Эссе
проект (9 класс) на тему

Просвиркина Татьяна Вячеславовна

Мотивационное письмо на грант "Учитель - мастер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsionnoe_pismo_na_grant_uchitel-master_.docx83.73 КБ
Файл programma_kursa.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Председателю Республиканской экспертной комиссии по грантовой поддержке профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан

         Просвиркиной Татьяны Вячеславовны

              Учителя русского языка и литературы

              МБОУ  «Средняя  общеобразовательная  

              школа №1»   г.Чистополь  РТ

МОТИВАЦИОННОЕ ПИСЬМО

               Современный учитель должен быть мастером своего дела. В основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, которыми должен обладать современный учитель, лежит любовь к детям. Стать таким учителю, чтобы тебе доверяли, и к твоему мнению прислушивались, в этом состоит главная задача педагога XXI века.  Если я современный учитель, то, прежде всего, я убеждена, что средствами моих предметов можно воспитать востребованную личность выпускника школы.

Как я буду делать это? Мне поможет составленная мною предметная концепция, раскрывающая учащимся язык и литературу как «окно» в окружающий мир, которое поможет им дальше идти по жизни со школьными знаниями моих  предметов.

Преподавая русский язык  на протяжении 20 лет, я убедилась, что наши дети не умеют грамотно строить свою речь. Им трудно  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Изучив стратегию развития образования Республики Татарстан, я решила, что мне есть, что предложить  в этой области, как  учителю и как  специалисту, способному  реализовать программу по развитию культуры речи учащихся, а особенно стилистики русского языка, уделяя особое внимание коммуникативным действиям.

Требования Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) к письменным работам повысились (что отражено в примерной программе, разработанные с учетом ФГОС), а на практике выяснилось, что уровень развития речи  учащихся низкий. Поэтому, я считаю, что большое внимание  следует уделить формированию культурной, правильно поставленной речи. Таким образом, развивая у детей грамотную речь, я смогу развить у них коммуникативные действия.

               Актуальность данной проблемы обусловлена и тем, что в реальной практике обучения письменной речи в школе обнаруживаются серьезные недостатки. Именно   стилистические   недочеты  нередко  становятся  главной   причиной   низких   оценок   при   выполнении   творческой  части   изложения  и   при   выполнении   творческого задания      на   итоговой   аттестации.   А  для  выпускника   очень  важно,  сколько  баллов   он  наберет,  от  этого   зависит  поступление   в  ВУЗ.  Именно поэтому моя программа    призвана   расширить  и   углубить   знания   учащихся   о  правилах   грамотной   речи, через духовно – нравственное воспитание, развитие речевой и коммуникативной компетенций. Также для меня открывается огромное поле деятельности по самосовершенствованию, профессиональному росту, изучению теоретического  и практического опыта  коллег. Интерес к проблемам развития, совершенствования и обогащения речи обучающихся всегда оставался и остаётся злободневным. Большой вклад по данной проблеме внесли известные русские ученые разных поколений: В.Я. Стоюнин, В.В. Голубков, Ф.И. Буслаев, К.Б. Бархин, Т.А. Ладыженская, В.Я. Коровина, О.Ю. Богданова, М.Р. Львов, работы ученых мной внимательно изучены. В своей педагогической деятельности активно внедряю методику В.Ф.Шаталова, где вместо традиционных домашних заданий учащиеся получают обширные “предложения”, объём и сложность которых варьируется на этапах обучения с учётом индивидуальных особенностей, а к окончанию курса приближаются к конкурсным и олимпиадным. Практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся. Все эти виды деятельности отражены в программе дховного и речевого развития учащихся.

           В своей работе для достижения поставленной цели активно и успешно использую интерактивные, информационные технологии, проектную методику. Применяют дифференцированный подход , обучение в сотрудничестве  и другие современные приёмы

           Соглашусь с мнением Дмитрия Медведева, выраженным в национальной образовательной инициативе «Новая школа»,  что новый учитель - это творческая, независимая, конкурентоспособная, разносторонняя, культурная, нравственно и духовно развитая личность. Это человек, любящий свою работу и своих воспитанников. 

07.04.2016 г.                                                        



Предварительный просмотр:

Программа курса «Культура речи. Стилистика русского языка».

Данный проект ориентирован  на работу по проблеме повышения  речевой  грамотности учащихся.

         Язык   называют  одним   из  самых   удивительных   орудий   в  руках   человечества.  Но  пользоваться   им  надо   умело, изучив  все  его  особенности.  Чем  больше   мы  осознаем  богатство   и   величие   русского   языка,  тем   требовательней   становимся  к   нашей   речи,  тем   острее  ощущаем   необходимость  совершенствовать   свой  стиль,  бороться   за  чистоту   языка.

        Всегда   полезно   задуматься    о  том,  как   сделать  свою  речь   богаче,  выразительнее.  Этому   учит   стилистика – наука  об   умелом  выборе   языковых   средств.  

         Именно   стилистические   недочеты  нередко  становятся  главной   причиной   низких   оценок   при   выполнении   творческой  части   изложения  и   при   выполнении   задания   С    на   итоговой   аттестации.   А  для  выпускника   очень  важно,  сколько  баллов   он  наберет,  от  этого   зависит  поступление   в  ВУЗ.

         Программа    практико-ориентированного   курса   предназначена   для   учащихся   9- х  классов   и   рассчитана    на  34  часа.  

        Данный     курс   призван   расширить  и   углубить   знания   учащихся   о  правилах   грамотной   речи, через духовно – нравственное воспитание, развитие речевой и коммуникативной компетенций.

         Разделы  « Лексическая   стилистика », « Полисемия»  и  « Стилистическая  окраска  слов»  помогут   разобраться   в  словах, имеющих   несколько  лексических  значений, различную  стилистическую  окраску   и   научат  правильному  выбору   лексических   средств   в   соответствии   со  сферой  употребления.

          Раздел  « Выразительные   средства   языка»  направлен   на   расширение   знаний   о стилистическом   употреблении   омонимов ( омофоны, омографы ), синонимов,  антонимов.  Углубит   знания   об  употреблении   тропов (слов, выражающих  образную наглядность  предметов  или  явлений ): эпитетов, образных   сравнений, метафор,  метонимии, синекдохи, перифразе. Материал  поможет  учащимся  без  труда  находить   средства   выразительности  в  текстах  при   стилистическом   анализе.

          «Стилистика   словообразования»  покажет    богатство  словообразовательных   суффиксов, которые   помогают  расширить  пределы   активного   словаря, используя  все   разнообразие   синонимов,  имеющих   стилистические   различия.                                                                                                                                                          

           Задача   раздела  « Синтаксическая   стилистика», расширяя  знания  о  синтаксисе   простого   и   сложного  предложений,  обучить  учащихся   избегать  грамматических   ошибок, грамотно  строить  свою  речь, употребляя  различные   синтаксические   конструкции,  при  этом   не  загромождая  ее.

            «Фоника»  (стилистическая  фонетика) – раздел  об   искусстве  звуковой                                                                                                                                                                                               организации  речи. Чем   более   совершенна   звуковая  организация   речи, тем  более  

естественным  и  внутренне  необходимым  кажется   нам  словесное  выражение   мысли. Учащиеся    ознакомятся   с  понятиями  « благозвучие»  и  « звукопись».

              Стилистическая   оценка  звучащей   речи  невозможна   без   учета   литературного  произношения  и   ударения,  которыми  занимается   наука  ОФОЭПИЯ.  Раздел  направлен   на  обучение   правильному  литературному  произношению.

              Во  время   практических   занятий   учащимся  предлагается   разнообразный  тестовый  материал,  в  том  числе   и  компьютерное   тестирование.

               Изучение  курса  заканчивается   написанием   сочинения – рассуждения,  в  котором  учащиеся  могут   показать,  насколько   глубоко   усвоен   материал,  выявить  пробелы.  На   выбор  может  быть  предложено   создание   проекта.   А также выступить с публичным докладом по ораторскому мастерству.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                                                                                                                 

         Цель  курса:

 способствовать   нравственному   развитию   личности, ее  духовному   обогащению;   формирование   языковой,  коммуникативной, лингвистической   компетенции.

      Задачи   курса:  

-  расширение    знаний  учащихся   о  русском   языке;

-  расширение   активного   и  пассивного  словарного   запаса  учащихся,  овладение  системой   стилистических   разновидностей   речи    применительно  к  активному   и   пассивному   словарю;

-  овладение   продуктивными  навыками  и  умениями  различных   видов  устной  и  письменной   речи;

- овладение   навыками  и  умениями   понимания   и   анализа   текстов   разных   стилей;

-  раскрытие   для   учащихся  культурологического   и   воспитательного   потенциала   русского  языка;

    - овладение   нормами   русского   литературного   языка;

    -  обогащение    словарного   запаса;

    - формирование   у  учащихся   чувства   языка;

       Методы  работы:  

    проблемная   лекция,  эвристическая   беседа,  создание     проблемных   ситуаций.

      Ожидаемый   результат.

    - Курс  призван   способствовать   формированию   следующих  умений:

получать   необходимую  информацию   из   разнообразных   источников

   ( энциклопедии,  орфоэпический  словарь и  др.);

   -свободно  владеть   литературным    языком,  избегая   стилистических   ошибок;

   -строить   устные   и  письменные   высказывания  в   различных   стилях, используя   лексические   богатства  русского  языка, стилистические  возможности   синтаксиса  и  звуковой   стороны   речи;

    -производить   полный   анализ   текста;

    -стилистически  оправданно   использовать  в  устной   и   письменной   речи   синонимические  конструкции.    

                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                       

                                                                                                                                                                                               

                                                                Программа

   

        Название            разделов

всего  часов

      теория

 

практика

   

Лексическая  стилистика

2

1

1

Полисемия

2

1

1

Стилистическая   окраска   слов

2

1

1

Выразительные   средства   языка. Эпитеты,  образные   сравнения, метафора, синекдоха, метонимия

2

1

1

Стилистические   фигуры

2

1

1

Стилистика      словообразования

2

1

1

Синтаксическая   стилистика

2

1

1

Фоника

2

1

1

Знакомство   с   орфоэпией

4

2

2

Стилистический   анализ   текста

2

2

Создание   текста - рассуждения

2

Ораторское  мастерство

4

2

2

Работа над проектом

4

2

2

Публичный доклад. Защита проекта.

2

2

                                                                                                                                                                                      

Литература  для  учителя

Розенталь  Д. Э.  Секреты   стилистики.  Правила  хорошей  речи / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. - М. Айрис,  1996 г.

Гольдин  В. Е.  Речь  и  этикет / В.Е. Гольдин.  - М.  Просвещение,  2003 г.

Максимов  В. И.  К   тайнам   словообразования / В.И. Максимов.  -  М.  2000 г.

Скворцов  Л. И.   Правильно  ли   мы  говорим  по – русски ? / Л.И. Скворцов. -   М.  2002 г.

Шанский   Н. М.  Художественный   текст  под  лингвистическим   микроскопом / Н.М. Шанский.  - М. Просвещение,  1986 г .

Войлова  К.А.   Контрольные  и   проверочные  работы  по  русскому   языку /            К.А. Войлокова, В.В. Леденева.  -  М.  Дрофа,  1997 г.

Литература   для  учащихся

Калганова   Т.    Рабочая  тетрадь.  Стилистика / Т. Калганова.  -  М.  1995  г.

Сокольницкая  Т.Н.   ЕГЭ  - 2008   Русский   язык. Сочинение – рассуждение /  Т.Н. Сокольницкая. –  М. Эксмо,  2007

Капинос  В.И,  Пучкова  Л.И,  Цыбулько  И.П  ЕГЭ – 2008.  Русский   язык. Учебно – тренировочные  материалы /  – В.И.  Капинос, Л. И. Пучкова  Л.И,  И.П. Цыбулько. -   М.  Интеллект – Центр,  2007          

Скворцов  Л. И.  Правильно  ли   мы  говорим  по – русски ?/ Л.И. Скворцов. -   М.  2002

Максимов  В. И.  К   тайнам   словообразования / В.И. Максимов.  -  М.  2000 г.

Шанский   Н. М.   Художественный   текст  под  лингвистическим   микроскопом  / Н.М. Шанский. - М. Просвещение,   1986 г .

Гольдин  В. Е.  Речь  и  этикет / В.Е.Гольдин. - М. 2003 г.

Книгина   М.П.   Тесты  по  русскому  языку.  9  класс / М.П. Книгина. – Саратов  Лицей,  2002 г.

Розенталь  Д.Э.  Справочник  по  правописанию  и  литературной   правке  / Д.Э Розенталь. -  М.  1997

Дейкина  А.Д.   Русский  язык.  Учебник – практикум   для  старших   классов /  А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова.  -  М. Вербум - М  2005 г.

Тимофеев  Л.И.  Краткий  словарь  литературоведческих   терминов / Л.И.  Тимофеев, С.В. Тураев. - М. Просвещение   1989 г.

Сборники упражнений

1. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М., 1997.

2. Кохтев Н.Н., Голуб И.Б., Солганик Г.Я. Практическая стилистика русского

языка: Сборник упражнений. – М., 1987.

3. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – М.,

1984; 1989.

4. Стилистика и литературное редактирование:  Практикум/  Под ред.  проф.

В.И.Максимова. – М., 2004.

Словари и справочники

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., 1975.

2. Болотнова Н.С.  Коммуникативная стилистика текста.  Словарь-тезаурус. –

М., 2009. 5

3. Голуб И.Б.  Новый справочник по русскому языку и практической

стилистике. – М., 2007.

4. Грамматическая правильность русской речи.  Стилистический словарь

вариантов/  Ин-т рус.  Яз.  Им.  В.В.Виноградова РАН;  Л.К.Граудина,

В.А.Ицкович, Л.П.Катлинская. – М., 2004.

5. Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических  

     синонимов русского языка. – М., 1978.

6. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. – М., 1978.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н.Ю.Шведовой. 14-е изд. –

М., 1976.

8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.,

1983.

9. Словарь русского языка:  В 4  т./  Под ред.  А.П.Евгеньевой.- 2-е изд. -  М.:

1985-1988.

10.Словарь синонимов русского языка: В 2  т. /Под ред. А.П.Евгеньевой. – Л.,

1970-1971.

11. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М., 2003.

12. Толковый словарь русского языка:  В 4  т./  Под ред.  Д.Н.Ушакова. –  М.:    

1934-1940.

13. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного  

языка: Словарь-справочник. – Л., 1973.

14. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского

языка и речевые ошибки и недочеты. – М., 2009.

Главный вопрос использования сети Интернет в  филологическом образовании   может быть сформулирован как «Можно ли обойтись без эмоционального урока , сопереживания текста учителем и учениками?» Пока что литературное образование использует сеть Интернет лишь как ресурс. Интернет не является самоценным объектом, хотя он и приумножает возможности ученика и, шире, читателя, но  делает он это не бесконечно. Существует психологический предел расширяющемуся кругу чтения. Полноценным инструментом литературного образования сеть Интернет станет лишь после того, как предложит принципиально новую его концепцию.

Интернет – ресурсы для учащихся

Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»

http://www.megabook.ru/

Одно из основных достоинств Мегаэнциклопедии — ее мультимедийность, обеспечивающая совершенно новый уровень подачи информации: текст, фото, интерактивные таблицы, схемы, анимации, аудио-, видео- иллюстрации плюс современная эффективная поисковая система

Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники

http://www.rubricon.com/

Энциклопедии, словари, справочники

Русские словари. Служба русского языка

http://www.slovari.ru/

Электронные словари онлайн. Грамматика.

Служба русского языка - Этот раздел предназначен для ответов на вопросы по русскому языку. Если у вас возник вопрос и под рукой нет нужной книги или вы не нашли в ней нужную информацию, задайте его здесь, и вам постараются ответить в течение суток сотрудники Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН. 

Словари русского языка на портале «Грамота.ру»

http://www.gramota.ru/slovari/

Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех

Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру»

http://www.glossary.ru/

Служба тематических толковых словарей

Кладовка — коллекция ссылок

http://sci-fi.hut.ru/

«Букинист» — поисковая система. Описание языка запросов

http://bukinist.agava.ru/

Стилистика русского языка: Учебное пособие

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/index.html

Крупнейший мировой ресурс по лингвистике

http://linguistlist.org/

Справочная служба русского языка

http://www.gramota.ru/spravka/

Тесты по русскому языку

http://likbez.spb.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура эссе. Алгоритм написания эссе.

Структура эссе . Алгоритм написания эссе....

Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ .

Критерии оценивания эссе . Примеры эссе и их анализ....

Эссе. Темы эссе

В помощь сдающим ЕГЭ по английскому языку...

Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)

Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....

Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"

УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...

Учимся писать эссе: Эссе моих учеников на различные темы на немецком языке

Написание эссе - одно из сложнейших заданий ЕГЭ по ИЯ. Научить писать эссе - нелёгкая задача для любого учителя. Начинать писать эссе стоит уже с 7 класса. Данная публикация содержит оригинальные и не...