Народно-сценический танец
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Народно-сценический танец
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka_narodno_-_stsenicheskiy_tanets_babenko_t._e.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Народно – сценический танец».
Педагог дополнительного образования
Бабенко Тамара Ефимовна
г. Кореновск 2017 г.
Содержание:
- Вступление. Роль народного танца в жизни социального общества.
- Основная часть. Методика изучения танцевальных элементов народного танца в разных возрастных категориях.
- Заключительная часть. Народно – сценический танец – основополагающая дисциплина в хореографии.
- Список литературы.
1.Вступление. Роль народного танца в жизни социального общества.
Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них свое настроение, свое душевное состояние. Танец всегда во все времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился. С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, изменялся и танец. Своими корнями он глубоко уходит в народное творчество – которое, вечно.
Народная хореография – искусство, любимое детьми. Это танец, который таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, но раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Роль педагога – хореографа заключается в обучении не только правильно выполнять движения народно – сценического танца, но и выразить имеющееся в танце идейно – образное содержание, передать национальный характер танца. Педагог должен познакомить учащихся с историей, бытом и национальной культурой народа, которым создан разучиваемый танец. Без знания данной национальной культуры, без интереса к народному творчеству учащийся не сможет правильно передать характерные особенности изучаемого танца. Также педагог должен рассказать учащимся о национальных костюмах, в которых исполняется танец, т. к. особенности костюма влияют на характер танца, определяют различие движений мужского и женского танца. Нужно развивать в учащихся понимание музыки каждого народа. Музыка – это основа, которая помогает исполнителю выявлять характер движения и раскрывать содержание танца. Не чувствуя музыки народного танца - движения будут формальными и механическими.
2.Основная часть. Методика изучения танцевальных элементов народного танца в разных возрастных категориях.
Младшая возрастная категория (1-4 классы).
Педагог - хореограф должен помнить, что психологии младшего школьника свойственны такие познавательные процессы как эмоциональное восприятие, наглядно-образное мышление, зрительная и словесная память. При этом очень ярко (именно в этом возрасте) проявляются группы темперамента: девочки более спокойны и уравновешенны, мальчикам свойственна нетерпеливость и торопливость.
На первых практических занятиях по народно – сценическому танцу педагог должен правильно показать позиции ног, объяснить, в каком положении должны быть корпус и голова, позиции рук.
Позиции ног.
В народном танце существуют те же позиции ног, что и в классическом танце. Но, они выполняются менее выворотно, чем в классике. В народном танце применяются прямые позиции ног, одна из характерных – шестая, когда обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп. А также существуют две закрытые (обратные), когда носки повернуты внутрь, и две параллельные (вторая и четвертая позиции ног).
Позиции и положения рук.
Существуют три основные позиции рук, которые аналогичны 1-й, 2-й и 3-й позициям рук классического танца, а положений рук – множество, в зависимости от характера народного танца. Позиции рук исходят из четырех направлений:
- подготовительное положение рук – руки опущены вниз;
- 1-я позиция – руки направлены вперед;
- 2-я позиция – руки направлены в стороны;
-3-я позиция – руки направлены вверх.
Но, следует выделить еще исходное положение рук, когда они опущены вниз по линии бедер и находятся на небольшом расстоянии от корпуса (не прижаты к корпусу).
Положения рук в противоположность позициям рук разнообразны и разнохарактерны. По своему характеру положения рук могут быть разделены на следующие виды:
- простые положения, где руки расположены симметрично, т. е. одна так же, как другая;
- сложные положения, где расположение одной и другой руки различно;
- комбинированные положения, где одна рука находится в одной из основных позиций, другая в другой позиции или в одном из ранее описанных простых положений.
Движения рук имеют большое значение: они украшают танец, придают ему легкость, пластичность и выразительность.
Движения кисти.
Кисти сгибаются в запястье, принимая следующие положения:
-кисть отогнута (разогнута),
- кисть приподнята,
- кисть прямая,
- кисть опущена (несколько согнута),
- кисть сброшена (сильно согнута).
Урок народно – сценического танца состоит из 3-х частей:
- Занятия у станка,
- Занятия на середине зала,
- Работа над этюдами, построенными на материале народов России и народов других стран.
Упражнения у станка.
Упражнения у станка развивают у учащихся силу мышц, эластичность связок, подвижность суставов, выворотность. Они способствуют отработке технической стороны танца, подготавливают учащихся к выполнению упражнений, комбинаций на середине зала.
Порядок упражнений у станка устанавливается по принципу контрастного чередования движений, что позволяет равномерно распределять нагрузку на все мышцы тела обучающихся и избежать в работе перегрузки какой-либо одной группы мышц. Все упражнения у станка выполняются в определенном стиле и характере, присущем тому или иному народному танцу.
Перечень упражнений у станка для занятия по народному танцу в младшей возрастной категории.
- Деми плие, гранд плие.
- Батман тандю (обратить внимание не только на вытягивание ноги, как типично для классического танца, но и на выбрасывание и сгибание ноги).
- Батман тандю жете.
- Ронде жамб партер (при движении ноги вперед стопа переходит не с ребра на носок, поднимая пятку, а стопа переходит на пятку, подняв носок вверх).
- Батман фондю.
- Пор де бра (координировать движения рук с поворотами и движениями головы).
- Растяжка на станке.
- Гранд батман жете.
В отличие от классического экзерсиса, движения народного танца исполняются на каблуках, руки и голова имеют большую свободу.
Все эти упражнения разучиваются в медленном темпе с четкой и детальной раскладкой, затем упражнения усложняются и комбинируются с различными элементами народных танцев и исполняются уже в более подвижном темпе.
В начале разучиваются движения для ног, потом для корпуса и головы (повороты и наклоны) и только затем движения для рук.
Наиболее характерный элемент народной хореографии – танцевальные шаги.
Разновидности танцевальных шагов:
- простой сценический шаг;
- переменный (тройной) шаг;
- шаги с ударом;
- переменный ход с ударом;
- шаг с каблука;
- шаг «гармошка»;
- шаг «елочка»;
- припадание.
Шаги играют большую роль в соединении отдельных движений между собой. При увеличении темпа и при исполнении мелодии в быстром темпе шаг переходит в бег.
Бег и его разновидности:
- бег со сгибанием ног в колене назад;
- бег со сгибанием ног в колене вперед;
- бег с соскоком на обе ноги;
- в различных ритмических сочетаниях (например, 2 медленных бега, 3быстрых, или 3 быстрых - пауза. 3 быстрых – пауза и т.д.).
Подскоки, перескоки, притопы.
Подскоки изучаются в кругу по линии танца, против линии танца, на месте и в продвижении вперед, назад, в сторону, по полукругу, по кругу «вокруг себя», по диагонали, по прямым линиям, в паре.
Перескоки изучаются на месте, как бы перескакивая с одной ноги на другую, в продвижении по кругу, в паре. Сочетаются с одним, двумя, тремя притопами. Исполняются как на месте, так и в продвижении из стороны в сторону с вынесением ноги на носок, на каблук, на всю стопу; вперед и назад, в повороте на месте и в продвижении;
Притопы изучаются в линиях, лицом к зрителю, в кругу;
- на месте одиночные, двойные, тройные;
- на месте в небольшом прыжке на согнутых в коленях ногах;
- всей стопой;
- каблуком;
- в продвижении из стороны в сторону, вперед и назад;
- в повороте вокруг себя, в продвижении, в сочетании с бегом, галопом, перескоком и т. д.
Галоп изучается лицом в круг, лицом из круга, по диагонали, в линиях, в продвижении в сторону, вперед и назад, а также в повороте требуемое количество раз, в паре.
Сочетается:
- с одним притопом;
- с двойным притопом;
- с тройным притопом;
- с прыжком на вытянутых ногах;
- с прыжком с поджатыми ногами;
- с перескоками.
«Маятник» - поочередное вынесение ног в сторону носком в пол и на высоту 45% . Разновидности включают в себя:
- вынесение ноги в сторону носком в пол и двойным прыжком на опорной ноге;
- вынесение ноги в сторону на высоту 45% и двойным прыжком на опорной ноге;
- в сочетании с притопами;
- в сочетании с перескоками;
- в сочетании с наклоном корпуса;
- в сочетании с наклонами головы.
Прыжковые движения.
- на двух ногах по 6-й позиции;
- на двух ногах по 6-й позиии из стороны в сторону;
- на двух ногах по 6-й позиии вперед и назад;
- - на двух ногах по 6-й позиии в повороте на ¼ и ½ круга;
- в различных ритмических сочетаниях;
- на одной ноге;
- на одной ноге разное количество раз;
- поочередно меняя ноги;
- в сочетании с ударами в ладоши;
- прыжки типа «ножницы»;
- прыжки в продвижении по кругу.
Средняя возрастная категория (5-9 классы).
Обычно группы детей этого возраста представляют собой дружный коллектив, обладающий некоторой танцевальной подготовкой. В связи с особенностями психического и физического развития детей этого возраста (мальчики и девочки развиваются неравномерно: девочки заметно опережают мальчиков) педагог должен учитывать особую чувствительность и повышенную возбудимость подростков. Детей уже не удовлетворяют простые и доступные движения, поэтому им дается более сложный материал. Учащиеся способны к скорому усвоению сложных танцевальных движений, улучшилась и координация движений.
Для учащихся этого возраста большой интерес представляют те народные танцы, которые требуют особой яркости и четкости выполнения, те танцы, в которых отражается народный характер и особенно выразительны образы.
Перечень упражнений у станка для занятия по народному танцу в средней возрастной категории.
- Деми плие, гранд плие.
- Батман тандю (обратить внимание не только на вытягивание ноги, как типично для классического танца, но и на выбрасывание и сгибание ноги).
- Батман тандю жете.
- Ронде жамб партер (при движении ноги вперед стопа переходит не с ребра на носок, поднимая пятку, а стопа переходит на пятку, подняв носок вверх).
- Батман фондю.
- Подготовка к веревочке.
- Пор де бра (координировать движения рук с поворотами и движениями головы).
- Релеве.
- Растяжка на станке.
- Гранд батман жете.
Очень важно, чтобы подбор движений и характер их исполнения были различны для девочек и для мальчиков.
В русском танце для мальчиков гораздо больше разнообразных движений, чем в танце для девочек. Девичий хоровод может быть поставлен на одном переменном ходе – различные перестроения. Перемены положения рук, движения головы – все это придает разнообразие, при условии выразительного и отчетливого исполнения. Танец мальчиков более энергичен. Он отражает их ловкость и силу, в него входят большое количество разнообразных движений, носящих иногда виртуозный характер. Одним из таких движений, или «трюков», являются присядки.
Разновидности присядок:
- присядка с вынесением ноги в сторону;
- присядка с выбрасыванием ноги вперед;
- «волчок», или «мельница»;
- «мячик»;
- «подсечка».
«Трюки» надо выполнять, пройдя хорошую физическую подготовку, предварительно хорошо разогрев мышцы. Для исполнения некоторых «трюков» используются руки. Чтобы укрепить мышцы рук, мальчикам можно сделать отжимания на руках и подтягивания. Для исполнения некоторых присядок и прыжков в воздухе нужна хорошая растяжка, поэтому мальчикам необходимо уделять этому тоже много времени.
Но, как и у девочек, самым важным является передача содержания и настроения танца, а не выполнение технически трудных движений. От простого к сложному -
этот принцип проучивания упражнений характерен и методически верен и приемлем также на середине зала, где изучаются характерные особенности движений и элементов русского танца, белорусского и украинского танцев и танцев других народов.
Основные положения рук в парных и групповых танцах, комбинированные положения рук, такие как положение « под руки», «крест-накрест». «цепочка», «звездочка», «карусель» и другие дают возможность учащимся познакомиться с различными рисунками рук как в статичной форме, так и в движении. Традиционная группа танцевальной лексики, которая включает в себя «ковырялочку», «гармошку», «елочку», «припадание», «моталочку», «веревочку», «хлопки», «присядки» и другие названия движений, в каждой народности имеет свою окраску, свой национальный оттенок.
Все танцы, исполняемые детьми, различные по содержанию и рисунку, в то же время объединяются чертами, присущими художественному творчеству других народов: радостным ощущением жизни, светлым оптимизмом, задушевностью, искренностью чувств и обаятельной простотой.
Как и все народные танцы, танцы кубанцев имеют свои канонические особенности – положения корпуса, головы, движения рук, ног, своеобразие ходов. Но здесь необходимо подчеркнуть, что кубанский танец появился и приобрел свою окраску благодаря влиянию элементов русской, украинской танцевальной пластики, а также элементов танцевальной лексики Северного Кавказа.
3. Заключительная часть. Народно – сценический танец – основополагающая дисциплина в хореографии.
Методическая разработка имеет систематизированный, построенный по возрастающей степени сложности материал.
Основополагающими дисциплинами в хореографии являются классический и народно – сценический танец. Изучение народно – сценического танца так же начинается с изучения экзерсиса у палки и на середине зала, но с отличием.
Даны рекомендации по выработке у учащихся умения различать приемы исполнения классического экзерсиса от экзерсиса по народному танцу. Методический материал помогает формировать у детей умения и навыки танцевальных движений, активизирует их мыслительную деятельность, способствует применению полученных знаний, умений и навыков на практике.
4.Список литературы:
- «Азбука хореографии» Т. Барышникова. 2000 г.
- Журнал «Дополнительное образование и воспитание» №1, 2012 г.
- Журнал «Дополнительное образование и воспитание» №11, 2009 г.
- «Народный танец» Т. Ткаченко. 1976 г.
- «Система регионального непрерывного художественно – эстетического образования». И. С. Овечкина, Г. Г. Князьков, В. Н. Священко.1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок "Народно-сценический танец"
План - конспект урока Народно-сценического танца...
Методическая разработка к программе "Народно - сценический танец"
Шуточный танец "Валенки" (первый год обучения)...
конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии
Надеюсь, что данный материал поможет педагогам -хореографам расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...
методическая разработка «Народно-сценический танец как одна из форм этнокультурного воспитания обучающихся »
Доклад прочитан на зональном семинаре "Все звуки мира в гости к нам". Семинар проходил в виде концерта-путешествия, где дети всех отделений школы искусств знакомили дуг друга с...
Рабочая программа "Народно – сценический танец"
Народно – сценический танец в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только к...
Народно-сценический танец
Материал о сохранении народных традиций через народно-сценический танец....
Народно - сценический танец и его роль от истоков до современности.
Становление народно-сценического танца в России....