности и её главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Развить эти способности у ребенка — значит вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для расцвета его одаренности.
Проектная деятельность предусматривает несколько этапов. На первом этапе (погружение в проект) учитель мотивирует учеников к обсуждению, созданию проекта, вызывает интерес к теме (ставит проблемный вопрос, непростую с нравственной точки зрения ситуацию), делит класс на группы: по интересам, по симпатиям, по способностям. Я считаю, что лучшим вариантом такой деятельности является игра. Во – первых, она не всегда требует наличие какого-то специального технического обеспечения в классе. Во –вторых, дети учатся общаться, договариваться, распределять роли и находить решение. В –третьих, к игре подключаются даже самые пассивные ученики. И в –четвертых, игра раскрепощает, не заставляет, не обязывает, а значит, является формой здоровьясбережения.
Игру (ролевая, дидактическая) или элементы игры можно использовать на всех предметах, в том числе и на уроке химии. К слову сказать, она не является каким-то новшеством, этой проблемой занимались во все времена. Суть ее заключается в «открытии» учащимися новых истин, правил, опираясь на уже известные факты или формулировки.
Практика подтверждает эффективность применения игровых методик на завершающем этапе (по завершению изучения темы, раздела, курса) обучения химии. Ролевая игра, например, может быть проведена в виде конференции «Завод – источник загрязнения воздуха: последствия и устранение». Для проведения конференции из числа обучающихся выделяется председатель конференции, группы экспертов и общественность. По результатам обсуждения обозначенной проблемы вырабатывается решение конференции. При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.
В целом процесс усвоения знаний по химии для учащихся является нелегким и напряженным трудом, постоянно требующим внимания, хорошо развитой памяти, максимальной интеллектуальной работы. Поэтому для успешного обучения химии необходимо тренировать эти психические свойства. При проведении игр «Химическая тайнопись» целью которой является облегчение в запоминание названий химических элементов и символов, необходимо быстро соединить карточки с названием химического элемента и соответствующего знака. Игра «Сколько знаков?» тренирует память, поскольку нужно быстро отличить химический элемент от символа, например, О3 – это озон (элемент), О – кислород (химический знак или символ кислорода). А также всеми известные – кроссворд, ребус, «убери лишнее» и обратное ему «дополни ряд». В игре «Найди ошибку» ставиться цель не только закрепить знания химической символики, но и облегчить запоминание названий химических элементов, но и совершенствовать память, внимание, развить воображение, наблюдательность.
Конечно, тематику игр нужно подбирать исходя из возрастных, психологических особенностей детей. Для обучающихся 8-9 –х классов игры могут быть на скорость, внимание, соответствие, где используются ранее полученные знания. С ребятами старшего звена можно «играть» в деловые игры, урок- конференция, КВН, «ЧТО, ГДЕ, КОГДА»
Игра формирует навыки сотрудничества (коммуникативные универсальные действия): умения договариваться, приходить к компромиссному решению проблемы, умению уступать и убеждать, способность брать на себя инициативу, осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
И в заключении хочется вспомнить слова Бернарда Шоу, который в свое время сказал: «Единственный путь, ведущий к знаниям – деятельность». Можно добавить, что проектная деятельность – это надежный путь, ведущий к расширению и повышению качества знаний, к познанию того, что скрыто за страницами школьного учебника.
Литература
- Советова, Е.В. Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е.В. Советова // Феникс. - 2007. – С. 280- 285.
- Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина // Просвещение. –2012. – С. 216- 220.
- Орехова, В.А. Педагогика в вопросах и ответах [Текст] / В.А. Орехова // Кнорус. - 2006. – С. 146- 147.
- Штремплер, Г.И. Дидактические игры при обучении химии [Текст] / Г.И. Штремплер // Дрофа. – 2003. – С. 10-18.
Заявка на участие в VIII Всероссийской заочной научно-практической конференции «Инновации в образовании: опыт в реализации»
(Заявка заполняется каждым участником, включая соавторов!)
Фамилия, имя, отчество автора | Сурикова Наталья Олеговна |
Название статьи | Инновации в проектной деятельности обучающихся на уроках химии |
Количество страниц в статье | 3 |
Должность | учитель химии |
Место работы (полностью), город | МБОУ «СОШ № 5 г. Гурьевска» |
Ученая степень, ученое звание | |
Почтовый адрес (с индексом) для пересылки материалов (для иногородних участников) | |
Телефон мобильный | 89505925734 |
474pelagea@rambler.ru |
Предварительный просмотр:
Трудность или приоритет молодого педагога. Как научить детей учиться?
«Какое счастье быть полезным людям,
Учить Его Величество - Народ!»
Герман Крупин
Проблема «старения» кадров не нова. С ней сталкивается любое предприятие, однако в образовательных учреждениях это наиболее заметно. Почему? Потому что, работать по специальности после окончания педагогических ВУЗов идут единицы. «Требований много, а зарплаты мало» -, одна из причин ухода или отсутствие молодых учителей в школе. Действительно, требование постоянного профессионального совершенствования предъявляется и к молодому педагогу с первых дней осуществления им профессиональной деятельности. С одной стороны, молодой педагог вступает в фазу профессиональной адаптации, которая сопровождается дополнительным психологическим напряжением и нервными затратами, с другой стороны, образовательному учреждению важно, чтобы появление новых сотрудников не нарушило общий ритм достижения перспективных планов работы. Вот и получается – все и сразу.
Если опытные педагоги быстро справляются и с ведением уроков, классным руководством, заполнением бумажных и электронных отчетов, то начинающий учитель тратит очень много времени. В связи с этим в каждом образовательном учреждении актуален вопрос о создании условий, которые смогут обеспечить непрерывное личностное и профессиональное развитие молодого педагога и позволят ему сократить период профессиональной адаптации.
В работе с начинающими педагогами используются различные формы и методы: практические семинары, мастер-классы, методические минутки, обучение на курсах повышения квалификации, наставничество, самообразование.
Таким образом, начинающим педагогам помогают понять и принять для себя понравившуюся форму или методику работы. Однако не всегда это получается на практике. В основном, методическую часть приходится осваивать самим методом «проб и ошибок», но и в этом есть свои плюсы. Какие бы не были требования ФГОС, главной задачей по- прежнему остается - научить учиться.
Перед учителем задача не менее лёгкая – организовать процесс обучения таким образом, чтобы он представлял собой самостоятельную и глубоко осознанную деятельность ученика. Умение учиться применимо ко всем сферам общественного сознания – науке, искусству, праву. Интерес к проблеме обусловлен ещё и тем, что тенденции образования требуют от педагогов научить детей быть учителями для самих себя, учиться жить в обществе по законам и морали этого общества. Каждый педагог вынужден искать новые формы взаимодействия с личностью о которых ему никто не расскажет- ни педагог-наставник, ни институт.
А теперь представим или вспомним ситуацию: готовимся дома к урокам, а именно читаем учебники, пишем конспекты и все бы ничего, но хочется добавить что-то новое, свое. И добавляем, в зависимости от тематики или предмета (взяты не все):
- Проблемный вопрос/проблемная ситуация
- Составление /заполнение таблиц
- Решение теста
- Графический вопрос
- Найти ошибки в тексте, рисунке
- Игра
- Групповая работа по разным проблемам/темам
- Предложить оформить свои умозаключения графически/ на компьютере/доске
Как правило такой урок проходит на одном дыхании, ученики не устают, по-новому смотрят на учителя, да и учитель рад, что мог заинтересовать всех участников учебного процесса. Именно так, шаг за шагом, урок за уроком проходит учебная четверть и начинающий педагог «втягивается» в учебный процесс и все проблемы, которые его пугали сначала кажутся решаемые. Конечно, бывают и ошибки в методическом сопровождении, а именно
- Неправильно распределено время на задание
- Непонятный / сложный вопрос
- Уход от темы обсуждения и др.
- Дисциплина
Бывают такие моменты, когда опускаются руки от осознания того, что не все из воспитанников усваивают материал, не все послушны и внимательны. Бывает и эмоциональный сбой от переутомления. Антуан де Сент-Экзюпери призывал: «Никогда не теряй терпения — это последний ключ, открывающий двери». Именно от учителя зависит будущее отдельного ученика и человечества в целом.
И в заключении хочется добавить, несмотря на все трудности адаптации и профессионального становления, я считаю, что молодые кадры в школах нужны. Во-первых, ученики тянутся к молодым, во-вторых, подготовка в институтах дает багаж знаний, с которым можно идти учить детей, в – третьих, молодые учителя имеют свое видение, позицию в творческом отношении и развитии, в –четвертом, они как «чистый лист», им проще и быстрее объяснить изменения в стандартизации школьного образования.
Универсальные рекомендации молодым педагогам.
- Поставьте себя с первого урока, именно как учитель, несмотря на молодой возраст
- Будьте спокойны, терпеливы
- Нельзя опаздывать на свои уроки
- Не обманывайте, не бойтесь сказать, что вы чего-то не знаете или не помните.
- Сотрудничайте с родителями, но не позволяйте разговаривать и вести с вами панибратски и указывать на то, как вам делать свою работу
- Если у вас что-то не получается, просите совета
Учить детей – дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей. М. Горький.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опубликованная статья
Из опыта работы...
3.3. Наличие опубликованных статей, научных публикаций, имеющих соответствующий гриф и выходные данные
на сайте работников образования,разработки открытых уроковhttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/fizkultura/2018/03/08/natsionalnye-vidy-sporta-v-sisteme-fizicheskogo-vospitaniya...
Опубликованные статьи
1 - "Актуальные области применения математики в медицинском образовании" 2019 г.2 - "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА среднего специального и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ РАЗВИВАЮЩИХ МЕТ...
1.5.Наличие опубликованных статей,научных публикаций учащихся.
Интернет-публикации обучающихся....
1.5. Наличие опубликованных статей, научных публикаций учащихся
интернет - публикации учащихся...
I. 6. Наличие опубликованных статей, научных публикаций детей
Публикации учащихся в различных издательствах способствуют улучшению навыков исследовательской работы учащихся, поддерживают творческие способности детей, формируют интерес к отечественной культуре и ...
1.6. Наличие опубликованных статей учащихся
Материалы по аттестации...