Реализация индивидуально-ориентированного подхода в соответствии с ФГОС посредством коучинговых технологий
материал на тему
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования задаёт качественно новое представление о том, какими должны быть содержание образования и его образовательный результат. Требования есть, а как их эффективно реализовать? Совершенно очевидно, что используя только традиционные формы и методы обучения, добиться результата невозможно. Для себя я нашла выход, попробовав в своей практике такое направление педагогического взаимодействия как коучинговый подход. Коучинг поможет подросткам перестать быть пассивными потребителями образовательных услуг, стать активными, сознательными учениками, относиться к учебной деятельности, как к лично значимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коучинговый подход | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гимназия №35
Беспутина Наталья Александровна, учитель математики
Реализация индивидуально-ориентированного подхода
в соответствии с ФГОС посредством коучинговых технологий
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования задаёт качественно новое представление о том, какими должны быть содержание образования и его образовательный результат.
Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам, представление о критериях профессионального мастерства учителя. Изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих предметные, метапредметные и личностные достижения ребенка.
Требования есть, а как их эффективно реализовать? Совершенно очевидно, что используя только традиционные формы и методы обучения, добиться результата невозможно. Для себя я нашла выход, попробовав в своей практике такое направление педагогического взаимодействия как коучинговый подход.
Что такое коучинг? Существуют несколько определений этого понятия.
Тимоти Голви говорит, что коучинг - это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться.
Коуч не даёт советов, не обучает. Он задаёт вам вопросы, приводящие к более глубокому осознанию ситуации, проблемы и путей решения. Отвечая на вопросы коуча, человек может обнаружить свои скрытые возможности и найти совершенно неожиданные решения.
Как этому научиться? Мне кажется, что с коучингом следует знакомиться не через инструменты, а через погружение в базовые принципы. Иначе нередко получается так, что инструменты и техники, которые кажутся весьма эффективными сами по себе, не получают той подпитки, которая делает их не просто схемами.
Рассмотрим 5 принципов коучинга:
- С людьми всё хорошо. Все люди разные. У нас разные характеры, привычки, ценности, внешность и многое другое. Но каждый человек имеет право быть таким.
- Каждый человек делает наилучший выбор для себя. У каждого человека есть свой багаж знаний, умений, свои потребности возможности, взгляды, свой опыт. Поэтому в нужный момент каждый из нас делает выбор, исходя из того, что имеет.
- У каждого из нас есть все необходимые ресурсы. Многие люди привыкли жаловаться на свою жизнь. У одних проблемы со здоровьем, кому-то не хватает времени на что-то, сил, денег, но у каждого из нас есть потенциал энергии и таланта. Наше сознание содержит все ответы на вопросы, касающиеся нас самих. Коучинг опирается на это для раскрытия возможностей человека.
- В основе любого действия – позитивное намерение. Человек в своих действиях руководствуется положительным мотивом, но инструменты для реализации задуманного выбираем иногда не те.
- Перемены не только возможны, но и неизбежны. Каждый день вносит в нашу жизнь что-то новое. В нашу жизнь приходят новые люди, происходят новые события. Это не может не влиять на нас, на наши убеждения, привычки, ценности. Мы взрослеем, совершенствуемся. Происходит процесс постоянного развития и поиска нового.
Коуч-позиция делает коучинг отличным от всех других способов взаимодействия.
Существуют одиннадцать ключевых компетенций коуча, которые были разработаны для того, чтобы способствовать лучшему пониманию навыков и подходов в современном коучинге, как он определяется Международной Федерацией Коучинга (ICF).
«A. Создание фундамента
1. Соответствие этическим нормам и профессиональным стандартам
2. Заключение коучингового соглашения
B. Совместное создание отношений
3. Установление доверительных отношений с клиентом
4. Коучинговое присутствие
C. Эффективная коммуникация
5. Активное слушание
6. Постановка «сильных» вопросов
7. Прямое общение
D. Фасилитация обучения и достижения результатов
8. Стимулирование осознания
9. Проектирование действий
10. Планирование и постановка целей
11. Управление прогрессом и ответственностью»
Вернёмся к требованиям ФГОС. Выделены те умения, которые эффективно формируются с помощью коучинга.
Например, ФГОС, 5-9 классы. «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности».
Или ФГОС, 10-11 классы.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
«Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Фактически это одно из определений коучинга.
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности удачно реализуется с помощью техники 4 вопроса планирования.
- Что Вы хотите?
- Как Вы поймёте, что достигли цели?
- Почему эта цель важна для Вас?
- Как Вы можете достичь цели?
Нужно уметь правильно формулировать цели. Рассмотрим Формат конечного результата
Это критерии, которым должна удовлетворять цель, чтобы быть реализованной.
- Сформулирована в позитиве
- В зоне моего контроля
- Экологична
- Умная (конкретна, измерима, достижима, согласована с другими целями, определена во времени).
Ответы на многие вопросы о коучинге, вдохновение можно черпать на сайте Коучинг в образовании.
В заключении хочется добавить, что обучение принципам и инструментам коучинга несет огромную пользу для учителей, так как они могут по-новому выстроить процесс обучения. Коучинг поможет подросткам перестать быть пассивными потребителями образовательных услуг, стать активными, сознательными учениками, относиться к учебной деятельности, как к лично значимой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация системно-деятельностого подхода в рамках ФГОС
Выступление на педагогическом совете школы...
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»
Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...
Технологическая карта урока по технологии в 6 классе в соответствии с ФГОС по теме «Технология приготовления первых блюд».
1.Изучить классификацию первых блюд, особенности технологии приготовления. 2.Формирование универсальных учебных действий....
"Разработка и реализация индивидуально--ориентированных маршрутов развития у детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии в условиях образовательного учрежденния"
Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Тяжелое положение лиц с тяжелыми и множес...
«ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКАХ ФГОС.»
Выступление на методическом объединение....
Игровые Технологии на уроках Английского Языка как одно из средств реализации системно-деятельноcтного подхода в рамках ФГОС
Выступление на методическом объединении...
Организация внеурочной деятельности как способ реализации индивидуально-ориентированного подхода
Организация внеурочной деятельности как способ реализации индивидуально-ориентированного подхода...