Выступление на педсовете
материал на тему
Данный материал содержит информацию для молодых педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст выступления | 54.5 КБ |
презентация к выступлению | 196.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проблемы определения темы самообразования для молодого педагога»
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления: «Проблемы определения темы самообразования для молодого педагога». Выстуление свое хотелось бы начать со слов Белинского В.Г. И Рубакина В.А.
Белинский В.Г.: «Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая жизнь его есть ни что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование».
Рубакин В.А.: «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов».
Любой молодой педагог на начальном этапе своей профессиональной деятельности сталкивается с большим количеством вопросов и проблем, в т.ч и в процессе самообразования. На мой взгляд, главными из них являются:
- Что такое самообразование?
- Для чего нужно самообразование?
- Как правильно выбрать тему самообразования?
На эти три вопроса я и попыталась ответить, готовясь к данному выступлению.
Что же такое самообразование?
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. Особенно актуальной проблема самообразования учителя стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми.
Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:
во-первых, осуществляется добровольно;
во-вторых, планируется, управляется и контролируется самим человеком;
в-третьих, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека, и сам человек это осознает.
Для чего нужно самообразование?
Знания можно получать разными способами. Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства учителя – это самообразование.
Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не отстать от «поезда современности».
Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Одна из проблем для молодого педагога заключается в том, что как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Чаще всего причинами являются - отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Писарев Д.И.: «Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове».
Определим мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение и соответственно очень часто создают образ учителя как «несовременного человека».
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим » или «плохим».
Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, надбавки, а может даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу - исцелися сам!». Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
И наверное, самый сложный из трех вопросов — Как правильно выбрать тему самообразования?
При определении темы очень важно учитывать актуальность и круг интересов самого педагога. И то, и другое достаточно сложно учесть молодому педагогу самостоятельно, поэтому необходима помощь более опытных коллег. Именно они могут подсказать, какие проблемы и вопросы в данный момент являются актуальными и представляют наибольший интерес.
Следующая сложность заключается в том, что на первом году работы в школе молодой педагог больше думает о личных профессиональных проблемах, об адаптации в коллективе, о проблемах, возникающих на уроках и при общении с детьми. На первый план выходит потребность разобраться в себе как специалисте, а потребность в самообразовании отходит на второй план. Поэтому, я думаю, что может быть более правильно определять тему самообразования после первого года работы в школе, когда внимание педагога будет более сосредоточено именно на своей профессиональной деятельности и когда он уже сможет выделить круг своих интересов и выбрать правильное направление самообразования. Ведь заинтересованность педагога — это очень важный момент в процессе самообразования. Какой бы актуальной ни была тема, если нет интереса, то сложно добиться желаемого результата, а качественный результат-это логическое завершение любого процесса, в т.ч. и процесса самообразования.
Моя тема самообразования: «Формирование универсальных учебных действий на уроках истории». Проблем с выбором темы у меня не возникло. Помощь мне оказала Каргина Наталья Викторовна. В данной теме, на мой взгляд, сочетаются и актуальность и заинтересованность самого педагога, то есть меня.
Актуальность
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт.
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь»
Китайская мудрость
Заинтересованность
Большая часть классов, в которых я работаю, обучается по программа «Школа 2100», поэтому проработав почти два года, я могу сказать, что несмотря на то, что в начале возникали трудности с освоением методики преподавания данной программы, она для меня является более интересной. Проведение открытых уроков именно в классах, обучающихся по программе «Школа 2100» является ярким тому подтверждением и соответствует моей теме самообразования.
Таким образом, в ходе выступления я постаралась ответить на три главных вопроса, озвученных выше и в процессе подготовки извлекла для себя немало полезной информации, а значит была вовлечена в процесс самообразования.
Завершить выступление хотелось бы словами Кабуса: «Итак, если есть у тебя разум, учись чему-нибудь, ибо разум без умения — тело без платья или человек без лица, ведь сказали: образование — лицо разума».
Универсальные учебные действия (УУД) — умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта[1]. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик»[2].
- Универсальные учебные действия в современном школьном образовании
УУД в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования (начального, основного, среднего (полного)). УУД были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года. В содержательный раздел основной образовательной программы каждой ступени общего образования в школе должна быть включена программа развития универсальных учебных действий[3][4][5].
Существуют определенные различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе, связанные с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов.
Поскольку УУД относятся к личностным и надпредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы, их освоение не возможно отнести исключительно к конкретному учебному предмету, но можно отнести к определенной теме.
Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Для этого ФГОС предусматривает наличие в каждой школе на каждой ступени программы формирования УУД.
Ведущую роль в формировании УУД также играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных ученикам учебных заданий.
- Функции универсальных учебных действий
К функциям универсальных учебных действий относятся:
- обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конце концов, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться[6].
- Виды универсальных учебных действий
Выделяется 4 вида универсальных учебных действий:
- личностные – личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравстенно-этическое оценивание (т.е. умение ответить на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, т.е. умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
- познавательные:
- общеучебные учебные действия – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
- логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения
- постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ ее решения
- коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей
- регулятивные – целеполагание, планирование, корректировка плана[2]
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь»
Китайская мудрость
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт.
Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы просто меняем приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта.
Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся,но всякая жизнь его есть ни что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование» (Белинский В.Г.) «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов!» (Рубакин В.А.)
ЧТО ТАКОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ? ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО САМООБРАЗОВАНИЕ? КАК ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ТЕМУ САМООБРАЗОВАНИЯ?
Самообразование - познавательная деятельность, которая: Осуществляется добровольно Планируется, управляется и контролируется самим человеком Необходима для совершенствования каких-либо качеств человека, и сам человек это осознает
ПОСТОЯННОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ — ВОТ ТОТ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ АКТИВ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ПОМОЖЕТ НЕ ОТСТАТЬ ОТ «ПОЕЗДА СОВРЕМЕННОСТИ»
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ПОТРЕБНОСТЬЮ КАЖДОГО ПЕДАГОГА... «Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове» (Писарев Д.И.)
МОТИВЫ Ежедневная работа с информацией Желание творчества Стремительный рост современной науки Изменения в жизни общества Конкуренция Общественное мнение Материальное стимулирование Интерес
«ИТАК, ЕСЛИ ЕСТЬ У ТЕБЯ РАЗУМ, УЧИСЬ ЧЕМУ-НИБУДЬ, ИБО РАЗУМ БЕЗ УМЕНИЯ — ТЕЛО БЕЗ ПЛАТЬЯ ИЛИ ЧЕЛОВЕК БЕЗ ЛИЦА, ВЕДЬ СКАЗАЛИ: ОБРАЗОВАНИЕ — ЛИЦО РАЗУМА» Кабус
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете
Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...
Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.
Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...
Выступление на педсовете
Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....
Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.
Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...
Презентация к новому выступлению на педсовете
ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...
Презентация к новому выступлению на педсовете
ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...
Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...